Вы не зарегистрированы

Авторизация



Знаете ли Вы своего ребенка?

Фото пользователя Надежда Юрьевна Иванова
Submitted by Надежда Юрьевна Иванова on Tue, 05/03/2013 - 18:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ива
Место работы, должность: 
МБОУ "Дивенская ООШ"
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Цель урока: 

 

способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и учащимися.

Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемое оборудование: 

Доска

Краткое описание: 
Беседа с родителями об психологических особенностях детей и способе их контроля

 

      Подготовительная работа

I  Детям незадолго до собрания предлагается выполнить следующее задание:

- Расположи на лучах солнца роли, которые ты играешь в жизни, или ответь на вопрос «Кто ты?» (мальчик, сын, внук, школьник, танцор и т.д.)

 

 
   

 

- На обратной стороне листка напиши свое полное имя вертикально, рядом с каждой буквой имени напиши слово, характеризующее тебя, твой характер, твои особенности.

Например:     Р-разумный

                         О-общительный

                        М- медлительный

                        А- артистичный

                        Н- непоседливый

II  Родителям написать сочинение «Мой ребенок».

III  На столе разложить бланки с таблицей

 

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы я хотел видеть своего ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Ход собрания

I Вступительное слово классного руководителя

Многие родители считают, что знают своего ребенка досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся все более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а иногда бывает и наоборот) незнакомца.

  Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем.

 

II Работа родителей с рисунками учащихся

Кл. рук-ль: На доске вы видите работы ваших детей, они не подписаны. Учащимся необходимо было на каждый лучик солнца определить свои роли. Попробуйте найти работу своего ребенка.

  Снимать с доски работы детей нельзя, немного позже они нам пригодятся.

 

III  Размышления родителей на тему: «Что надо знать о своем ребенке».

Кл. рук-ль: Так что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать? (Мнение родителей)

Вы все абсолютно правы. Однозначный ответ вопрос: о ребенке надо знать все! Надо знать его возрастные и психологические особенности, чаще разговаривать с ним и пытаться понять его желания и потребности, узнавать до мельчайших деталей его день, что происходит в школе, когда он встречается со своими друзьями вне стен образовательного учреждения, какое у него хобби. Но чаще взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации профессиональном росте и родительскими обязанностями. В результате родители попадают в сети постоянного цейтнота, недовольства собой и чаще раздражаются на тех самых детей, ради которых стараются, тем самым нанося вред и ставя под угрозу психологическое и эмоциональное состояние своего ребенка.

    Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасательный вывод: учителя несправедливы, а дети- глупы и невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности наших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения своего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода.

 Часто мы слышим «Я знаю, что нужно моему ребенку!». Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. А когда у нашего сына или дочки жизнь не получается, мы ищем виноватых в школе, на улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты мы сами.

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. То, что взрослые вкладывают в ребенка долгие годы с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, переправляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки.

Каковы же они, главные законы детства? Что необходимо ребенку для полноценного развития?

Если очень кратко:- нормальные родители;

                                   -хорошие условия жизни и воспитатели;

                                   - полноценное общение со сверстниками и взрослыми;

                                  - постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Нарушения нормального развития ребенка наступают тогда, когда нет согласия между воспитателями – папой и мамой, между родителями и преподавателями, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.

  Поэтому сегодня и всегда главное- теплота в отношениях, особый психологический климат, спокойствие и радость. Необдуманные действия родителей, педагогическая безграмотность, выяснение отношений на глазах у ребенка вызывают нарастание внутреннего конфликта, что в конечном итоге сказывается на его успеваемости.

Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Если педагогическая запущенность- это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать нужно с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.

Прежде всего надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувство ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше , сформировать веру в себя, в свои силы и возможности.

V Педагогический практикум

Кл. рук-ль: Знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребенка? Некоторые из вас написали сочинение «мой ребенок», где, сами того не подозревая, постарались оценить достоинства и недостатки своего ребенка. Я же предлагаю вам сочинение из педагогической литературы.

« я очень хотела иметь ребенка. Но мне долго этого не удавалось. Я уже решила, что я неполноценная женщина… когда я наконец поняла, что беременна, моему счастью не было предела. Я очень трудно вынашивала и рожала своего сына. Пока он не появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым годом, как мы будем гулять по улицам, а все будут с восхищением смотреть на нас. Я представляла главные вехи его жизни: вот он идет в детский сад, вот поступает в школу… но судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не совсем здоровым, и его дошкольное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки? Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой и агрессивный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи, очень ленивый, ничем не интересуется, ни с кем не дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется, что я сойду с ума.»

Какую реакцию вызвало у вас это сочинение? Что бы вы почувствовали на месте этой матери-одиночки и ребенка, которого мама ни разу не назвала по имени и знает все его недостатки?

Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу на бланках, которые лежат у вас на столах.

Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

Для размышления предлагается таблица с текстом (ответы той женщины):

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы я хотел видеть своего ребенка

Красивый

Неразвитый

Несообразительный

Ленивый

Злой

Драчливый

Плохо себя ведет

Плохо учится

Лживый

Конфликтный

Нечестный

Развитым

Сообразительным

Трудолюбивым

Добрым

Послушным

Хорошим учеником

Правдивым

Общительным

Честным

О чем вы подумали, услышав ответы на вопросы? (мнения родителей)

В жизни нет ни одного человека, у которого бы были только недостатки или достоинства, как и нет человека без достоинств и недостатков. Мудрость родителей заключается в том, что , видя и то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама сделала вывод, что не воспитала в ребенке ничего хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не сформировать какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье его не приучили к труду, если он агрессивен, значит не познал доброго отношения. Родители должны знать своих детей, их достоинства и недостатки, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительные качества, чтобы помочь избавиться от отрицательных. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.

VI Тест «Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест –игра.

Инструкция: Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

1.      Сколько раз тебе повторять.

 

2 балла

2.      Посоветуй мне, пожалуйста

---

3.      Не знаю, что бы я без тебя делала

1 балл

4.      И в кого ты такой (ая) уродился  (лась)

2 балла

5.      Какие у тебя замечательные друзья!

1 балл

6.      Ну на кого ты похож (а)

2 балла

7.      Я в твое время!

2 балла

8.      Ты моя опора и помощник (ица)!

1 балл

9.      Ну что у тебя за друзья!

2 балла

10.  О чем ты только думаешь?

2 балла

11.  Какая ты у меня умница!

1 балл

12.  А как ты считаешь сынок (доченька)?

1 балл

13.  У всех дети как дети, а ты?

2 балла

14.  Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)!

1 балл

 

Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Вы понимаете, конечно, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то какой вы родитель, знаете вы сами.

7-8 баллов- вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов- вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Вот вы и узнали какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка. Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребенка о себе самом?

Для проверки правильности ваших предположений и правильности выбора рисунка своего ребенка обратите внимание на оборотную сторону листка. Изучите мнение ребенка о себе.

Какие чувства вы сейчас испытали? Как вы думаете почему?

Причиной несовпадения вашего мнения и представления подростка о себе может быть неправильное воспитание в семье.

Подумайте над этим, поговорите с ребенком, найдите общее решение выхода из проблемной ситуации и недопонимания и старайтесь жить проблемами и стремлениями ребенка, и тогда у нас с вами все получится. И вы увидите, что ваш ребенок оправдывает желание быть таким, каким бы вы его хотели видеть! Удачи! До новых встреч! А напоследок возьмите памятку «Чтобы воспитать Человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Памятка

        Чтобы воспитать Человека (памятка для родителей).

Нужно:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.

- Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в его возрасте.

- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

 

Нельзя:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку, как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

- Ждать от ребенка благодарности за то, что его родили и выкормили- он вас об этом не просил.

- Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, но генетически не передаются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут лепить по своему усмотрению.

-Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.

 


»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района