Б)исследовательская работа учащихся: выяснение значений слов «белое» и «грамматическая форма», «импровизация», «резюме» (индивидуальное домашнее задание – выяснение значений слов по толковому словарю);
В) запись в рабочих тетрадях определений, схема синквейна и их запоминание.
Схема синквейна, представленная на доске.
Существительное (название темы).
Прилагательное, прилагательное или причастие, причастие (описание предмета, героя, его признаки).
Глагол, глагол, глагол (три главных действия-характеристики).
Законченное предложение глагольного типа (основная мысль характеристики).
Слово или словосочетание (резюме, синоним, может быть контекстуальный, темы).
2. Работа в группах по составлению синквейнов-характеристик героев рассказов
А.П. Чехова.
3. Образец прочтения синквейна (учитель).
4. Презентации результатов работы групп. Чтение синквейнов и их комментарии. 1группа: Беликов, Коваленко («Человек в футляре»), 2группа: Варенька, Пелагея («Человек в футляре»), 3 группа: Алёхин, Николай Иванович (« Крыжовник»), 4группа: Анна Алексеевна, Алёхин («О любви»).
5. Выяснение особенностей эссе как технологического приёма:
-изображение впечатлений, раздумий;
-не анализ, а только выражение отношения;
- свободная форма композиции;
- афористичность стиля, его близость к разговорной речи (беседа с читателем).
6. Домашнее задание: написать эссе «Какие мысли и чувства вызывает у меня герой рассказа А. П. Чехова» (по выбору) с обязательным использованием синквейна.
Приложение.
Пелагея.
Красивая, деликатная.
Ступала бесшумно, мягко улыбалась, подавала.
Пелагея была влюблена в повара Никанора.
Горничная.
Токорева Я.
Варенька.
Уже не молодая, счастливая.
Хохочет, поёт, пляшет.
Варенька стала оказывать Беликову явную благосклонность.
Сестра Коваленко.
Саушкин Д.
Беликов.
Маленький, скрюченный.
Придёт, сидит, молчит.
Беликов держал в руках всю гимназию целых 15 лет.
Учитель греческого языка.
Сомова Н.
Коваленко.
Молодой, высокий.
Кричал, хохотал, спрашивал.
Учитель истории и географии возненавидел Беликова с первого дня знакомства.
Здоровый верзила.
Полонцов С.
Алёхин (рассказ «Крыжовник»).
Высокий, полный.
Узнал, обрадовался, говорил.
Алёхин занимается хозяйством.
Мужчина лет сорока.
Абдуразакова З.
Николай Иванович.
Кроткий, добрый.
Сидел, писал, думал.
Николай Иванович мечтал купить себе маленькую усадьбу с крыжовником.
Брат Ивана Ивановича.
Дашук Д.
Алёхин (рассказ «О любви»).
Высокий, образованный.
Пахал, сеял, косил.
Алёхин был несчастен, вертелся как белка в колесе.
Благородное существо.
Ковалёва Л.
Анна Алексеевна.
Добрая, интеллигентная.
Беседовала, играла, ждала.
Будучи несчастной, увлеклась Павлом Константиновичем.