Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Из опыта работы тьютора с молодым специалистом

Submitted by Туяна Романовна Харахинова on Fri, 10/05/2013 - 08:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Харахинова Туяна Романовна
Место работы, должность: 

МКОУ "СОШ №1" г. Мирный, учитель английского языка, руководитель методического объединения предметов гуманитарного цикла, тьютор

Регион: 
Республика Саха - Якутия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Английский язык
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> Представлена работа тьютора с молодым специалистом, с описанием актуальности, целей и этапов работы</p>

 

Из опыта работы тьютора с молодым педагогом.

 

«Учитель – это интересная и

захватывающая профессия и многое

 в жизни ученика зависит от учителя».

 

Актуальность:В эпоху  реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Существует проблема, как привлечь в школу грамотных специалистов, как их удержать. Вопросов, которые надо решать очень много: это и адаптация в коллективе, и методическая подготовка, и система моральных наград и поощрений, и финансовая поддержка.  Эти вопросы и проблемы вполне решаемы для нашей школы.

Таким образом, возникла необходимость индивидуализации процесса профессионального становления педагогов посредством тьюторского сопровождения. В этом заключается актуальность и социальная значимость данной проблемы.

Каждый молодой педагог переживает профессиональную адаптацию, которая понимается,  как взаимодействие личности молодого специалиста и профессиональной среды, вследствие которого молодой педагог  осваивает основные нормы и ценности педагогического коллектива, новые для себя способы профессиональной деятельности, активно участвует в преобразовании условий профессиональной среды.  

Тьютор – должен помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Основная цель– это оказание помощи молодым учителям в их профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

    Основные задачи:

• привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;

•      ускорение процесса профессиональной адаптации учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

Для того, чтобы молодой специалист, начиная свою педагогическую карьеру в школе, легко адаптировался к новой профессиональной среде в нашей школе была организована система тьюторской помощи. Были созданы нормативные документы: приказ о назначении наставников над молодыми специалистами, разработано положение о наставничестве и выбраны педагоги-тьюторы.

Таким образом, каждый молодой специалист получил  поддержку более опытного педагога­-тьютора, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

Я бы хотела рассказать о своем личном опыте.

Я сама работаю в школе  - 18 лет. С приходом моей подопечной Король Натальи Николаевны, администрация школы предложила мне попробовать работать педагогом-наставником, полагая, что мы справимся.

В то время, я смутно представляла, каких результатов мы сможем в итоге добиться. Возникала масса разных трудностей, многому приходилось учиться самой, советоваться с завучами, педагогами с большим стажем.

Свою тьюторскую деятельность я решила разделить на три так называемых этапа:

1.      Адаптационный;

2.      Основной;

3.      Контрольно-оценочный.

 Для каждого этапа  были разработаны свои цели.

1.      Цель первого этапа:   определить ряд обязанностей, полномочий молодого учителя.

План консультаций

 

 

Общая часть

 

1

Изучение должностной инструкции учителя

2

 

Вводное ориентировочное собеседование с молодым специалистом.

3

Диагностика подготовленности молодого учителя к профессиональной деятельности

 

 

Индивидуальная часть

 

1

Совместное изучение требований к оформлению и ведению школьной документации

 

2

Обсуждение темы по самообразованию

3

Совместное составление календарно-тематического планирования по предмету в закрепленных за стажером классах

4

Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков

5

Посещение уроков, внеклассных занятий и их последующий подробный анализ

6

Беседы с молодым специалистом о решении «возникающих трудностей»

7

Консультации по проблемам, связанным с классным руководством

 

Для его успешного решения первого этапа перед нами стояло несколько задач, исходя из плана консультаций:                

1.                  научить составлению календарно-тематических планов и других учебно-методических материалов по предмету;

2.                   ознакомить с требованиями к ведению школьной документации, с системой школьной отчетности (форма, периодичность, содержание);

3.                   привлекать молодого специалиста к разработке планов занятий;

4.                   вместе со своим подшефным посещать занятия других учителей и анализировать их;

5.                  посещать уроки своей подшефной и проводить их разбор;

6.                  выбрать тему для самообразования;

7.                  решать «проблемы возникающих трудностей»

               В принципе, никаких сложностей   по ознакомлению с документацией у нас не возникло. Главное разделить работу на отдельные консультации и стараться пошагово их выполнять.

К сожалению, молодой специалист, попадая в школу,  имеет общие представления о том, как правильно составить календарно-тематическое планирование, заполнить журнал, каким образом проводить проверку тетрадей. На наших консультациях мы обсуждали каким должен быть план урока, как лучше сформулировать цели, задачи, каким образом добиться результатов. В нашей школе работает много опытных учителей с большим педагогическим стажем, мы вместе посещали их уроки, обсуждали и анализировали. Кроме того, это были взаимопосещения и  уроки других молодых специалистов. Практически каждый такой урок мы разбирали: что получилось, какие были недочеты.

            Одной из целей плана работы с молодым специалистом было выбрать тему самообразования, так как самообразование учителя – это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Учитель должен знать не только свой предмет, но и на современном этапе развития школы постоянно совершенствоваться. Уровень подготовки должен постоянно повышаться через прохождение  курсовой подготовки, участие в семинарах, конкурсах, но без самообразования  невозможно развитие педагога. Выбор основывался  на том, что интереснее моей подопечной и, что современно на данном этапе. В итоге, моя подопечная выбрала тему: «Информационные технологии на занятиях английского языка», по которой успешно работает и использует в своей профессиональной деятельности. Кстати, забегая вперед, хочу отметить, что она освоила эту тему на довольно хорошем уровне, так что осенью этого года администрация школы, зная о её достижениях, предложила провести обучающий семинар  для учителей «Использование мультимедийной приставки на уроках».

               Еще один пункт нашего плана – это решение «проблемы возникающих трудностей». Хоть в университетах ведется предмет «Педагогика», но молодой специалист, приходя в школу, сталкиваясь с учениками один на один, не всегда знает, как поступить в той или иной ситуации.

В силу специфики нашего предмета, мы преподаем английский язык со 2 по 11 класс, часто возникает проблема возрастных особенностей учащихся. На консультациях мы обсуждали вопросы: о невозможности одинакового подхода ко всем, о необходимости  учитывать возраст детей, о том, что нужно научиться прислушиваться: где-то быть мягче, где-то проявить строгость, нельзя забывать о поддержании дисциплины на уроке. Одним из сложных вопросов этого пункта было  классное руководство. В первый год своей педагогической деятельности моя подопечная была назначена классным руководителем пятого класса, это как раз переходный период (из начальной школы в среднее звено): новые учителя, кабинетная система, другая  обстановка. Молодой педагог сталкивается  с проблемами детей, вникает в их дела, заботы, не надо забывать о родителях, могут возникнуть конфликтные ситуации, сложности во взаимопонимании, все эти моменты мы совместно старались решить, обсуждали, как лучше поступить в той или иной ситуации.

II. В своей деятельности мы исходили из того, что профессиональное становление молодого учителя связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач самостоятельно. Мотивация к профессиональной деятельности способствует самораскрытию его личности.

Основная цель второго этапа:реализовать программу адаптации молодого коллеги, проводить работу по коррекции умений и навыков.

Имея уже определенный багаж опыта работы с учащимися, научившись самостоятельно планировать свои уроки, моя подопечная стала сначала давать открытые уроки на школьном уровне, где присутствовала администрация, коллеги, молодые учителя. В 2011 году у нас проводилась «Неделя молодого специалиста» и моя подопечная давала урок по теме: «Му family» с использованием ИКТ. Она умело применила различные методы и технологии, урок прошел на достаточно хорошем уровне, был отмечен замечательными отзывами присутствующих на уроке. По традиции, нами были  проанализированы все этапы, выделены положительные и отрицательные моменты, я рекомендовала прислушаться к рекомендациям, людей присутствовавших  на урок, сделать определенные выводы.

Поскольку, мы говорим о развитии мотивации к самостоятельному поиску и профессиональному росту, большой опыт дает участие в различных научно-исследовательских конкурсах и конференциях, где молодой специалист может творчески раскрыться. Здесь он может проявить себя как руководитель какого-то проекта, если в университете студент работает сам на себя, готовя курсовую или дипломную работу, то здесь молодой специалист должен управлять и направлять в правильное русло деятельность ученика. Такая работа требует большого энтузиазма  и терпения, но приносит свои плоды.

На школьном туре научно-практической конференции «Шаг в будущее» ученица моей подопечной из 8 класса, получила диплом 2 степени и ее работа была рекомендована на районную конференцию.

На своих консультациях мы говорили о том, что работа учителя видна через результаты его учеников: как учит учитель, такие плоды в итоге получает. Невозможно ограничить работу молодого учителя только открытыми уроками, свое мастерство можно показать в результатах  своих учеников, которые принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах по предмету, это «BritishBulldog», «Познание и творчество» в номинации «Islandofriddles». С каждым годом своего участия видно, что результативность улучшается из года в год.

III. Сейчас мою подопечную можно назвать уже выпускницей «Школы молодого специалиста». Этот этап я бы назвала «контрольно-оценочный».

Основная цель третьего этапа– проверить уровень профессиональной компетентности молодого учителя, который определяет его готовность к выполнению своих обязанностей.

Результатом методической работы в системе «Тьютор и молодой специалист» явилось создание моей подшефной авторских образовательных ресурсов – от разработки своего КТП, открытых уроков с применением информационных технологий, выступлений на различных конкурсах, конференциях, до участия в профессиональном конкурсе молодых специалистов «Педагогический дебют».

Весной 2012 года, она приняла участие в районной неделе информатизации, совместно с учителем обществознания провела интегрированный урок по теме: «Подросток в обществе».

 В этот же период ее учащиеся приняли участие в международном конкурсе «BritishBulldog», во всероссийском конкурсе «Познание и творчество»  и заняли призовые места. В результате чего,  были присланы благодарственное письмо и свидетельство от устроителей конкурсов «Интеллект будущего», как учитель подготовивший лауреатов и призеров.

В ноябре-декабре 2012 года в нашей школе проводился конкурс для молодых учителей «Педагогический дебют». Конкурс проводился в 4 этапа. На первом этапе  под названием «Лучший урок» молодые учителя должны были показать свое мастерство в проведении урока, правильно сформулировать цели и задачи, умело применить методы и технологии.

На втором этапе проводилось анкетирование среди учащихся, по результатам которого был выявлен победитель в номинации «Учитель ученических признаний».

Третий этап был посвящен теме: «Использование информационных технологий в образовательном процессе». Молодые учителя представили свои разработки уроков и рассказали о том, как они применяют информационные технологии на своих уроках. Моя подопечная представила наиболее интересную программу, по которой она работает не только на своих уроках, но и на внеклассных мероприятиях.  В результате стала победителем в этой номинации.

На заключительном  этапе под названием «Молодость. Талант. Творчество» наша молодежь показывала, какими талантами  обладает, они рассказали о своем хобби, представили то, чем они увлекаются в свободное время.

В результате конкурса «Педагогический дебют» Наталья Николаевна  стала победителем и была отмечена Почетной грамотой.

Будучи классным руководителем, она добилась неплохих успехов. Если в начале, только приступив к своим обязанностям, она много переживала, что не знает как найти общий язык со своими детьми, то сейчас такой проблемы нет. Её учащиеся успешно участвуют в конкурсах «Патриотической песни», параде «Песни и строя», кроме того, под её руководством ребята  подготовили довольно серьёзную работу на Районный Конкурс по присвоению классам общеобразовательных учреждений имен Героев Советского Союза – участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Как я уже сказала выше,  выбрала тему самообразования «Информационные технологии», и надо отметить, добилась в этой области неплохих успехов. В этом году во время проведения недели информатизации мы совместно с ней разработали сайт «Учителей английского языка МКОУ СОШ №1», где представили себя, свой опыт работы.(phantom22.wix.com/sch-1-english)

Таким образом, из всего вышесказанного, видно, что наши совместные усилия, консультации и занятия дали свои положительные плоды. Анкет за три этапа, перечисленные результаты работы, показывают, что наблюдается положительная динамика в профессиональном росте молодого специалиста.

В заключении, хотелось бы сказать, что, то  дело, которое нам доверила школа – это трудно. Но в результате последнего нашего собеседования в преддверии семинара, Наталья Николаевна сделала вывод из нашей совместной работы.

«Учитель – это интересная и захватывающая профессия и многое в жизни ученика зависит от учителя. Понравилось, что можно получить своевременную консультацию по любому вопросу, она нашла свой стиль педагогической работы, научилась правильно планировать свою деятельность и правильно оценивать результаты проделанной работы. Ну и самое главное, получила доверие от родителей и любовь и признание детей».

Как приложение, хотела бы привести анкетуТ.В. Хуртовой, которой мы пользовались на протяжении всех этапов нашей совместной работы. По результатам каждой анкеты был виден прогресс.

Анкета деятельности учителя

 

Параметры деятельности учителя

Успешно решаю

Могу решить

Необходима помощь

 

 

I. Планирование работы

 

 

 

 

1

тематическое

 

 

 

 

2

поурочное

 

 

 

 

3

по самообразованию

 

 

 

 

4

внеклассной по предмету

 

 

 

 

 

II. Организация деятельности

 

 

 

 

1

Работа с новыми учебниками, программами, учебными пособиями

 

 

 

 

2

Организация на уроке работы с учебником, дополнительной литературой

 

 

 

 

3

Проведение самостоятельной работы обучающего характера

 

 

 

 

4

Активизация познавательной деятельности на уроке

 

 

 

 

5

Дифференцированный подход в обучении

 

 

 

 

6

Индивидуальная работа по ликвидации пробелов

 

 

 

 

7

Система работы с одаренными детьми

 

 

 

 

8

Формирование навыков учебного труда

 

 

 

 

9

Выработка навыков устной и письменной речи

 

 

 

 

10

Внеклассная работа по предмету

 

 

 

 

11

Использование краеведческого материала

 

 

 

 

12

Организация межпредметных связей

 

 

 

 

13

Использование разнообразных форм и методов учебно-воспитательной работы

 

 

 

 

 

III. Знание современных образовательных технологий

 

 

 

 

1

Современное традиционное обучение

 

 

 

 

2

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

 

 

 

 

3

Технологии развивающего обучения

 

 

 

 

 

IV. Контроль за деятельностью учащихся

 

 

 

 

1

Учет оценки знаний, умений, навыков

 

 

 

 

2

Организация и проведение зачетов, контрольных и самостоятельных работ, тестирования

 

 

 

 

3

Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся

 

 

 

 

4

Обучение приемам обратной связи

 

 

 

 

5

Привлечение учащихся к исследовательской работе

 

 

 

 

 

 

V. Подготовленность учителей

 

 

 

 

 

1

Знание предмета учителем

 

 

 

 

2

Знание психологических особенностей учащихся

 

 

 

 

3

Знание теоретических основ педагогики

 

 

 

 

4

Умение организовать исследовательскую работу

 

 

 

 

5

Умение проводить самоанализ работы

 

 

 

 

6

Владение методами и приемами самообразовательной работы

 

 

 

 

 

VI. Работа с родителями

 

 

 

 

1

Организация и проведение родительских собраний

 

 

 

 

2.

Организация родительского всеобуча

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Презентация.ppt 566 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн