Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методы и приёмы работы с книгой.

Методы и приемы работы с книгой, как фактор повышения эффективности уроков чтения.

      Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.

В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь  читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».

Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение, т. е. равномерно-внимательное.

Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть четким, внятным; целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным; осуществляющимся в нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным.

Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами» без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.

Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух и чтению про себя.

Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь восприятия, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, четкость печати), развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова или последующее слово). Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению ученых, темп чтения увеличивается на 50-100 %. Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает прежде всего развитость речедвигательного аппарата и его возможности.

При чтении молча психофизиологический механизм упрощается, так как процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи ее отсутствует. Зато могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза.  Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, то есть формированию навыков параллельного мышления. Молчаливое чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг. Однако, методика обучения чтению еще не выработала действенных способов управления и контроля количественными и качественными параметрами чтения «про себя».

             Не отрицая необходимости овладения детьми молчаливым чтением, многие учителя отодвигают его на более поздние этапы, исходя из предположения, что оно спонтанно разовьется впоследствии на базе приобретенного в начальной школе умения бегло читать вслух. Однако, действительность опровергает эти предположения.

На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит чтению вслух,  с которым молчаливое чтение чередуется в каждом упражнении при общем отношении примерно 70 % и 30 % (I, IIкл.). IIIкл. – 50 % и 50 %.  На этапе регулярного самостоятельного учебного и внеучебного чтения его соотношение должно измениться от 30 % к 70 % в пользу чтения «про себя».

На уроках обучения грамоте необходимо включать упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата, (произносим громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В Iклассе в разминку входят чтение сочетаний тренируемого звука. Сначала отрабатывается артикуляция гласных по порядку и в сочетаниях: а, о, у, ы, и; а-у,  а-о, ы-и, и-о,  и т.д.

После отработки произношения гласных ввожу чтение сочетаний тренируемого звука с гласным: ба, бо, бу, бы, би, та, то, ту, ты, ти.

Чтение сочетаний стечения двух-трех согласных  с гласным:  ст-а, о, у, ы, и; стр-а, о, у, ы, и, - чтение слов, содержащих тренируемый звук; чтение коротких текстов с тренируемым звуком; чтение скороговорок, чистоговорок для выработки навыков сохранения четкости произнесения при любом темпе речи. (Артикуляционная разминка занимает 5-6 минут урока).

1.      Чтение шепотом и медленно:

Да-да-да – из трубы бежит вода.

До-до-до – на дереве гнездо.

Ды-ды-ды – мы пошли по ягоды.

Ду-ду-ду – с мамой я домой иду.

Та-та-та – в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту – наводим сами красоту.

Ты-ты-ты – нами политы цветы.

Ят-ят-ят – парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют – очень любим  мы уют.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

2.      Чтение тихо и умеренно:

арка- арца

арта-арда

арла-арча

арса-аржа

3.      Чтение громко и уверенно:

гарь- парь- жарь

дверь- зверь – червь.

Игры на звукоподражание, например:

         «На птичьем дворе.»

Наша уточка с утра…Кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда… Га, га, га!

Наши курочки в окно … Ко, ко, ко!

А как Петя – петушок

Ранним- рано поутру

Нам споет …Ку-ка-ре-ку!

Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят  упражнения со скороговорками (чистоговорками), загадками, считалками, пословицами, игры со словами: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена», «Курочка с цыплятами».

 

Игра «Курочка с цыплятами».

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней цыплятки – малые ребятки.

-Цып, цып, цып! Сюда! Сюда!

Я вам буковку нашла!

Прибежал веселый А прочитали дети … (на).

Прибежал задорный О, прочитали дети (но).

Прибежал упрямый У, прочитали дети (ну)

Прибежал зазнайка Е, прочитали дети (не).

Затем по данной таблице провожу работу по развитию речи: придумать имена цыплятам, сочинить о них истории.

Много работаю со скороговорками.

В скороговорках необходимо выяснить ее смысл, затем преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шепот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром.

Необходимо помнить о четкости произношения.

        На первом этапе берутся обязательно короткие, а затем более сложные скороговорки: Шашки на столе, Шишки на сосне, Три сороки на пороге, три вороны на воротах; Мышонку шепчет мать: «Ты все шуршишь, не спишь?»; Два дровосека, два дроворуба говорили про  Ларю, Лариона, Ларину маму.


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн