Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок по теме «Сложносочиненное предложение»

Submitted by Елена Федоровна Косова on чт, 11/04/2013 - 11:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Косова Елена Федоровна
Место работы, должность: 

МБОУ лицей "МОК № 2" учитель русского языка и литературы

Регион: 
Воронежская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Урок русского языка 9 класс</p>

 

 

 

 

 

Урок  по теме «Сложносочиненное предложение»

 

9 класс

 

 

Учитель русского языка

и литературы

МОУ лицей «МОК №2»

 г. Воронежа

Косова Е. Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «ССП»

Задачи:

- учить отличать ССП от других видов СП, от простых предложений с однородными членами;

-обучать правильной постановке знаков препинания в СП;

- воспитывать любовь к родине

 

 

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

- Сообщение темы и цели урока.

Каждый получит сегодня на уроке несколько оценок, котороые вы занесете в таблички, лежащие у вас на столах.

  • Подготовка учащихся к работе на уроке.
  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  • Визуальный контроль готовности к уроку.
  • Работа с журналом.

 

2. Фронтальный опрос по теории

- Расскажите, что вы знаете о ССП, о постановке знаков препинания в ССП

- Какие группы ССП по значению союзов вы знаете?

- Какие знаки препинания м.б. в ССП? _

              -  Когда ставятся? (Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложении содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление)

                - Когда не ставятся? (простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член; простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью)

 

     III. Тренинг. В тетрадях записываем ответы на вопросы, при проверке исправляем ошибки.

 

  1. Б
  2. 2. А
  3. Соединительный, временные отношения
  4. Противительный, противопоставление
  5. А) соединяет однородные сказуемые

Б) соединяет 2 грамматические основы (ССП)

      6. Б

      7.а) А

         б) АБГ

      8. Г

      9. А

 

 

  1. Анализ текста.

На уроке проводится комплексный анализ текста № 58 (“О колокольном звоне”) из “Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс” /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова.- с.128-130:

Комплексный анализ текста, 9 класс

(1-ый абзац). Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: “…архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис. Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”. Многие века колокольный звон сопутствовал народный жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

(2-ой абзац). Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

(3-ий абзац). Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) – отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности; и теперь в русском языке есть  выражение “серебряный звон”.

(4-ый абзац). С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, и молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

(5-ый абзац). Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался всполошным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский “бунтовщик” и не прижился в Москве.

(6-ой абзац). О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон – пропадай мой сон, другой сон – земной поклон, третий звон – из дому вон.

(7-ой абзац). О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

(8-ой абзац). Трудное дело – отливка колоколов. Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – свое назначение.

(Е.Осетров)

Работа по тексту

- Докажите, что данный отрывок является текстом.

-  Как вы озаглавите текст? (Колокольный звон…..)

-  Определите тему и  идею текста. (История  колоколов в России. Необходимость сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам).

- Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.

(Во-первых, текст в сжатом виде рассказывает об истории колоколов в России и их значении для общества, то есть ставит важную для народа цель.

Во-вторых, эта цель служит выражению главной мысли текста: необходимости объединения, сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.

В-третьих, в тексте приводятся конкретные исторические даты, факты, цитаты из летописей, из стихотворений, которые иллюстрируют главную мысль, делают ее более точной, образной, яркой. Далее, в тексте совмещаются слова возвышенного стиля (“победоносные”, “созывал”, “торжественность” и другие) и просторечные (“всполошный”, “за тридевять земель”, “из дому вон”). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьезных и значительных и о бытовых, обычных. Это тоже характерно для публицистического стиля.

¨  Весь текст пронизывает пафос гордости за свою страну, за славных мастеров, которые занимались таким важным для народа ремеслом.

¨  Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения, используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

¨  Стилевые черты: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

¨  Языковые средства: 1. общественно-политическая лексика; 2. эпитеты, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении; 3. побудительные и вопросительные предложения; 4. риторические вопросы; 5. распространенные обращения; 6. вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.)

 слайд

III. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.

  1. Словарный диктант  (Проверка - слайд )

Новгородская летопись, архиепископ, эпический оркестр, грандиозный инструмент, изгнавшие интервентов, дурная примета, набатный колокол, совет бояр, числилась крамола, повествовали метафорично, за тридевять земель, лесистая Карелия ( обменялись тетрадями, проверили друг у друга)

Установите соответствие между словами и их лексическим значением (слайд ):

1. интервент

2. летописец

3. набат

4. крамола

5. ратник

6. вече

А). В старину человек, который воевал, сражался с врагами.

Б). Участник преимущественно вооруженного вмешательства одного или нескольких государств во внутренние дела какой-нибудь страны.

В). Составитель в XI-XVII вв. погодной записи исторических событий

Г). устар. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-нибудь противозаконном, запрещенном.

Д). На Руси в 10-15 веке: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания.

Е). Удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

  1. Проверка (поднимите руку, кто не допустил ошибок)

 

4. Как вы понимаете смысл слов “набатный” и “вечевой”? (слайд)

 В словаре Ожегова:

Набат– удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. В переносном значении: о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь. (Этот звон объединял людей перед лицом опасности, наполнял их силой и уверенностью в том, что всем миром с опасностью можно справиться)

Вече На Руси в 10-15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. (Вечевой колокол собирал людей для мирных целей. Вечевой колокол был своеобразным голосом демократии, обещал открытое обсуждение важных для общества вопросов).

Что является общим у слов “набатный” и “вечевой”? (Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей).

- (Слайд) Как вы думаете, что означает слово “всполошный” (колокол)? См. 5-ый абзац. (Всполошить – от слова полошить – волновать, вызывать общую внезапную тревогу. Значит, всполошный – вызывающий внезапную общую тревогу, волнение).

 

  1. Вопрос на «5»

- Вспомните пословицы, поговорки, фразеологизмы о колокольном звоне и колоколах.

 

Пословицы и поговорки

  • Колокол в церковь людей зовет, а сам никогда не бывает
  • Бездушен колокол, а благовестит во славу Господню
  • Звони поп в колокола, чтобы попадья не спала
  • Дан попу колокол, хоть звони, хоть об угол колоти!
  • Поп за колокол, а мы за ковш
  • Чужой человек в доме колокол

Слово колокол входит во фразеологизмы:

1. Смотреть со своей колокольни “судить о ком-либо или о чем-либо только со своих позиций, односторонне”, “односторонность, узость взглядов”; смотреть (глядеть) с колокольни (чего, какой).

 2.Звонить (трезвонить) во все колокола (просторечный фразеологизм) “во всеуслышание, повсюду, всем говорить, рассказывать о чем-либо”.

           Скороговорки

сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, надо колокол переколоколовать-перевыколоколовать

 

 

Вопросы и задания к тексту:

1. В 3 и 4 абзацах найдите ССП, начертите их схемы.

2. Из 2 абзаца выпишите слово, в котором все согласные мягкие. (вече).

3. Из 2 абзаца выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа. (Возвратившихся).

6. Задания по группам (уровням)

8-й абзац:

  1. Каким членом предложения является слово “инструмент” во втором предложении? Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. (Составное именное сказуемое).
  2. Выпишите слово с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне слова” (Гигантский).
  3. Какой вид связи использован в словосочетании отливка колоколов? (Управление). Перестройте это словосочетание таким образом, чтобы была связь согласование. (колокольная отливка)

Задания по тексту:

  1. В 1 абзаце найдите слово с чередующейся гласной в корне (положил)
  2. Какие слова являются грамматической основой в 1предложении 4 абзаца: С колоколами были связаны самые различные поверья.

поверья были связаны)

Задание по тексту:

  1. Найдите орфографическую ошибку в предложении: О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток

 

 

  1. Те, кто без ошибок выполнил задания тренинга, работает на компьютере, выполняет задания пр. «Фраза» 9 класс, тема 1 , вариант 510
  2. Остальные решают тест.

 

ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.

Домашнее задание. Обязательное. 

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения 1 абзаца: «Многие века колокольный звон сопутствовал народный жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность».

 

Дополнительное. Те, кто хочет получить оценку «5»,  найдите пословицы или поговорки о колокольном звоне.

 

ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА.

Подведение итогов работы в классе.

 

 

Происходит от праслав. *kolkolъ, вероятно, родственно лит. kañkalas (из *kalkalas), далее др.-инд. kаlаkаlаs — «беспорядочныекрики, шум», греч. καλέω — «зову», лат. calāre«созывать, восклицать», греч. κέλαδος— «шум», д.-в.-н. hellan — «звучать». С другой стороны, носовой согласный лит. слова соответствует др.-инд. kaṅkaṇas, -аm — «обруч, кольцеобразноеукрашение», kaṅkaṇī — то же, а также лит. kañklys, kañklės «гусли», kañklai. Использованы данные словаря М. Фасмера;

 

(1-ый абзац). Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: “…архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис. Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”. Многие века колокольный звон сопутствовал народный жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

(2-ой абзац). Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

(3-ий абзац). Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) – отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности; и теперь в русском языке есть  выражение “серебряный звон”.

(4-ый абзац). С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, и молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

(5-ый абзац). Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался всполошным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский “бунтовщик” и не прижился в Москве.

(6-ой абзац). О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон – пропадай мой сон, другой сон – земной поклон, третий звон – из дому вон.

(7-ой абзац). О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

(8-ой абзац). Трудное дело – отливка колоколов. Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – свое назначение.

(Е.Осетров)

 

 

Фамилия, имя­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­   ______________________________________

 

Виды работы

Оценка

Тестирование

 

Словарный диктант

 

Работа на уроке

 

 

Оценка за урок____________

 

 

Фамилия, имя­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­   ______________________________________

 

Виды работы

Оценка

Тренинг

 

Тест

 

Работа на уроке

 

 

Прикрепленный файл Size
Урок русский язык 9 класс.zip 2.16 MB

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн