Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Александровна. Я -учитель гимназии искусств города Сосногорска.
А сегодня мы поработаем с вами. Надеюсь останемся довольны друг другом.
У. Запишите на листочках число. Отложите их в сторону.
“Индуктор”.
У. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Прислушайтесь.
1 слайд(слышно журчание родника, щебет птиц, тишина леса, его дыхание)
У. Что услышали вы?
Д. (шум воды, ключ, ручей, родник…)
Работа с материалом.
У. Подберите однокоренные слова к слову родник, запишите их.
Д. Род, народ, родник, родина
У. Родник родит ручей, ручей-реку, по берегу реки селятся и живут люди, народ, который из поколения в поколение передает знания, традиции, опыт. И чем лучше он знает свои истоки, тем крепче он любит свою Родину. ( это слово могут подсказать дети.)Это слово будет ключевым на нашем уроке.
У. Запишите тему урока:”Нет поэта без Родины”
У. Цель нашей мастерской : Как вы думаете, ребята, какова цель нашего урока?( озвучиваю по 2 слайду)
У. Родина, Россия всегда была для поэта началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: “Россия… Какое хорошее слово… и “роса”, и “сила”, и “синее что-то.”
Это им сказано: “Нет поэта без Родины” Для нее он берег самые заветные эпитеты, а слово “Русь” было для него любимой рифмой.
Сергей Есенин… Синь… Осень…
В самом звуке его имени уже звучит прохладная музыка спокойного российского
раздолья…
3 слайд ( на фоне пейзажа звучит музыка, портрет поэта.)
У. Поэт прожил – всего три десятилетия. Много это или мало? В Закавказье, где не раз бывал поэт, в старину говорили: “30 лет человек должен учиться, 30путешествовать, и 30–писать, рассказывая людям обо всем, что он увидел, узнал, понял. Давайте постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать и понять мир, созданный поэтом.
У. Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края-
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас
И гудит за карагодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: ”Не надо рая,
Дайте Родину мою”.
У. Определите тему этого стихотворения.
Д. Родина.
У. Родина… С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово “Родина”?
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
У. А теперь поработаем в группах.
I У. А теперь поработаем в группах V. Исследовательская работа.
У. Внимательно прочитайте задания на карточках и выполните их, подготовив ответ на вопрос: ”Как раскрывается тема Родины в поэзии С.Есенина? Какую родину любил и воспевал поэт?
1 гр. Какие средства художественной изобразительной выразительности использует поэт для раскрытия темы стихотворения. Подготовьте маленький рассказ на тему:”Какие открытия я сделал(а), читая стихотворение .
Прочитайте стихотворение. Найдите лексические значения выделенных в нем слов. Ответьте на вопрос: “Какая Русь воспевается Есениным в стихотворении “Ой ты, Русьмоя родная…”?Ответ составьте в форме связного текста, используя опорные выражения: Русь святая; неброский пейзаж;христианская Русь;народ, глубоко верующий в Бога; край любимый; народ талантливый; милый сердцу край; неповторимое раздолье.
2.гр. Стихи Сергея Есенина, наполнены удивительными красками. Вчитайтесь еще раз в отрывки стихотворений, определите их цветовую гамму. Создайте есенинскую радугу. Расцветьте ее любимыми красками поэта. Нарисуйте ее.
Там, где капустные грядки// Красной водой поливает восход,// Клененочек маленький матке// Зеленое вымя сосет.
3гр. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Определите тему стихотворения. Как поэт использует звукопись. Какие слова вызывают ощущение звенящей тишины и создают особый настрой и образность в лирическом произведении?
4гр. Найдите в отрывках стихов о Родине С.А.Есенина авторские слова, выпишите их и красивые выражения, попробуйте определить их лексическое значение и значение выделенных слов по словарю. Например:“О Русь, малиновое поле”- значит очень красивое. Для чего поэт использует в стихотворениях такие слова и выражения.
5 гр. Художник Исаак Левитан видел Родину такой. Проиллюстрируйте стихотворения Есенина репродукциями картин и объясните свой выбор.
V. Творческая работа.
У. А теперь давайте расскажем, какую Родину любил и воспевал С.Есенин? Какой предстала она перед вами?
Что вы открыли для себя?
Что почувствовали?
Что поняли?
VI. Итог урока.
У.Поэты – особенные люди. Это целый мир, как и каждый из нас. Сегодня мы заглянули в этот мир. Узнали о том, как поэт любил свою Родину, соотнесли его чувства со своими. Мне хочется поблагодарить вас за работу и пожелать новых открытий в творчестве С.А.Есенина. Спасибо и успехов вам.