Вы не зарегистрированы

Авторизация



Оценка качества образования в начальной школе в рамках введения ФГОС

Submitted by Ольга Васильевна Гиль on Tue, 16/04/2013 - 14:07

 

Оценка качества образования в начальной школе в рамках введения ФГОС

О.В.Гиль

Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 41 г.Томска

                          Качество – вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, 
                        и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества.

Дж. Харрингтон

«Обычно мы трактуем качество как соответствие неким критериям, нормам, требованиям, хотя на самом деле этих определений десятки. Много качества не бывает» -   так точно охарактеризовал качество  Игорь Михайлович Ильинский ректор Московского гуманитарного университета.  И я ловлю себя на мысли, что кризис качества  учитель сегодня  остро ощущает потому, что думаем о нём в контексте прошлых дней, и сравниваем с тем, что было раньше. А нужно идти в ногу со временем, т.е. заглядывать в будущее, а сравнивать   с тем, как будет завтра.  Умение прогнозировать завтрашние процессы - это одна из важнейших профессиональных компетенций, которую необходимо формировать у учителей.

Оценка качества распространяется не только на конечный результат деятельности, но и на все элементы образовательного процесса: это и оценка качества образовательных достижений обучающихся, и качество самого образовательного процесса. Значит, реальные достигаемые результаты должны соответствовать как нормативным документам, так и социально личностным запросам.

В образовательных стандартах и, следовательно, и учебном процессе особое место отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.

         В системе оценивания в начальной школе используются преимущественно внутренняя оценка, которая выставляется учителем и школой.

Источниками информации для оценивания служат:

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учёта достижений

Текущая

Итоговая

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Устный  опрос; письменная работа;

диктанты;

списывание;

тесты;

изложения, сочинения, доклады;

графические работы;

творческие работы.

Диагностическая контрольная работа;

диктанты;

изложения;

контроль техники чтения.

Анализ, динамика текущей успеваемости.

Участие в выставках, конкурсах;

Активность в проектах и программах внеурочной деятельности;

творческий отчет.

Посещения уроков;

наблюдения.

 

Портфолио УУД.

Анализ психолого-психологических обследований.

            Особое внимание на современном этапе уделяется оценки во внеурочной деятельности. Например, в нашем учебном  учреждении обучающиеся заняты во внеурочной деятельности  в следующих направлениях: театральная студия, фольклор, квиллинг, проектная деятельность, ИЗО студия, здоровый образ жизни, ЮИД, шахматы.

        Существует оценка уровня сформированности предметной грамотности.

1-й уровень – формальный – освоение внешней стороны образца (алгоритма, правила);

2-й уровень – предметный – освоение существенного предметного основания (внутренней формы) способа действия;

3-й уровень – функциональный – способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

      Но очень важен метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности либо всего класса или одного обучающегося – метод наблюдения. Ведется лист наблюдений.

        В форме теста или устного опроса (викторина) используется метод оценивания, основанный на выборе ответа или кратком свободном ответе.

Используется для дифференцированной оценки достигаемых образовательных результатов.

         Довольно распространен  метод оценивания, который можно условно назвать как открытый ответ. Он представляет собой письменный ответ, который дается в форме небольшого текста, рисунка, схемы, модели или решения.

         Важным  методом интегральной оценки является портфолио– это подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Используются для оценивания индивидуального прогресса в обучении.

      Рекомендуемые методы и инструменты оценивания:

Методы оценивания

Инструменты оценивания

Критериальные описания

Эталоны

Памятки

Линейки достижений

Наблюдения

ü

 

ü

ü

Оценивание процесса выполнения

ü

ü

ü

ü

Выбор ответа, краткий ответ

 

ü

 

ü

Открытый ответ

ü

ü

ü

ü

 

        Для использования перечисленных выше методов оценивания рекомендуются следующие  инструменты. Критериальные описания, или наборы критериев. Они указывают на определенные черты или ключевые знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале. Например, рекомендуемые критерии исследования («Вычисления» математика):

- рациональность \ скорость вычислений или рациональность решения;

- правильность ответа;

- обоснованность ответа и \или правильность порядка действий;

- проверка решения и \или оценка разумности результата;

- грамотность математического языка.

         Эталоны – это образцы детских работ, с которыми сравниваются оцениваемые работы.

       Памятки, или листы содержащие перечни информации, данных, элементов, характерных признаков или свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе ее выполнения. Примером такой памятки может служить приводимая ниже.

                                  Памятка для школьника. «Учись выделять главное!»

1.Внимательно прочитай текст.

2.Подумай, о чем (или о ком) говорится в этом тексте.

3. Что говорится об этом?

4. Раздели текст на законченные части.

5. Какие слова являются самыми важными в каждой части? (ключевые слова).

    Без каких слов можно обойтись? Назовем их второстепенными.

6. С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли.                 

7. Составь план или придумай  заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков. Главные мысли повтори вслух.

8. А теперь попробуй самостоятельно выполнить следующие упражнения.

      Неоспоримо, что необходимы изменения в образовательном пространстве, которое окружает обучающихся. И эти изменения должны показывать улучшения знаний, умений и ценностей. Образование – это жизнь, в которой формируется личность будущего. И в условиях модернизации и то и другое следует отслеживать и оценивать.

                                      

                                                    Литература

1.           Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [Сост. Е.С. Савинов] (стандарты второго поколения).- Москва «Просвещение» 2010- стр159-174 с.

2.           Логинова О.Б., Фирсов В.В., Леонтьева М.Р. Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир». [Электронный ресурс] – standart.edu.ru/attachment.aspx?id=92

3.           Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. Методические рекомендации/- 2 изд., доп. и перераб. – Москва.: Просвещение,1987. – 208 с.

 

Прикрепленный файлSize
оценка качества.ppt1.48 MB