Данные об авторе
Автор(ы):
Мухортова Любовь Николаевна
Место работы, должность:
МБОУ СОШ "6
Регион:
Ставропольский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы):
Литературное чтение
Цель урока:
формировать навык слогового вдумчивого чтения; совершенствовать навык смыслового чтения; расширять читательский кругозор; обогащать грамматический строй и лексический запас речи.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории):
28
Используемое оборудование:
выставка книг Э. Мошковской, В. Орлова, портреты поэтов, презентация, выставка рисунков учащихся на тему «Мой класс», мультимедийный проектор.
Используемые ЦОР:
компютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Краткое описание:
I. Стадия вызова: Предлагается выразительное чтение стихотворения «Угомон» II. Стадия знакомства со стихотворением В. Орлова «Оправдался»Стадия III. Чтение стихотворения Э. Мошковской «Можно всему – всему научиться» (просмотр презентации о жизни и деятельности Э. Мошковской)
Тема: В. Орлов «Оправдался», Э. Мошковская «Можно всему – всему научиться».
Цели: формировать навык слогового вдумчивого чтения; совершенствовать навык смыслового чтения; расширять читательский кругозор; обогащать грамматический строй и лексический запас речи.
Задачи: учить определению главной мысли произведения и подтверждению своих суждений цитатами из текста;
развивать логику;
совершенствовать навыки смыслового чтения;
воспитывать честность, взаимопонимание и сострадание к одноклассникам.
Оборудование: выставка книг Э. Мошковской, В. Орлова, портреты поэтов, презентация, выставка рисунков учащихся на тему «Мой класс», мультимедийный проектор.
Тип урока: работа над передачей основного эмоционального тона произведения.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы: чтение «цепочкой», коллективное, обращение к личному опыту учащихся, кластер, поиск ответов на поставленные вопросы, работа в парах.
На доске: «Ученье – путь к уменью».
Ход урока:
I. Стадия вызова:
Предлагается выразительное чтение стихотворения «Угомон»
Вопросы:
- Хотят ли ученики, чтобы было шумно?
- Почему Вы так думаете?
- Отчего же в классе нет тишины?
- Каким Вам кажется угомон?
- Какое слово под-ска-зы-ва-ет, как нужно читать то, что говорил угомон?
- Прочитайте слова угомона вы-ра-зи-тель-но.
II . Стадия знакомства со стихотворением В. Орлова «Оправдался»
Фрагмент 1.
Знакомство с жизнью и деятельностью В.Орлова (просмотр презентации)
Фрагмент 2.
1. Речевая разминка.
1) Упражнение-игра «Собери слова в «семью» (учебник, с. 29).
2) Упражнение-игра «Задание Слоговика» (учебник, с. 29).
3) Лексическая работа со словами: оправдался, натворил .
Оправдаться – доказать свою правоту, невиновность; привести доводы, аргументы, которыми можно оправдаться, объяснить что-нибудь (С.И. Ожигов).
-Как Вы объясните: ученик оправдался перед общественным мнением одноклассников?
- В каких случаях приходится оправдывать свои поступки? Приведите примеры.
Натворить – наделать чего-нибудь нежелательного, плохого (С.И. Ожигов).
- Вспомните случаи, когда вы или ваши знакомые что-нибудь натворили.
Расскажите как вы (они) себя вели после таких моментов. Оцените правильно ли вы (они) поступили.
- Послушайте, какой поступок совершила девочка по отношению к своей подруге в стихотворении А. Кузнецова «Поссорились».
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
- Что натворила девочка? (Она поссорилась с подругой ).
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
- Девочкам радостно от такой ситуации? (Они переживают, скучают, ищут возможность исправить это положение) .
- К какому выводу они придут, как Вы думаете? (Они обязательно помирятся ).
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
- Кто виноват, кто должен исправить создавшуюся ситуацию ссоры? (Девочка, отобравшая у подруги мишку) .
- Что она должна сделать, чтобы исправить то, что натворила? (Извиниться, помириться ).
Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
- А вы всегда поступаете, таким образом, если бываете, не правы?
Фрагмент 3.
2. Самостоятельное чтение стихотворения В. Орлова «Оправдался» (учебник, с. 29).
Вопросы для обсуждения:
- О чем это стихотворение?
- Чем оно Вам понравилось?
3. Беседа по иллюстрации «В классе» (учебник, с. 29).
- Опишите, что нарисовано на картине. Соотнесите иллюстрацию с содержанием стихотворения.
4. Повторное чтение стихотворения вслух, коллективно.
- Можно считать, что мальчик оправдался?
5. Задание: Составьте кластер-описание данного поступка.
Физкультминутка
Упражнение «Волчок».
Вот как кружится волчок:
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
(Дети кружатся на месте – быстро – медленно .)
Покружись и ты дружок:
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
(Дети продолжают кружиться. )
Полетел в полет волчок:
Высоко лети, лети…
(Дети на носочках легко двигаются, машут руками, словно крылышками. )
А теперь садись, дружок.
Книгу в руки вновь бери.
(дети спокойно садятся на свои места .)
Фрагмент 4.
Стадия III . Чтение стихотворения Э. Мошковской «Можно всему – всему научиться» (просмотр презентации о жизни и деятельности Э. Мошковской)
Фрагмент 5
1. Речевая разминка.
1) Чтение слов по «цепочке» и выделение главного слова из «семьи» слов. (Учить.)
2) «Орфографическая зарядка».
Чтение столбика слов в паре «шустрик - мямлик».
3) Упражнение – игра «Задание Слоговика».
2. Самостоятельное чтение стихотворения (учебник, стр. 30).
Вопросы для обсуждения:
- Что может случиться в жизни?
- Какой совет дает автор?
- Почему слово учиться напечатано на цветных карточках? (Это главная мысль стихотворения. )
- Соотнести иллюстрацию с содержанием стихотворения.
3. «Книжкины задания».
Работа с методическим блоком учебника (с.. 31).
IV . Стадия рефлексии.
Объясните, как понимается выражение:
- Если очень захотеть,
Можно многое суметь!
- Жизнь дана на добрые дела.
- Если будешь ты стараться,
Будет все и получаться!
А ленивым, неумелым –
Ох, как стыдно… Право дело!
Домашнее задание: Выучить любое стихотворение наизусть; читать выразительно.