Открытый урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» ( 10 класс)
Submitted by Татьяна Тофиковна Левашова on Wed, 17/04/2013 - 22:18
Открытый урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» ( 10 класс)
Цель урока: показать художественное мастерство автора, совершенствовать навыки анализа художественного произведения, определить значение нравственных проблем, поднимаемых в повести.
Эпиграф Деньги, вот чего алкала его душа
А.С.Пушкин
Словарная работа
«Играю мирандолем», «загнуть пароли», «играть в фараон», «семпелем», «как он мог обдёрнуться» – карточные термины.
В медном шандале – в тяжёлом подсвечнике, каббалистика – род таинственных занятий, рулетки – особый вид игрушки – цветные кружки, гальванизм – электричество, камергер – почётное придворное звание.
Вступительное слово учителя
В 1930–е годы проза у А.С.Пушкина в количественном отношении явно преобладает над стихами. В эти годы он пишет такие значительные произведения, как «Пиковая дама», «Дубровский», «Капитанская дочка».
Последние два произведения мы изучали с вами раньше, сегодня поговорим о повести «Пиковая дама», которая занимает особое место среди прозаических произведений Пушкина 30-х годов. Это небольшое по объёму, но насыщенное глубоким социально-историческим смыслом произведение было написано в 1833 году в Болдине. Есть сведения, что сначала поэт хотел назвать повесть «Холодный выстрел». По словам П.В. Нащокина, друга Пушкина, тот, прочитав ему «Пиковую даму», рассказал, что «главная завязка повести не вымышлена». Старуха-графиня – это Наталья Петровна Голицына, мать московского генерал-губернатора, «жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин».
Современники сразу разгадали, с кого писан образ графини. Пушкин отмечал в своём дневнике: «Моя Пиковая дама в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку, туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Н.П.Голицыной и, кажется, не сердятся».
Да, в основе сюжета лежат некоторые реальные факты, но это произведение не только картина нравов определённого времени, но и раздумье великого поэта-мыслителя об истинной природе человека, о подлинной ценности человеческой жизни. Итак, обратимся к тексту повести. Какую роль играет эпиграф к ней?
- Он сразу настраивает читателя на какую-то таинственность, приключения, авантюры.
- Эпиграф как бы знакомит нас с миром карточной игры, а любая игра – это непредсказуемость, риск.
Учитель Какова роль первой части?
- По сути, это завязка повести: именно здесь звучит история о бабушке Томского, знавшей три выигрышных карты.
Учитель Какое впечатление произвёл рассказ на главного героя?
- Автор прямо говорит об этом: «Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил у него из головы».
- Но Пушкин показывает и внутреннюю борьбу героя, который в какой-то момент решает: «Нет, расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!»
- Удивительно то, что Герман употребил производные от «три»и «семь» глаголы, Эти цифры назовёт ему позже умершая графиня. Мне кажется, автор подчёркивает, что у Германа был другой выход, но им уже овладела безумная идея, которая смешала мир реальный и фантастический.
- Да, оказавшись перед домом графини ( кстати, Пушкин пишет «очутился», что подтверждает наш вывод о навязчивой идее), герой «затрепетал», «стал ходить около дома», «долго не мог заснуть», «ему грезились карты, зелёный стол, кипы ассигнаций и груды червонцев», « и опять очутился перед домом графини».
Учитель О чём, по-вашему, свидетельствует последнее предложение 2 главы?
- Я думаю, что такие слова, как «эта минута решила всё», говорятся раз в жизни. И поскольку это предложение следует после описания девушки, можно подумать, что речь пойдёт о любви, увы…
- А мне кажется, что Германн уже искал любой предлог для проникновения в дом графини. И Пушкин отмечает, что им уже руководит страсть, страсть к наживе (« Неведомая сила, казалось, привела его к нему»). Девушка – это орудие, случайность…
Учитель А зачем Пушкин так подробно рассказывает о Лизавете Ивановне?
-Эта девушка была «пренесчастным созданием», полностью зависевшим от графини. И обидеть её – грех. Автор сочувственно относится к ней.
- Пушкин подчёркивает, что «маленький человек», каким можно считать Лизавету Ивановну, оказался в конце концов в нравственном отношении выше Германна.
- Даже внешне они были разными. В портрете девушки автор отмечает такие черты, как миловидность, «свежее личико и чёрные глаза». А о Германне Томский говорит:«У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Сама Лизавета Ивановна после смерти графини увидела его таким: «Он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона».
Учитель Ребята, очень хорошо, что вы это отметили. Дело в том, что повесть «Пиковая дама» показывает « петербургский тип – тип из петербургского периода», по определению Достоевского. «Петербургским периодом» писатель называл буржуазный период в русской истории, когда деньги и денежные отношения начинали всё более заменять человеческие ценности и тем самым уродовать и разрушать общество в целом. Можно сказать, что повесть Пушкина своими идеями многое предопределила в русской литературе. Так, в герое Достоевского Родионе Раскольникове («Преступление и наказание»), одержимом идеей власти над людьми, мы узнаем черты Германна. Огромное влияние «Пиковой дамы» ощущается в романах «Игрок» и «Подросток». Кроме того, Пушкин показывает и крах на русской почве замыслов европейского героя (отнюдь не случайно герой носит не русскую фамилию – Германн). Да, Германн -это романтический герой байронического типа (отсюда обязательное сходство с Наполеоном) . Он воспринимает жизнь как игру, в которой всё зависит от ловкости, хитрости. Если герои такого типа у Стендаля, Бальзака смотрелись естественно, то Пушкин подчёркивает ненормальность подобных людей, выходящую за границы норм русской жизни…Скажите, а какую роль играет в повести элемент фантастики?
- Появление перед Германном призрака графини как раз подчёркивает то, что перед нами не частный случай, а некое обобщение, что придаёт повести философское звучание.
- Надо же было всё довести до логического конца, то есть у одержимого идеей человека вообще, на мой взгляд, смешиваются понятия реальности и фантастики.Тем более, что смерть графини на его совести…
- Нет, совесть его не мучила. Ведь Пушкин прямо говорит о том, что «он решился явиться на её похороны, чтобы испросить у неё прощения», так как «верил, что мёртвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь».
- Автор, я думаю, подчёркивает мысль о том, что Германн начал сходить с ума с того самого времени, как услышал историю о старухе, знавшей тайну трёх карт. Он поглощён мыслью приобрести неограниченное могущество путём быстрого и крупного обогащения, ради которого готов практически на всё (« Почему ж не попробовать своего счастия?.. Представиться ей. Подбиться в её милость, - пожалуй, сделаться её любовником, - но на это всё требуется время, – а ей восемьдесят семь лет, - она может умереть через неделю, - через два дня!..»).
- А мне кажется, что фантастической можно считать и сцену прощания с умершей графиней. Она, с одной стороны, реалистична, а с другой, формальна, фальшива, никому не жаль покойницы( «служба совершилась с печальным приличием»). Поэтому и не кажется странным то, что случилось с Германном: « В эту минуту показалось ему, что мёртвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом».
- Когда Германн оступился и упал, а Лизавету Ивановну вынесли в обмороке, окружающие стали сплетничать. Причём слухи были самыми невероятными…
Учитель Ребята, а в каком произведении Пушкина речь тоже идёт о пагубности и безумии страсти к обогащению? В чём разница?
- В трагедии «Скупой рыцарь». Но там изображается отдалённая эпоха и действие происходит не в России. В «Пиковой даме» всё максимально приближено к читателю. Кроме того, повесть, на мой взгляд, гораздо занимательнее по сюжету и глубже по идейному содержанию.
Учитель Скажите, почему, по-вашему, Пушкин изменил название повести?
- «Холостой выстрел» - это слишком общо. А Пиковая дама - образ, который проходит через всё произведение.
- И не просто проходит, а несёт на себе большую смысловую нагрузку: перекликаются эпиграф и финал повести. Как зловеще звучат слова, сказанные «ласково»: «Дама ваша убита»!
- Образ Пиковой дамы связан с таинственным, непредсказуемым миром карточной игры, риском, соблазном быстрого обогащения…
-А ещё Пиковая дама – это возмездие герою за то, что он нарушил человеческие законы, пренебрёг такими понятиями, как порядочность, совесть, любовь к женщине, умение ценить жизнь во всём её многообразии…
Учитель Ребята, сегодня мы анализировали одно из замечательных произведений А.С. Пушкина. Биограф поэта П.В.Анненков писал: «Пиковая дама произвела при появлении своём в 1834 г. всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслаждением». С интересом читается повесть и сейчас. Думается, дело в том, что в ней показана вечная борьба человеческих страстей, за которой звучит горестная мысль Пушкина о бесчеловечности жизни, подчинённой денежному интересу. А разве это не актуально в наше время?