Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Схемы логопедического обследования детей

Submitted by Татьяна Алексеевна Белухина on пн, 14/01/2013 - 14:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Белухина Татьяна Алексеевна
Место работы, должность: 

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №237

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> В данном ресурсе представлены схемы логопедического обследования по возрастным периодам. Схемы были составлены наоснове методик и схем предложенных Г.А.Волковой, Н.В. Нищевой.&nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

 

Схема логопедического обследования детей (2 года)

 

I.Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

•   губы (тонкие, толстые, расщелина, шрамы)

•   зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)

•   прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус)

•   твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

•   мягкое небо (укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное)

•   язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический»)

•   подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная)

II. Состояние речевой моторики.

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию логопеду):

надуть щеки («толстячок»);

показать, как ты ешь лимон («кисло»);

 показать, как ты ешь мороженое (сладко).

2. Состояние артикуляционной моторики (проверяется по подражанию логопеду): широко улыбнуться («улыбка»);

сделать губки «хоботком», как у слоника;

показать широкий язычок («лопата»);

показать узкий язычок («иголочка»);

положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю («качели»);

подвигать язычком влево - вправо («часики»);

пощелкать языком,  движения мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть).

III. Исследование импрессивной речи.

1. Пассивный словарь

•  понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, картинки, части тела: стол, стул, окно, голова, рука, нос, уши, глаза)

•  понимание действий (показать по картинкам, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)

•  выполнение поручений по словесной инструкции (принести машинку, показать машинку, поставить машинку на стол, положить машинку в коробку)

2. Понимание различных грамматических форм

•  понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать называемые логопедом предметы или картинки:  стол-столы; мяч-мячи; кот-коты; дом-дома; чашка-чашки; гриб-грибы)

•   понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы или картинки: дом-домик; стул-стульчик; кукла-куколка; мяч-мячик)

•   различение форм единственного и множественного числа глаголов (показать по картинкам: собака сидит - собаки сидят; машина едет - машины едут; мальчик плывёт - мальчики плывут)

IV. Исследование экспрессивной речи.

Характер экспрессивной речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

1. Активный словарь

•   существительные (назвать по три-четыре картинки или предмета

по следующим лексическим темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, животные)

•   глаголы (назвать действия по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьёт, гуляет)

2. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи)

•   употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (назвать по картинкам или предметам: стол-столы; мяч-мячи; кукла-куклы; рука-руки, гриб-грибы)

• употребление имён существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам: У машины нет чего? - Колеса. У стола нет чего? - Ножки (Палки). Это хвост кого? - Лисы. Это машинка кого? - Мальчика.)

•   употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам: вижу дом, вижу машину, вижу куклу)

•    употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам или предметам: дом-домик, стул-стульчик, чашка-чашечка, стол-столик, мяч-мячик)

•    употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (назвать по картинкам: кот спит - коты спят, птичка летит - птички летят, мальчик играет - мальчики играют)

3. Исследование фонетической стороны речи

■ Состояние имитационной стороны речи (повторить за логопедом, с опорой на картинки):

•   А-А-А! (плачет девочка)

•    О-О-О! (рычит медведь)

•   У-У-У! (гудит поезд)

•   И-И-И! (ржет лошадка)

•   УА! (плачет малыш)

•   АУ! (кричат дети)

•   МЯУ! (мяукает кошка)

•   АВ! (лает собака)

•   ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок)

•   КО-КО-КО! (кудахчет курица)

•   ГА-ГА-ГА! (кричат гуси)

■ Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения) в речевом потоке

Гласные [а], [у], [о], [и], [э]

Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’]

[в], [ф], [в’], [ф’]

[д], [т], [н], [д’], [т’], [н’]

[г], [к], [х], [г’], [к’], [х’]

[й]

[с], [з], [ц], [с’], [з’]

[ш], [ж], [ч], [щ]

[л], [л’], [р], [р]

■ Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи)

• темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

• ритм (нормальный, дизритмия)

• паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)

• употребление разных видов интонации

•  дикция (отчётливая, смазанная, нечёткая)


Схема логопедического обследования детей (3 года)

 

I.Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

•   губы (тонкие, толстые, расщелина, шрамы)

•   зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)

•   прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус)

•   твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

•   мягкое небо (укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное)

•   язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический»)

•   подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная)

II. Состояние речевой моторики.

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию логопеду):

надуть щеки («толстячок»);

показать, как ты ешь лимон («кисло»);

 показать, как ты ешь мороженое (сладко).

2. Состояние артикуляционной моторики (проверяется по подражанию логопеду): широко улыбнуться («улыбка»);

сделать губки «хоботком», как у слоника;

показать широкий язычок («лопата»);

показать узкий язычок («иголочка»);

положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю («качели»);

подвигать язычком влево - вправо («часики»);

пощелкать языком,  движения мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть).

III. Исследование импрессивной речи.

1. Пассивный словарь

•   понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, картинки, части тела: стол, стул, окно, голова, рука, нос, уши, глаза)

•  понимание обобщающих слов

(выбрать предметы или картинки по предложенным темам: игрушки, посуда, одежда)

• понимание действий (показать по картинкам, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)

• выполнение поручений по словесной инструкции (принести машинку, показать машинку, поставить машинку на стол, положить машинку в коробку) 

2. Понимание различных грамматических форм

•  понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать называемые логопедом предметы или картинки:  стол-столы; мяч-мячи; кот-коты; дом-дома; чашка-чашки; гриб-грибы)

•   понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы или картинки: дом-домик; стул-стульчик; кукла-куколка; мяч-мячик)

•   понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за (выполнить действие или показать по картинке)

•   различение форм единственного и множественного числа глаголов (показать по картинкам: собака сидит - собаки сидят; машина едет -  машины едут; мальчик плывёт - мальчики плывут)

IV. Исследование экспрессивной речи.

Характер экспрессивной речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)

1. Активный словарь

•   существительные (назвать по три-четыре картинки или предмета по следующим лексическим темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, животные)

•   глаголы (назвать действия по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьёт, гуляет)

•   прилагательные (назвать по картинкам или предметам цвет, величину, вкус и другие качества предметов: красный, синий, зелёный, жёлтый, большой, маленький, кислый)

2. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи)

•   употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (назвать по картинкам или предметам: стол-столы; мяч-мячи; кукла-куклы; рука-руки, гриб-грибы)

• употребление имён существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам: У машины нет чего? - Колеса. У стола нет чего? - Ножки (Палки). Это хвост кого? - Лисы. Это машинка кого? - Мальчика.)

•   употребление имен существительных в винительном падеже

единственного числа без предлога (назвать по картинкам: вижу дом, вижу машину, вижу куклу)

•    употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам или предметам: дом-домик, стул-стульчик, чашка-чашечка, стол-столик, мяч-мячик)

•    употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (назвать по картинкам: кот спит - коты спят, птичка летит - птички летят, мальчик играет - мальчики играют)

•   согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать по картинкам или предметам: красный мяч, красная лампа, синий автобус, синяя сумка)

•   употребление предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у (по картинкам или по демонстрации действий с предметами)

3. Исследование фонетической стороны речи

■ Состояние имитационной стороны речи (повторить за логопедом, с опорой на картинки):

•   А-А-А! (плачет девочка)

•    О-О-О! (рычит медведь)

•   У-У-У! (гудит поезд)

•   И-И-И! (ржет лошадка)

•   УА! (плачет малыш)

•   АУ! (кричат дети)

•   МЯУ! (мяукает кошка)

•   АВ! (лает собака)

•   ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок)

•   КО-КО-КО! (кудахчет курица)

•   ГА-ГА-ГА! (кричат гуси)

■ Исследование звуко-слоговой структуры слов

Повторить за логопедом с опорой на наглядность:

•   односложные слова (дом, кот, дуб, бык, мак)

•   двусложные слова (вода, нога, вата, Дима)

•   трехсложные слова (вагоны, бананы, батоны, панама)

■ Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения) в речевом потоке

Гласные [а], [у], [о], [и], [э]

Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’]

[в], [ф], [в’], [ф’]

[д], [т], [н], [д’], [т’], [н’]

[г], [к], [х], [г’], [к’], [х’]

[й]

[с], [з], [ц], [с’], [з’]

[ш], [ж], [ч], [щ]

[л], [л’], [р], [р]

■ Состояние дыхательной и голосовой функции

•   тип физиологического дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)

•  объем дыхания (достаточный, недостаточный)

•  продолжительность речевого выдоха

•  голос (гнусавый, тихий, чрезмерно громкий, монотонный, нормальный)

■ Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи)

• темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

• ритм (нормальный, дизритмия)

• паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)

• употребление разных видов интонации

•  дикция (отчётливая, смазанная, нечёткая)

4. Исследование фонематических функций

■ Слуховая дифференциация звуков

(показать на картинках или предметах называемые логопедом предметы: стол-стул, коса-коза, миска-мишка, бочка-дочка, мишка-мышка)

■ Состояние фонематического анализа

( показать собачку, услышав звук [р] в слове дом, рак, вода, рыба, банка, труба)

 


Схема логопедического обследования детей  (4 года)

I.Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутст­вие зубов, двойной ряд зубов)

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый пе­редний, перекрестный)

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщели­на, укороченное, субмукозная щель)

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсут­ствие маленького язычка)

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «геогра­фический», гипертрофия корня языка)

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)

II. Речевая моторика.

1. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсут­ствие движений, точность выполнения, активность, мышеч­ный тонус, темп, наличие синкинезий, наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок):

закрыть правый глаз, левый глаз,

поднять брови,

на­хмурить брови,

наморщить нос,

надуть щеки.

2. Состояние артикуляционной моторики (наличие или от­сутствие движений, тонус, объем, способность к переключе­нию, замены, наличие синкинезий, тремор, обильная саливация, от­клонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений).

•   Движения нижней челюсти:

открыть и закрыть рот

•   Движения губ:

растянуть губы в «улыбку»,

вытянуть губы вперед «трубочкой».

•   Движения языка:

показать широкий язычок — «лопаточка»,

показать узкий язычок — «иголочка»,

положить язычок сначала на верхнюю губу, потом — на нижнюю — «качели»,

коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого — «часики»,

«пощёлкать кончиком языка»,

«горка».

•   Движения мягкого нёба:

широко открыть рот и зевнуть,

произнести звук [а] при широко открыто рте.

III. Исследование состояния импрессивной речи.

1. Пассивный словарь.

• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов)

• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда).

•    Понимание действий (показать по предложенным картин­кам:девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует).

•    Понимание признаков (показать по предложенным кар­тинкам: большая  чашка,   маленькая  чашка;  красный  шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кис­лый лимон; круглый торт, квадратный торт).

2. Понимание грамматических форм.

•   Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: дом — дома, кот — коты,  кукла — куклы, дерево—деревья, ведро — ведра).

•    Понимание предложно-падежных конструкций с предло­гами:  в, на, у, под, за.

•   Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов су­ществительных(стол — столик,

кукла—куколка, ведро — ведероч­ко).

•  Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов

(показать по предложенным картинкам:кошка сидит — кошки сидят, мальчик идет — мальчики идут).

•   Дифференциация  глаголов  с  различными   приставками (показать по предложенным картинкам: мальчик наливает воду в стакан, выливает воду из стакана, поливает цветы из лейки).

3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

• Понимание предложений (показать по предложенным картинкам: Мальчик поздравляет девочку.Девочка поздравляет мальчика.).

• Понимание текста:

сказка «Репка»

IV. Исследование состояния экспрессивной речи.

Характер экспрессивной речи (однословная, фразовая, связная)

1. Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

•   Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:

игрушки, посуда, одежда, обувь

•   Назвать части тела и части предметов (по картинам):

Ноги                спинка стула

руки                сиденье стула

голова             ножки стула

глаза                кузов машины

уши                 колеса машины

•    Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке: игрушки, одежда, обувь, посуда.

ГЛАГОЛЫ.

Название действий по картинкам или по демонстрации (ест, спит, играют, летит, плавают, едут, умывается, моет, шьёт).

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

•  Подбор определений к словам (помидор какой? лиса какая? лимон какой? конфета какая?)

•  Назвать предъявленные цвета:

Красный

Синий

Зеленый

Желтый

Белый

Черный

2. Состояние грамматического строя речи.

•   Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии или по картинкам):

стол — столы     

рука

кот

дом                      

кукла

окно

слон

•    Употребление имен существительных в косвенных паде­жах (по картинкам).

•    Согласование прилагательных с существительными един­ственного числа (назвать по картинкам).

•    Употребление предложно-падежных конструкций с предлогамина, в, у, под, за

•   Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

Два кота

Пять котов

Две машины

Пять машин

•  Образование   существительных  с  уменьшительно-ласка­тельными суффиксами (по картинкам):

стол — столик       чашка — чашечка

сумка — сумочка  ведро — ведерочко

•   Образование названий детенышей животных:

у кошки — котенок     у лисы

у утки                            у слонихи

у гуся

3. Состояние связной речи.

• Беседа

• Пересказ текста из нескольких предложений:

Котёнок

У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котёнка молоком. Котёнок любил играть с Катей.

4. Исследование фонетической стороны речи.

•   Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность): кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.

•   Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены зву­ков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков: изолированно, в словах, в предложениях):

Гласные [а], [у], [о], [и], [э]

Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’]

[в], [ф], [в’], [ф’]

[д], [т], [н], [д’], [т’], [н’]

[г], [к], [х], [г’], [к’], [х’]

[й]

[с], [з], [ц], [с’], [з’]

[ш], [ж], [ч], [щ]

[л], [л’], [р], [р]

5. Состояние дыхательной и голосовой функций.

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, грудное,  диафрагмальное, брюшное, смешанное)

• Объем дыхания (достаточный, недостаточный)

• Продолжительность речевого выдоха (2-3 слова на выдохе)

• Голос (гнусавый, тихий, чрезмерно громкий, монотонный, нормальный)


6. Особенности динамической стороны речи.

•  Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

•  Ритм (нормальный, дизритмия)

•  Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)

•  Употребление основных видов интонации

•  Дикция (отчётливая, смазанная, нечёткая)

7. Состояние фонематических процессов.

•   Дифференциация оппозиционных звуков, не смешивае­мых в произношении (показать по картинкам):

кот - кит               уточка - удочка

мишка-мышка     бочка-почка

трава-дрова

•   Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

коса - коза            мишка - миска

крыса - крыша     малина - Марина

• Выделение заданного звука среди других звуков:

хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш] (шипит змея): [а], [р], [о], [ш], [л], [ш], [у], [д], [ш]

•  Выделение заданного звука в слове:

 По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание телёнка) или звук [р] (моторчик, рычание собаки) в словах (хлопнуть в ладоши, поднять руку): мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

•   Повторение слогов с оппозиционными звуками:

ба-па

па-ба

га-ка

ка-га

да-та

та-да

ма-ба

ба-ма

ва-ка

ка-ва

ня-на

на-ня

та-на

на-та


 

Схема логопедического обследования детей (5 лет)

 

I.Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутст­вие зубов, двойной ряд зубов)

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый пе­редний, перекрестный)

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщели­на, укороченное, субмукозная щель)

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсут­ствие маленького язычка)

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «геогра­фический», гипертрофия корня языка)

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)

II. Речевая моторика.

1. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсут­ствие движений, точность выполнения, активность, мышеч­ный тонус, темп, наличие синкинезий, наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок):

закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, на­хмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос).

2. Состояние артикуляционной моторики (наличие или от­сутствие движений, тонус, объем, способность к переключе­нию, замены, наличие синкинезий, тремор, обильная саливация,

от­клонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений)

•   Движения нижней челюсти:

открыть и закрыть рот,

открыть и закрыть рот,

пре­одолевая сопротивление кулаков.

•   Движения губ:

растянуть губы в «улыбку»,

вытянуть губы вперед «тру­бочкой»,

чередовать выполнение указанных упражнений.

•   Движения языка:

показать широкий язычок — «лопату»,

показать узкий язычок — «иголочка»,

чередовать выполнение указанных упраж­нений,

положить язычок сначала на верхнюю губу, потом — на нижнюю, также за зубы — «качели»,

коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого — «часики»,

«пощёлкать кончиком языка»,

«горка»

•   Движения мягкого нёба:

широко открыть рот и зевнуть,

произнести звук [а] при широко открыто рте.

III. Исследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь.

• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов).

• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрук­ты).

•  Понимание действий (показать по предложенным картин­кам:  птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыга­ет, змея ползет).

•    Понимание признаков (показать по предложенным кар­тинкам: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное пе­ченье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькоелекарство, сладкое варенье).

2. Понимание грамматических форм.

•   Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна).

•    Понимание предложно-падежных конструкций с предло­гами: в, на, у, под, за, по.

•   Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов су­ществительных(носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошеч­ко).

•  Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов

(показать по предложенным картинкам: птица летит — птицы летят, машина едет — маши­ны едут).

•   Дифференциация  глаголов  с  различными   приставками

(показать по предложенным картинкам: мальчик выходит из дома — мальчик входит в дом, мальчик наливает воду в стакан, выливает воду из стакана, поливает цветы из лейки).

3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

• Понимание предложений (Собака бежит за мальчиком.  Мальчик бежит за соба­кой).

• Понимание текста:

сказка «Колобок»

IV. Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи (однословная, фразовая, связная)

1. Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

•   Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:

игрушки,  посуда, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, птиц.

•   Назвать части тела и части предметов (по картинам):

Ноги                спинка стула

руки                сиденье стула

голова             ножки стула

глаза                кузов машины

уши                 колеса машины

Нос                  кабина машины

рот                   руль

шея                  рукав

живот              воротник

грудь               пуговица

У чайника:

ручка

носик

крышка

донышко

•    Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке

(игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрук­ты).

•   Объяснение значений слов (подоконник, холодильник, каблук, манжет, пылесос, виноград).

• Кто где живет?  (лиса, медведь, белка, собака)

ГЛАГОЛЫ.

• Название действий по картинкам или по демонстрации (ест, спит, играет, летает, плавает, едет, умывается, моет, шьёт, варит, жарит, печёт).

• Кто как передвигается?(птица, рыба, змея, лягушка, человек).

• Кто как подаёт голос?(кошка, собака, корова, петух, лягушка, утка, свинья).

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

•  Подбор определений к словам (помидор какой? лиса какая? лимон какой? конфета какая? волк какой?).

•  Назвать предъявленные цвета:

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Белый

Черный

•   Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на кар­тинки): круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.

2. Состояние грамматического строя речи.

•   Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

Стол — столы

Кот

Дом

Кукла

Рука

Окно

Рот

Лев

Река

Ухо

Кольцо

•    Употребление имен существительных в косвенных паде­жах (по картинкам).

•    Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам: шаров, столов, домов, ключей, берёз, ложек, окон, чашек, книг, окон, деревьев, листьев, стульев, мячей).

•    Согласование прилагательных с существительными един­ственного числа (назвать по картинкам).

•    Употребление предложно-падежных конструкций  на, в, у, за, под, по.

•    Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

Два кота

Пять котов

Две машины

Пять машин

Два мяча

Пять мячей

Две розы

Пять роз

Два окна

Пять окон

•   Образование   существительных  с  уменьшительно-ласка­тельными суффиксами (по картинкам):

Стол — столик

Чашка — чашечка

Сумка — сумочка

Ведро — ведерочко

Забор — заборчик

Носок — носочек

Лента — ленточка

Окно — окошечко

•   Образование названий детенышей животных:

У кошки — котенок

У лисы

У утки

У слонихи

У гуся

У зайчихи

У волчицы

У белки

У козы

3. Состояние связной речи.

•    Беседа

•    Пересказ текста из нескольких предложений:

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удоч­ку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

4. Исследование фонетической стороны речи.

•   Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):

Самолет

Скворец

Фотограф

Микстура

Парашютист

Погремушка

Сестренка развешивает простыни.

В универсаме продают продукты.

Парашютисты готовятся к прыжку.

•   Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены зву­ков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков:изолированно, в словах, в предложениях):

Гласные [а], [у], [о], [и], [э]

Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’]

[в], [ф], [в’], [ф’]

[д], [т], [н], [д’], [т’], [н’]

[г], [к], [х], [г’], [к’], [х’]

[й]

[с], [з], [ц], [с’], [з’]

[ш], [ж], [ч], [щ]

[л], [л’], [р], [р]

 

5. Состояние дыхательной и голосовой функций.

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, грудное,  диафрагмальное, брюшное, смешанное)

• Объем дыхания (достаточный, недостаточный)

• Продолжительность речевого выдоха (2-3 слова на выдохе)

• Голос (гнусавый, тихий, чрезмерно громкий, монотонный, нормальный)

6. Особенности динамической стороны речи.

•  Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

•  Ритм (нормальный, дизритмия)

•  Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)

•  Употребление основных видов интонации

•  Дикция (отчётливая, смазанная, нечёткая)

7. Состояние фонематических процессов.

•   Дифференциация оппозиционных звуков, не смешивае­мых в произношении (показать по картинкам):

мышка — мишка

почка — бочка

уточка — удочка

трава—дрова

•   Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

коса — коза

мишка — миска

малина — Марина

речка — редька

цвет — свет

челка — щелка

рейка — лейка

• Выделение заданного звука среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш] (шипит змея): [а], [р], [о], [ш], [л], [ш], [у], [д], [ш]

•  Выделение заданного звука в слове:

 По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание телёнка) или звук [р] (моторчик, рычание собаки) в словах (хлопнуть в ладоши, поднять руку): мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

•   Повторение слогов с оппозиционными звуками:

ба-па

па-ба

га-ка

ка-га

да-та

та-да

ма-ба

ба-ма

ва-ка

ка-ва

ня-на

на-ня

та-на

на-та

ба-па-ба

па-ба-па

да-та-да

та-да-та

га-ка-га

ка-га-ка

за-са-за

са-за-са

та-тя-та

тя-та-тя

•   Выделение начального ударного гласного из слов:

астра  

арка

осень

озеро

улей

уши

иглы

искры


                 Схема логопедического обследования детей (6 лет)

 

I.Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутст­вие зубов, двойной ряд зубов)

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый пе­редний, перекрестный)

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщели­на, укороченное, субмукозная щель)

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсут­ствие маленького язычка)

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «геогра­фический», гипертрофия корня языка)

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)

II. Речевая моторика.

1. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсут­ствие движений, точность выполнения, активность, мышеч­ный тонус, темп, наличие синкинезий, наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок):

закрыть правый глаз, левый глаз,

прищурить глаза,

нахмурить брови,

поднять брови,

надуть правую щеку, левую щеку,

втянуть правую щеку, левую щеку.

2. Состояние артикуляционной моторики (наличие или от­сутствие движений, тонус, объем, способность к переключе­нию, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация,

от­клонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений).

•   Движения нижней челюсти:

открыть и закрыть рот,

открыть и закрыть рот,

преодо­левая сопротивление кулаков,

подвигать нижней челюстью вправо-влево.

•   Движения губ:

растянуть губы в «улыбку»,

вытянуть губы вперед «тру­бочкой»,

чередовать выполнение указанных упражнений,

под­нять верхнюю губу, обнажив верхние зубы,

опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

•   Движения языка:

показать широкий язычок — «лопату»,

показать узкий язычок — «иголочка»,

чередовать выполнение указанных упраж­нений,

положить язычок сначала на верхнюю губу, потом — на нижнюю, также за зубы — «качели»,

коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого — «часики»,

«пощёлкать кончиком языка»,

«вкусное варенье»,

«горка».

•   Движения мягкого нёба

широко открыть рот и зевнуть,

произнести звук [а] при широко открыто рте.

III. Исследование состояния импрессивной речи.

1. Пассивный словарь.

• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов).

• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрук­ты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, ди­кие звери, транспорт).

•    Понимание действий (показать по предложенным картин­кам:строитель строит, уборщица убирает, продавец прода­ет, покупатель покупает).

•    Понимание признаков (показать по предложенным кар­тинкам: прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; мо­лодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом).

2. Понимание грамматических форм.

•   Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши).

•    Понимание предложно-падежных конструкций с предло­гами  в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под.

•   Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов су­ществительных (нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — оде­яльце).

•  Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам: мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят).

•   Дифференциация  глаголов  с  различными   приставками (показать по предложенным картинкам: мальчик выходит из дома, мальчик входит в дом, мальчик переходит дорогу, мальчик подходит к дому, мама шьёт, мама вышивает, мама пришивает).

3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

•   Понимание предложений (показать по предложенным кар­тинкам: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился).

•    Понимание текста:

сказка «Теремок»

IV. Исследование состояния экспрессивной речи.

Характер экспрессивной речи (однословная, фразовая, связная)

1. Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

•   Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам

(игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, птицы,ягоды, насекомые, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, ди­кие звери, транспорт).

•   Назвать части тела и части предметов (по картинам):

Ноги                спинка стула

руки                сиденье стула

голова             ножки стула

глаза                кузов машины

уши                 колеса машины

Нос                  кабина машины

рот                   руль

локоть             фары

шея                 мотор

живот

грудь

ладонь                 

висок

затылок                

рукав              

пуговица

воротник         

манжеты

петля для пуговицы

У чайника:

ручка

носик

крышка

донышко

•    Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке

(игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, птицы,ягоды, насекомые, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, ди­кие звери, транспорт).

•   Объяснение значений слов (подоконник, холодильник, каблук, манжет, пылесос, виноград).

кто где живет? (лиса, медведь, белка, волк, собака, корова, лошадь, курица).

ГЛАГОЛЫ.

• Название действий по картинкам или по демонстрации (ест, спит, играет, летает, плавает, едет, умывается, моет, шьёт, варит, жарит, печёт, светит, льёт, сверкает).

• Кто как передвигается?(птица, рыба, змея, лягушка, человек, кузнечик, комар).

• Кто как подаёт голос?(кошка, собака, корова, петух, лягушка, утка, свинья, ворона, кукушка, волк, лошадь, овца).

• Называние профессиональных действий (учитель, продавец, маляр, швея, повар, врач).

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

•  Подбор определений к словам (помидор какой? лиса какая? лимон какой? конфета какая? волк какой? море какое? цветок какой?).

•  Назвать предъявленные цвета:

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой  

Синий

Фиолетовый

Розовый

Белый

Черный

Серый

Коричневый

•   Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на кар­тинки: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный).

Подобрать антонимы (слова «наоборот»)

Большой

длинный

высокий

широкий

друг             

добро

горе             

горячий

легкий         

давать          

входит

смеётся

поднимать

покупать

2. Состояние грамматического строя речи.

•   Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии или картинкам):

Стол — столы

Кот

Дом

Кукла

Рука

Окно

Рот

Лев

Река

Ухо

Кольцо

Глаз

Лист

Стул

Дерево

Пень

Воробей

•    Употребление имен существительных в косвенных паде­жах (по картинкам).

•    Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам: шаров, столов, домов, ключей, берёз, ложек, окон, чашек, книг, окон, деревьев, листьев, стульев, мячей, карандашей, листьев, книг, вилок, вёдер).

•    Согласование прилагательных с существительными един­ственного числа (назвать по картинкам).

•    Употребление предложно-падежных конструкций  на ,в, у, за, под, по, над, из, с, перед, около, из-под, из-за.

•    Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

Два кота

Пять котов

Две машины

Пять машин

Два мяча

Пять мячей

Две розы

Пять роз

Два окна

Пять окон

Два пня

Пять пней

Два воробья

Пять воробьев

Две шали

Пять шалей

Два ведра

Пять ведер

•   Образование   существительных  с  уменьшительно-ласка­тельными суффиксами (по картинкам):

Стол — столик

Чашка — чашечка

Сумка — сумочка

Ведро — ведерочко

Забор — заборчик

Носок — носочек

Лента — ленточка

Окно — окошечко

Палец — пальчик

Изба — избушка

Крыльцо — крылечко

Кресло — креслице

•   Образование названий детенышей животных:

У кошки — котенок

У лисы

У утки

У слонихи

У гуся

У зайчихи

У волчицы

У белки

У козы

У медведицы

У бобрихи

У барсучихи

У собаки

У коровы

•    Образование относительных прилагательных:                                                                                          

Стол из дерева (какой?) — деревянный

Стакан из стекла (какой?)

Крыша из соломы (какая?)

Стена из кирпича (какая?)

Шапка из меха (какая?)

Носки из шерсти (какие?)

Сапоги из резины (какие?)

Крепость из снега (какая?)

Лопатка из металла (какая?)

Сок из яблок (какой?)

Сок из апельсина (какой?)

•    Образование притяжательных прилагательных:

Очки бабушки (чьи?) — бабушкины

Туфли мамы (чьи?)

Усы кошки (чьи?)

Хвост лисы (чей?)

Берлога медведя (чья?)

Гребень петуха (чей?)

Лапы волка (чьи?)

•    Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам:

Мальчик выходит из дома

Мальчик отходит от дома

Мальчик подходит к дому

Мальчик переходит улицу

Мальчик обходит лужу

Мальчик входит в дом)

•    Образование глаголов совершенного вида (составить пред­ложения по картинкам):

Девочка рисует бабочку

Девочка нарисовала бабочку

Мальчик красит самолет

Мальчик покрасил самолет

3. Состояние связной речи.

•    Беседа

•    Пересказ текста из нескольких предложений.

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удоч­ку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

•   Составление рассказа по серии картинок

4. Исследование фонетической стороны речи.

•   Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом):

Тротуар

Градусник

Фотоаппарат

Экскаватор

Виолончелист

Регулировщик

Виолончелист укладывает инструмент в футляр.

Регулировщик руководит движением на перекрестке.

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

•   Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены зву­ков, возможные искажения: изолированно, в словах, в предложениях):

Гласные [а], [у], [о], [и], [э]

Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’]

[в], [ф], [в’], [ф’]

[д], [т], [н], [д’], [т’], [н’]

[г], [к], [х], [г’], [к’], [х’]

[й]

[с], [з], [ц], [с’], [з’]

[ш], [ж], [ч], [щ]

[л], [л’], [р], [р]

5. Состояние дыхательной и голосовой функций.

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

• Объем дыхания (достаточный, недостаточный)

• Продолжительность речевого выдоха (3-5 слов на выдохе)

• Голос (гнусавый, тихий, чрезмерно громкий, монотонный, нормальный)

6. Особенности динамической стороны речи.

•  Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

•  Ритм (нормальный, дизритмия)

•  Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)

•  Употребление основных видов интонации

•  Дикция (отчётливая, смазанная, нечёткая)

7. Состояние фонематических процессов

Состояние фонематического восприятия

•   Дифференциация оппозиционных звуков, не смешивае­мых в произношении (показать по картинкам):

уточка — удочка

мышка — мишка

почка — бочка

мышка — мишка

сова — софа

трава—дрова

•   Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

коса — коза

мишка — миска

малина — Марина

речка — редька

цвет — свет

челка — щелка

рейка — лейка

лук — люк

марка — майка

ель — гель

плач — плащ

•   Повторение слогов с оппозиционными звуками:

ба-па

па-ба

га-ка

ка-га

да-та

та-да

ма-ба

ба-ма

ва-ка

ка-ва

ня-на

на-ня

та-на

на-та

ба-па-ба

па-ба-па

да-та-да

та-да-та

га-ка-га

ка-га-ка

за-са-за

са-за-са

та-тя-та

тя-та-тя

са-ша-са

ша-са-ша

жа-ша-жа

ша-жа-ша

са-ца-са

ца-са-ца

ча-тя-ча

тя-ча-тя

ла-ля-ла

ля-ла-ля

Состояние  фонематического анализа

• Выделение заданного звука среди других звуков:

хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш] (шипит змея): [а], [р], [о], [ш], [л], [ш], [у], [д], [ш]

•  Выделение заданного звука в слове:

 По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание телёнка) или звук [р] (моторчик, рычание собаки) в словах (хлопнуть в ладоши, поднять руку): мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

•   Выделение начального ударного гласного из слов:

астра  

арка

осень

озеро

улей

уши

иглы

искры

•  Выделение безударного гласного звука в начале слова:

автобус

иголка

улитка

•  Выделение начального согласного из слов:

мост

банка

пол

тапки

дом

нос

вода  

фартук

кот

год

хлеб

шапка

сок

рыба

пила

кит

• Выделение ударного гласного звука в конце слова:

рука

труба

окно

иду

грибы

• Выделение безударного гласного звука в конце слова:

лапа

Ира

окна

Аня

книги

столы

•   Выделение конечного согласного из слов:

кот

суп

сом

лимон

мох                                     

сок

• Определение места звука в слове (в начале, середине, конце слова: звук [с] в слове сад, фокус, оса, нос, сани).

•    Определение последовательности и количества звуков в слове:

кот

вата

дом

дубы

бык

дом

вата

банан

Состояние фонематического синтеза

• Составление слов из звуков, данных в ненарушенной последовательности:

[с], [а], [д]; [р], [у], [к], [а]; [п], [о], [ч], [к], [а]

• Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности:

[м], [о], [с]; [о], [л], [б]; [у], [ш], [а], [б]; [а], [м], [р], [к], [а]

Состояние фонематических представлений                                                       

• Придумывание слов на заданный звук

• Отобрать картинки с заданным звуком


 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн