Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассная работа по физическому воспитанию в общеобразовательной школе

Submitted by Татьяна Олеговна Дяблова on Sat, 16/03/2013 - 14:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Т.О. Дяблова
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 38, учитель физической культуры

Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Во внеклассной работе по физическому воспитанию ста&shy;вятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учеб&shy;ной программы по физической культуре, а также воспитание опре&shy;деленных организационных навыков у детей и привычки к систе&shy;матическим занятиям физической культурой и спортом.</p>

 

Содержание

 

 

 

Введение.

Внеклассная работа по физической культуре.

Организация внеклассной работы.

Руководство внеклассной работой в школе.

Планирование внеклассной работы.

Контроль внеклассной работы.

Заключение.

Список источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Физическая культура — это часть общей культуры личности и общества, состоящая из материальных и духовных ценностей, которые создаются человеком и используются для всестороннего совершенствования. Она опирается на   научные  данные  о  физических   и психических  возможностям организма,  на  специальную  материально-техническую  базу,  способствующую  их  проявлению  и  развитию.  Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных  сущностных  сил   и   морального  духа   человека. В системе всестороннего совершенствования личности она составляет  важную  основу полноценной  жизнедеятельности:   активного труда,   нормальной   семейной жизни,   организованного   отдыха   и полноты творческого самовыражения.

Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов обще­образовательной и профессиональной  школы;  физической  подго­товкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; про­граммами   спортивных   школ,  секций, кружков,   систематической зарядкой дома  и на  производстве.  Широко используется  много­образие национальных форм осуществления физической культуры. Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спорт­залов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный че­ловек смолоду должен заботиться о своем физическом совершен­ствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.

 

 

 

Внеклассная работа по физической культуре

 

Во внеклассной работе по физическому воспитанию ста­вятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учеб­ной программы по физической культуре, а также воспитание опре­деленных организационных навыков у детей и привычки к систе­матическим занятиям физической культурой и спортом.

Для организации и проведения внеклассной работы по физи­ческой культуре и спорту в неполных и полных средних школах созда­ется коллектив физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры. Руководство коллективом физиче­ской культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры, а кружком — на одного из учителей на­чальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.

В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных   основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.

Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3—4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и пра­вил поведения в походе. В походе дети приобретают первона­чальные навыки по туризму (ориентирование на местности, орга­низация места отдыха, приготовление пищи и т.д.). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др.

Содержание занятий в секциях и кружках в начальных клас­сах могут составлять упражнения из учебной программы, подвиж­ные игры, катание на лыжах и коньках и другие простейшие известные детям упражнения.

Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, «Дней здоровья» и т.д. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по другим упражнениям учебной про­граммы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений. Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвя­щаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торже­ственное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжествен­ном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводится в режиме учебного и продленного дня, а также в форме внеклассной работы. К первым относятся, непосредственно, урок физкультуры, УГГ, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на большой перемене, продленка.

В комплексной программе физического воспитания учащихся  1-11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в школьных  секциях популярных видов спорта, группах ОФП  и кружках по физкультуре. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и требует выполнения учителями физкультуры и педагогами дополнительного образования программных требований, а учениками  сдачи нормативов по повышению спортивного мастерства в выбранном виде спорта.

В разделы других школьных программ не входит внеклассная работа с учениками, но практически все школы имеют функционирующие в своих рядах различные секции, кружки, группы, клубы.

Главная цель внеклассной работы – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.

Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки  на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных  склонностей, интересов, способностей занимающихся, а также от особенностей регулирования бюджета личного  свободного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить четко упорядоченное  формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностями. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, представляют для этого наиболее благоприятные возможности.

Занятия, организуемые в условиях добровольного физкультурного движения урочного типа более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям  (спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо физкультурно–кондиционная  тренировка, либо занятия, направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.).  Это обусловливает  своеобразие используемых форм урочных занятий. В различных ситуациях они значительно различаются, в частности, по соотношению структурных элементов, способам организации активности занимающихся, уровню и динамике предъявляемых нагрузок, объему и характеру распределения затрат времени. В некоторых случаях, когда есть соответствующие условия, урочные занятия организуются и по типу индивидуальных уроков, что нередко бывает, например, в работе тренера со спортсменом высокого класса. Однако эта наиболее индивидуализированная форма урочных занятий по понятным причинам не может быть основной в массовой практике.

К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, лыжные гонки, художественная гимнастика, хореография, бальные танцы, шейпинг, различные виды единоборств и др.), спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды и т.п.

 

 

 

Организация внеклассной работы

 

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры.

В школе традиционно проводятся спортивные конкурсы и игры, эстафеты и кроссы, первенства по различным видам спорта. С удовольствием ребята принимают участие в спортивных эстафетах, веселых стартах осенью во время традиционного экологического фестиваля. Ежегодно проводятся соревнования по баскетболу и волейболу на первенство школы.

Стали традиционными спортивные состязания "Папа, мама и я – спортивная семья". Подобные соревнования укрепляют контакт между старшими и младшими в семье, между школой и семьей, создают общее хорошее настроение.

Ежедневно по утрам проходит утренняя гимнастика для учащихся младших классов, которую проводят инструкторы – старшеклассники. На динамической перемене организуются подвижные игры для 1-3 классов.

Систематическая внеклассная работа по физкультуре способствует укреплению здоровья детей. Без внеурочной деятельности не может быть полноценной работы по формированию двигательной активности. Она создаёт предпосылки для привлечения к регулярным занятиям школьников, еще не охваченных ей, содействует воспитанию высоких моральных качеств, становится эффективным средством активного отдыха. К внеурочной деятельности относится:

- Спортивный час- основная форма занятий физическими упражнениями в группах продлённого дня и социальных гостиных (продолжительность — не менее 1 часа).

Задачи,которые решаются с помощью спортивного часа:

•    снимает утомление, вызванное учебной деятельностью;

•    способствует повышению умственной работоспособности;               

•  способствует двигательной активности школьников.

Школьники сами выбирают наиболее понравившиеся подвижные илиспортивные игры. Мальчики - чаше всего футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и др. Девочки - прыжки со скакалкой, «классики». Можно также использовать эстафеты с элементами спортивных игр. Большой популярностью пользуется народная игра «Русская лапта» и стоит поощрять выбор учащихся.

Школьники, отнесённые по состоянию здоровья к СМГ, принимают участие в спортивных часах вместе со всеми учащимися. Однако необходимо учитывать индивидуально их состояния здоровья.

- В нашей школе, судя по опросу учащихся, пользуется большой популярностью спортивная игра волейбол, поэтому секция ведётся по этому виду спорта. В основном учитель подбирает учеников с пригодными для данного вида спорта качествами. Он подбирает таких воспитанников, которые способны реализовать на практике все планы и замыслы учителя, содействуя ему в удовлетворении его потребностей. А как же быть с теми учащимися, которые не подходят по параметрам необходимым для данного вида спорта, но, они хотят заниматься? Мной был найден выход из данной ситуации. Было организованно две группы занимающихся. Секции посещают учащиеся, относящиеся к основной и подготовительной медицинской группе (с разрешения врача). Дети находящиеся в подготовительной группе менее подготовленные, так как некоторые из них были переведены в эту группу со СМГ либо вообще освобождены. Посещая секцию дети повышают свой уровень в игре, развиваются физически и психологически. Моя задача как педагога состоит в том, чтобы применить к ним щадящий режим, индивидуальный и дифференцированный подход. При этом каждая группа имеет свои специфические задачи: группа начальной подготовки основное внимание уделяется

•    всесторонней подготовке,

•   укреплению здоровья,

•   развитию элементов ЗОЖ через игру;

подростковая группа

•      овладевает основами техники и тактики игры,

•      занимается дальнейшим всесторонним физическим развитием,

•      участвуют в соревнованиях на первенство округа.

В секции занимаются более 60 человек: 4 класс - 2 человека, 5а класс -6 человек, б аб класс - 18 человек, 7б класс - 10 человек, 8 класс - 5 человек, 9а класс - 5человек, 9б класс - 7 человек, 10 класс - 3 человека, 11 класс — 4 человека. Также секцию посещают бывшие выпускники нашей школы.

- Дни здоровья – В  нашей школе дни здоровья проводятся один раз в четверть по звеньям: начальное, среднее и старшее. Состоит день здоровья из двух частей - первая проводится на территории школы, куда могут входить любые массовые физкультурные мероприятия:

•   эстафеты, с элементами спортивных игр,

•   подвижные игры с бегом, прыжками, метанием, передачей и ловлей мячей,

•    игры с силовыми упражнениями

•  бег по станциям, с выполнением заданий в теоретической и практической части здорового образа жизни,

•    спортивных игр и т.д.

Вторая часть проходит за городом, куда выезжают учащиеся совместно со своими родителями и учителями. Там проводятся

•    игры-аттракционы,

•  викторины, в которых дети показывают знания в теоретической части здорового образа жизни,

•  походы, в которых возможно применить полученные знания о здоровом образе жизни,

•    прогулки с играми на местности,

•   зимой - различные развлечения, такие как катание на санках,коньках, лыжах с гор.

В дне здоровья задействованы все дети в классе кроме, освобождённых от физкультуры. Задействованы также классные руководители, родители, учителя предметники.

- Спортивные соревнования – Внутришкольные  соревнования могут быть спортивные и спортивно-оздоровительные. Они могут проводиться в виде товарищеских встреч, семейных соревнований, соревнований между классами, между учащимися и бывшими выпускниками. Большой интерес представляют соревнования, где классные руководители входят в состав команды.   Внутришкольные

соревнования планируются таким образом:                  

• ■

•    сентябрь - первенство школы по легкой атлетике среди 6-9 классов;

•   октябрь - первенство школы по Русской лапте среди 4 - 6, 7 - 8, 9-11 классов; день Здоровья среди 2-4, 5-7, 8-11 классов;

•    ноябрь - первенство школы по пионерболу среди 4 — 6а классов и волейболу среди 6б-8 классов, 9-11 классов;

•    декабрь - первенство школы по мини - футболу среди 4 - 6, 76 - 11 классов;

•    январь — первенство школы по баскетболу среди 6-8 классов и 9-11 классов;

•    февраль - соревнования военно-спортивного характера к 23 февраля, «Папа, мама и я - дружная семья»;

•    март - соревнования по силовым видам (упражнения с гантелями, подтягивание, КСУ, перетягивание  каната и т.д.);

•   апрель - первенство по прыжкам в высоту, «Веселые старты»;

•    май - кросс по пересечённой местности.

Ниже приводится положение о проведении семейного физкультурно-оздоровительного праздника «Папа, мама и я - дружная семья».

Положение

о проведении семейного праздника «Папа, мама и я - дружная семя».

1.  Цели и задачи. Настоящий праздник проводится с целью привлечения семей к занятиям физической культурой, организацией их свободного времени, пропаганды здорового образа жизни как, лучшего средства от любых болезней для людей среднего и пожилого возраста, познания своих сил и возможностей, формирования красоты тела, силы, ловкости, выносливости как у детей, так и у их родителей.

2.  Участники, В соревнованиях принимают участие команды от каждого класса; количество команд не ограничено. В них принимают участие все желающие семьи независимо от возраста. Семьи должны иметь единую форму с эмблемой.                                           

3.  Руководство. Общее руководство по организации соревнований осуществляет администрация МБОУ COШ №38. непосредственное проведение соревнований возлагается на преподавателя физической культуры, классных руководителей и физоргов класса.

4.  Порядок проведения и программа. Каждая семья выступает в конкурсах под номером, полученным на жеребьёвке. Семье в каждом конкурсе даётся только одна попытка. В программу праздника входит:

 1-й конкурс капитанов. Папа и мама держат обручи, капитан – сын  или дочь – поочередно  пробегает из одного обруча в другой. Родители по мере того, как пробежит ребёнок, переставляют обручи вперёд. Побеждает та команда, которая быстро закончит дистанцию. Дистанция - 20 метров.

2-й конкурс — конкурс семей (эстафета), 1-й этап (ребёнок) - бег между стойками до середины зала и обратно; 2-й этап (мама) –ведение  баскетбольного мяча, попадание в корзину, обратно –бег  спиной вперёд; 3-й этап (папа) - прыжки на одной ноге с ведением баскетбольного мяча к щиту — два попадания в корзину, бег спиной вперёд обратно на исходную позицию; 4-й этап (ребёнок, папа, мама; ребёнок на руках у родителей) — бег до щита и обратно.

3-й конкурс - самый сильный папа. Стоя на тумбe, папа должен        взять две гири и приседать с ними 1 минуту. Побеждает папа, который больше число раз присядет.

4-й конкурс - эстафета с мячами. 1 - й этап - ребёнок с мячом в руках перепрыгивает через скамейки, подбегает к обручу икладёт мяч в него. Обратно он бежит перепрыгивая через скамейки. 2-й этап - мама с мячом в руках обегает скамейкизмейкой, кладёт мяч в обруч и возвращается, обегая скамейки. 3-й этап - папа с мячом в руках прыгает по скамейке, кладёт мяч в обруч. Обратно возвращается также прыгая по скамейке.

5-й конкурс - конкурс мам. С помоста высотой 80 см мама течение 1 минуты производит броски мячами по корзине. Мячией подают ребёнок и папа.

6-й конкурс - эстафета с кеглями. 1-й этап - ребёнок с кеглейдолжен сделать кувырок на мате, подлезть под барьер, обежатьстоику, затем опять сделать кувырок с кеглей, поставить кегля в обруч. Обратно - гладкий бег. 2-й этап - мама должна сделать кувырок с кеглей, перешагнуть или перепрыгнуть через барьер, обежать стойку, затем опять сделать кувырок с кеглей, поставить её в обруч. Обратно — гладкий бег. 3-й этап - папа должен сделать кувырок с кеглей, пролезть под барьер, обежать стойку, опять сделать кувырок, поставить кеглю в обруч. Обратно - гладкий бег. 4-й этап - все вместе, взявшись за руки, должны добежать до обруча, взять кегли и вернуться на старт.

7-й конкурс - кто больше предметов положит в круг за 1 минуту.

Носят предметы все по очереди.

8-й конкурс - семейный конкурс (заключительная эстафета). 1-й этап - ребенок должен проползти на животе по скамейке, кувырок  вперёд на мате, пробежать через обруч, прыгнуть на скакалке 5 раз; обратно - гладкий бег. 2-й этап - мама должна пробежать по скамейке, кувырок вперёд, пролезть в обруч, прыгнуть на скакалке 15 раз. Обратно - гладкий бег. 3-й этап — выполняет прыжки на двух ногах через скамейку, кувырок вперёд на мате, затем должен пролезть через обруч, прыгнуть на скакалке 10 раз. Обратно - гладкий бег. 4-й этап - все вместе, гуськом (руки на плечи) дойти до скакалок, обратно - гладкий бег.

5.  Место и время проведения. Соревнования проводятся ...(число, месяц, год) в спортивном зале МБОУ СОШ№38...(указывается время).

6.   Условия участия и зачёт. Количество команд в соревновании не ограничено. Возраст детей - 12 лет и младше (I- IVклассы). В каждом конкурсе выявляется команда - семья-победитель. За 1-е место в конкурсе засчитывается 1 очко, за 2-е - 2 и т.д. Семья-победитель в общем зачёте определяется по наименьшему количеству очков, набранному в 8 конкурсах.

7.   Состав судейской коллегии. Судьи, обслуживающие конкурс, -учитель физической культуры, физорги 7-11 классов.

8.   Порядок и сроки подачи заявок. Заявки, заверенные врачом, подаются на заседании судейской коллегии.

9.  Медицинский контроль. Участники должны пройти медицинский

осмотр, который проводит врач школы.

10.Награждение. Семья, занявшая 1-е место в общем зачёте,награждается грамотой и тортом. Семьи, занявшие 2, 3-е места в общемзачёте, награждается грамотами и сладкими призами. Остальные семьипоощряются грамотами.

Внеклассную работу можно организовать несколькими путями: в виде спортивных секций, спортивных кружков, групп ОФП, спортивных  клубов, команд, индивидуальных и репетиторских занятий.  Для достижения какого либо эффекта от процесса работы требуется, как нам известно, 4-5 занятий в неделю плюс возможность проверять достигнутый результат в товарищеских матчах и соревнованиях.

Во многих школах много внимания уделяется внеклассной работе по физкультуре. Проводятся недели Здоровья, праздники Здоровья, которые включают школьные спортивные соревнования. Это "Веселые старты", школьные "Зимние Олимпийские игры", праздник "Добро пожаловать, олимпиада", праздник "Спорт пришел в сказку" и др.

 

 

Руководство внеклассной работой в школе

 

Непосредственное руководство секцией возлагается на педагога, который решает все проблемы, связанные с организацией занятий, а именно:

• самостоятельно выбирает и использует выбранную методику обучения;

•    несет ответственность за безопасность занимающихся;

•    проводит селекцию (может отказать ученику в занятиях в секции);

•    назначает дату и время тренировок (при согласовании с дирекцией школы);

•  принимает решение об участии (или не участии) в каком-либо соревновании;

•  несет ответственность за результаты подопечных в соревнованиях перед лицом дирекции.

В права и обязанности  руководства школы входит:

•     создание условий для беспрепятственной работы секции;

•   несение ответственности за создание и функционирование секции перед муниципальными органами;

•     по необходимости прекратить  работу секции.

Педагог дополнительного образования (в дальнейшем тренер), используя необходимую методику обучения, проводит занятия по футболу 4-5 раз в неделю по 1-2 часа. Главная цель секции – повышение общего уровня здоровья.

Стратегическими задачами являются: повышение спортивного мастерства и подготовка профессиональных спортсменов.

 

Планирование внеклассной работы

 

Планирование внеклассной работы – одна из важнейших предпосылок воплощения в жизнь цели и задач физического воспитания школьников. Занятия в секции требуют  у занимающихся мобилизации двигательных и морально – волевых  качеств.

Тренеру необходимо знать и рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также умело применять их на практике. «Не навреди!» - гласит первая заповедь тренера – воспитателя.

Планирование – это первая ступень в построении тренировочных занятий. То, как бы хотел видеть тренер рабочий процесс. В планировании, как в шахматах: нужно продумывать сразу на несколько ходов вперед. План составляется не на одну-две тренировки, а на весь процесс работы. Но чем на большее время рассчитан план, тем труднее точно предвидеть, какими будут  конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. В этом и заключается основная сложность. То что вычислено и проанализировано на бумаге, не обязательно воплотится на практике. Кроме того, в процессе планирования важно учитывать конкретно данные. Исходные данные о конкретном состоянии контингента занимающихся и их подготовленности к реализации целевых установок; мотивационные и личностные установки.

Для того, чтобы успешно решать задачи физического воспитания необходимо, чтобы из занятия в занятие ученикам предлагалась достаточная нагрузка, которая, с одной стороны,  несла бы кумулятивный эффект и, с другой стороны, не была бы чрезмерной. Дозировка тренировочных нагрузок сугубо индивидуальна. Она зависит от возраста, физического состояния и пр.

Таким образом, кроме общих педагогических принципов, которые несут основополагающие требования  к проведению занятий, крайне важную роль играет специфические принципы воспитания, выполнение которых ведет к решению главной цели физического воспитания, а игнорирование их ведет  либо к деградации физических качеств спортсмена, либо, что гораздо страшнее, к ухудшению состояния здоровья и даже к патологиям.

Перечислим специфические принципы физического воспитания и их характеристику:

1.  принцип сбалансированного повышения нагрузок. Предписывает учитывать изменения параметров нагрузки, в соотношении с закономерностями адаптации к ней. Многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательных качеств. Поэтому параметры нагрузки должны постоянно повышаться;

2. принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся. Является наиважнейшим, и формирует свои положения, исходя из закономерностей гетерохронности физического развития и предлагает выделять и учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;

3. принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Предусматривает рациональное чередование активности и отдыха (в случае, если превалирует активность, могут возникнуть процессы переутомления и,  в случае многократно суммирующихся состояний переутомления   - перетренированность; в том же случае, если преобладает процесс отдыха, то занятия не ведут к тренировочному эффекту;

4.    принцип постепенного наращивания нагрузок. Предусматривает постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, планомерное усложнение решаемых двигательных задач по мере роста  функциональных возможностей организма.

 

Контроль внеклассной работы

 

Как уже отмечалось ранее, планирование лишь косвенно указывает на результат процесса воспитания, т.е. на то, как процесс должен разворачиваться в ходе тренировочной работы, в соответствии с закономерностями физического воспитания в теории. Но на практике, как часто бывает, получается не так, как планировалось ранее. Педагог-практик постоянно должен сверять текущие результаты с запланированными и, если требуется, вводит корректировку планов. Призван помочь тренеру в этом, контроль занятий.

Процесс воспитания школьников (не только физического, а именно воспитания в целом) очень тонкий и сложный. Именно поэтому результаты планирования иногда расходятся с действительными результатами практической работы. Стоит только какому-либо звену (тренер, дирекция, ученик) снизить требования к своим обязанностям – все пойдет не так. Примеры: тренер выбрал средства, не применимые к данной методике занятий; директор нарушил договор и одобрил лишь 3 занятия в неделю; ученик потерял интерес к занятиям. Во всех случаях ответственность ложится на тренера и его задача решить данные проблемы: выбрать подходящие средства занятий; убедить директора, что лишь 5-разовые занятия несут положительный эффект внеклассной работе; заинтересовать ученика.

В современной литературе можно насчитать десятки наименований видов и разновидностей контроля: педагогический, врачебный, биологический, антропометрический, биохимических, биомеханических, психологический, предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый, что свидетельствует о недостаточной упорядоченности связанных с ним представлений. Мы рассматриваем контроль как реально существующие отношения между субъектом и объектом воспитания, поэтому выделим 2 типа контроля: «педагогический контроль» и самоконтроль занимающихся, причем педагогический контроль играет, естественно, ведущую роль.

Термин «педагогический» в данном случае подчеркивает, что контроль осуществляется педагогом-специалистом соответственно его профессиональным функциям с использованием тех средств и методов, какие он может и должен квалифицированно применять на основе полученного специального образования и практического опыта по профилю специальности.      Основные аспекты педагогического контроля:

•       контроль направляющих начал и параметров воздействий;

•    контроль «объекта и эффекта воздействий» (должен выявлять и прослеживать соотношения педагогически направленных воздействий и их эффектов, оценивать их соответствие или несоответствие запланированных

результатам);

• контроль исходного уровня возможностей и готовности воспитываемых к реализации поставленных задач;

•    педагогический самоконтроль;

•    контроль внешне-средовых факторов;

•    контроль двигательной деятельности и непосредственно связанных с нею взаимодействий воспитываемых;

• контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся, эффекта текущих воздействий и общих результатов физического воспитания;

•  контроль за формированием знаний, умений, навыков, развитие способностей, совершенствование личностных качеств воспитываемых.

Контроль за внеклассной работой собственного исследования будет таков:

1.    главными критериями отбора в секцию является, прежде всего, желание самого ученика участвовать в занятиях и выполнять требования тренера; естественно, навыки игры в футбол (если дети старше 10 лет; если младше – то навыки не берутся в расчет); а также  согласие врача на занятия футболом. В отличие от других видов спорта такие показатели, как развитие каких-либо двигательных качеств, антропометрические данные и др. имеют второстепенное значение;

2.    контроль за эффектом нагрузок индивидуальный для каждого ребенка. Для этого используются различные методы врачебного наблюдения: показатели пульсометрии, контроль за внешними признаками утомления у детей и др.;

3.  проведение контрольных занятий, посвященных сдаче нормативных требований с целью узнать о готовности занимающихся к реализации поставленных задач, а также об успешности решения выбранной методики тренировок;

4.    контролирование тренером собственных поступков, норм педагогической этики, образовательно-воспитательной информации и, опять же, соответствие планирования и итогов тренировок;

5.    важно помнить, что естественно-средовые и гигиенические факторы при правильном построении тренировок выступают дополнительными средствами физического воспитания, поэтому занятия проводятся либо на воздухе, либо в чистом проветренном зале;

6.    проводится контроль знаний теоретического характера, а также способностей удачно взаимодействовать с партнерами в процессе командной игры.

Субъективный контроль имеет не менее важное значение в процессе физического воспитания. Образование навыков будет максимально эффективным, если соблюдать определенные закономерности формирования двигательных навыков.

 

Заключение

 

Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

     В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.

 

Список литературы

 

1.        Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.:

"Просвещение". 1983 – 174 с., ил.

2.        Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: "Просвещение". 1982 г. –

112 с., ил.

3.        Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: "Просвещение".

1978 – 130 с., ил.

4.        Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. . Теория и методика физического

воспитания и спорта. М.: "Просвещение". 2003г.

5.        Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: "Просвещение"

1986 – 175 с., ил.

6.        Минских Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.:

"Просвещение". 1984 – 202 с., ил.

7.        Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения

детей на воздухе. М.: "Просвещение". 1981 – 190 с., ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассная работа по физическому воспитанию в общеобразовательной школе

 

 

 

Выполнила

Дяблова Т.О.

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2012г.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн