Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Художественная культура ислама.

Submitted by Нина Ивановна Сафина on Sat, 19/01/2013 - 11:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сафина Нина Ивановна
Место работы, должность: 
МБОУ "Параньгинская СОШ",учитель русского языка и литературы, МХК
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 

Познакомить учащихся с художественными традициями, характерными особенностями архитектуры, скульптуры, расширять знания учащихся о художественной культуре исламского востока, воспитывать уважительное отношение к традициям, обрядам, национальной культуре других народов

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

"Мировая художественная культура", 10 класс.(автор А.И. Данилова)

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор

Используемые ЦОР: 

Презентация "Художественная культура ислама"

Краткое описание: 
Знакомство с культурой арабского востока.

План урока.

  1. организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Изучение нового материала.
    • Шедевры исламской архитектуры
    • Изобразительное искусство
    • Музыка ислама
    • Литература Арабского Востока
  4. Закрепление
  5. Домашнее задание.

 

Ход урока.

 

    1Организационный момент  (слайд №1

  1. Проверка д.з. (слайд №2
    • Самый знаменитый из готических соборов, воспетый Виктором Гюго (Собор Парижской богоматери ) - 5
    • Одни сравнивают этот храм с парусом, уносящим в даль по безбрежным волнам времени. Другие уподобляют церковь милой девушке в подвенечном наряде или белой лебеди, голубке. (Храм Покрова Богородице, Храм Покрова на Нерли)-1
    • Построил эту церковь мастер Нестор. Окончив работу, последний раз взмахнул       топором, он отошел подальше, на берег озера, и оттуда долго смотрел на храм, потом бросил топор в воду.  (Преображенская церковь в Кижах) – 2
    • Данной архитектуре присущи стремление к завершенности, строгости и простоте, отсутствие украшений. (романский стиль  )- 4
    • Некоторое отклонение от строгой фронтальности, цент тяжести перенесен на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность. (скульптура готическогостиля.) -3
    • Фигуры, лишенные материальности, их объемность почти не передана, пропорции произвольны, одеяния ниспадают складками. (скульптура романского стиля) – иллюстрации нет

 

3.(слайд №3)  Культура Востока. Самобытная культура народов Востока – ярчайшая и незабываемая страница в  истории мировых цивилизаций.

   Изучение культуры Востока началось сравнительно недавно, в конце 19 века. На уроках мы познакомимся с наиболее интересными её центрами (Индией, Китаем,  Японией и Арабским Востоком), оставившими заметный след в мировом искусстве.

 

   В 17 в. на огромной территории от Испании до Индии возникло мощное государство – Арабский халифат. Тогда же закладываются основы ислама – одной из мировых религий наряду с христианством и буддизмом.

  Слово «ислам» переводится с арабского как «покорность», «подчинение».

Основателем ислама стал арабский купец из племени курейш Мухаммед, объявивший себя в 610 году пророком единого и всемогущего бога Аллаха.

  Рассмотрим наиболее характерные достижения культуры народов Арабского Востока и, как всегда, начнем с архитектуры.

  Шедевры исламской архитектуры. (слайд №4)

  Архитектура ислама унаследовала многие  достижения древнейших цивилизаций:

- из Месопотамии – кирпичную кладку и поливные изразцы;

- из Египта - колонные залы;

-из Византии – искусство мраморной облицовки и мозаику.

Здесь были разработаны новые типы зданий: (слайд № 5)

  1. мечети (место для совершения земных поклонов)
  2. минареты (башни) медресе (духовные школы)  
  3. медресе (духовные школы – семинарии)
  4. мавзолеи (погребальные усыпальницы)
  5. дворцы и караван-сараи (постоялые дворы)
  6. крытые рынки

Мечеть. Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы.

 

Соборная мечеть Кордовы  ( слайд №6)

Соборная мечеть Кордовы, которая была заложена еще в 785 году, занимает особое место среди архитектурных достопримечательностей города. Основное время постройки мечети – X в. Все сооружение занимает огромную площадь: 23.400 кв.м, небольшая часть отведена под двор, где у фонтанов прихожане совершали омовение. Вся архитектура мечети подчиняется жесткой математической логике. Здание было построено не только с учетом принципов, сложившихся в культовом зодчестве Ближнего Востока, но и с учетом особенностей подручного строительного материала.

Соборная мечеть Кордовы  (слайд №7)– особенный памятник в традиционном зодчестве Ближнего Востока, влияние которого распространилось и на Испанию. Для здания характерно отсутствие центральной оси, которая обозначает главный неф. Отсутствие центральной оси отразилось и на фасаде здания. Снаружи соборная мечеть Кордовы имеет несколько равных по значению входов-порталов.

Мечеть характеризуется обилием колонн. Всего их в этом сооружении использовано 1293 штуки. Колонны свозились сюда из разрушенных римских построек со всей Испании, а еще 114 штук были доставлены из Византии. Обилие колонн создает в мечети ощущение бесконечности пространства, что будит в посетителях особенные эмоции. Колонны в Соборной мечети Кордовы сделаны из разноцветного мрамора, гранита, яшмы и порфиры. Здесь они как бы вырастают из земли, словно ветви деревьев переплетаются между собой, образуют полуциркульные и подковообразные арки. Арки созданы из кирпичей белого и красного цвета, а своды образуют восьмиугольные звезды. Посетитель, оказавшись под сводами мечети, должен остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие от него во все стороны ряды колонн. В этом главное отличие от византийской базилики, когда расположение колонн точно направляет движение прихожан к святилищу.

Колонный зал соборной мечети Кордовы часто сравнивают с густым лесом. И такая аналогия имеет право на существование. Круглые колонны, не имеющие баз, действительно напоминают собой стволы деревьев, а подковообразные и полуциркульные арки – словно крона сплетенных между собой веток. На пересечении множества колонн и двухъярусных арок, видимых в перспективе можно наблюдать игру светотени на красочных узорах со сложным орнаментальным ритмом. Где-то в глубине зала прихожанин отыщет богато украшенный михраб и максуру – место для халифа.

После яркого солнечного света, которым залиты шумные улицы, человек попадал в полумрак, где величественные колонны освещались светом тысяч серебряных ламп. Он ощущал себя здесь ничтожным червем среди нереальной, фантастической и поистине божественной обстановки. Лес из колонн уходит в темноту, где в глубине едва-едва можно различить мерцание резьбы на затененных стенах. Все это вызывает мысли о бесконечности вселенной и быстротечности суетной мирской жизни. Именно такого ощущения и добивались у прихожан строители соборной мечети Кордовы – оригинального произведения архитектуры, проникнутого неиссякаемой жизненной силой.

   Мечеть Кул –Шариф (слайд №8) – сообщение.

Кул-Шариф - так звали главного священника Казанского ханства, дипломата, богослова и поэта. Погиб он в 1552 году во время взятия Казани Иваном Грозным. Тогда же дотла была сожжена соборная мечеть. В мусульманском мире она была знаменита как центр религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья. Поражала своим великолепием, изяществом и богатой библиотекой.

Но от диковинной мечети, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не осталось камня на камне. Возродить мечеть в середине 90-х годов прошлого века задумал Минтимер Шаймиев.

Архитекторы изначально проектировали Кул-Шариф как главную мечеть Татарстана и татарской диаспоры. Основной ее купол по форме напоминает "казанскую шапку" - корону казанских ханов, которая увезена в Москву после падения Казани и экспонируется в Оружейной палате. Бирюзовые минареты и мраморная отделка снаружи культового здания, по мнению авторов проекта, придают мечети светлый образ.  (слайд №9) Внутреннее убранство - ковры, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны, витражи, лепнина, мозаика и позолота - добавляет храму величия.  

Возводили Кул-Шариф турецкие строители. Люстры для нее сделаны в Чехии, гранит и мрамор привезены с Урала. Более двух тысяч квадратных метров мечети устилают персидские ковры - дар правительства Ирана. И возводили храм всем миром: деньги на его строительство, которое оценивается примерно в 400 миллионов рублей, пожертвовали более 40 тысяч граждан и организаций.

В Казани убеждены, что их мечеть - высочайшая в Европе: высота минаретов мечети Кул-Шариф - 57 метров.

Массовые богослужения в казанской мечети устраивают только по главным праздникам мусульман. В остальное время храм работает как первый в России музей ислама и культурно-просветительский, научный центр. Здесь собрано более двух тысяч экспонатов, самые древние из которых - каменные памятники Х-ХI веков, обнаруженные на территории бывшей Волжской Булгарии.

Минареты (слайд №10)

Минарет аль –Мальвия (слайд №11)

С 8 в. характерным элементом мусульманской архитектуры становится минарет, который возводится рядом с мечетью или строится отдельно. Минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. Мечеть может иметь несколько минаретов, но не больше восьми — их число не должно превышать количество минаретов в Мекке. Под воздействием местных строительных традиций выработались самостоятельные типы мечетей в разных странах. Гигантский минарет аль-Мальвия (высота 50 м) в Ираке стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом ( наклонной плоскостью, заменяющей лестницу) Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъем к верхнему пандусу становится более крутым. С одной стороны обороты пандусы залиты лучами знойного солнца, а с другой погружены в прохладную тень.

 

 

 

 

Медресе Улугбека (Самарканд, Узбекистан , 15 в.) (слайд №12)

 Построенное в 1417 -1470 гг. медресе Улугбека при жизни выдающегося ученого было крупнейшим  научным учебным заведением Средней Азии XV века. Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени. Сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными. Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами. Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.

(слайд №13) Размеры медресе (81х51 м, двор 30х30 м) создавали образ самоутверждающего величия, не уступавший постройкам эпохи Тимура. Медресе имеет прямоугольный план. В сторону площади обращен главный фасад медресе, композицию которого определяет портал, два минарета и отрезки соединяющих их стен, над которыми вздымались купола двух помещений для занятий. Спиралевидный, сокращающийся вверх орнамент подчеркивает стройность минаретов, соразмерность их, усиливает ощущение устремленности ввысь.

 

 

Мавзолеи. Тадж –Махал.(Агра. Индия) (слайд №14,15)

    Величественный, божественный, сияющий, и, несмотря на свою 74-метровую высоту, такой легкий и воздушный, что подобен сказочному сновидению, поднимается в долине реки Ямуны мавзолей Тадж Махал - самое прекрасное архитектурное творение Индии, а, быть может, и всей земли... Высоко в небо устремляются белые мраморные купола - один большой и четыре маленьких, в целомудренных очертаниях которых можно угадать женские формы. Отражаясь в неподвижной глади искусственного канала, Тадж Махал словно парит перед нами, являя собой образец внеземной красоты и совершенной гармонии... Но не только архитектурное совершенство привлекает к Тадж Махалу миллионы путешествующих со всего света. Не меньшее впечатление на сердца людей производит и история его возникновения... История, больше похожая на восточную сказку или легенду, которой позавидовал бы любой поэт...

 

 Легенда (сообщение)(слайд № 16)

Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви мусульманского короля Великих Моголов (не путать с монголами) Шаха Джахана к своей жене - сказочной красавице Мумтаз Махал. Шах Джахан был еще принцем, когда в начале XVII века он женился на девятнадцатилетней девушке. Молодые супруги нежно любили друг друга. Несмотря на то, что у Шаха Джахана, как и у любого восточного правителя, был большой гарем, он был настолько влюблен в свою молодую жену, что не обращал никакого внимания на других женщин. Любимая жена родила своему повелителю восемь сыновей и шесть дочерей. Но... Вскоре после рождения четырнадцатого ребенка красавицы Мумтаз не стало... Земное сердце не выдержало внеземной любви. Горе Шаха Джахана было настолько велико, что он хотел покончить с собой. Жизнь без своей возлюбленной казалась ему лишенной смысла и радости. У смертного ложа супруги король от горя поседел... И вскоре объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка. Позже, в Агре, бывшей в то время столицей Могольской империи, над могилой Мумтаз вознесся мавзолей, который, по замыслу Шаха Джахана, должен стать символом сказочной красоты его усопшей супруги….

 

(слайд № 17)

   Строительство этого грандиозного мавзолея, превосходившего красотой и размерами все остальные, продолжалось более двадцати лет. В работе принимало участие более двадцати тысяч человек, включая лучших зодчих и архитекторов, приглашенных из Персии, Турции, Самарканда, Венеции и самой Индии. Законченное произведение поражает своим совершенством и красотой своих линий и красок... Действительно, это чудо из чудес. На века. Легкий, как утренняя песня, чистый, как горный родник... Высота Тадж Махала вместе с куполом достигает 74 метров. По углам мавзолея поднимаются четыре изящных минарета высотой по 42 метра. Стены Тадж Махала выложены белым  полированным мрамором, сияющим как снег под лучами полуденного солнца. (слайд№18)    Прекрасный своими совершенными формами, Тадж Махал поражает и своими деталями - изящной резьбой, ажурными решетками и драгоценными цветными камушками, сверкающими в белоснежных стенах. Сводчатые переходы украшены арабской вязью, запечатлевшей на камне некоторые из сур Корана. Вокруг Тадж Махала был разбит великолепный декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занявший в общей сложности 18 гектаров. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж Махал расположен в его конце, являясь его венцом. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов... Слева и справа от мавзолея расположены две изящные мечети, выполненные из красного песчанника, своим цветом оттеняющие белизну его стен. Изумрудно-зеленые лужайки и большие яркие цветы дополняют картину, делая ее совершенно волшебной и сказочной. Выверенные и гармоничные линии сада в сочетании с его венцом - мавзолеем, парящим как облако над землей - создали неповторимое по своей красоте произведение искусства... Такое светлое, живое и радостное...

 

 (слайд №19) На другом берегу Ямуны, напротив Тадж Махала, Шах Джахан намеревался возвести еще одну гробницу - для себя. По замыслу, его мавзолей должен был воспроизвести формы Тадж Махала, но был бы сделан не из белого, а из черного мрамора. Оба мавзолея должны были соединяться мостом. Но, увы, грандиозным планам и замыслам Шаха Джахана не суждено было осуществиться... Как часто случается в истории, волею судьбы король в одночасье потерял свою власть. И, некогда великий Шах Джахан, властитель Индии, был заточен в тяжелые цепи и брошен в тюрьму... Тяжело больной, поседевший, одинокий и измученный... Когда-то он владел целым миром, теперь же у него не было ничего... Ничего, кроме одной-единственной радости - узкого тюремного оконца. В нем не виделось ни бескрайних долин его родной земли, ни темных кущ манговых деревьев, ни золотого восхода ласкового солнца... В маленькой раме окна был виден лишь он - подобный сновидению, сияющий как белоснежный лебедь в небесах, мавзолей его давно умершей возлюбленной...

   Позже и сам великий и поверженный король был погребен в этой же гробнице, рядом со своей возлюбленной... Такова эта красивая и печальная история, давшая нам образцы великой любви и великого творчества... Тадж Махал остается самым замечательным и
 

 Он так грациозен и изящен, что в Индии его называют «облачком, застывшим на воздушном троне».

 

 

Дворцы. Дворец Альгамбра. (13-14 вв. Южная Испания) (слайд №20)

Альгамбра – самый известный памятник мавританского искусства в Испании – была построена во времена правления династии Насридов. Дворец строили из дерева, керамической плитки и штукатурки. Каждый правитель вносил какие-то изменения в этот комплекс зданий и двориков. Дворец расположен на вершине холма, господствующего над городом, и органично вписан в окружающий ландшафт. Мощная крепостная стена из красного цвета отделяет дворцовые постройки от внешнего мира.

  Дворец предназначался для пышных приемов послов, а также для личной жизни эмира, то есть правителя. В его  ансамбль входили павильоны, залы, мечеть, гарем, баня. В архитектуру органично включены вода и зелень. Мерное падение  струй воды  в журчащих фонтанах, аромат цветов и душистых растений создают особую атмосферу созерцания и неги.

  (слайд №21)  Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них - Миртовый и  Львиный – представляют собой замечательный пример соединения архитектуры и садово–паркового искусства. Середину Миртового двора занимает зеркальная гладь водоёма, по краям которого поднимаются  кроны двух рядов стриженых миртовых кустов.

  (сообщение) слайд № 22) Именно тень и вода, два непременных элемента исламского сада, играют очень важную роль в общей композиции. В уголке парка, спланированном террасами, журчит вода. Она сверкает брызгами фонтанов, струится по каналам и льётся, наполняя пруды и водоёмы. Всё это — в окружении кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев, цветущих клумб на фоне покрытых вечными снегами горных вершин и ярко-голубого неба.

   Вода- высший элемент исламского сада- как на физическом, так и на метафизическом уровне. Фонтаны и бассейны имеют различные очертания, но всегда - геометрической формы. В исламе искусство и созерцание неразрывно связаны.
На фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: "Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор".

  В исламских садах к воде относятся с любовью и глубоким уважением, с пониманием ее подлинной красоты и величия, она никогда не производит «беспокоящего» впечатления, она умиротворяющая и безмятежная.
Фонтаны, в отличие от «кипящих» водопадов, сдержаны, гармонично сочетаясь с окружающим ландшафтом.
Красота связывалась с безупречной изысканностью формы, с трепетом ярких красок и света. Отсюда и проистекает тяга мусульманских архитекторов к предметам сверкающим, прозрачным, блестящим, переливающимся и отражающим свет. Потому в Альгамбре мраморные колонны сияют, как жемчужины; ее дворы и светлые проемы окон, залитые солнцем и одновременно затемненные галереями, излучают чарующее волшебство.

 (слайд №23 )  (У)   По соседству с Миртовым двором    расположены личные покои эмира, центром которых является  Львиный дворик - «восьмое чудо света».    Прямоугольный сад разбит на четыре равные части двумя перекрещивающимися в центре канальцами. На пересечении стоит фонтан - чаша, поддерживаемая двенадцатью скульптурами львов. Сам сад обозначен четырьмя апельсиновыми деревьями. Это современная дань старой испанской традиции апельсиновых садов во внутренних дворах монастырей и дворцов. Старые же фотографии и рисунки показывают разные варианты "четырех садов" Львиного дворика. Двенадцать зверей, лишь похожих на львов, расположились посреди Львиного двора и поддерживают мраморную чашу. Все они изваяны из какого-то особого полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи десятиконечной звезды. Четыре узенькие, обложенные камнем канавки ведут к центру двора. По ним из чаши прозрачными ручейками стекает вода к четырем фонтанам.

Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов. Дотошные исследователи относят и эту историю к легендам, так как львы у фонтана появились якобы только в XVI веке - уже после падения Гранады.

 (слайд №24)
Сто двадцать четыре изящные колонны поддерживают резную каменную аркаду, окружающую двор. Активную роль в композиции играют грубоватые высокие черепичные крыши, как бы подчеркивающие утонченную элегантность аркады. Орнамент выполнен из стукка - смеси алебастра и глины. Свежий стукк легко режется ножом, а высыхая, твердеет и не боится действия времени. Особенность Альгамбры в том, что при необузданной роскоши она построена из очень дешевых материалов - дерева и стукка.

На медовые соты похожи потолки Альгамбры. Грациозные колонны с нарядными капителями скорее декоративно заполняют пространство, чем несут какую-либо тяжесть... Края изгибов многочисленных арок настолько изрезаны, что производят впечатление легких спадающих кружев... И все это переливается и сверкает в мерцающих бликах светотени.

 Изобразительное искусство Арабского Востока. (слайд № 25)

 Изобразительное искусство ислама представлено различными видами орнамента, каллиграфией, книжной миниатюрой.

 Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска.  Это сложный линейно- геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. Первоначально он включал растительный мотив, позднее в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ.  Например, треугольник обозначал «око» Бога. Пятиугольник символизировал 5 основных заповедей ислама ( вера в единого бога, пятикратная молитва, милостыня, пост, паломничество в Мекку)

  Арабеске присущи излюбленные цвета: яркий кобальт, изумрудно-зелёный, красный и желтый. В ней редко встречаются спокойные цвета и градации одного цвета. Каждому тону придается особая светосила и интенсивность. Эти особенности позволяют называть восточный орнамент «музыкой для глаза».

  (слайд № 26,27)  Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии, которое было языком не только религии, но и поэзии, философии, науки. Каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью наряду со стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами.

 Шамаил – картина с изображением святых мест ислама, содержащая наряду с сурами (главами из Корана) философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, выполненный красивой арабской вязью. Шамаилы рисовались  голубыми, синими, зелеными красками на стекле или бумаге с декоративными вставками из бархата или фольги.

Музыка ислама.(слайд№28)

Мусульманская религия строго регламентировала не только архитектуру, изобразительное искусство и зрелищные представления, но и музыкальное творчество. С одной стороны, музыка попала в ранг запрещенных исламом искусств, а с другой – было создано богатейшее музыкальное наследие с характерными традициями. Музыка носит вокальный характер. Выразительный и динамичный голос служителя ислама – муэдзина (от арабского – «призывающий») должен был пять раз в день созывать верующих для молитвы.

  (сообщение)  Призыв мусульман к молитве получил название азана. Он был установлен пророком Мухаммедом в 622-623 годах. Предание рассказывает. Раньше мусульмане никогда не собирались на молитву в одно и то же время: одни раньше, другие позже. Тогда было решено завести большой колокол, в который следовало ударять в строго установленные часы.  Для укрепления колокола понадобилось большое бревно, и один из священников отправился за ним, но на следующий день он явился к пророку Мухаммеду с пустыми руками, сказав, что во сне ему было видение: «Не делай колокола, а призывай на молитву азаном». Мухаммед с улыбкой ответил: « Откровение упредило тебя»

 Церемония азана очень театральна. Представьте: на живописном фоне красочной южной природы изящно возвышается устремленный ввысь минарет мечети с одинокой фигурой муэдзина. Его облик артистичен: на смуглом лице ослепительно белая чалма, свободные одежды, охваченные ярким кушаком, до пояса ниспадает борода… Привлекает и особая, гордая манера держаться.

 

 

Литература Арабского Востока. (слайд №29)

Любовная лирика народов Востока, созданная на арабском, персидском и турецком  языках, не имеет аналогов в мировой литературе. Её лучшие произведения прославляют любовь, верность, искренность и свободу чувств.

 Персидскую и таджикскую лирику невозможно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма (ок. 1048 1122). В его всемирно известных философских четверостишиях – рубаи – звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье. Бесценно каждое мгновение, проведенное рядом с возлюбленной.

   Как прекрасны и как неизменно новы.

   Как румянец любимой, и зелень травы!

  Будь веселым и ты: не скорби о минувшем,

  Не тверди, обливаясь слезами: «Увы!»  

                                   Перевод Г.Плисецкого.

Рубаи Омара Хайяма отличаются изяществом каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя, особой музыкальностью и ритмичностью. Значительная часть рубаи – это размышление над Кораном, вот почему лирическому  герою свойственны поиски духовных основ бытия.

  Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно! –

Вот последняя правда, открытая мной.

 

Не завидуй тому, кто силен и богат.

За рассветом  всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

 Обращайся как с данной тебе напрокат.

 

           4 Закрепление. (слайд№30)  

          5 Домашнее задание. (слайд №31)

Прикрепленный файл Size
Худ культ. ислама..ppt 1.75 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн