Вы не зарегистрированы

Авторизация



ЛЕТОПИСЬ В КАМНЕ (ИЗ ИСТОРИИ СВЯТО - НИКОЛЬСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА И ЦЕРКВИ ЕЖОВО - МИРОНОСИЦКОГО МОНАСТЫРЯ)

Фото пользователя Наталья  Владимировна Князева
Submitted by Наталья Владимировна Князева on Sat, 20/04/2013 - 15:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Князева Наталья Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ № 5с углубленным изучением отдельных предметов" города Волжска РМЭ
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Цель урока: 

1.Познакомить учащихся с историй строительства храма и монастыря. Изучить два стиля в строительстве церквей: купольного и шатрового

2. Продолжить формирование умений работать с рабочими листами, делать выводы, грамотно излагать материал

3. Воспитание уважительного отношения к памятникам архитектуры

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.Грищук В.М., Кашков Г.П. В них история народа Й-Ола, 1971г. с.26-27

2.Калинкин Г.Г. Свято – Никольский кафедральный собор: история и жизнь Волжск 1997 г.

3.Головина С.И. История Ежово-Мироносицкого монастыря 1647-1790гг. Й-Ола 1992г.

4.Кузнецова О. Судьба поэта - особая судьба / Волжская правда № 10 8 марта 2006г.

5. Йошкар-олинская Епархия Московского Патриархата РПЦ  Участник интернет-проекта «Епархия»  Монастыри

Используемое оборудование: 

ПК, проектор

Краткое описание: 
Урок состоит из четырех этапов, в конце каждого этапа продуман промежуточный контроль. Урок можно использовать и как классный час

Тема  Летопись в камне (из истории Свято - Никольского Кафедрального собора и церкви Ежово - Мироносицкого монастыря)

 

Цели урока

1.Познакомить учащихся с историй строительства храма и монастыря. Изучить два стиля в строительстве церквей: купольного и шатрового

2. Продолжить формирование умений работать с рабочими листами, делать выводы, грамотно излагать материал

3. Воспитание уважительного отношения к памятникам архитектуры

Ход урока

Первый этап. Подготовительный

Во все времена основным показателем жизни общества являлась его духовно-нравственная основа. Отцы, передавая детям житейский опыт, заботились и о том духовном потенциале, который они должны будут пронести через всю свою жизнь и передать своим детям.

Цель нашего урока познакомиться с архитектурными памятниками Марийской республики и города Волжска. На уроке мы будем работать с рабочими листами. Должны научиться сравнивать два архитектурных стиля при строительстве церквей.

В рабочих листах напишите свое имя и фамилию, и тему урока.

В архитектуре большое значение имеет материал, из которого сделано то, или иное сооружение. Обычно большинство архитектурных памятников, дошедших до наших дней, выполнены в камне. Почему камень, а не дерево? (камень более долговечен, чем дерево)

На протяжении веков каждый народ вырабатывает свои традиции в архитектуре. Марийское зодчество возникло под воздействием древнерусского.

Второй этап. Изложение нового материала

  1. Два архитектурных стиля. Объяснение сопровождается демонстрацией церквей созданных в кружке «Керамика» под руководством Карымовой Татьяны Анатольевны. Рассказывает Лукичева Зина , ученица 9 Б класса - автор работ.

 

Крестово-купольная композиция

Шатровое зодчество

 

1.В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная композиция в строительстве каменных храмов.

2.Храм посвящен распятому Господу. 3.Основание устраивается в виде четырехугольника (корабля) – это означает, что церковь подобно кораблю ведет нас по морю жизни.

Устраивается в виде круга, напоминает вечность церкви. Основание может быть устроено и в виде восьмиугольника,  (звезды) означает, что церковь подобна путеводной звезде.

4.Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от четырех до двенадцати меньших куполов. Купол изображает собой небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест во славу церкви- Иисуса Христа.

5.Над входом в храм, а иногда и рядом с храмом строится колокольня или звонница (башня, на которой висят колокола). Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву. Вход в церковь был в западной части храма

 

 1.Уникальное направление русской архитектуры, которому нет аналогов в искусстве других стран. Шатровые храмы внесли неповторимый вклад России в мировую культуру

2.Конструкция шатровых храмов рассчитана на ограниченное число молящихся.

3.На нижней кубической части, служившей основанием, строился восьмигранный столб, который венчал шатер.

