Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по родной (ненецкой0 литературе 5 класс

Фото пользователя Валентина Накочевна Комарова
Submitted by Валентина Накочевна Комарова on пн, 15/07/2013 - 18:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Комарова Валентина Накочевна
Место работы, должность: 

ТМК ОУ "Усть - Портовская српедняя общеобразовательная школа-интернат2

Регион: 
Красноярский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Родной язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;Статус документа &nbsp;<strong>Пояснительная записка</strong><strong>Общая характеристика учебного курса &nbsp;</strong><strong>&nbsp;</strong><strong>Описание места в учебном плане &nbsp;</strong><strong>&nbsp; Требования к результатам освоения &nbsp;</strong><strong><u>Содержание &nbsp;учебного курса &nbsp;</u></strong><strong>Тематический план &nbsp;</strong><strong>Планируемые результаты&nbsp;</strong><strong>&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ&nbsp; в 5 классе (родная литература) &ndash; 34 часа</strong>Используемая литература:&nbsp;</p>

ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-ПОРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

 

 

Утверждаю                                         Согласовано                               Рассмотрено

Директор ТМКОУ  У-ПСОШ-И»       зам. директора по УВР              на заседании МО

_______ Сучкова Е.А                         ___________________               протокол № ___ от ____

«___» ___________ 20__ г.           «___» __________ 20__ г.            «___» _________20__ г.                  

            

           

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОЙ (НЕНЕЦКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ

 5КЛАСС.

 

 

 

 

                                                                                                   Учителя родного (ненецкого) языка

                                                          

                                                                                                  Комаровой Валентины Накочевны

 

 

 

 

 

 

 

2011 – 2012

 

                                     Статус документа

  Рабочая программа по предмету «Родной (ненецкий) язык» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

       Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для  5-9 классов разработана в соответствии:

-       с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №183 – окЗ «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского (Долгано - Ненецкого) Автономного округа»;

-       с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №184 – окЗ «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано - Ненецкого) Автономного округа»;

-       с «Типовой о программой по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов» (М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007)

-       с территориальным базисным учебным планом (далее – БУП) 2004 для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;

с территориальным базисным учебным планом, учитывающим федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) нового поколения для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;

Планирование составлено на основе Типовой программы по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов, разработанной методистами Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007    

                        Пояснительная записка

Согласно проектам нового учебного плана для школ с родным (нерусским) и русским (неродным)  языком обучения  учебный предмет «Родная литература» входит в образовательную область «Филология» и по объему отводимого  на его изучение времени сохраняет паритетное  соотношение с русской литературой. Это гарантирует сохранение названной дисциплины как обязательной в учебном плане школы.

Федеральный компонент стандарта по родной (ненецкой) литературе определяет обязательный минимум содержания образования , требования к уровню подготовки выпускников.

Региональный компонент стандарта в содержании общего среднего образования отражает культурное пространство, которое обозначается понятием «Родной край». В его содержание и объем входят природно-экологические, географо-демографические, этнические, социально-экономические и историко-культурные характеристики региона, его своеобразие. Региональный компонент стандарта учитывает национально-г\региональные особенности, специфику состава начеления и определяет обязательный минимум содержания  образовательных программ по родной )ненецкой) литературе, истории, культуре.

В образовательной области «Филология» продуктивной стала реализация концепции, разработанной профессором К.М Нартовым в институте национальных проблем образования.

         В данной концепции школьное литературное образование рассматривается как единая система, состоящая из оптимального соотношения таких компонентов, как родная литература , русская литература, литература народов России, литература ближнего зарубежья, зарубежная литература. Специально организованное изучение произведений литературы предполагает:

•  целенаправленный отбор произведений для изучения;

• оптимальное соотношение компонентов литературного образования и установление

   взаимосвязей между ними;

•  изучение произведений с обязательным привлечением соответствующего историко- и

   теоретико-литературного материала и с учетом необходимости  развития речи учащихся;

• использование разнообразных форм учебной деятельности (урок – факультативные занятия – внеклассная и внешкольная работа).

Только при таком охарактеризованном выше структурном и содержательном наполнении курса «литература может способствовать духовной консолидации целостного общественно-экономического организма России и укрепить культурную основу существования каждого из ее народов.

    Все больше внимания уделяется вопросам взаимосвязанного  изучения родной  и русской литератур на основе разработанного принципа общности и национального (этнического) своеобразия. Такой подход позволяет не отчуждая учащихся анализируемых нами общеобразовательных учреждений от родной литературы и культуры, приобщить их к высоким нравственным и эстетическим ценностям русской литературы. Приобретенный в процессе изучения родной литературы духовный опыт учащихся расширяется и обогащается благодаря знакомству с лучшими произведениями русской литературной классики.

Цели обучения родной литературы– формирование этнически ориентированной личности, – учителем родного (ненецкого) языка стоит трудная актуальная, но творческая задача к основам своеобразной этнической культуры. научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить

приобщённой к национальным ценностям, с развитым национальным самосознанием, способной к творческому саморазвитию и самореализации в поликультурном мире.

 

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части ненецкой национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке

  По мере изучения детьми родной (ненецкой) литературы должны сформироваться прочные знания, умения и навыки, среди которых особо значимы три целевые установки или компетенции: коммуникативная, языковая и этнокультуроведческая.

 

 

 

 

Программа направлена на достижение следующих целей:

-   формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;

-   развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

-   освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике ненецкого языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений ненецкого языка;

-   овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

-   воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного курса

Основные содержательные линии

 

      Овладение родным языком, изучение теории и усвоение практической речи должно происходить на фоне знаний этнокультурных традиций ненецкого этноса.

      В содержание курса обучения родной  (ненецкой) литературе входят:

    

       1 История Таймыра.

  1. Древний Таймыр. Святые места ненцев, расположенные в Усть- Енисейском районе. История поселка Толстый Нос. Захоронения ссыльного Пимена и декабриста Н. Лисовского.
  2. Экспедиция А. Миддендорфа на Таймыре. Результаты посещения Таймыра.
  3. Таймыр, который помнит Л. .Ненянг
  4. Таймыр в составе Красноярского края.

       2.  Сфера общения

1. Социально – бытовая: этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа;

2. Учебно-трудовая: школа, распорядок дня, каникулы и т.д.;

3. Социально-культурная:

˚          город, село, учреждения культуры;

˚          отношение к природе, сезонные изменения в природе, погода;

˚          сказки, песни, стихи;

4.  Игровая: виды и типы игр (детские в помещении и на улице,  мужские и женские).

 

      3. Речевые умения

1)      Аудирование (слушание)

Понимание речи учителя и других носителей языка в объеме, предусмотренном курсом.

Определение основной мысли звучащей речи, отделение главного от второстепенного.

2)      Говорение

Составление рассказа с опорой на наглядность.

Составление рассказа согласно ситуации.

Продолжение рассказа по заданному началу.

Пересказ художественных произведений

3)      Чтение

Чтение полного текста без заданий.

Чтение с пониманием основного содержания.

Ответы на вопросы  по прочитанному.

4)      Письмо

Конспектирование текстов

Сочинения по темам.

Словарная работа перед работой над текстом

 

        4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни ненцев

1.      Место расселения народа. Названия населенных пунктов.

2.      Особенности природно-климатических условий региона: особенности времен года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.

3.      Факты, относящиеся к истории округа, населенного пункта.

4.      Произведения  ненецкого  детского  фольклора  (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни.)

5.      Произведения ненецких писателей и поэтов.

6.      Образцы орнаментов.

7.      Жилище (стойбище) оленеводов – чум, его интерьер, дизайн, архитектура расположения нарт и других предметов стойбища

8.      Орудия труда и средства передвижения.

9.      Традиционная мужская и женская одежда.

10.  Народные детские игры.

11.  Традиционные виды труда и отдыха.

                   

 

Описание места в учебном плане

По программе отводится 35 часов на литературу; 1 час в неделю

                     

            Требования к результатам освоения

 

Личностные

1) знание основных исторических, географических, этнографических и культурных

    сведений  о коренных народах Таймыра.

2) позитивное восприятие культуры и литературы народов Таймыра;

3) гуманное, толерантное и дружелюбное отношение к людям иной национальности и иной

     культуры;

4) уважение к этическим принципам и нравственным правилам коренных народов;

5) понимание эстетического своеобразия литературы коренных народов Таймыра;

6) знание имён основных писателей и поэтов коренных народов и их основные

     произведения;

7) умение охарактеризовать основную тематику и проблематику произведений северных

      писателей;

8) умение объяснить изменения в мировоззренческой позиции писателей Ямала  и Таймырав

     связи с изменениями  в  общественной жизни в России в конце ХХ в.;

9) понимание глубинных связей  мировой, русской и северной литератур;

10) ориентирование в литературных направлениях и стилях, присущих литературе Ямала.

 

 

Метапредметные результаты

          Выпускник национальной школы должен владеть следующими знаниями, умениями и навыками в различных видах речевой деятельности;

                                                        В аудировании:

__ понимание обращенной к нему речи, осознавать цели высказывания, понимать пояснения учителя на родном языке;

__понимать магнитофонную запись. Речь диктора радио, речь персонажей спектаклей, кинофильмов;

__ слушать и понимать речь окружающих;

                                                          В говорении:

__соблюдать нормы орфоэпии и интонирования;

__ выражать свое желание, мнение, недоумение, сомнение, непонимание, согласие-несогласие.

__ владеть выразительными средствами устной речи;

__ описывать увиденное и услышанное, давать им оценку;

__составлять различные высказывания по ситуации;

__ пересказывать полно и кратко содержание услышанного и прочитанного , отвечать на вопросы по тексту.

                                                          В чтении:

__ читать текст с оптимальной скоростью;

__ выразительно озвучивать текст с соблюдением нужной интонации;

__ понимать содержание художественных произведений, газетных и журнальных статей, параграфов учебников;

__ устанавливать тему и основную мысль текста, озаглавливать его;

__ задавать вопросы по тексту и отвечать на них;

                                                    В письме:

__  выполнять письменные работы с соблюдением норм орфографии и пунктуации;

__ письменно отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, прочитанного;

__ кратко или полно излагать содержание прочитанного, услышанного;

__ давать описание различных предметов, животных, пейзажей;

__ писать различные изложения (подробные и сжатые);

__ писать различные сочинения по заданной теме, по прочитанному литературному произведению;

3. Предметные результаты

__умение работать с учебником, справочной литературой;

__ пользоваться различными словарями;

__ подбирать к учебным текстам иллюстративный материал;

__ вести записи объяснения учителя.                         

      

                                                    Содержание  учебного курса

  Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности.

       Указанные в программе каждого раздела знания, умения и навыки по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.

 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

·         Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека, общества и народа и адаптированности обучающихся к экстремальным условиям  Севера.

·         Экологическая  и этническая культура северных народов  как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм;

·         Научные знания как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы, этносов  и социума;

·         Язык, литература, искусство  как часть этнической культуры, отражение духовного мира человека, как  способы познания человеком самого себя, природы, этноса  и общества;

·         Народы, культуры, религии как результат многообразия и единства Мира.

·          Всякий народ есть великий педагог.

·         Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

·         Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви малой родине, к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Своеобразие выражения патриотизма у ненцев.

·         Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Многонациональность как характерная особенность населения  Байдараты  и ЯНАО.

·         Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, родового права, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

·         Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России и ненцев  от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

·         Труд, общество  и творчество как отличительные черты духовно-нравственной  личности.

·         Представления о здоровом  образе жизни  у ненцев и  его  фактическая динамика.

·         Нравственный выбор,  толерантность и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

        На каждом уроке  школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида учебные задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать разнообразные наглядные пособия, технические средства.

Содержание программы по родной (ненецкой) литературе  для 5 класса.

       Примерная структура программы для каждого класса может быть представлена следующими разделами:

__ общие сведения о родной (ненецкой)  литературе  (вводное занятие).

__ повторение пройденного в начале учебного года.

__ речь, текст.

__разделы, традиционно изучающие произведения ненецких поэтов и писателей, поэтов Таймыра.

__ обобщение и систематизация изученного в конце года.

__ виды работ по развитию связной речи.

__ основные знания и умения , которыми учащиеся должны овладеть в каждом классе.    

 

 

 

       С  первого класса необходимо вводить работу в парах постоянного и сменного состава (ППС, ПСС), учить ребят работать в малой группе.

                                                                         5 класс

(34 часа)

 

Введение: Книгара” – саць сава, инудота няра” 2ока сава серт’ сидда” тохола2гу. (Книга – ваш умный, надёжный друг) – 2 часа.

  1. Встреча с новой учебной книгой. Разговор о Родине, анализ стихотворения Л.Лапсуя «1арка яна” яля» («Ясный свет России»). Выражение чувств благодарности к России за тепло и немеркнущий свет, озаряющий тундру.
  2. Разговор о родном языке. Анализ стихотворения «Ненеця вада» («Язык ненцев») Л.Лапсуя и «Мань вадами» («Мой родной язык») П.Явтысыя.
  3. Поэтические размышления о силе родного языка, выражение глубокой любви и уважения к родному языку. Роль родного языка в жизни человека и народа
  4. Понятие о теме и стихотворной речи: ритм, рифма.

 

Ненецкий фольклор – 5 часов

Невхы иле”ма падарци вадесо”ма – фольклор

 

1.      Общее понятие о ненецком фольклоре и его жанрах: сказки, песни, легенды, загадки, пословицы и поговорки.

2.      Лаханако” – сказки.

3.      Иленя наво” нямны – сказки о животных: «Тэхэ» («Два оленя»); «Пэдарако, Явэко» («Бурый и Белый медведи»).

4.      Ненецие” ила’ нямнанэдалаханако– бытовыесказки: «Сидянекас» («Двабрата»); «Хаевыне2ацекы» («Девочка, оставленная на произвол судьбы»).

5.      Темы и идеи ненецких сказок. Своеобразие характеров животных – героев сказок о животных. Отражение в ненецких сказках представлений людей о жизни животных и птиц. Сходства и различия сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в сказках веры народа в победу добра и справедливости, борьба со злом и коварством. Показ в сказках народной мудрости и находчивости.

6.      Язык произведений устного народного творчества: образность, меткость, краткость и лаконичность. Понятие о сравнении.

 

Ненецкие писатели. Творчество ненецких писателей – 25 часов

Ненецие” паднана”. Паднани” падвы”.

 

Илья Константинович Вылка – 2 часа

«Вылка Ханец» («Вылка - охотник») – рассказ

 

         Краткие биографические сведения о писателе и художнике. Его общественная деятельность на Новой Земле в Советский период.

         Тяжёлая жизнь Ханеца в батраках. Отражение в рассказе мечты обездоленных ненцев, об изменении старых порядков. Образ литературного героя и отражение в его характере лучших черт простого народа.

          Автор литературного произведения. Изобразительно- выразительные средства языка. Закрепление понятия о сравнении. Понятие о сюжете произведения.

 

 

 

Иван Григорьевич Истомин – 1 часа

«Харп» («Полярное сияние») – стихотворение

 

       Краткие биографические сведения о поэте и прозаике. И.Г.Истомин – первый организатор литературных кружков в редакции окружной газеты «Нарьяна1ерм»(«Красный Север») в Салехарде.

       Поэтические размышления о чувствах, вызванных полярным сиянием. Блики полярного сияния, полыхающего над тундрой, как символ радости ликующего от счастья народа.

       Художественные средства языка. Закрепление понятия о сравнении и эпитете. Понятие об идее произведения.

 

Иван Григорьевич Истомин – 3 часа

«Яб - маймбава» («Счастливая судьба») – повесть

 

       Счастливые перемены в жизни ненцев в условиях оседлого производства на базе колхоза – нового способа ведения хозяйства.

       Образы литературных героев Омры Няруя и его жены Нельвы и руководителей партийно-советского и хозяйственного аппаратов – Окового, Саляндера и Медведева. Омра – трудолюбивый, знающий во всех подробностях своё охотничье производство. Борьба Омры с самим собой в преодолении в своём сознании ничем необоснованных народных поверий. Роль Нельвы и её помощь в просвещении неграмотного Омры. Отражение в их характерах лучших черт простого народа тундры. Психологически тонко поставленная работа руководителей партийной организации, советской власти и хозяйственного аппарата в борьбе со старыми предрассудками в сознании людей и проявление ими большей заботы о простом человеке. Понятие о литературном герое и его портрете. Закрепление понятия о теме произведения.

 

Иван Григорьевич Истомин – 2 часа

«Ларко Сусой’ваде”мы сюдбабц»

(«Легенда, рассказанная Сусоем Ларко») – повесть

 

       Истоки создания ненецкой легенды. Достоверные и вымышленные факты в легенде. Яркость и конкретность литературных героев: Вавлё Ненянг – национальный герой ненецко-хантыйской бедноты, который в первой половине 19 в. поднял простой народ против угнетателей – местное кулачество.

      Начальное понятие о композиции произведения. Понятие о диалоге и монологе, прозаической речи.

 

Леонид Васильевич Лапцуй – 3 часа

     «Сэвтя”» («Всевидящий») – повесть

 

        Понятие об автобиографической повести.

        Трудное детство Сэвти” в годы Вов. Становление характера Сэвти”. Понятие о литературном герое.

        Смысл заглавия повести, понятие об аллегории.

 

Василий Николаевич Ледков – 1 час

 

Понятие о стихотворной речи.

 

Василий Николаевич Ледков – 3 часа

«Нарматы»  («Турпан») – отрывок из повести «Розовое утро»

 

      Образы юных героев. Правдивое изображение жизни детей тундры, показ традиционных способов охоты детей на пернатых. Особенности языковых средств повести.

 

Иван Антонович Юганпелик – 2 часа

«Пили ваде”манта» - («Всегда будет на памяти») – стихотворение

 

      Краткие сведения о поэте, участнике Великой Отечественной войны.

Художественные средства поэтической речи: эпитет, сравнение.

 

Иван Антонович Юганпелик – 1 час

«Мань хамбка флагми» - («Мой шёлковый флаг») – стихотворение

 

      Краткие биографические сведения о поэте (см. учебник).

Ясавэй – хозяин земли – обобщённый образ коренных жителей тундры.

Ясавэй – певец тундры, смелых беспокойных людей, строителей – любовь хозяина тундры к родному краю, умение ловко ориентироваться в своеобразных законах его природы и готовность научить тех, кто приезжает в этот край с добрыми намерениями.

       Расширенное понятие о стихотворной речи.

 

Прокопий Андреевич Явтысый – 1 час

«Хар”н сава яв» - («Мой любимый край родной») – стихотворение

 

      Краткие сведения о жизни и творчестве поэта (см. учебник).

Поэтические размышления о Родине и родном крае. Единение души поэта и родного края. Общие корни бытия человека и земли. Понятие об олицетворении.

 

Прокопий Андреевич Явтысый – 1 час

«Ила’ ту» - («Огни жизни») – стихотворение

 

      Поэтические размышления о тепле творения человеческих рук, ума, обогревающих сердца людей и сближающих их. Следы труда – огни счастья и радости, доброты людей разных национальностей. Языковые особенности произведения.

 

Прокопий Андреевич Явтысый– 1 час

«Ярабцараха ил» с легендой») – стихотворение - («Жизнь, схожая

     

       Размышления поэта о силе материнской любви. Образ современной женщины – труженицы, преданной памяти своих сыновей, грудью защитивших Родину – мать.

       Сходства и различия стихотворения с легендами, составленными народом.

       Особенности поэтической речи, перекликающиеся с своеобразным стилем языка легенд.

 

Валерий Антонович Пырерка –3 часа

«Пыреркахат нэда ненець» - («Человек из рода Пырерка») – повесть

 

          Краткие биографические сведения о писателе - очеркисте (см. учебник).

          Безрадостное детство Сярти – А.П.Пырерки – первого ненецкого учёного. Юношеские годы Сярти, прошедшие до Октября. Встреча Пырерки с полярниками.

          Начало новой жизни и участие А.П.Пырерки в строительстве Советской власти на Севере.

          Понятие о повести.

 

По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава – 2 часа

 

Список произведений для заучивания наизусть.

 

Загадки, поговорки, пословицы и идиоматические выражения.

И.Г. Истомин  «Харп» («Полярное сияние») – отрывок по выбору ученика.

И.К. Вылка      «Вылка Ханец» («Вылка - охотник») – отрывок из рассказа по выбору ученика.

      Л.В. Лапцуй – «1арка яна” яля» («Ясный свет России»).

П.А. Явтысый– «Хар”н сава яв» («Мой родной любимый край»), «Ила’ ту» - («Огни жизни») – отрывок из стихотворений по выбору ученика.

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

 

№ п.п.

Наименование разделов

Всего часов

На развитие речи в том числе (контрольные работы, тестирование)

 

 

1.

Введение:Книгара” – саць сава, инудота няра” нока сава серт’ сидда” тохолангу. (Книга – ваш умный, надёжный друг)

2

 

 

2.

Ненецкий фольклор

Невхы иле”ма падарци вадесо”ма – фольклор

5

 

 

3.

Творчество ненецких писателей

Ненецие” паднана”. Паднани” падвы”.

25

 

 

11.

По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава

2

 

 

 

ИТОГО:

35

 

 

 

Описание учебно-методического и материально –технического обеспечения

           Дополнительная литература

  1. Е.Г.Сусой. Н.М.Янгасова. Х.Х.Яунгад. Ненэцие' литература. Учебная хрестоматия

       для 5 класса общеобразовательных учреждений. С-Петербург. Филиал изд.

       Просвещение. 2007 г.

   2. О.Н.Марченко. Фольклор коренных народов Таймыра. Хрестоматия для 5 класса

       общеобразовательных учреждений с русским языком обучения Таймырского

       (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

   3. М .А. Ненянг Русско-ненецкий разговорник  Учебное пособие для учащихся средней

       школы.  С-петербург. Изд. Дрофа. 2005 г.

4.      Е. Н. Самойлова Русско-ненецкий тематический словарь. Пособие для учащихся 5-9

классов.

5.      Л.Ненянг. Не только бабушкины сказки. Ненецкие легенды, сказки, были, пословицы, загадки, наставления, приметы, поверья. Красноярское книжное изд. 1982

                                    Планируемые результаты

Умеет, понимает:

·       проявление   позитивного отношения к культуре и литературе народов Таймыра;

·       знакомство   учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Таймыра, умение объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой. Связать мифологию и фольклор народов Ямала с мифологией и фольклором других народов мира, определить сходство сказок народов Таймыра с мировой сказочной классикой.

·       знание учащимися  понятия веры и религии, знание специфики верований северных народов, уметь истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем». 

·       обозначить своеобразие литературы народов Ямала, обусловленное особенностями исторического и  культурного развития, этническими и географическими факторами. Умение объяснить связь литературы и письменности, знание учениками истории создания письменности для народов Севера.

·       знание учащимися биографий основных деятелей культуры народов Таймыра, умение объяснить наиболее значительные факты их творческого пути.

·       уметь определять принадлежность изучаемых произведений к литературным родам и жанрам, а также по мере возможности уметь определять национальную специфику произведений различных народов Таймыра.

·       уметь определять тему и идею произведения, уметь давать характеристики основным персонажам, сопоставлять  произведения различных авторов, определять специфические черты именно северной литературы. Пояснить особое отношение народов Севера к природе, к родовому сообществу.

·       совершенствовать разные виды речевой деятельности, знать  специфику северных речевых оборотов и по возможности самые употребительные слова языков народов Ямала и Таймыра, вошедшими в общеупотребительный оби

 

                   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  в 5 классе (родная литература) – 34 часа

 

№ п/п

 

Тема урока

Кол-во ч

 

Тип урока

 

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

 

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

I

 

Введение:

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Книгара” – саць сава, инудота няра” нгока сава серт’ сидда” тохолангу.  

 

 1

Вводный урок.

 

Выявление уровня лит. развития уч-ся;

 

 Углубление понимания роли чтения на родном языке произведений устного народного творчества и литературы. Роль родного языка в жизни человека и народа.

 

Фронтальный опрос:

Самостоятельное чтение

Стр

3-8 читать

 

 

 

 

 

2

Разговор о Родине, анализ стихотворения Л.Лапсуя «Нгарка яна” яля» («Ясный свет России»). Поэтические размышления о силе родного языка.

1

Беседа

Поэтический смысл названия стихотворения. Анализ художественных средств языка произведения.

Понятие о теме и стихотворной речи: ритм, рифма.

Устный контроль

Чтение произведений о Родине  поэтов-представителей других этносов

 

 

 

.

Выучить наизусть

 

 

II

Ненецие” фольклор (ненецкий фольклор) – 5 часов.

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Невхы иле”ма падарци вадесо”ма – фольклорЛаханако” – сказки.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

Обучение выразительному чтению (исполнению).

 

Общее понятие о ненецком фольклоре и его жанрах: сказки, песни, легенды, загадки, пословицы и поговорки.

 

 

 

 

 

 

 

Текущий. Устный опрос.

Выразительное чтение

 

 

Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сир 10-16 вопросстр 15

 

 

4

Илена нгаво″  нямна нгэда лаханако″. «Тэхэ»

1

Комбинир. урок

Работа в группах. Подбор слов для хар. живот

Своеобразие характеров животных – героев сказок о животных.

Устный контроль. Рассказ о животных

Выборочное чтение..

Стр 16-19 читать

 

 

5

«Пэдарако, Явэко» («Бурый и Белый медведи»).

1

Урок обобщения и систем.

Словарная работа. Составление из слов описания.

Отражение в ненецких сказках представлений людей о жизни животных и птиц.

Устный контроль

Восстановление деформированного текста

Стр 19-21 чит. Расск.

 

 

6

Ненецие” ила’ нямна нгэда лаханако – бытовые сказки: «Сидя некас» («Два брата»);

1

Урок изучения нов. материа

Совершенствование навыков сам-й исследов работы.

 Обучение выразительному чтению, выборочному пересказу.

Устный контроль. Выборочное чтение.

Самостоятельное чтение

Стр 21-27 раздел на част

 

 

7

 «Хаевы не нгацекы» («Девочка, оставленная на произвол судьбы»).

Темы и идеи ненецких сказок.

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Урок-семинар.

Обучение выразительному чтению  

. Показ в сказках народной мудрости и находчивости. Сходства и различия сказок о животных и бытовых сказок. Понятие о сравнении.

Текущий. Устный опрос.

Выразительное чтение

 

Пересказ сказки

Стр 27-31 читать выпис слова

 

 

III

Неней ненецие” паднани” падвы”

Творчество ненецких писателей – 25 часов 

 

 

8

Илья Константинович Вылка

Биография как отражение истории народа.

1

Урок-репортаж

Сообщение ученика Краткие биографические сведения о писателе.

.     

Развитие связной речи учащихся;

развитие навыка восприятия инф ормации.

Устный контроль

Составление списка произведений И.К.Вылка

Стр 34-36 подг сообщение

 

 

9

 «Вылка Ханец» («Вылка - охотник»)  общее содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Изучение нового материала

 Составление плана рассказа

Изобразительно- выразительные средства языка. Закрепление понятия о сравнении. Понятие о сюжете произведения.

Письменный контроль.

Индивидуальные задания.

Стр 36-43 читать

 

 

10

Едэй Яхана иланд′ тэвыд″ (Новая жизнь на Новой Земле) по рассказу «Вылка –ханец)

 

 

 

 

Комбинированный урок

Выборочное чтение

. Понятие о литературном герое и его портрете. Закрепление понятия о теме произведения.

Начальное понятие о композиции произведения.

Устный контроль.

Выразительное чтение

Подбор рассказа по заголовку.

Стр 36-39 переск

 

 

11

 

  Иван Григорьевич Истомин   Негасимый свет таланта

 

     

 

1

Урок-сообщение

Краткие биогр свед-я о поэте и прозаике. Сообщение ученика.

 Художественные средства языка.

Устный контроль.

Выразительное чтение.

Стр     39 43 

пересеаз

 

 

12

 

Иван Григорьевич Истомин

«Харп» («Полярное сияние») – стихотворение

 

3

Урок -обобщение

 Работа в группах

Поэтический смысл названия стихотворения. Понятие об эпитете

Устный контроль.

Выразительное чтение

 

Устное описание северного сияния.

Стр 44-46 подгот сообщ

 

 

13

Иван Григорьевич Истомин

«Ларко Сусой’ваде”мы сюдбабц»  повесть. Общее содержание повести.

 

Урок-защита творч. заданий

Работа в парах Ответы на вопросы.

Понятие об идее произведения.

Устный контроль.

Иллюстрация к каждой части повести.

Стр 46-56

 

 

14

Корреспондент Нина Морозова.

Разговор с каюром.

 

Урок-семинар

Чтение по ролям

Понятие о диалоге и монологе, прозаической речи.

Устный контроль.

Словарная работа.

Стр 46-48

 

 

15

 «Легенда о Солнце» по повести И.Г. Истомина «Ларко Сусой ваде″мы сюдбабц»

2

Урок-путешествие

Истоки создания ненецкой легенды.

 Развитие связной речи учащихся;

 

Устный контроль

Выборочное чтение.

 

Описание обряда «Поклонение Солнцу»

Стр 48-50

 

 

16

«Легенда о Ненянге»  по повести И. Г. Истомина «Ларко Сусой ваде″мы сюдбабц»

 

Комбинированный урок

Достоверные и вымышленные факты в легенде.

 развитие навыка восприятия инф ормации.      

Устный контроль «Выборочное чтение»

Песни о Ненянге. Слушание.

Стр 51-56

 

 

 

17

Леонид Васильевич Лапцуй – певец Ямала. Жизнь и творчество

 

1

Урок-обозрение

Беседа с элементами комментированного чтения.

 

Понятие об автобиографической повести. Понятие о литературном герое.

Устный контроль

Защита своего репортажа

 

Фронтальный опрос

Стр 61-63

 

 

18

Л.В.Лапцуй

«Сэвтя» («Всевидящий») – повесть. Общее содержание

 

       

               

 

 

3

Изучение нового материала

Смысл заглавия повести, понятие об аллегории.

Умение озаглавить заданные учителем части повести и составить план пересказа.

Устный опрос. Пересказ

Выразительное чтение

Стр 63-82

 

 

19

Трудное детство маленького рыбака. По повести Л.В. Лапцуя «Сэвтя»

 

Урок-анализ

Восстановл деформированных р-ов

Составление рассказа о своем детстве

Пиоьменный контроль-соч «Два мира…»

Составлением предложений о маленьком рыбаке

Стр 63-74

 

 

20

Начало светлого пути.  По повести Л.В.Лапцуя «Сэвтя»

 

Урок-обобщение

Работа по иллюстрации стр75.

Умение анализировать поступки героев рассказа.

Устный контроль

Пересказ выборочный.

Стр 74-83

 

 

21

Василий Николаевич Ледков

Жизнь и творчество

1

Урок-исследование

Сообщение ученика. Краткие биогр сведения о поэте и прозаи

Умение составить биографию своего отца, деда, прадеда

Устный контроль.

Выразительное чтение

 

Словарная работа по тексту.

Стр 84-85

 

 

22

Василий Николаевич Ледков Акимам′ нюбета  хибяри» «Нярмодана хубта» повесть   пеля-общее содержание.

 

 

3

Изучение нового материала

Чтение, знакомство с общим содержанием.

Развитие связной речи учащихся;

развитие навыка восприятия информации.       Особенности языковых средств повести.

Устный контроль.

Выразительное чтение

 

Деление на смысловые части

Стр 85-90

 

 

23

«Поезка в поселок» по повести В.Ледкова «Нярмодана хубта»

 

Ур.защита творч. заданий

Сост. описания душ-го состояния гер.

Составление рассказа о своих первых впечатлениях  в поселке.

Устный контр. Ответы детей

Работа по иллюстрации

Стр 85-87

 

 

24

Знакомство с жизнью поселка и бытом. По повести В.Ледкова «Нярмодана хубта»

 

Урок обобщения и сис

Иллюстрация «чаепитие в рус. избе»

Умение составить рассказ «Каким будет мой дом в поселке или в городе»

Устный контроль-рассказ о доме

Восстановление деформированного текста

Стр 87-90

 

 

25

 

 

 

 

 

 

Иван Антонович Юганпелик

Жизнь и творчество

 

 

 

 

 

 

 

2

Урок-сообщение.

 

 

 

 

 

 

 

 Сообщение ученика.

 Кр.свед-я о поэте, участ

Вов.

 

 

развитие навыка восприятия информации. 

 

 

 

Устный контроль.

Развитие речи-игра «Вандако»

Стр 57-58

 

 

26

И.А.Юганпелик  «Сихирти″  не ню» – стихотворение

 

 

Урок комбинированны

 

Самостоят работа по стихотворению

 Художественные средства поэтической речи: эпитет, сравнение.

 

Устный контроль. Индивидуальные задания.

Образ сихиртя

Стр 58-59

 

 

27

Иван Антонович Юганпелик

«Мань хамбка флагми» - («Мой шёлковый флаг») – стихотворение

1

Урок изучения нового материала

Краткие биографические сведения о поэте

Развитие связной речи учащихся; 

Расширенное понятие о стихотворной речи.

Устный контроль. Выразительное чтение

Иллюстрация к стихотворению рассказ по иллюстрации.

Стр 59-60

 

 

28

Прокопий Андреевич Явтысый

«Хар”н сава яв» - («Мой любимый край родной») – стихотворение

 

 

 

 

1

Комбинированный урок

Сообщение ученика.      Кратк. св-я о жизни и тв-ве поэта.

Развитие связной речи учащихся;

 Понятие об олицетворении.

Устный контроль. Индивидуальные задания.

Мини сочинение «Мой край родной»

Стр 95-97

 

 

29

Прокопий Андреевич Явтысый

«Ила’ ту» - («Огни жизни») – стихотворение

 

 

1

Изучение нового материала

Поэтические размышления о тепле творения человеческих рук, ума,

Развитие связной речи учащихся; Языковые особенности произведения.

Устный контроль. Выразительное чтение.

Самостоятельное чтение

Стр 97-98

 

 

30

Прокопий Андреевич Явтысый

«Ярабцараха ил» - («Жизнь, схожая с легендой») – стихотворение

     

 

1

Урок-обобщение

Сходства и различия стихотворения с легендами, составленными народом.

развитие навыка восприятия информации. Особенности поэтической речи, перекликающиеся с своеобразным стилем языка легенд.

Устный контроль. Выразительное чтение.

Иллюстрация к стихотворению.

Стр 98-100

 

 

31

 

 

 

 

 

 

 

 

Валерий Антонович Пырерка

Жизнь и творчество

                

         

 

 

 

    

     

1

 

 

 

 

 

 

 

Урок-сообщение

 

 

 

Краткие биографические сведения о писателе –очеркисте.

 

 

 

 

Развитие связной речи учащихся;

развитие навыка восприятия информации.

Устный контроль Индивидуальные задания.

Составление вопросов детьми

Стр 101-102

 

 

32 

«Пыреркахат нгэда ненець» - («Человек из рода Пырерка») –

Повесть. Общее содержание.

 

 

Урок-защита тв.зад

Нахождение ответов на вопросы.

Языковые особенности произведения. Понятие о повести.

Устный контроль.  Зачет .

Пересках выборочный

Стр 102-118

 

 

33

«Харе″  нярха″  ни″  нга″ - по повести В. А. Пырерки.

 

Урок целевого прим. усвоенного

Чтение с переводом

Умение работать  над текстом, соотносит содержание и заголовок.

Устный контроль. Ответы на вопросы.

 

Составление предложений из опорных слов.

Стр 106-108

 

 

 

«хэхэ′ мяд′  школа»- по повести В.А.Пырерки

 

Урок-анализ

Работа в группах

Умение анализировать ситуацию, в которой находт. главн  герой.

Устный контроль

Развитие речи-составление по картинке расскаа.

Стр 109-118

 

 

34

 (По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава)

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

2

Обобщение пройденного материала

Беседа с элементами комментированного чтения

Умение работать с книгой

развитие навыка восприятия информации

Устный контроль Индивидуальные задания.

Составление списка понравившихся произведений.

Стр 111-1115

 

 

35

   (По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава)

          Повторение пройденного 

 

Урок систематизации знаний.

Тест по произ м ненец. плэтов

Знание произведений и их авторов.

Письменный контроль

Сочинение по понравившимся произведениям.

Стр 115-118

 

 

Используемая литература:

  1. национальная школа: направления совершенствования структуры и содержания образования.

Издательский дом «Новый учебник» 2003 г.

     2.Программа (экспериментальная) по ненецкому языку и литературе для 5-7 классов г.Нарьян-Мар 1991г


»  Tags for document: