Тема урока: Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Цель:
Организовать деятельность учащихся по выявлению в тексте средств выразительности, помогающих показать характеры персонажей в сказке.
Задачи:
общеучебные:
Развитие умения определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;
Формирование умения выявлять жанровые особенности сказки М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
познавательные:
1. Совершенствование умений учащихся понимать значение и роль художественных приемов создания персонажа;
2. воспитывать наблюдательность, трудолюбие.
коммуникативные:
Развитие устной монологической речи, исследовательских, коммуникативных качеств и навыков самооценки;
продолжить формирование умений работать в коллективе и находить согласованные решения, умения высказывать собственное мнение и выслушать мнение других.
Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.
Обсуждение проблемного вопроса.
Подведение итогов по содержанию урока.
Домашнее задание.
Подведение итогов групповой работы.
Рефлексия.
Виды учебной деятельности:
Работа с литературоведческими терминами.
Анализ отрывков художественного произведения.
Работа с учебником.
Контроль знаний по терминологии.
Технологии, методы обучения, формы организации познавательной деятельности:
Элементы технологии дифференцированного обучения.
Информационные технологии.
Репродуктивный метод.
Частично – поисковый метод.
Коллективное обучение (работа в группах)
Планируемые образовательные результаты.
Научатся: определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;
Получат возможность:ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения, работая в группе; осуществлять поиск нужной информации.
Стадия вызова(учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)
1.Что знаем по теме урока?(слайд №2)
- прочитали сказку;
- знакомы с определением жанра “сказки”;
- знакомы с понятиями “сатира”, “юмор”, «гипербола», «сарказм», «ирония», «олицетворение»,
2. Что должны узнать?(Слайд №3)
- каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки);
- характеристику героев;
- какие приемы использовал автор, для того чтобы раскрыть характеры героев и показать жанровые особенности сказки.
II. Реализация домашнего задания.(Слайд №6)
- Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, готовились к терминологическому диктанту)
- Вы поделены на группы, но сейчас каждый из вас работает индивидуально в своей зачетной книжке.
-Терминологический диктант.
- Обменяйтесь зачетными книжками, проверьте и поставьте оценки, а эксперт внесет их в таблицу.
- А сейчас игра поможет нам понять, как хорошо вы знаете содержание сказки. Работаем в группе, каждый правильный ответ равен 1-му баллу, который эксперт вносит в таблицу группы.
- Игра «Хочу всё знать». (Слайд №6)
- Физминутка для глаз. (Слайд №7)
III. Развитие темы. Стадия – осмысление (Слайд №8)
1.Анализ текста сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Беседа, в процессе которой учащиеся работают с текстом и составляется кластер:
(Слайд №9)
- Кто герои сказки?
- Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают?
(Слайд 10)
- Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какой прием при этом используется? (Гипербола)
- Каков мужик? Зачитаем его описание. Какими качествами он обладает? Какой прием при этом использовал автор? (Гипербола) Приведите еще примеры гипербол в тексте. Для чего нужна гиперболизация?
- Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)
- Как генералы относятся к мужику?
- Как автор относится к своим героям?
Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический (веселый, добрый) и сатирический (горький, обличительный). Какой же смех используется автором в “Повести…”?
Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты “ Московские ведомости” и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – то есть о талантливом народе.
(Слайд 12)
Цель его сатиры - разоблачить глупость, невежество, тупость генералов.
- Прямо ли об этом говорит автор? Как называется такой прием? (Иносказание, Эзопов язык)
IV. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.
(Слайд №13)
V.Обсуждение проблемного вопроса.
- О чём, используя средства выразительности, хотел сказать Салтыков – Щедрин в своей сказке?
VI.Подведение итогов:
-Что должны были узнать? Что узнали?
- Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?
- Составление синквейна:каков смех у Щедрина? (Слайд №14)
Смех
Обличительный, горький.
Осуждает, поучает, разоблачает
Борется с недостатками.
Задумайся!
VII. Домашнее задание:
Создать собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, используя рассмотренные на уроке средства
(Слайд №15)
VIII.Итог урока:
- Подсчитайте результаты в таблице и определите средний балл.
- Кто, по вашему мнению, принес больше баллов в копилку команды и достоин оценки «5» независимо от результатов оценки группы.
IX. Рефлексия.
- Определите своё настроение (поднимают карточки соответствующего цвета)