4.В 17 веке архитектура становилась все более нарядной. Из основного перекрытия шатер превращался в декоративную деталь завершения и потерял связь с внутренним пространством церкви.

5.В 1652 году патриарх Никон  предписал впредь церкви «строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить» 6.Однако зодчие полюбившийся шатер использовали только для завершения колоколен.

Контроль усвоения нового материала.  

Задание: Перед вами тезисы, характеризующие разные архитектурные стили, напротив тезисов поставьте заглавную букву стиля Ш – шатровый стиль, К - крестово-купольный.  Мне понравилась крестово-купольная композиция, потому что…
Мне больше понравилось шатровое зодчество так как...
2.Рассказ о Ежово - Мироносицкой пустыне Сообщение приготовил Белоусов Коля, ученик 5 Б класса

Большой достопримечательностью в Марийском храме является памятник русского древнего зодчества - церковь Ежово - Мироносицкого монастыря. По дороге на северо-восток из Йошкар-Олы среди бескрайних полей на 15-й версте справа перед путником открывается живописная панорама построек одного из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги. Построена она более 300 лет назад в селе Ежове. История этой обители полна очарования.
 Возникновение обители относится к середине XVII века, и связано с явлением чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми женами мироносицами. Майским днем 1647 года крестьянин селения Дальние Кузнецы, Андрей Иванович Жолнин, работая в поле (на месте теперешней обители),увидел резной на аспидном камне, обложенный тканым серебром, образ Богоматери со св. женами мироносицами.  Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел ее взять, образ сделался невидимым. Но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону и благоговейно принес в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил        солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне украшенный сединой в святительском одеянии муж и повелел Андрею снова молиться.  На следующий день утром Андрей отнес икону своему отцу Ивану, рассказав ему о всем случившемся. Отец слушал сына с трепетом и радостью одновременно. Узнав о святыне, все жители деревни собрались в доме Жолниных, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись. О явлении чудотворного образа стало известно в Царевококшайске священникам, мирянам и воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову.  Царь Алексей Михайлович повелел отправить икону в Москву. Воевода Спиридонов, сняв список с иконы, отправил подлинник в столицу. Там чудотворный образ был встречен с великим торжеством самим государем, митрополитами и народом, установлен в царских палатах, куда больные, приходя с верой и надеждой, получали исцеление. Два года икона находилась в Москве.  По распоряжению царя икона была облачена в драгоценный оклад, унизанный жемчугом. В 1649 году государь отправил икону в Царев город на Кокшаге, указав начать построение обители на месте явления образа. Эта дата считается годом основания Мироносицкой пустыни.  Строительство монастыря велось быстро, уже в 1652 году обитель была готова. Стучали топоры, росли венцы бревен.   По некоторым сведениям деревянный храм просуществовал 67 лет, а потом на его месте началось строительство каменного. Строился храм в то время, когда игуменом пустыни был Иоасаф (1712-1723 гг.). Он был освящен около 1719 года, сохранился до нашего времени и венчает весь монастырский ансамбль. К сожалению, не сохранилось сведений о зодчих храма Мироносицкой пустыни. Но, судя по архитектурным особенностям, его строителями вполне могла быть артель из владимирских зодчих, возможно направленная сюда самим Алексеем Михайловичем. На колокольне по данным описи имущества монастыря 1921 года имелось 8 колоколов. Первые три — большой, “Полиелейный” и “Вседневный” весом соответственно: 123, 41 и 15 пудов. Благовест и перезвон разливались над всей округой.

Контроль усвоения нового материала
Задание: 1. Определите архитектурный стиль Ежово - Мироносицкой церкви.

2.Определите на карте местонахождение монастыря

.

Физкультминутка: В здоровом теле - здоровый дух.


3.Компьютерная презентация: «История и жизнь Свято-Никольского кафедрального собора» Презентацию подготовила Сухова Маша, ученица 9 Б класса. Заполните таблицу с датами.

Истоки Свято - Никольского храма восходят к далеким и суровым годам Великой Отечественной войны. Тогда в нашем городе был открыт Свято - Никольский молитвенный дом - деревянный, старый, неуютный, с плохими полами.   И первая председательница приходского совета Феоктиста Дмитриевна Дмитриева занялась преображением молитвенного дома…

Первый волжский священник отец Петр работал простым грузчиком в 12 тресте лесхоза. Им лично и несколькими его сотоварищами по вере христовой уже в феврале 1940 года организовалась служба в старом общежитии Волжского горторга

В 1943 году был куплен пятистенный дом по улице Палантая. С этого началась богатая летопись богослужения в нашем городе.

Интересно заметить, что в 1965 году был куплен первый жилой дом для священника, расположенный рядом с церковью.

Затем было разрешено построить здесь же, на расширенной площади, новый каменный типовой храм- 38 метровую, двуглавую, с колокольней церковь. Стройку начал председатель приходского совета Свято - Никольского молитвенного дома Николай Тимофеевич Тимофеев. Сделан проект церкви. Куплено 64 тысячи штук кирпича, перекрытие еще в 1988 году. Большие трудности возникали при строительстве храма. А Свято - Никольский молитвенный дом в 1990 году перечислил в фонд мира 35 тысяч рублей. Первый молебен в храме прошел 1 сентября 1991 года. А до завершения работ еще долгий путь.

На строительстве Храма  наружные работы должны были завершиться постановкой куполов и крестов. Приходской совет обратился к В.Е. Равдину  директору КС- 22 с просьбой выделить кран «Демат» для выполнения монтажных работ. Однако на колокольню, на отметку 34 метра, купол поставить не смогли: не хватило стрелы крана. Решить эту задачу помог Владислав Максимович Зотин в 1992 г. Вертолетчики блестяще выполнили работу по установке купола.

В 1992 году здесь побывала и итальянская делегация во главе с монсеньором Марио дель Боско, представителем епископа города Порденоне и монсеньор Талаччи Антонио, представитель епископа города Барии, которые передали Свято - Никольскому храму частицу с миром из гробницы Святителя Николая

…Красавец храм собирает под свои своды многих волжан, ищущих духовности и добра. И среди них всегда Н.В. Еремеев, живущий по евангельским заветам апостола Павла:

« Всегда ищите добра друг к другу и всем всегда радуйтесь, духа не угашайте…»
Ведь есть что-то символическое в двух совпадениях имен: Свято – Никольский храм и его созидатель Николай Еремеев. Потому-то, наверное, и засверкал на груди Николая Васильевича белый образ Сергия Радонежского, игумена земли Российской, устроителя православия в нашей стране.
…Колокольный звон собора возвестил о прибытии сюда высокого служителя церкви – Епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна, члена Священного Синода, магистра богословия. Он вместе со священниками храма отслужил молебен и провел освящение
водосвятной часовни и фундамент будущей воскресной школы для детей. Общее строительства храма закончилось в 1988 году.

Единый по стилю комплекс зданий, построенных   по проекту  Волжского архитектора А.А. Веюкова, вызывает чувство радости и праздничности. Значит, храму служить людям и надолго!

Контроль и усвоение нового материала

Задание: Придумайте по два вопроса, которые начинаются со слов: почему и что и задайте вопросы друг другу. Отметьте на карте города местонахождение Свято – Никольского кафедрального собора.

Третий этап. Применение    полученных теоретических знаний на практике
1.Удивительный человек жил в нашем городе Тарасов Николай Григорьевич, он был инженером – механиком по профессии, а поэтом по призванию. Это не удивительно ведь его отец писал письма своей жене с фронта в стихах. В 90 годы  Тихонов познакомился с Николаем Васильевичем Еремеевым. Так появилась в творчестве поэта христианская тема.

Учащиеся 5 Б класса читают литературную композицию Волжского поэта Тарасова Николая Григорьевича из сборника «Слышны вновь церковные звоны…»

2. Собрать церковь из отдельных архитектурных  частей.

3.Повторить понятия

 Четвертый этап. Подведение итогов, задание на дом

  • Почему же наш урок называется Летопись в камне?
  • Зачем нужно изучать храмы и соборы?

«Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания…» Н.В.Гоголь

Мы познакомились с архитектурными памятниками Марийской республики, и хочу напомнить вам, что забота о них - долг каждого  человека

Наш урок не просто размышление об искусстве, о культуре. Вы должны призадуматься о том, что мы должны сделать с вами, чтобы жизнь наша в городе стала лучше.

Восьмой этап. Статистика урока: подведение итогов пятого этапа, рефлексия учащихся

 Поставить оценки за урок.

·               Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось …

·               Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я …

·               Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) …

·               Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) …


»  Размещено в сообществах: