Вы не зарегистрированы

Авторизация



Можем ли мы услышать живопись?

Фото пользователя Анастасия Владимировна Столярова
Submitted by Анастасия Владимировна Столярова on пн, 21/01/2013 - 14:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Столярова А.В.
Место работы, должность: 
учитель музыки ГБОУ СОШ №519
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемая методическая литература: 

 

1.      Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко /авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 154 с.

2.      Л.В. Назарова  «В мире звуков, слов и красок». Рабочая тетрадь по музыке для 5 класса. Издательский центр «Добродея» ГП «Саратовтелефильм».

 

Краткое описание: 
Урок изучения нового материала по теме "Музыка и живопись". Сравнение живописных произведений с музыкальными сочинениями,нахождение сходных образов, приёмов выразительности.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Музыкальный материал:С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»

Дополнительный материал: репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок);  муз. и сл. Т.А. Мухаметшиной «Возьмите в руки краски» (исполнение).

Ход урока

Оргмомент.  Приветствие учителя.

I. Введение в тему урока.

Звучит песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина - “Песня о картинах”.

Дети прослушивают куплеты и отвечают на вопросы

- О чём эта песня?    (О пейзаже, о натюрморте, о портрете)

- К какому виду искусства относятся эти понятия?   (Изобразительному, живописи).

- Ребята, я предлагаю сегодня на уроке ответить на вопрос “Можем ли мы услышать живопись?”.

     Читая книги и слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что литература и музыка помогают нам увидеть в мыслях, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. Внимательно вчитываясь в строки Л.Н. Толстого из романа «Война и мир»  и слушая нежные, очень несмелые сначала звуки «Вальса» С.С. Прокофьева, мы живо представляем себе первый бал Наташи Ростовой и ее саму, охваченную самыми противоречивыми чувствами. С помощью «внутреннего зрения» мы можем увидеть разные жизненные картины, слушая не только музыку со словами или названиями, помогающими понять о ком или о чем речь, но и без всяких слов и названий. Например, «Баба-Яга», «Сиротка» М. Мусоргского. Мы обязательно представим  себе образы богатырей, слушая Вторую симфонию А.П. Бородина. Нежно-взволнованные звуки «Вокализа» С.В. Рахманинова вызывают в нашем представлении образы Родины и материнской любви.

     Но у человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух – возможность услышать в мыслях, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит.

     Давайте сейчас проверим.

II. Работа по теме урока.

1.     Беседа-сравнение картин и стихотворений.

1)     Перед вами репродукции картин Э.Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Опишите настроение каждой картины.

(«Февральская лазурь» - яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).

(«Цугом» - тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).

2)     Я прочитаю два отрывка из стихотворений А.С. Пушкина. Какое из них по настроении ю подходит к каждой из картин? Почему?

3)      Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С. Пушкиным?

ЗИМНЕЕ УТРО

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                                           А.С. Пушкин

 

ЗИМНЯЯ ДОРОГА

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

                                А.С. Пушкин

4)     Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)?

5)     В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С. Пушкина они бы соответствовали?

2.     Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.

Звучат «Прелюдия соль-диез минор» и  «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.

1)     Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?

2)     Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?

3)     Какие ладовые, динамические, регистровые, темповые краски использовал композитор? Совпадают ли они с вашими представлениями?

4)     Что могут передать интонации аккомпанемента?

5)     Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор»

6)     Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?

7)     Какие произведения С.В. Рахманинова вы знаете?

8)    Что характерно для творчества этого композитора?(Связь с  народной песенностью, широта, светлая грусть, напевность, неторопливость, близость к человеческой речи).

III.  Итог  урока.

     Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись.

 

     Исполнение песни «Возьмите в руки краски». ( Музыка и слова Т.А. Мухаметшиной)

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Возьмите в руки краски.doc41.5 KB
Можем ли мы услышать живопись.ppt2.76 MB
С.Рахманинов_-_Прелюдия_соль_диез_минор_(audiopoisk.com).mp32.12 MB

»  Tags for document: