· Музыкальный ряд:запись музыкальных фрагментов инструментальных композиций;
· Зрительный ряд:репродукции картин И.И. Шишкина - «Утро в сосновом бору», «Рожь»; И.И. Левитана - «Золотая осень»; рисунки обучающихся.
План урока:
1. Беседа по теме урока.
2. Практическое выполнение задания.
3. Подведение итогов, анализ и защита работ.
4. Домашнее задание.
Цель:познакомить обучающихся с разнообразием пейзажных сюжетов и творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана
Задачи художественного развития учащихся:
обучающие
- познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;
- показать роль искусства в понимании красоты природы;
- учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;
- особенности построения композиции пейзажа;
развивающие
- развивать воображение, творческую фантазию;
- совершенствовать умение рисовать по памяти;
воспитательные:- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный;
Формы обучения: групповая, фронтальная.
УУД (умение учиться).
Регулятивные:создает рисунок пейзажа, используя выразительные свойства художественного материала (акварели), обдумывает замысел, оценивает результат своего труда.
Познавательные:понимать значение и роль изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.
Личностные:формировать навыки работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышать культуру речевого общения, развивать способность к творческому самовыражению.
Коммуникативные:уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Сценарий урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулировка учебной задачи.
На экране появляется первая заставка презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает свою беседу.
Ребята послушайте такое стихотворение:
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки,
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованный, быть может,
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве жанр, называемый пейзажем.
Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску, то есть художники отражают в пейзаже настроение: чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало: грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра.
-Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изображать?(Пейзаж)
3. «Виды пейзажа». Введение в тему урока.
Познавательные и коммуникативные УУД
1. Эвристическая беседа.
Пейзаж – это изображение природы.
Виды пейзажа
В изобразительном искусстве можно выделить различные виды пейзажного жанра.
Сельский пейзаж привлекает художника поэзией деревенского быта, его естественной связью с окружающей природой.
Городской пейзажотличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
Парковый пейзаж изображает уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей.
Морской пейзаж - марина (итал. marina, от лат. marinus-морской)- рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии.
Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
Индустриальный пейзаж - стремление художника показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов, фабрик, ажурных конструкций вокзалов, паутины железнодорожных линий.
Героический пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В ней изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне - мифические герои и боги.
Декоративный пейзаж - пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, дополняет архитектуру, делает ее выразительнее. Цветовой строй такой композиции условный, отвечающий целям украшения.
Пейзаж настроения - это непосредственный отклик души человека, зеркало его внутреннего мира. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску, чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости.
Эпический пейзаж - величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия.
Исторический пейзаж - косвенное воплощение исторических событий, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями.
Романтический пейзаж - запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его: грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра.
Космический пейзаж - изображение неземных пространств и природы в других условиях.
Природа - это книга мудрости. Прочитать эту книгу помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях.
В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико.
Мы часто говорим: «левитановская осень» или «шишкинский лес». Шишкинские сосны - это классический образ русского леса.
Обратите внимание на репродукции картин Шишкина и Левитана. Глядя на эти пейзажи, ответьте, какое настроение природы запечатлели художники.
- Какое настроение вам навевают эти пейзажи?
- Как вы считаете, какой цвет вызывает радость?
Обратите внимание на репродукцию картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору». В глубине картины вы видите, что лес как бы окутан туманом. Это так называемая воздушная перспектива. Воздух - прозрачная среда. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Воздушная перспектива отражена на всех пейзажах. Если мы посмотрим на картины Левитана, то увидим, что первый план выписан четко, даже прорисованы листочки, а дальний план отражен цветом. На картине «Рожь» Шишкин четко прорисовал каждый колосок, а на линии горизонта только золотое море ржи. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно и покрыты легкой дымкой.
Итак, мы будем рисовать пейзаж. Сегодня мы выполним два этапа работы: композицию и рисунок простым карандашом, а также выполним работу в цвете.
При создании пейзажа особенно важна работа над его композицией.
-Кто ответит, что такое «композиция»? (сочинение, расположение)
На одних композициях дерево выступает в качестве единственного героя и располагается в центре композиции. В этом случае выразительность пейзажа зависит от характера образа этого дерева. На других композициях пейзаж образуют лесные массивы и группы деревьев. При такой композиции важно продумать решение пространства: передний, средний, дальний план.
Как правильно компоновать пейзаж?
(Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).
Показываю на доске правильное и неправильное построение композиции пейзажа.
Физкультминутка
Регулятивные УУД.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
4. Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные УУД.
- Обдумайте мотивы своего пейзажа, то есть, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам, но доносящей до зрителя образ нашей Родины.
Дети выполняют рисунки.
5. Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные и личностные УУД.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
Анализ и оценка рисунков; высказывания обучающихся о соответствии творческого замысла.
2. Обобщение.
- Чему вы учились сегодня на уроке? (изображать пейзаж)