Официальный сайт toppromotion 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Размещено: Галина Николаевна Белышева - вт, 05/02/2013 - 05:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Белышева Г.Н.
Место работы, должность: 
учитель, МКОУ Воздвиженская СОШ
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Организовать деятельность учащихся по выявлению в тексте средств выразительности, помогающих показать характеры персонажей в сказке

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемые учебники и учебные пособия: 

Коровин

Используемые ЦОР: 

модули

Краткое описание: 
1. Мотивация и целеполагание. 2. Реализация домашнего задания. Терминологический диктант. Игра. 3. Развитие темы 4. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств. 5. Обсуждение проблемного вопроса. 6. Подведение итогов по содержанию урока. 7. Домашнее задание. 8. Подведение итогов групповой работы. 9. Рефлексия.

Урок литературы. 7 класс

Учитель: Белышева Г.Н. Iкв. категория

МКОУ Воздвиженская СОШ

 

Тема урока: Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

 

Цель:

      Организовать деятельность учащихся по выявлению в тексте средств выразительности, помогающих показать характеры персонажей в сказке.

 

Задачи:

общеучебные:

  1. Развитие умения определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;
  2. Формирование умения выявлять жанровые особенности сказки М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

познавательные:

1.       Совершенствование умений учащихся понимать значение и роль художественных приемов создания персонажа;

2.      воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

коммуникативные:

  1. Развитие устной монологической речи, исследовательских, коммуникативных качеств и навыков самооценки;
  2.  продолжить формирование умений работать в коллективе и находить согласованные решения, умения высказывать собственное мнение и выслушать мнение других.

 

 

Структура урока:

  1. Мотивация и целеполагание.
  2. Реализация домашнего задания. Терминологический диктант. Игра.
  3. Развитие темы
  4. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.
  5. Обсуждение проблемного вопроса.
  6. Подведение итогов по содержанию урока.
  7. Домашнее задание.
  8. Подведение итогов групповой работы.
  9. Рефлексия.

 

Виды учебной деятельности:

  1. Работа с литературоведческими терминами.
  2. Анализ отрывков художественного произведения.
  3. Работа с учебником.
  4. Контроль знаний по терминологии.

 

Технологии, методы обучения, формы организации познавательной деятельности:

 

  1. Элементы технологии дифференцированного обучения.
  2. Информационные технологии.
  3. Репродуктивный метод.
  4. Частично – поисковый метод.
  5. Коллективное обучение (работа в группах)

 

Планируемые образовательные результаты.

Научатся: определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;

Получат возможность:ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения, работая в группе; осуществлять поиск нужной информации.

Оборудование:портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, компьютер, экран, проектор, презентация.

Перед уроком класс делится на две группы.

Ход урока.

I.Мотивация и целеполагание.

Стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)

1.Что знаем по теме урока? (слайд №2)

- прочитали сказку;
- знакомы с определением жанра “сказки”;
- знакомы с понятиями “сатира”,  “юмор”, «гипербола», «сарказм», «ирония», «олицетворение»,

2. Что должны узнать? (Слайд №3)
- каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки);
- характеристику героев;

- какие приемы  использовал автор, для того чтобы раскрыть характеры героев и показать  жанровые особенности сказки.

 II. Реализация домашнего задания. (Слайд №6)

- Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, готовились к терминологическому диктанту)

-  Вы поделены на группы, но сейчас каждый из вас работает индивидуально в своей зачетной книжке.

- Терминологический диктант.  

- Обменяйтесь зачетными книжками, проверьте и поставьте оценки, а эксперт внесет их в таблицу.

- А сейчас игра поможет нам понять, как хорошо вы знаете содержание сказки. Работаем в группе, каждый правильный ответ равен 1-му баллу, который эксперт вносит в таблицу группы.

- Игра «Хочу всё знать». (Слайд №6)

- Физминутка для глаз. (Слайд №7)

III. Развитие темы. Стадия – осмысление  (Слайд №8)

1.Анализ текста сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Беседа, в процессе которой учащиеся работают с текстом и составляется кластер:

(Слайд №9)

- Кто герои сказки?  

- Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают?

(Слайд 10)

- Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какой прием при этом используется? (Гипербола)

(Слайд 11)

- Посмотрим отрывок из сказки.

(http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%20%D0%A9%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD

- Каков мужик? Зачитаем его описание. Какими качествами он обладает? Какой прием при этом использовал автор? (Гипербола) Приведите еще примеры гипербол в тексте. Для чего нужна гиперболизация?

- Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)

- Как генералы относятся к мужику?

- Как автор относится к своим героям?

Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический (веселый, добрый) и сатирический (горький, обличительный). Какой же смех используется автором в “Повести…”?

Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты “ Московские ведомости” и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – то есть о талантливом народе.

(Слайд 12)

 

Цель его сатиры - разоблачить глупость, невежество, тупость генералов.

- Прямо ли об этом говорит автор? Как называется такой прием? (Иносказание, Эзопов язык)

 

IV. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.

(Слайд №13)

V.Обсуждение проблемного вопроса.

- О чём, используя средства выразительности, хотел сказать Салтыков – Щедрин в своей сказке?

VI.Подведение итогов:

-Что должны были узнать? Что узнали?  

- Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?

- Составление синквейна:каков смех у Щедрина? (Слайд №14)

Смех

Обличительный, горький.
Осуждает, поучает, разоблачает
Борется с недостатками.
Задумайся!

VII. Домашнее задание:

 Создать собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, используя рассмотренные на уроке средства

  (Слайд №15)

VIII.Итог урока:

- Подсчитайте результаты в таблице и определите средний балл.

- Кто, по вашему мнению, принес больше баллов в копилку команды и достоин оценки «5» независимо от результатов оценки группы.

IX. Рефлексия. 

- Определите своё настроение (поднимают карточки соответствующего цвета)

- поставим  оценку: уроку, учителю, классу, себе.                                                                                    

 - Спасибо за урок.

Прикрепленный файл Размер
Урок литературы Белышева Г.Н.rar 4.18 Мбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн