Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Московские страницы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Анализ 12 главы». (Интернет – урок литературы).

Submitted by Елена Абрамовна Баслаева on Tue, 07/05/2013 - 23:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Басалаева Е. А.
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 7. г.Апатиты, Мурманской области

Учитель русского языка и литературы

Регион: 
Мурманская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Тема урока &laquo;Московские страницы в романе&nbsp; М. Булгакова &laquo;Мастер и Маргарита&raquo;. Анализ 12 главы&raquo;. (Интернет &ndash; урок литературы).</p>

Цел

Цели: 1.Показать развитие темы демонизма в литературе;

                        2.Проанализировать главу «Черная магия и её разоблачение»;

                        3. Используя дополнительные источники информации, охарактеризовать                                                                             

                         представителей фантастического мира, выяснить их функцию в романе.

Ход урока.

1. Слово учителя: В мире романа М. Булгакова существует не только Иешуа – прообраз Христа, но и Воланд – Князь Тьмы. Давайте вспомним, кто из писателей обращался к теме нечистой силы в своих произведениях.

Викторина:                                                                                                                                                                                                                                             1. Автор этого произведения почти 700 лет назад совершил странное путешествие: 9 остановок было на его пути, каждая последующая страшнее предыдущей; его встречали гордецы и чревоугодники, развратники и убийцы, мошенники и предатели.( Данте “Божественная комедия”).                                                                                                                                                                                                            2. Герой этого писателя любил гостить у хуторской вдовушки, но очень не любил живопись, особенно свой портрет. Считал его неудачным, а художника грозился наказать. Пакостник был ужасный, особенно в рождественские вечера.(Н. Гоголь “Ночь перед Рождеством”).                                                                                                                                                                                                                                  3. Автор этого произведения очень популярен в Германии. А само произведение дважды упоминается в романе Булгакова: в самом начале поэтической строкой, и еще раз музыкой Гуно.(Гете “Фауст”).                                                                                                                            4. Этот образ создал поэт, который почти половину своей жизни провел в изгнании среди Кавказских гор, где и поселил своего героя.(М. Лермонтов “Демон”).                                                                                                                                                                                                       – - Каждый из авторов наделяет этих персонажей определенной функцией. Какой?

1.У  Данте – наказывает грешников.

2.У Гоголя – делает пакости людям.

3.У  Гете – искушение, наблюдение за жизнью, развенчание всего высокого.

4.У Лермонтова – “зло наскучило ему”, одиночество.

2. -А как  вы догадались, что перед нами дьявол? Какие детали на это указывают? (Трость с набалдашником в виде головы пуделя, никто не может точно описать его, появляется после упоминания черта, место встречи – Патриаршие пруды бывшие Ведьмины болота).

- А каким показывает Булгаков дьявола в романе? Найдите его описание в книге. (Глава1. «.. ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны  у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом  сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях.  Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя.  По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко.  Брюнет.  Правый глаз черный, левый почему-то зелёный.  Брови чёрные, но одна выше другой».)

-Как вы думаете, чьи традиции в изображении дьявола продолжает М. Булгаков? (Гёте, на это указывает эпиграф).                                                                                                                                                                                                                                                                         Проверим свой ответ, прочитав статью в Булгаковской энциклопедии: http://www.bulgakov.ru

(«..ориентирован на Мефистофеля «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте, в том числе из оперного, из оперы Шарля Гуно. Имя Воланд взято из поэмы, где оно упоминается однажды и в русских переводах обычно опускается. Воланд=чёрт).

Но, в отличие от Мефистофеля, булгаковский персонаж не сеет беспричинно зла. Мефистофель  пришел на землю, чтобы забрать, купить душу Фауста, искушая его.

-А зачем в Москву пожаловал Воланд? (Понаблюдать, поискушать людей, восстановить справедливость).                                                                                                                                                                                                                                                                           3. Анализ 12 главы.                                                                                                                                                                                                                 -Какой вопрос волнует Воланда, когда он смотрит на москвичей в театре Варьете? «.. изменились ли горожане внутренне?») Не напрасна ли была жертва Иешуа?

-Какой вывод он делает? (Он видит, что люди            такие же, как были раньше: в меру алчные, корыстолюбивые, но и милосердные. Люди как люди, только квартирный вопрос их испортил).

-Какое испытание приготовил Воланд москвичам? Чем он их будет проверять?                                                                                          1.Деньгами, падающими из-под купола;                                                                                                                                                               2.Бесплатной модной одеждой, аксессуарами, обувью;                                                                                                                                                       3 Оторванной головой Жоржа Бенгальского.

- Как ведут себя москвичи в такой ситуации?                                                                                                                                                                           1. «Кое-кто уже ползал в проходе, шаря по креслам…В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Эта моя! Ко мне летела!» И другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану».                                                                                                                                                     2. «Тогда Фагот объявил, что…магазин закрывается, через одну минуту, и неимоверная суета поднялась на сцене. Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли».                                                                                                                                                3. «На галерке кто-то сурово предложил: «Голову ему оторвать!». Кот…,дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с плеч…. В зале послышались истеричные крики женщин…..»Ради бога, не мучьте его!» -вдруг…прозвучал женский голос……. «Простить, простить!» -раздались женские голоса, а затем они слились в один хор с мужскими».                                                 -

- Что произошло после?                                                                                                                                                                                                  Бенгальский попал в психиатрическую больницу, деньги превратились « в бумажки с нарзанной бутылки», а платья просто исчезли, оставив свих владелиц в нижнем белье.     

-Какой вывод должны сделать мы, читатели?  Кто виноват в случившемся? Воланд?Воланд обнажает  человеческие пороки, а что касается наказания, то оно в самих людях.Московское народонаселение ни во что не хочет верить без доказательств, ни в Бога, ни в дьявола, Иван Бездомный доказывает дьяволу, что его нет. Да и проделки Воланда интересуют москвичей гораздо меньше, нежели их разоблачение. Присутствовавшую на сеансе чёрной магии публику объединяла страстная любовь к деньгам, чрезмерное любопытство, атеизм, недоверчивость и страсть к разоблачениям. Возможность лёгкой наживы опьяняет, деньги разжигают злобу, выявляют и без того накопившуюся в большом количестве в умах граждан глупость.

4.Кто составляет свиту Воланда? (Коровьев-Фагот, Бегемот, Азазелло, Гелла и Абадонна, который не является постоянным членом свиты Воланда, он появляется лишь по его приглашению).       

Обратимся  к Булгаковской энциклопедии. Найдите информацию  о каждом  персонаже из свиты Воланда.    Подготовьте рассказ.                                   

http://www.bulgakov.ru

Абадонна –демон войны.                                                                                                                                                                                                Азазелло –демон безводной пустыни, демон – убийца.

Бегемот – кот – оборотень, любимый шут Воланда.                                                                                                                                                      Гелла –женщина – вампир.                                                                                                                                                                                     Коровьев-Фагот – старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь.

-Какую роль в романе играет свита Воланда? (Это помощники Воланда, которые исполняют все его указания.)

         Коровьев-Фагот . Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски: пьяницы-регента, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и другие. Лишь в последнем полете Коровьев-Фагот становится тем, кто он есть на самом деле – «рыцарем с мрачнейшим никогда не улыбающимся лицом», не хуже своего господина, знающего цену людским слабостям и добродетелям.
Азазелло сочетает в романе способность к обольщению и к убийству. Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием: выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из «нехорошей квартиры № 50» дядю Берлиоза, убивает из револьвера барона Майгеля, возвращает Маргарите подарок Воланда и другие. Азазелло – изобретатель: он дарит Маргарите свой волшебный крем, который делает героиню не только невидимой и способной летать, но и наделяет её ведьминой красотой. В конце романа он предстает перед читателем в своём настоящем обличии: «Сбоку летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменило и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза были одинаковы, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своём настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».                                                                                                                                                                                                                                  Бегемот. Это чёрный кот огромных размеров. Перестрелка Бегемота с сыщиками в квартире № 50, его шахматный поединок в Воландом, состязание в стрельбе с Азазелло и другие – всё это юмористические сценки, очень смешные, бытовые, в какой-то мере снимающие остроту, нравственных и философских проблем, которые роман ставит перед читателем. В последнем полёте перевоплощается и этот весельчак, хотя не теряет своей основной функции: «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочьями по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».                                                                                                                                                                                                                                                                             Гелла: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которая она не сумела бы оказать». Зеленоглазая красавица свободно перемещается по воздуху, обретая сходство с ведьмой. Она с Воландом всегда: в квартире № 50, в театре Варьете, на великом балу. Её нет только в последнем полете Воланда. Этому есть два объяснения: вампиры – это низший разряд нечистой силы; Гелле не в кого превращаться в последнем полёте, «когда ночь разоблачила все обманы», она всегда пребывает в своем истинном обличии.                                                                                                                                                                       Абадонна – беспристрастный демон Смерти, который никогда не появляется раньше времени и «равно сочувствует обеим сражающимся сторонам». Он не является постоянным членом свиты Воланда, он лишь появляется по его приглашению. Нет его и в последнем полете.

         Художник Евгений Семенюк так увидел главных героев романа «Мастер и Маргарита»: http://www.bulgakov.ru/galleries/glr1/                                                                                                                                                                                                                                                      Вывод: Воланд и его свита лишь орудие наказания. Каждый наш шаг – это выбор, за который мы несем ответственность.

 

         Домашнее задание: 1. Какова роль 12 главы в понимании смысла произведения?                                                                               2. Знать содержание глав 7, 9, 27.

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Московские страницы в романе.ppt 65.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн