Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Нет поэта без родины. Урок литературы по лирике Есенина С.А. 7 класс.

Submitted by Ольга Александровна Довгайло on чт, 06/06/2013 - 19:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Довгайло О.А.
Место работы, должность: 
МАОУ "Гимназия при главе МР Сосногорск"
Регион: 
Республика Коми
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Мастер производственного обучения
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цель:

           1.Образовательная:

  • выявить особенности языка поэта как средств создания образа Родины в поэзии С.А.Есенина;
  • научить детей видеть прекрасное в поэзии, соотносить поэтические шедевры с произведениями живописи;
  • формировать умение анализировать поэтический текст, находить жанровые признаки и жанровое своеобразие;
  • выразительно читать поэтический текст;

 

2. Воспитательная:

  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать любовь к Родине.

 

3.Развивающая :

  • развивать ассоциативное и аналитическое мышление;
  • развивать воображение, письменную и устную речь (речевую и языковую компетенции);
  • развивать творческие способности;
  • развивать навыки выразительного чтения поэтического текста;

 

 

 

 

 

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
29
Используемые учебники и учебные пособия: 

В мире литературы 7 кл.:учеб.-хрестоматия для для общеобразоват.учеб.заведений / Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв,Е.С.Романичева и др.; Под ред.А.Г.Кутузова.-4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2007.-496с.:ил.

Сергей Есенин.Собрание сочинений в 3-х томах. 1 том.

Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор

Краткое описание: 
Творческая мастерская 7 класс

Педагогическая мастерская 7 класс

                                             2009-2010 учебный год.

Тема:       ”Нет поэта без Родины”

( тема Родины в поэзии С.А.Есенина)

                                                                   Моя лирика жива одной большой

                                                                   любовью- любовью к родине.

                                                                   Чувство родины- основное в моем

                                                                    творчестве.

                                                                                                С.А. Есенин.

Цель:

           1.Образовательная:

  • выявить особенности языка поэта как средств создания образа Родины в поэзии С.А.Есенина;
  • научить детей видеть прекрасное в поэзии, соотносить поэтические шедевры с произведениями живописи;
  • формировать умение анализировать поэтический текст, находить жанровые признаки и жанровое своеобразие;
  • выразительно читать поэтический текст;

 

2. Воспитательная:

  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать любовь к Родине.

 

3.Развивающая :

  • развивать ассоциативное и аналитическое мышление;
  • развивать воображение, письменную и устную речь (речевую и языковую компетенции);
  • развивать творческие способности;
  • развивать навыки выразительного чтения поэтического текста;

 

Словарная работа: синь, звень,…

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Дать в конце урока. Записать на доске.

Домашнее задание: выучить  понравившееся стихотворение С.Есенина.

 

 

 Ход урока:

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Александровна. Я -учитель гимназии искусств  города Сосногорска.

А сегодня мы поработаем с вами. Надеюсь останемся довольны друг другом.

 

У.   Запишите  на листочках число. Отложите их в сторону.

 

“Индуктор”.

У.  Сядьте поудобнее, закройте глаза. Прислушайтесь.

1 слайд(слышно журчание родника, щебет птиц, тишина леса, его дыхание)

 

У.   Что услышали вы?

 

Д.  (шум воды, ключ, ручей, родник…)

Работа с материалом.

 

У.  Подберите однокоренные слова к слову родник, запишите их.

 

Д.   Род, народ, родник, родина

 

 

У.   Родник родит ручей, ручей-реку, по берегу реки селятся и живут люди, народ, который из поколения в поколение передает знания, традиции, опыт. И чем лучше он знает свои истоки, тем крепче он любит свою Родину.  ( это слово могут подсказать дети.)Это слово будет ключевым на нашем уроке.

 

У.   Запишите тему урока:”Нет поэта без Родины”

У.    Цель нашей мастерской : Как вы думаете, ребята, какова цель нашего урока?( озвучиваю по 2 слайду)

 

 

У.       Родина, Россия всегда была для поэта началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: “Россия… Какое хорошее слово… и “роса”, и “сила”, и “синее что-то.”

Это им сказано: “Нет поэта без Родины” Для нее он берег самые заветные эпитеты, а слово “Русь” было для него любимой рифмой.

Сергей Есенин… Синь… Осень…

В самом звуке его имени уже звучит прохладная музыка спокойного российского

раздолья…

 

3 слайд     ( на фоне пейзажа звучит музыка,  портрет поэта.)

     У. Поэт прожил  – всего три десятилетия.  Много это или мало? В Закавказье, где не раз бывал поэт, в старину говорили: “30 лет человек должен учиться,         30путешествовать, и 30–писать, рассказывая людям  обо  всем, что он увидел, узнал, понял.  Давайте постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать  и понять мир, созданный поэтом.

У.        Гой ты, Русь моя родная,

            Хаты – в ризах образа…

                   Не видать конца и края-

            Только синь сосет глаза.

 

            Как захожий богомолец,

            Я смотрю твои поля.

            А у низеньких околиц

            Звонко чахнут тополя.

 

            Пахнет яблоком и медом

            По церквам твой кроткий Спас

            И гудит за карагодом

            На лугах веселый пляс.

  

            Побегу по мятой стежке

            На приволь зеленых лех,

          Мне навстречу, как сережки, 

          Прозвенит девичий смех.

   

                 Если крикнет рать святая:

                “Кинь ты Русь, живи в раю!”

                 Я скажу: ”Не надо рая,

                 Дайте Родину мою”.

   У.     Определите тему этого стихотворения.     

   Д.    Родина. 

  У.     Родина… С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово “Родина”?

Д.  “Родина”, “мама”, “семья”, “дом”, “природа”, “река”, “любовь”, “забота”, “Отчество”, “Россия”).

(Звучит песня “Под окошком месяц”)

(4слайд, на котором Константиново)

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

У. А теперь поработаем в группах.

I У. А теперь поработаем в группах V. Исследовательская работа.

У.  Внимательно прочитайте задания на карточках и выполните их, подготовив ответ на вопрос: ”Как раскрывается тема Родины в поэзии С.Есенина? Какую родину любил и воспевал поэт?

1 гр. Какие средства художественной изобразительной выразительности использует поэт для раскрытия темы стихотворения.  Подготовьте маленький рассказ на тему:”Какие открытия я сделал(а), читая стихотворение .

 

Прочитайте стихотворение.  Найдите лексические значения  выделенных в нем слов. Ответьте на вопрос: “Какая Русь воспевается Есениным в стихотворении “Ой ты, Русьмоя родная…”?Ответ составьте в форме связного текста, используя опорные выражения: Русь святая; неброский пейзаж;христианская Русь;народ, глубоко верующий в Бога; край любимый; народ талантливый; милый сердцу край; неповторимое раздолье.

2.гр. Стихи Сергея Есенина,  наполнены удивительными красками. Вчитайтесь еще раз в отрывки стихотворений, определите их цветовую гамму. Создайте  есенинскую радугу. Расцветьте ее любимыми красками поэта.  Нарисуйте ее.

Там, где капустные грядки// Красной водой поливает восход,// Клененочек маленький матке// Зеленое вымя сосет.

 

3гр. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Определите тему стихотворения. Как поэт использует звукопись. Какие слова вызывают ощущение звенящей тишины и создают особый настрой и образность в лирическом произведении?

4гр.  Найдите в отрывках стихов о Родине С.А.Есенина авторские слова, выпишите их и красивые выражения, попробуйте определить их лексическое значение и значение выделенных слов по словарю.  Например:“О Русь, малиновое поле”- значит очень красивое.   Для чего поэт использует в стихотворениях такие слова и выражения.

5  гр.  Художник Исаак Левитан видел Родину такой. Проиллюстрируйте стихотворения Есенина репродукциями  картин и объясните свой выбор.

V. Творческая работа.

У. А теперь давайте  расскажем, какую Родину любил и воспевал С.Есенин?                Какой  предстала она перед вами?

Что  вы открыли для себя?

Что почувствовали?

Что поняли?

VI. Итог урока.

У.Поэты – особенные люди. Это целый мир, как и каждый из нас. Сегодня мы заглянули в этот мир. Узнали о том,  как поэт любил свою Родину,   соотнесли его чувства со своими.  Мне хочется поблагодарить вас за работу и пожелать новых открытий  в творчестве С.А.Есенина. Спасибо и успехов вам.

 

Прикрепленный файл Size
презентация к уроку по лирике Есенина.ppt 7.27 MB
родник.mp3 5.3 MB
Романс - Отговорила_роща_золотая.mp3 2.67 MB
Стихи к уроку.doc 33 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн