Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер- класс " Технологии проблемного обучения на уроках истории." Невозможное, возможно

Submitted by Анна Николаевна Шиянова on Sat, 02/03/2013 - 17:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шиянова Анна Николаевна
Место работы, должность: 

МКОУ СОШ№3 города Нефтекумска учитель истории

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p> Мастер№класс раскрывает особенности работы на уроках истории по технологии проблемного обучения.</p>

Мастер- класс: Технология проблемного диалога на уроках истории и обществознания. «Невозможное возможно? » Здравствуйте, уважаемые коллеги! Одной из важнейших характеристик педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. За 12 лет школьной жизни я многому научилась, хотя впереди меня ещё ждут открытия. Но сегодня мне хотелось бы представить вам в действии метод применения технологии проблемного диалога. Наряду с вечными, непреходящими ценностями нашего мира, как-то: вера, любовь, дружба и другие – вечными остаются и глобальные проблемы. Ещё не найдены ответы на многие вопросы нашей жизни: как сделать так, чтоб на земле не было войн, чтобы все люди были толерантны по отношению друг к другу, чтобы все были законопослушными гражданами? Тема моего мастер-класса звучит так: «Невозможное возможно? ». Мы с вами попытаемся ответить на вопрос: «Возможно ли решение глобальных проблем человечества через обучение ребёнка различным способам мыслительной деятельности при помощи метода проблемного обучения, а именно, применяя технологию проблемного диалога?» Давайте подумаем, в чём цель проблемного обучения (решение проблемы) (Цель каждого урока дать знания). Знакомы ли вам термины «проблемный урок» и «традиционный урок»? Попробуйте сформулировать несколько преимуществ проблемного урока перед традиционным. [На традиционном уроке обучающиеся получают знания в готовом виде, а на проблемном ученики учатся мыслить, искать решение проблем] Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Перед современной школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученику быть не объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, а активным её субъектом, самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи. Не случайно именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: в чём отличие проблемного метода в метапредметном уроке и уроке развивающего обучения.( при развивающем обучении мы ведём ребёнка к выводу по заранее намеченному плану, а при метапредметном подходе дети сами ищут пути для решения проблемы и вывод делают самостоятельно) . Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект Существует три основных метода постановки учебной проблемы: • по¬буждающий от проблемной ситуации диалог; • подводящий к теме диалог; • сообщение темы с мотивирующим приемом Побуждающий от проблемной ситуации диалог Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуще¬ствления четырех педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной си¬туации; 3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 4) при¬нятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Давайте рассмотрим эти действия, как подвести пятиклассников к постановке проблемы на уроке методом проблемного диалога. Помимо русского языка в школе изучают ещё один язык. Как вы думаете, зачем? Чтобы определить проблему показываем карту на которой написаны одни и те же слова на разных языках. На основе увиденного учащиеся делают вывод. Затем определяем проблему. Какая на Ваш взгляд здесь проблема. Посмотрите на слайд и предложите версии возникновения разных народов. 1. Появление разных народов – это божественное предопределение. 2. Разные народы возникли в результате хозяйственной деятельности. На уроке в 5 классе, опираясь на источники, иллюстрации в учебнике мы бы пришли к выводу, что разные народы возникли в результате хозяйственной деятельности, но мы педагоги, и наш кругозор гораздо шире – предложите ещё версии. Разные народы таят в себе множество культур – отсюда и главная из проблем 21 века: возможно ли найти взаимопонимание при таком многообразии народов, обилии культур, законов и жить мирно? И если возможно, то как? Итак, проблемный вопрос поставлен. А вот далее проблемный вопрос перерастает в проблемную ситуацию. Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуа¬цию – это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями. Прием 1: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты. Второй прием состоит в том, что пе¬дагог сталкивает разные мнения учеников. Третий приём считается самым сложным. Учитель сталкивает житейское представление учеников с научным фактом. В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противо¬речие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. наиболее простой приём: ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Следующий прием предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. И самый сложный приём , когда учи¬тель дает практическое задание, и доказывает школьникам , что задание все-таки не выполнено. Одним из приемов метапредметного подхода к организации диалога является работа с культурными образцами. Перед вами лежат 4 высказывания: философа, писателя, государственного деятеля, политолога. Прочитайте их, пожалуйста. Необходимо начать конструктивный диалог между культурами. Хантингтон Самюэль Мы все друзья… Мы все должны помогать друг другу. Иначе мы пропадём. Именно поэтому – мы друзья. Нобуо Кодзима Мир должен быть добыт победой, а не соглашением. Марк Тулий Цицерон Мы добьемся мира, даже если для этого нам придется воевать. Дуайт Эйзенхауэр Вернёмся к проблемному вопросу: возможно ли найти взаимопонимание при таком многообразии народов, обилии культур, законов и жить мирно? Обратите внимание на последнюю часть: КАК ЖЕ добиться мира на земле? Работа в парах. Я прошу каждую пару обсудить представленную ей точку зрения и, исходя из высказывания, привести аргументы в защиту утверждения. Минута на обсуждение. (Музыка) Выскажитесь, пожалуйста. (Прослушивание ответов). Предполагаемые высказывания: 1) К сожалению, нельзя обойтись без войн, ведь большинство городов возникли как результат военных действий. Война – это и строительство дорог, и новые рынки сбыта товаров, и развитие промышленности, и занятость. И это выгодно и государствам, и отдельным людям. Поэтому, если нельзя обойтись без войн, то надо их использовать для утверждения мира, ведь недаром говорится: хочешь мира –готовься к войне. 2) Уже можно решать все конфликты мирным путем, потому что люди становятся все более образованными, умными, информированными, они постоянно видят и слышат, к каким жертвам и трагедиям приводят войны, знают, к чему они приводили в прошлом. Когда-нибудь люди придут к выводу, что потери от войны несопоставимы с тем клочком земли, который им удалось завоевать. 3) Люди всегда воевали, потому что постоянно что-то делили, кому-то что-то хотели доказать. Идеи превосходства одного строя над другим, одной нации над другой всегда приводили к войнам, и последующие поколения не извлекали из их последствий никаких уроков. До сих пор весь мир ужасается тому, что происходило в годы Второй мировой войны, но после нее, как я где-то прочитал, человечество не воевало всего 26 дней. Достаточно показательно, что даже страны-победительницы – они же и понесли наибольшие потери – СССР и США первым делом после войны стали наращивать свою военную мощь. 4) Войны прекратятся, когда основным предметом воспитания с самого детства станет культура ненасилия. А когда большинство фильмов и даже мультфильмов – про войну, про бандитов, про то, как бить и убивать, и таких героев играют кумиры вроде Ван Дамма, Шварценеггера, то это воспитание в духе милитаризма, что ни к чему хорошему не приведет. подсказки Использовать во время ведения диалога выражения: - вы согласны с данным утвержением? - что из того, что было произнесено, мы можем принять безоговорочно, а с чем можно поспорить? - хотите ли вы дополнить ответ? - возразите. - то есть? Попробуем выстроить схему «Пути решения данной проблемы», исходя из высказываний. Для этого выберем ключевые слова. Ключевое слово проблемы? [МИР(согласие)] Ключевое слово высказывания Самюэля? [диалог], Цицерона? [победа], Нобуо Кодзимы? [помогать], Эйзенхауэра? [воевать]. Посмотрите на получившуюся схему. Какая сторона представлена более убедительно? Вывод после диалога Как вы считаете, смогли ли вы убедить друг друга? Почему? Какой из этого следует вывод? В том и состоит суть метапредметного проблемного обучения, что в конце диалога мы не получаем готовых выводов. Главное – показать путь, то есть активизировать мышление учащихся и научить их самим находить ответы на вопросы. Поэтому и наш сегодняшний мастер-класс мы завершаем открытым вопросом, на который каждый из присутствующих будет искать свой ответ. А я вам всем пожелаю удачи! Спасибо за внимание.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн