Официальный сайт nokia 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Как за неделю избавится от обвисшего живота? Просто каждый день пейте... Открытый урок по истории западной России в 10 классе. Тема: «Развитие образования в Калининградской области в послевоенный период»

Размещено: иван николаевич матвеев - сб, 20/04/2013 - 08:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Матвеев Иван Николаевич
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Краткое описание: 
Как за неделю избавится от обвисшего живота? Просто каждый день пейте... Открытый урок по истории западной России в 10 классе. Тема: «Развитие образования в Калининградской области в послевоенный период»


Цели: 1. Показать главные моменты истории развития образования в области. Познакомить учащихся со структурой образования в области и городе в послевоенный период (1945-1950 гг.)

2. Учить использованию и применению различных ресурсов для более полного усвоения нового материала. Продолжить обучению навыков проектной деятельности.

3. Воспитывать у учащихся чувство гордости за родной лицей и его выпускников. Способствовать пониманию необходимости получения качественных знаний.


^ Предварительная подготовка к уроку:


1. Посещение городского архива, изучение документов об открытии образовательных учреждений в городе Тильзите – Советске в послевоенный период, которые можно будет использовать для выполнения учащимися творческих заданий.

2. Проведение интервью с учителями – ветеранами лицея №10 г. Советска.


Оборудование: карты области и г. Советска, копии документов по теме урока, интерактивное оборудование.


План: урока

1. Деятельность временных военных органов власти в сфере образования.

2. Обучение немецкого населения.

3.Этапы развития системы образования в области и городе Советске.

4. Проведение заочной экскурсии в лицейский музей.

5. Презентация учащимися материала об учителях – ветеранах лицея.

6. Подведение итогов урока.


Ход урока.


I. Организационный этап.

II. Вводно-мотивационный этап.

Постановка проблемы.

Учитель беседует с учащимися по вопросам, которые актуализируют предшествующие знания: 1. Каким было решение Потсдамской конференции о судьбе Восточной Пруссии?

2. Каковы были первоочередные задачи становления области?


^ Проблемное задание: Каковы особенности становления образования в Калининградской области в послевоенный период?


III. Организация учебной деятельности.

Лекция учителя.

Перед лекцией учитель ставит перед учащимися вопрос:

С какими трудностями пришлось столкнуться временным военным органам власти при организации структуры образования в послевоенный период?


Процесс становления общеобразовательных школ и внешкольных детских учреждений осуществлялся в весьма специфических условиях.

Во-первых, система народного образования здесь создавалась очень быстрыми темпами, в сжатые сроки. Нужно было оперативно обеспечить создание и постоянный рост школьной сети. Кроме того, в первые годы нужны были советские школы и детские дома для детей немецкого населения.

Во-вторых, систему народного образования приходилось создавать заново: большинство зданий было разрушено, не было учебников, школьно-письменных принадлежностей, методической литературы и т.п.

В-третьих, область в первые годы не располагала своими педагогическими кадрами.

Все это говорит о том, что создание в Калининградской области системы народного образования было делом большой сложности и ответственности.

^ Задание для учащихся:

По ходу рассказа учителя заполните таблицу «Структура образования в области и в городе Советске в послевоенные годы».


Первые школы и детские дома открылись в сентябре – декабре 1945 года. 17 июля 1945 года командующий 11-й гвардейской армией генерал-полковник К.Н.Галицкий подписал приказ «Об открытии школы для детей военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона». 15 сентября была торжественно открыта первая в области школ (сейчас гимназия №1 г. Калининграда), за парты сели 126 детей, преимущественно бывшие «сыны полков». К концу 1945/1946 уч.г. в области уже действовало 20 школ (11 начальных, 4 семилетних, 5 средних), в которых обучалось 3468 детей, в них работали 93 учителя. Учителями были жены офицеров и демобилизованные военнослужащие.

Учреждения народного образования, созданные в 1945 – 1946 гг., охватывали узкий круг населения и носили зачастую временный характер. 

В процессе массового заселения области в 1946 – 1947 гг. были заложены основы системы народного образования: оформлялись их руководящие органы, создавалась широкая сеть школ, детских садов, детдомов, была создана сеть педагогических заведений ( к 1950 г.).


Осенью 1944 года начали работу 44 школы для немецких детей на 4800 человек. Обучение в них велось на родном языке по программам советских национальных школ, здесь работали 142 немецких учителя, прошедшие специальные курсы. Эти школы работали до отправки немецкого населения в Германию.

Было открыто 47 школ рабочей и сельской молодежи, в которых училось 4926 человек.

Для физически ослабленных детей была создана санаторно – лесная школа на 100 человек, работали 2 спецшколы для детей с нарушениями слуха, речи и с психическими расстройствами (по 100 человек в каждой). Функционировали 158 детских домов, в которых воспитывалось 1615 детей, 17 детских домов для детей – сирот – репатриантов.

15 августа 1947 года принято решение о введении в области всеобщего обязательного обучения в объеме семилетней школы в городах и начальной – в сельской местности.

Одной из составных частей решения проблемы становления системы народного образования было обеспечение её учреждений хорошо подготовленными педагогическими кадрами . В условиях общей нехватки учителей в стране нужно было укомплектовать стремительно растущую школьную сеть учителями, детские дома и детские сады воспитателями.

Обеспечение учреждений народного образования кадрами проходило тремя путями:

1. Путем вывоза из других районов страны учителей.

2. Путем подбора на местах.

3. Путем контакта с Министерством просвещения РСФСР, которое направляло по своим путевкам молодых специалистов в новую область. 

Значительную часть учителей составляли демобилизованные воины.

В силу этих причин в области были открыты в 1947 году два педагогических училища в Калининграде и Черняховске, а в 1947 году – в Советске. В 1948 году в Калининграде начал работу государственный педагогический институт с ежегодным приемом по 150 человек. Таким образом, с открытием педагогических учебных заведений была создана база для пополнения учреждений народного образования в будущем квалифицированными педагогическими кадрами.

В 1950 году был провозглашен переход к политехническому образованию, которое нацеливало школьников на овладение знаниями по промышленному и сельскохозяйственному производству и практическими навыками какой – либо профессии в этих сферах. При школах открывались мастерские, кабинеты машиноведения и домоводства; была введена производственная практика учащихся старших классов на предприятиях. Обучение проводилось по 82 специальностям.

Важное значение имело создание сети средних специальных учебных заведений (техникумов), которые готовили специалистов среднего звена по множеству специальностей.


В городах и районах открывали свои двери 23 Дома пионеров, десятки станций юных натуралистов, школ и кружков юных техников, 19 спортивных школ, загородные пионерские и военно - спортивные лагеря.


В нашем городе как и в области образовательные учреждения стали открываться сразу после окончания войны.

^ 4 ноября 1945 года состоялось торжественное открытие школы №1. Директором школы была назначена Надежда Филипповна Ферман, которая руководила школой по 1947 год. Со дня открытия по 19 ноября 1945 года школа находилась в ведении Временного управления по гражданским делам при комендатуре города. 7 сентября Тильзит переименовали в г. Советск и школа стала подчиняться Управлению по гражданским делам г. Советска. В 1945 – 46 уч. году в школе обучалось 568 учащихся. В 1960 году школа перешла с семилетнего образования на восьмилетнее. В 1967 году было принято решение о трудовом политехническом обучении. Мальчики стали получать специальность «шофер», а девочки – «швея – мотористка».

^ Занятия в здании школы №3 начались в 1947 году, школа была переименована в семилетнюю школу станции Советск. 1 сентября в школу пришли 240 учеников, 12 учителей. Первым директором был Руднев Василий Алексеевич. В 1953 году школа переименована в семилетнюю Балтийской железной дороги №15, с 1 января 1961 года школа переходит в Министерство просвещения, становится средней школой №11. 

В сентябре 1947 года приняла своих первых учеников средняя школа №4. Самый большой класс – 1 «А» - 37 первоклашек. Первый директор – Орехов Павел Максимович. С 1958 года полное среднее образование осуществлялось через соединение обучения в школе с производственным трудом. С 1960 года школа становится восьмилетней, а в 1968 – опять средней.

1 сентября 1971 года решением Исполкома городского Совета депутатов трудящихся восьмилетние школы №№ 5 (на ул. Искры) и 7 (на ул. Тимирязева) преобразованы в среднюю школу №5. Школа – новостройка распахнула двери на 960 мест.

В здании школы №6 до 1946 года располагался госпиталь Советской Армии, а с 1947 года здесь открылась начальная школа. С 1951 г. начальная школа №6 переименована в семилетнюю школу №6, а с 1962 года – в восьмилетнюю. Первыми директорами были Гогин Александр Алексеевич и Крутова Александра Михайловна.

1 сентября 1961 года восьмилетняя школа №12 приняла своих первых учеников. 13 сентября 1968 года восьмилетняя школа №12 была переименована в восьмилетнюю школу №8. Первым директором была Туголукова Анна Кузьминична.


С 1946 года в здании нынешнего лицея №10 располагалась школа юнг. В 1960 году эту школу перевели в город Кронштадт. В этом же году вышло постановление об организации школ с продленным днем. В освободившемся здании и решено было открыть школу нового типа – первую в области школу с продленным днем. Кадры подбирались тщательно. В классах были кубрики, нары, здание было разделено перегородками. За лето школа была подготовлена к началу учебного года. Первым директором была Порошина Любовь Григорьевна, затем была назначена Раева Маргарита Николаевна. 


^ Школа – интернат города Советска была открыта 1 сентября 1956 года на базе областного педагогического училища. Первоначально в школе – интернате обучались, в основном, дети из многодетных и обеспеченных семей области (до 570 человек).


^ Далее заочная экскурсия в лицейский музей об учителях – ветеранах школы и презентации учащихся.


Вопросы :

1. Кто из выпускников лицея № 10 работает сегодня в нашем коллективе?

2. Какие предметы сейчас не изучаются?


Народное хозяйство Советска было очень значительным и многообразным.

Разнообразным специальностям обучали профтехучилища: ГПТУ – 1 готовило токарей, слесарей, машинистов бумагоделательных машин, наладчиков швейного оборудования, швей; ТУ – 2 – кондитеров, поваров, продавцов, маслоделов, сыроделов; ГПТУ – 4 –киномехаников, часовых мастеров; ТУ МСО – радиомехаников.

Наиболее крупным учебным заведением был кинотехникум. Выпускники работали техниками в системе областных управлений кинофикации, директорами и техническими руководителями дирекций киносети по всему Советскому Союзу. Кинотехникум был открыт 1 сентября 1949 года.

Другим известным учебным заведением в городе было областное культурно – просветительное училище. Открытие учебного заведения состоялось в январе 1949 года. У истоков основания училища стоял первый директор кандидат философских наук А.В.Бачурин. В училище было два отделения: клубное и библиотечное.


^ IV. Выступление учащихся по основным проблемам урока.


V. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.


Структура образования в области в послевоенный период.


^ ШКОЛА СРЕДНИЕ ВЫСШИЕ 

УЧЕБНЫЕ УЧЕБНЫЕ

^ ЗАВЕДЕНИЯ ЗАВЕДЕНИЯ


Начальная основная средняя ПТУ СПТУ Пединститут 

школа школа школа

(1-4 кл.) (5-8 кл.) (9-10 кл.) 


Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн