ЗАРНИЦА Военизированная тактическая игра на местности (с учащимися 9-11 классов)
Submitted by Евгений Николаевич губский on пн, 13/05/2013 - 14:45
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
ЗАРНИЦА
Военизированная тактическая игра на местности
(с учащимися 9-11 классов)
Автор:
Преподаватель-организатор ОБЖ
Евгений Николаевич Губский
х.Ольгинский
2012
Военизированная тактическая игра на местности
(с учащимися 9-11 классов)
Военизированная тактическая игра на местности, которая изобилует естественными препятствиями и укрытиями для незаметного и скрытного передвижения, как показывает практика, вызывает у школьников больший интерес, чем военизированные эстафеты.
Школьники-допризывники проверяют свои силы, учатся объективно оценивать их, разумно распределять обязанности в команде, концентрировать усилия на выполнении поставленной задачи. Полная самостоятельность и широкие возможности для реализации на практике знаний, умений и навыков, полученных при изучении курса ОБЖ и в военно-патриотических организациях, формируют у школьников способность инициативно действовать в трудных и экстремальных ситуациях, способствуют решению одной из главных задач - формированию готовности к службе в Вооруженных силах России.
ПОЛОЖЕНИЕ
О проведении школьной военно-спортивной игры «Зарница» среди учащихся 9-11 классов.
- воспитание уважения к ратному труду и готовности к защите Отечества;
- развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма;
- пропаганда здорового и безопасного образа жизни;
- морально-психологическая и физическая закалка;
- формирование психологической устойчивости и способности действовать в сложных, нестандартных и экстремальных ситуациях.
3.Время и место проведения– май , местность р-он х.Багдасарово.
4.Организаторы и судьи- представители отдела образования, детско-юношеской спортивной школы, райвоенкомата.
Судейская бригадасостоит из 10 человек: главный судья, его помощник и по одному судье на каждый рубеж. Каждый из них обеспечивается сотовым телефоном. привлекаются 5-6 школьников, не входящих в команды, в качестве фельдъегерей (посыльных) для передачи распоряжений командующего игрой и главного судьи.
Последовательность действий судейской бригады:
- судьями самостоятельно оборудуются рубежи, о готовности они докладывают главному судье;
- сбор за 1 ч до начала соревнований;
- составление связных листов;
- судьи на рубежах уходят на маршрут. У судьи на исходном пункте карта местности, где указаны рубежи маршрута, азимуты (если нужны), контрольное время. Такая карта изготавливается на каждую команду. Карта находится в пакете;
- после прохождения маршрута последней командой, все судьи начинают двигаться к месту привала.
Главный судья:
- участвует в построении и строевом смотре вместе с помощником;
- отправляет команды согласно жеребьевке через 15—25 мин. на марш-бросок до исходного пункта;
- по данным судей с рубежей заполняет общие протоколы и выводит результаты;
- в конце игры вместе с помощником проводит построение и награждение.
Организаторы и судьи разрабатывают:
- тактическую обстановку (легенду);
- порядок выполнения юнармейскими ударными группами учебных задач, определяемых Положением;
- правила и меры безопасности при передвижении к месту проведения игры, на каждом этапе, рубеже и при возвращении школьников к местам проживания;
- карты местности с указанием маршрута (3-4 км), рубежей и контрольного времени - в количестве, равном числу команд;
- лист связи с телефонами и позывными судей и команд (выдается каждому судье, руководителю и командиру юнармейских команд) (приложение 1);
- бланки судейских протоколов - на каждый рубеж, этап, сводный (с указанием штрафных баллов всех групп на каждом рубеже) и итоговый (с суммарными показателями команд и присужденными им местами) - в форме таблиц с перечнями команд (в верхней строке), возможных недостатков, ошибок и штрафных баллов за них (в левом столбце) (приложение 2, 3, 4);
- порядок и сроки необходимого оборудования маршрута и препятствий на рубежах.
Подведение итоговпроводит судейская бригада во главе с главным судьей в порядке, указанном ниже.
5.Состав участников.Каждая команда (взвод) и 7 учащихся 9-11-х классов (не более двух девушек) - включает 2 подразделения:
а) ударную группу - 5 юнармейцев (не более одной девушки) с экипировкой:
4.на каждого - макет автомата Калашникова, учебная граната, противогаз;
5.на группу - пневматическая винтовка в чехле, 1 сотовый телефон, санитарная сумка, 2 компаса, пакет для документов, карандаш, линейка, блокнот;
б) хозотделение - 2 юнармейца (не более одной девушки) с костровыми принадлежностями, запасом питьевой воды и продуктов.
Экипировка каждого участника:головной убор, камуфляж или легкий бушлат, обувь в соответствии с погодными условиями, рюкзак, ложка, кружка, миска, 0,5 литра питьевой воды.
Администрация учебных заведений и руководители командорганизуют всестороннюю подготовку юнармейцев, в том числе медицинское освидетельствование для определения готовности к физическим нагрузкам, а также изучение мер и правил безопасности.
6.Критерии оценки, порядок подведения итогов, определения и награждения победителей и призеровигры в целом, а также занявших первые места в конкурсах - «Строевой смотр», «Привал», «Тактическая подготовка» (изложены ниже).
Ход игры
Программа игры включает строевой смотр, прохождение маршрута по карте указанных рубежей, уничтожение КП «противника» и выход на место привала. Затем привал и подведение итогов.
Рубежи маршрута:
- исходный пункт;
- «зараженный» участок местности;
- водная преграда;
- наблюдатели;
- блок-пост;
- атака;
- привал.
Строевой смотр- начальный этап игры, результаты которого оцениваются по двум различным методикам для подведения общих итогов и отдельного конкурса, - включает:
- приветствие участников организаторами;
- доклады командиров командующему игрой;
- проверку экипировки и знания юнармейца- ми правил и мер безопасности на каждом рубеже, особенно при обращении с пневматическим оружием, преодолении препятствий, разведении костра, а также напоминание о необходимости их неукоснительного соблюдения;
- жеребьевку для определения очередности выхода ударных групп на маршрут;
- объявление командующим игрой тактической обстановки (легенды) игры и «боевого» распоряжения;
- прохождение команд торжественным маршем, а также - с песней.
Недостатки и штрафные баллыдля подведения общих итогов игры:
- неправильный доклад командира - 1 балл;
- отсутствие элементов экипировки - по 1 баллу за каждый;
- нарушения дисциплины строя, ошибки при выполнении строевых приемов, прохождении торжественным маршем или с песней - 5 баллов;
- незнание отдельных правил и мер безопасности - 5 баллов.
Подведение итогов конкурса «Строевой смотр»
проводится на основании дополнительного оценивания команд (взводов) по пятибалльной системе согласно методике оценки строевой подготовки участников военно-спортивных игры «Зарница». Победитель конкурса определяется по наибольшей сумме баллов. При равенстве результатов лучшей признается команда, которая продемонстрировала более слаженные и правильные действия, четкое выполнение команд и дисциплину. После смотра хозотделения команды с судьей выдвигаются к месту привала, разводят костер, готовят обед и места для отдыха ударных групп.
«Боевое» распоряжение»
В тылу наших войск, в лесном массиве, в 45 км севернее г. Н «___» _______20г. высадился десант «противника» численностью до 50 чел. По данным нашей разведки диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) «противника» скрытно выдвинулась к г.Н , заняла х.Багдасарово, разместила радиостанцию для передачи данных и организовала ее охрану, установила посты прикрытия и наблюдения.
Нам поставлена задача:
В составе юнармейских отрядов школы № 32, используя разведданные данные, выдвинуться к х.Багдасарово, уничтожить посты «противника» и объект с радиостанцией. После выполнения задания ударным группам выдвинуться к месту встречи с группами обеспечения.
Приказываю:
Проверить снаряжение и экипировку.
Провести занятия по моральной подготовке состава подразделений.
Двигаться по маршруту: Почеп - местность «Валы».
Перекрыть дороги, выставить боевое охранение.
Группе хозобеспечения выдвинуться к месту встречи с боевой группой и развернуть полевой лагерь.
Ударной группе уничтожить объект «противника».
Все передвижения групп на местности выполнять по картам с указанными данными.
Сигналы управления:
При обнаружении «противника», голосом - «ПРОТИВНИК».
При обнаружении авиации «противника», голосом - «ВОЗДУХ».
При применении «противником» ОВ, голосом - «ГАЗЫ».
При экстренном сборе, голосом - «СБОР».
Я на КП, мой заместитель __________________________ .
Командующий военизированной тактической игрой ______ /________ /
Движение по маршруту
Прибыв к месту старта, ударная группа получает от разведчиков карту местности с условными обозначениями. Ударная группа должна пройти все указанные рубежи и, выполнив поставленную задачу, выйти на место привала, уложившись в контрольное время. Время пребывания группы на маршруте отсчитывается с момента старта до момента соединения с хозотрядом на месте привала.
Получив от разведчиков информацию о маршруте движения и оценив обстановку, команда приступает к выполнению задачи (рис. 1).
с
4
наблюдатель ю
4
5
наблюдательблок-пост
Рис. 1. Примерная схема маршрута ударной группы
После прохождения маршрута и выполнения задачи, команда обедает, отдыхает, готовится к построению и подведению итогов.
Рубежи маршрута
1. Исходный рубеж.Судья напоминает задачу, еще раз проверяет готовность юнармейцев к ее выполнению, дает команды на начало движения групп с интервалом в 15-25 мин. и фиксирует время их выхода на маршрут.
Недостатки и штрафные баллы:нарушение дисциплины - 5 баллов.
2.«Зараженный» участок местности.Каждая группа по внешним признакам и предупреждающим знакам, выставленным судьей, самостоятельно определяет границы зоны «заражения» и, надев противогазы, преодолевает ее.
Недостатки и штрафные баллы:
-неправильное определение границы «зараженного» участка - 10 баллов;
-нарушение мер безопасности и дисциплины - 5 баллов;
-преодоление участка бегом - 5 баллов;
-запоздалое надевание и преждевременное снятие противогазов, передвижение без них через «зараженный» участок - 1 балл.
3.Водная преграда(неглубокая канава) преодолевается с соблюдением мер безопасности по заранее наведенной переправе (1-2 бревна) либо по решению командующего игрой - главного судьи, объявленному им при вводе участников в тактическую обстановку, группы самостоятельно наводят переправу, используя заранее подготовленное для этого оборудование.
Недостатки и штрафные баллы:
-отсутствие скрытности и демаскирующие группу действия при подходе к рубежу - 5 баллов;
-переправа одновременно более одного юнар- мейца - 1 балл;
-нарушение мер безопасности и дисциплины - 5 баллов;
-неумение навести переправу, если это предусмотрено решением командующего игрой - главного судьи, -10 баллов;
-падение при переправе - 1 балл.
4.Наблюдатели- обход двух-трех наблюдательных постов «противника», указанных на карте, группы совершают, маскируясь с использованием складок местности, не приближаясь к ним на расстояние менее 300 м. Обнаружение себя группой у этих постов ставит под угрозу выполнение задачи.
Недостатки и штрафные баллы:
-выход к посту - 20 баллов;
-подход на расстояние менее 300 м -10 баллов;
-отсутствие маскировки, скрытности - 5 баллов;
-нарушение мер безопасности и дисциплины - 5 баллов;
-скученность в движении, несоблюдение походного порядка - 5 баллов.
5. Блок-пост- позиция боевого охранения «противника» по легенде игры расположена в дефиле (естественной узости, теснине), исключающей возможность обхода. Порядок действий:
-группа скрытно выдвигается к указанному судьей рубежу и залегает;
-юнармеец-снайпер из пневматической винтовки «уничтожает» наблюдателя «противника» (падающая мишень на подставке высотой 0,5 м, расстояние 10-15 м, 3 пули);
-юнармеец-сапер, используя выданный судьей щуп, находит «мину» и обозначает ее флажком;
-группа по-пластунски преодолевает проход в «минном поле» и препятствие-«мышеловку» (3 ряда проволоки на колышках высотой 50 см от земли в 2-3 м друг от друга).
Недостатки и штрафные баллы:
-отсутствие скрытности, демаскирующие действия при подходе - 5 баллов;
-юнармеец-снайпер не поразил мишень (наблюдателя «противника») ни одним из трех выстрелов - 10 баллов;
-юнармеец-сапер не нашел «мину» или не обозначил проход - по 5 баллов за каждую из двух ошибок;
-нарушение мер безопасности и дисциплины - 5 баллов;
-неточное выполнение команд, шум - 5 баллов
6. Атака.Группа скрытно подходит к указанному судьей рубежу, залегает, готовится к «бою» и затем выполняет задание - уничтожить КП «противника».
По командам своего командира юнармейцы перебежками (20 м), переползанием (10 м) добираются до рубежа броска в атаку. На этом рубеже группа ведет огонь по падающим мишеням (4 винтовки на рубеже, 1 винтовка с собой, по 3 пули на каждого, 10 падающих мишеней, расстояние 7 м, время 30 с). После стрельбы юнармейцы метают гранату из положения лежа по окопу (10 м длина, 1 м ширина, расстояние 20 м), граната 500 г (или деревянная). После метания гранат командир поднимает группу в атаку. Группа уничтожает КП «противника». После атаки стрелок-санитар оказывает первую медицинскую помощь «раненому» (время 5 мин.).
- «Первый», «Первый», я - «Сокол», как слышно, прием?»
- «Сокол», я - «Первый», слышу вас хорошо, прием».
- «Первый», я - «Сокол», объект уничтожен в_______ ,_______ раненых, пленных нет, собираюсь идти к «Завхозу». Как понял меня, прием?»
- «Вас понял, «Сокол». Иди. Конец связи».
- «Вас понял, «Первый». Иду. Конец связи».
Команды командира на рубеже «Атака»:
- «К бою!», «Ложись!»
- «Справа (слева), перебежками, по одному (по два) - вперед! Или: «Юнармеец ... на рубеж ... перебежками - вперед!»
- «По-пластунски на рубеж ... - вперед!»
- «Заряжай!»
- «По мишеням - огонь!»
- «К атаке приготовиться!»
- «Гранаты к бою!»
- «Справа (слева) гранатами - огонь!»
- «В атаку – вперед»
Недостатки и штрафные баллы:
- отсутствие скрытности и демаскирующие действия при подходе - 5 баллов;
-неправильная изготовка к бою - 1 балл;
-ошибки при перебежках - 1 балл;
-неумелое передвижение по-пластунски - 1 балл;
-непораженные мишени - 10 баллов;
-промахи гранатами мимо окопа - 1 балл;
-отсутствие необходимых команд или их невыполнение - 1 балл;
-нарушение мер безопасности и дисциплины - 5 баллов;
-ошибки при оказании первой медицинской помощи «раненому» - 5 баллов;
-отсутствие доклада главному судье по радио (телефону) - 5 баллов.
После атаки ударные группы выдвигаются к месту расположения хозотделений.
Рис. 3.Рубеж «Атака»
7. Привал.Хозотделения организуют обед и отдых, команды подготовятся к построению.
Недостатки и штрафные баллы:
- нарушение мер безопасности при разведении костра и работе около него - 5 баллов;
- нарушение санитарно-гигиенических норм при транспортировке, обработке продуктов, приготовлении и приеме пищи - 5 баллов;
- неудовлетворительное качество пищи - 5 баллов;
- нарушение дисциплины - 5 баллов.
При равенстве показателейлучшим признается хозотделение, которое получило меньше штрафных баллов за нарушение мер безопасности, дисциплины и санитарно-гигиенических норм.
Подведение итогов
Порядок оценки результатов команд по окончании игры:
- судьи (каждый по своему рубежу) оформляют и представляют главному судье протоколы со штрафными баллами групп;
- судьи на рубежах «Наблюдательные посты «противника», «Позиция боевого охранения «противника» и «Атака» определяют лучшую ударную группу - победителя конкурса «Тактическая подготовка», исходя из наименьшего количества штрафных баллов, полученных на этих рубежах (при их равенстве лучшей признается группа, которая получила меньше штрафных баллов за нарушения мер безопасности и дисциплины);
- судья на этапе «Привал» определяет лучшее хозотделение;
- главный судья вместе с помощником заполняет протоколы - строевого смотра, сводный (с указанием штрафных баллов всех групп на каждом рубеже) и итоговый (с суммарными показателями команд и присужденными им местами).
Объявление итогов и поощрение лучших на построении:
- главный судья объявляет итоги игры;
- организаторы награждают победителей и призеров игры дипломами, победителей конкурсов «Строевой смотр», «Тактическая подготовка» и «Привал» - грамотами;
- юнармейцы в походном строю проходят перед организаторами, судьями и с исполнением строевых песен покидают место построения.
Победитель определяется по наименьшей сумме штрафных баллов при условии уложенности в контрольное время. При равенстве суммы штрафных баллов преимущество отдается команде, показавшей лучшее время на маршруте.