Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе

Фото пользователя Инна Иннокентьевна Золотухина
Размещено: Инна Иннокентьевна Золотухина - вс, 17/02/2013 - 12:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Золотухина Инна Иннокентьевна
Регион: 
Приморский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
высшее профессиональное образование
Уровни образования: 
дополнительное профессиональное образование
Уровни образования: 
послевузовское профессиональное образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Мир находится в постоянном развитии, а потому смена представлений неизбежна, а также отмирание &laquo;затвердевших&raquo; образовательных стандартов и психологических стереотипов. Здесь большую роль играет уровень развития <em>сознания</em> личности и способность психики к переориентации и перенастройке. Спецкурс &laquo;физическая психология&raquo; повышает <em>со-знание</em> и помогает личности пробудиться.</p>

 

Развитие творческого потенциала личности 

в образовательном процессе

 

Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться.

А. Экзюпери

Как известно, философия претендует на выполнение следующих функций:

1. Мировоззренческая функция помогает сформировать целостную картину мира.

2. Воспитательная и образовательная функция участвует в формировании личности.

3. Эвристическая (поисковая) функция создаёт новые области теоретического исследования.

4. Методологическая функция формулирует правила познания для всех частных наук.

Философия это мировоззрение человека, то есть его суждение об окружающем его мире, о событиях, происходящих в этом мире, его заблуждения и прозрения. Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, образования, идеологии, существующей в данную эпоху. Польза философии формирование у человека навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления. Польза психологии познание человеком самого себя через мировидение, формируемое философией.

В современную эпоху складываться холистическое мировидение. Оно формируется, с одной стороны, самим естествознанием, с другой, – науками о человеке, психологией. психология (душесловие) – наука о душе, о духовной жизни личности. Психология как наука уникальна, поскольку и объект, и субъект познания в ней – это человек. Познавая себя, человек может изменяться, развивать и созидать свою личность. осознанное отношение к себе, активная позиция человека в самопознании, самосовершенствовании являются существенными компонентами в активной самореализации и решении стоящих перед личностью задач в современных условиях общесистемного кризиса.

Каждый акт творчества есть акт психики, акт творения будущего. М. Мамардашвили писал, что подобные свойства детерминации в области психического, факт включенности субъективности в реальное, от субъекта не зависимое действие мира и необходимость вследствие этого теоретически строить особые объекты (непохожие на физические, но и не психологические в традиционном субъективистском смысле) требуют весьма сложной философской и эпистемологической проработки самих оснований психологического знания[1].

Другим примером могут служить более сложные явления личностного формирования целостной жизни индивида.Психология всегда рассматривала проблему психического развития как одну из центральных. В онтогенезе человека реализуются как общие закономерности развития представителя homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития. Психическое развитие человека – это развитие целостной личности, в результате которого осуществляется усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, мышления, памяти, чувств, а также более сложных психических образований – потребностей, мотивов. Факторами, определяющими психическое развитие, принято считать внешнюю среду и внутреннюю биогенетику человека – это объективно существующие факторы, определяющие жизнедеятельность как индивида, так и любого живого существа. Но человек – не просто телесное существо, наделенное сознанием, но телесно-духовное единство. Противопоставление приводит к картезианскому дуализму, а единение психического и физического даёт холистическое мировидение. здесь естествознание и психология движутся навстречу друг другу, – что получится на месте встречи? Междисциплинарный синтез и новое знание – «физическая психология».

На вопрос: «В чем парадигма «нового знания»? Отвечаем – сущность – понимание внутреннего единства противоречий – системы антиподов, на основе которой возможна генерация полной системы знаний, в десятки раз более эффективную, чем сумма знаний о каждых антиподах в отдельности. Разрушение картезианского дуализма – это многоаспектный процесс, включающий и преодоление разрыва между субъективным и объективным, между материальным и идеальным, между физическим и психическим.

К. Юнг утверждал, что сфера подсознания связана со строением неорганической материи! Через коллективное бессознательное, через архетип (буквально – «предсуществующая форма») психика индивида оказывается не только единичной случайностью, но и закономерной общностью, а каждый человек – проявлением целого. К. Юнг рассматривал архетипы как явления, которые связаны не только с человеческой психикой, но как естественные явления, а психическую реальность не отождествлял с продуктом субъективной деятельности индивида. Он утверждал, что в противоположность субъективизму осознающего разума, бессознательное – объективно». К. Юнг возрождает идею единого мира, предполагая, что психика и материя – это два различных аспекта одного и того же. Человек потому постигает тайну Вселенной, что он одного с ней состава, что в нем живут те же стихии, действует тот же разум[2]. Интересно, что Фрейд считал бессознательное метапсихическим (т.е. не локализуемым в глубинах индивидуального организма)[3].

Человек – не только часть Вселенной, но и целая Вселенная, и потому они подобны (герметический закон). Единство мира и человека мы усматриваем в соритмичности функционирования, даже противоречивость есть их общее свойство. Мир внутренне противоречив (волна – корпускула, порядок – хаос, стабильность – эволюция). Человек внутренне противоречив (сознательное – бессознательное, рациональное – иррациональное, чувственное – духовное).

Современные исследования сознания показывают, что духовное начало является исконным и естественным измерением человеческой психики и мироустроения. С категорией духовности в отечественной психологии соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовный в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Духовность является важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования. «физическая психология» рассматривает человека в триединстве: тела (формы – физический аспект), души (содержания – идеальный, интеллектуальный аспект) и духа (целостность – моральный аспект) в соответствии с современными достижениями и методами познания индивидуальной психики и её возможностей. Формирование духовных потребностей личности, является важнейшей задачей воспитания. Поэтому воспитание духовности превращается в воспитание личности в физическом, интеллектуальном и моральном аспектах. Но при всём стремлении к всестороннему развитию личности всегда необходимо помнить о её иерархичности, о присутствии духовного начала, доминирующего над всеми остальными качествами личности. Идеальное в человеке, в процессе теоретической и практической деятельности, выступает мощным средством преобразования действительности. Этот процесс носит общий характер и рассматривается в «Физической психологии» как процесс становления подлинной индивидуальности. Такой подход позволяет вскрыть тройную детерминацию процесса развития личности: средой развития, качествами психотипа и духовными ценностями. под воздействием факторов тройной детерминации и осуществляется развитие и самореализация личности.

«Физическая психология» исследует общественно-историческую природу психического развития человека и сопряженность эволюции каждой личности с биосферно-космической эволюцией. «физическая психология» интегрирует различные области современного естествознания: генетики, космологии, квантовой физики, синергетики, психофизиологии, педагогики. С точки зрения педагогики, общепринятыми показателями уровня актуального развития являются обученность, развитость и воспитанность. Обученность предполагает оперирование отдельными навыками, развитость – владение учебной, мыслительной деятельностью, умственные способности, воспитанность – наличие у личности нравственных знаний, убеждений, высших целей и идеалов. Известно, что основные тенденции психического развития выражаются в движении от непроизвольности и импульсивности поведения к произвольности – умению управлять своим поведением. В этой связи определяющим фактором психического развития личности является поведение. Большинство философов и психологов различают два основных типа поведения:

1) адаптивное – связанное с имеющимися в распоряжении человека ресурсами;

2) креативное – творческое.

Творчество как способ социального поведения дано человечеству для самореализации идей. Альтернативой творчеству является адаптивное поведение и психическая деградация или разрушение как экстернализация психической активности человека по уничтожению собственных мыслей, планов, образов. Д.А. Леонтьевотмечал, что выбор адаптации – это отказ от изменений, уход от неизвестности, выбор прошлого; выбор самореализации – это шаг вперёд, выбор будущего[4].

В стандартном образовательном процессе, к сожалению, отсутствует учёт индивидуальных возможностей студентов и преподавателей. Способные студенты, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьёзные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. Креативы испытывают дискриминацию из-за ориентации обучения на левополушарные унифицированные программы, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения преподавателей. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как упрямство, лень, глупость. Таким образом, подавлено развитие креативности, определяющейся гибкостью мышления, оригинальностью идей, генерированием новых идей, воображением, нестандартным решением задач, лёгкостью ассоциаций. А ведь молодость является важным этапом в развитии как этап становления нравственности и способностей человека. Интенсивно развивается творческое мышление, умение обобщать, повышается способность к абстрактному мышлению. На первый план в молодости выступает креативность, как способность поиска оригинальных, нестереотипных решений, реализация своего мировоззрения, достижение жизненных целей.

Сегодня обществу особенно необходимы молодые люди, во всех отношениях осознающие себя, думающие, делающие, принимающие ответственные решения. Студентам следует в большей степени проявлять самостоятельность, предприимчивость в реализации своих потенциальных способностей в учебе и труде. Жизнь общества зависит от того, как оно готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни и деятельности. В этой связи изучение личности студентов должно основываться на комплексном подходе, включающем различные факторы, влияющие на развитие личности и формирование картины мира. Как известно из квантовой механики, картина реальности и исход физического эксперимента, неразрывно связаны с наблюдателем.

А какого наблюдателя формирует современное образование? Формирование духовных потребностей личности, является важнейшей задачей воспитания и образования. А образование у нас почти целиком построено на развитии формально-логического мышления, способности формировать однозначный контекст. А где же творчество? До сих пор еще существует недооценка значения интуиции и интуитивного познания. Необходимо развивать высший потенциал студентов – целостное мышление на основе гармонизации работы левого и правого полушарий мозга.

Поясним. Физическая реальность возникает в функциях «частиц» и «волн»; чувственное восприятие человека имеет соответствующий дуализм. Существует два фундаментальных вида мышления, два мыслительных процесса. Один –рациональный; другой – интуитивный. Один отражает «частичный» (дискретный) аспект реальности, другой –«волновой» (континуальный) аспект. «Частичные» функции постигаются рациональными чувствами и, главным образом, обрабатываемые в левом полушарии мозга при рациональном мышлении, которое является линейным, аналитическим, логическим и техническим. «Волновые» функции постигаются интуитивными чувствами и обрабатываются в правом полушарии мозга с помощью интуитивного мышления, которое является нелинейным, творческим, холистическим. Гармоничное развитие левого и правого полушарий мозга делает личность целостной. В свою очередь, целостное представление о личности студента – это основа продуктивной деятельности педагога по формированию индивидуальности и созданию условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала каждого студента.

Уже сейчас на первый план в образовании выходят не столько проблемы информатизации, которые основаны на интенсивном использовании техногенных средств и деятельности левого полушария, сколько проблемы создания и внедрения образовательных технологий, основанных на эффективном использовании главного стратегического ресурса человечества – целостного мышления. Этой цели служит, разработанный автором данной статьи спецкурс «Физическая психология», базирующийся на ноосферной[5] концепции образования, формирующий холистическое мировоззрение и использующий холодинамику. Восемь принципов холодинамики показывают, насколько творчески проходит наша жизнь, если мы в своей жизни восходим в потоке, ведущем к раскрытию своего полного потенциала, к гармонии[6].

Введение в психологию физического моделирования (после открытий в квантовой физике) изменило ситуацию в пользу психологии, но, как и в иных научных направлениях, наивно ожидать быстрого принятия новых понятий и изменённых привычных трактовок. Сила привычки, инерционность мышления, нежелание отречься от собственных убеждений, присущи и самим психологам, и преподавателям, точнее – их сформировавшейся психике.

Поэтому предлагаем ввести в университетах спецкурс «Физическая психология», который развивает:

креативность через раскрытие высшего потенциала личности;

– интуицию, волю и активность;

формирует мировоззрение на основе целостногомышления.

В заключение отметим, что мир находится в постоянном развитии, а потому смена представлений неизбежна, а также отмирание «затвердевших» образовательных стандартов и психологических стереотипов. Здесь большую роль играет уровень развития сознания личности и способность психики к переориентации и перенастройке.

Спецкурс «Физическая психология» повышает со-знание и помогает личности пробудиться.

 


[1]Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. №10.

[2]Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1994. – 315 с.

[3]Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. №10.

[4]Леонтьев Д.А. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1973.

[5]См. Маслова Н.В. Ноосферное образование в формировании нового человека [Электронный ресурс] / Н.В. Маслова. // Ноосферное образование. – М.: Институт холодинамики, 1999. – 340 с. – Режим доступа: // http://www.noosfe.ru/

[6]Вульф В. Холодинамика // Общая ред. к. псих. наук Л. Хохловой // Пер. с англ. Г. Соболевой. – М.: Ассоциация холодинамики, 1996.


Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн