Пояснительная записка
- Роль и место дисциплины
|
Программа учебного предмета «Музыка» в 4 классе направлена на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в 1-3 классах в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представлений о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
|
- Соответствие Государственному образовательному стандарту
|
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования
|
- Ценностные ориентиры учебной дисциплины
|
Ценность жизни– признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности — любви.
Ценность природыосновывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины– это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Ценность трудаи творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству
|
- Цели и задачи
|
Целью уроков музыки в 4 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи музыкального образования:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства;
- обучить основам музыкальной грамоты;
- сформировать потребность общения с музыкой.
|
- Специфика программы
|
Образовательные и воспитательные задачи обучения решаются комплексно. Имеется возможность выбора методических путей и приёмов их решения. Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Главная тема 4 класса – «Музыкальное путешествие» - обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. В результате у школьников формируется духовно-нравственные основания, в том числе воспитывать любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Содержание программы по музыке позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает целесообразное включение их в учебную деятельность, своеобразную корректировку трудностей и успешное продвижение в общем развитии.
|
- Основные содержательные линии
|
В программе выделены содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Наша Родина. Героическая и патриотическая тема», «Великие композиторы. Великие произведения», «Жанры музыки», «Музыкальные инструменты. Виды оркестров», «Музыкальное путешествие».
«Музыка», как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, математику, изобразительное искусство, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков музыки, их связь с жизнью.
|
- Структура программы
|
1. Слушание музыки.
Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии её видов, жанров и форм.
2.Хоровое, ансамблевое и сольное пение.
Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений.
3.Инструментальное музицирование.
Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструмента. Участие в исполнении музыкальных произведений.
4.Музыкально-пластическое движение.
Общее представление о пластических средствах выразительности. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций.
5.Драматизация музыкальных произведений.
Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации.
|
- Требования к результатам
|
Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Музыка»:
- чувство гордости за музыкальную культуру Родины, своего народа;
- уважительное отношение к музыкальному наследию других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли музыки в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
- овладение навыками коллективной и сольной вокально-хоровой деятельности;
- умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной вокально-хоровой деятельности;
- умение высказывать свои размышления о музыке(определять её характер, основные интонации, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями).
- Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание изобразительных возможностей музыки;
- умение определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений;
- исполнение вокальных произведений с настроением, подходящим к содержанию текста;
- понимание значений понятий вариации, вариационный цикл;
- эстетическая оценка творческого наследия В.А.Моцарта и великих русских композиторов М.И.Глинки, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева;
- знание основ музыкальной грамоты;
- способность слышать и определять разные музыкальные интонации в изучаемых произведениях;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать изученные музыкальные произведения из наследия русского и мирового искусства;
- знание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий знаменитых концертных залов России, Франции, Англии и Италии;
- способность передавать заданный ритмический рисунок в исполняемых вокальных произведениях;
- освоение умения определения голосов изученных музыкальных инструментов на слух;
- овладение вокально-хоровыми навыками;
- умение рассуждать и высказывать свои размышления о музыке;
- умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
|
- Формы организации учебного процесса
|
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся. Основная форма организации учебной деятельности - урок. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются фронтальная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-игры, уроки-концерты.В основе методики преподавания курса лежат, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (кружковая работа).
|
- Итоговый контроль
|
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирование.
Программой предусмотрено использование в качестве форм контроля творческие задания, музыкальные викторины, уроки-концерты.
|
- Объём и сроки обучения
|
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные недели). Всего 34 часа.
Количество часов в триместре :
- Iтриместр - 10 часов;
- IIтриместр - 11 часов;
- IIIтриместр – 13 часов.
|
Содержание программы (34 ч)
Наша Родина. Героическая и патриотическая тема.(3 часа)
Тема Родины, героического прошлого страны в произведениях великих русских композиторов П.И.Чайковского и С.Рахманинова.
Москва – столица Отечества. Творчество русских, советских и современных российских композиторов, посвященное столице нашей Родины. Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа. Гимн России – торжественная песня, восхваляющая и прославляющая Родину.
Великие композиторы. Великие произведения (15часов)
Творческое наследие великих русских композиторов –членов творческого содружества «Могучая кучка». Музыка великих композиторов: Ф.Шопена, Дж.Верди, Ф.Шуберта, И.С.Баха. Разнообразие жанров, тем, мелодий – гармоничный сплав в гениальных произведениях. Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII– начала XIXвека. Бурный драматизм и новизна музыкального языка Л.ван Бетховена. Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Музыкальные фантазии Оливье Мессиана. Образы огня в произведениях А. Скрябина.Р.Шуман – мастер музыкального портрета и его гениальный «Карнавал».
Жанры музыки (7часов)
Живописно-изобразительнаяпрограммность сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада». Жанр полонеза, получивший напряженный, драматический характер в музыке Ф. Шопена. Знаменитая «Сороковая» - наиболее популярное сочинение В.А.Моцарта.Сказочные образы в оперных произведениях Н.А.Римского-Корсакова. «Турангалила-симфония» О.Мессиана. Мюзикл – прекрасная сказка, подаренная ХХ веком.
Музыкальные инструменты. Виды оркестров(2 часа)
Группы музыкальных инструментов в составе классического симфонического оркестра. Лучшие симфонические оркестры мира. Джазовый оркестр – исполнитель новой формы музыкального искусства, возникшей в конце XIX– начале ХХ века в США в результате синтеза африканской и европейских культур. Биг-бенд – классическая, сложившаяся форма джазового оркестра.
Музыкальное путешествие (6 часов)
Музыка народов Украины и Белоруссии; особенности народных мелодий. Использование народных песен и мотивов композиторами-классиками. Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира. Итальянские впечатления русских композиторов и живописцев. Музыкальная жизнь Парижа, Санкт-Петербурга и Москвы. Музыкальные впечатления композиторов-классиков и наших современников об этих городах.
Учебно-тематический план
№
|
Название раздела
|
Кол-во часов
|
Вид контроля
|
1
|
Наша Родина. Героическая и патриотическая тема.
|
3
|
Музыкальная викторина.Тематический. Текущий
опрос.
|
2
|
Великие композиторы. Великие произведения.
|
15
|
Текущий контроль. Урок-концерт.
|
3
|
Жанры музыки
|
7
|
Музыкальная викторина.Текущий
опрос.
|
4
|
Музыкальные инструменты. Виды оркестров.
|
3
|
Тестирование. ТематическийТекущий опрос.
|
5
|
Музыкальное путешествие
|
6
|
Тестирование, устный опросТекущий опрос.
|
|
Итого:
|
34
|
|
Тематическое планирование
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Наша Родина. Героическая и патриотическая тема.(3 часа)
|
Тема Родины, героического прошлого страны в произведениях великих русских композиторовП.И.Чайковского и С.Рахманинова.
Москва – столица Отечества. Творчество русских, советских и современных российских композиторов, посвященное столице нашей Родины. Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа. Гимн России – торжественная песня, восхваляющая и прославляющая Родину.
|
Планировать, контролировать и оцениватьучебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Выражатьсвоего отношения к патриотической теме в музыке в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении.
Участвоватьв обсуждении содержания и выразительных средств музыкальных произведений
Осознаватьгероизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.
Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о её героях.
|
Великие композиторы. Великие произведения (15часов)
|
Творческое наследие великих русских композиторов –членов творческого содружества «Могучая кучка». Музыка великих композиторов: Ф.Шопена, Дж.Верди, Ф.Шуберта, И.С.Баха. Разнообразие жанров, тем, мелодий – гармоничный сплав в гениальных произведениях. Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII– начала XIXвека. Бурный драматизм и новизна музыкального языка Л.ван Бетховена. Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Музыкальные фантазии Оливье Мессиана. Образы огня в произведениях А. Скрябина.Р.Шуман – мастер музыкального портрета и его гениальный «Карнавал».
|
Узнавать произведения великих композиторов.
Исследовать творческое наследие великих композиторов разных стран.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении классических музыкальных произведений.
Сравниватьспецифические особенности произведений разных композиторов.
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения у разных композиторов.
Анализироватьособенности музыкальной речи разных композиторов.
Воспринимать творчество композиторов-классиков.
|
Жанры музыки ( 7 часов)
|
Живописно-изобразительнаяпрограммность сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада». Жанр полонеза, получивший напряженный, драматический характер в музыке Ф. Шопена. Знаменитая «Сороковая» - наиболее популярное сочинение В.А.Моцарта.Сказочные образы в оперных произведениях Н.А.Римского-Корсакова. «Турангалила-симфония» О.Мессиана. Мюзикл – прекрасная сказка, подаренная ХХ веком.
|
Узнаватьтемы из великих произведений композиторов Европы и России.
Выражатьсвоего отношения к классической музыке.
Размышлять и рассуждатьо музыкальных жанрах.
Пониматьсредства музыкальной изобразительности – интонацию, звукоизвлечение, звуковедение в вокальных и хоровых произведениях.
Сравниватьсоставы оркестров в произведениях разных музыкальных жанров.
|
Музыкальные инструменты. Виды оркестров( 3 часа)
|
Группы музыкальных инструментов в составе классического симфонического оркестра. Лучшие симфонические оркестры мира. Джазовый оркестр – исполнитель новой формы музыкального искусства, возникшей в конце XIX– начале ХХ века в США в результате синтеза африканской и европейских культур. Биг-бенд – классическая, сложившаяся форма джазового оркестра.
|
Узнаватьвиды оркестров.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Сравниватьзвучание разных видов оркестров.
Размышлять и рассуждатьо причинах возникновения новых видов оркестров.
|
Музыкальное путешествие (6 часов)
|
Музыка народов Украины и Белоруссии; особенности народных мелодий. Использование народных песен и мотивов композиторами-классиками. Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира. Итальянские впечатления русских композиторов и живописцев. Музыкальная жизнь Парижа, Санкт-Петербурга и Москвы. Музыкальные впечатления композиторов-классиков и наших современников об этих городах.
|
Воспринимать творчество выдающихся композиторов-классиков.
Пониматьважность использования народных мелодий в классической и современной музыке.
Разучивать и исполнятьхоровые и сольные вокальные произведения разных народов.
Слушатьсобеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.
|
Программно-методическое обеспечение
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год.
- Сборник программ УМК «Школа России» - изд-во «Просвещение», 2012.
- Учебно-методический комплект: учебник «Музыка», автор Алеев В.В., Кичак Т.Н. » 4 класс – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия.
Литература и средства обучения
Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр, кроме специально оговоренных случаев)
К– полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)
Ф– комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экземпляра на двух учащихся)
П– комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экземпляров)
№
|
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
|
Количество
|
Примечания
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
1. Книгопечатная продукция
|
|
1.
|
- Стандарт основного общего образования по образовательной области «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
- Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
|
Д
|
Стандарт, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства
|
|
2.
|
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
|
Д
|
|
3.
|
Авторские программы по «Музыке»
- Программа «Музыка» под редакцией В.В.Алеева и Т.И.Науменко
|
Д
|
|
4.
|
Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства
|
К
|
Используются учителем как часть методического обеспечения кабинета.
|
|
|
Учебники по изобразительному искусству
- учебник «Музыка», автор Алеев В.В., Кичак Т.Н. 4 класс – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2010г.
|
К
|
|
|
5.
|
Рабочие тетради
Алеев В.В., Кичак Т.Н .«Музыка». Рабочая тетрадь.
4 класс.
|
К
|
|
|
6.
|
Методические пособия (рекомендации к проведения уроков музыки)
- Музыка.4 класс : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие. Авторы Алеев В.В., Кичак Т.Н. - М.: Дрофа,2007г.
- Музыка. 4 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 3 CD / В.В.Алеев – М. Дрофа, 2009.- 3 электрон.опт.диска (CD-Rom).
- Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование/ авт.сост.Г.В.Стюхина.-Волгоград: Учитель,2010.
- Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус,2008.
|
Д
|
Используются учителем как часть методического обеспечения кабинета.
|
|
7.
|
Методические журналы по искусству
|
Д
|
Федерального значения
|
|
8.
|
Учебно-наглядные пособия
|
Ф
Д
|
Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф
|
|
9.
|
Энциклопедии по искусству, справочные пособия
|
Д
|
|
|
10.
|
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.
|
Д
|
по одной каждого наименования
|
|
2. Печатные пособия
|
|
11
|
Хрестоматии с нотным материалом.
|
Д
|
|
|
12.
|
Сборники песен и хоров.
|
Д
|
Таблицы, схемы представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях
|
|
13.
|
Таблицы
|
Д
|
|
14.
|
Схемы
|
Д
|
|
15
|
Транспарант: нотный и поэтический тексты гимна России
|
Д
|
|
16
|
Портреты композиторов
|
К
|
Комплекты портретов по основным разделам курса в печатном варианте и на электронных носителях
|
|
- Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники:
|
|
17
|
- CD-диск «Фонохрестоматия» (диск 1-3)
|
Д
|
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта.
|
|
18
|
Электронные библиотеки по искусству
- DVD-диск «Шедевры мировой живописи: 11111 репродукций» (диск 1)
- DVD-диск «Большая русская библиографическая энциклопедия» (диск 2)
|
Д
|
Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности.
|
|
4. Технические средства обучения (ТСО)
|
|
19
|
Музыкальный центр
|
Д
|
Аудио магнитофон и проигрыватель с возможностями использования компактдисков: CD-R, CDRW, MP3, а также магнитных записей
|
|
20
|
Компьютер с художественным программным обеспечением
|
Д
|
В классе информатики для индивидуальной работы учащихся
|
|
21
|
Слайд проектор
|
Д
|
Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон
|
|
22
|
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций
|
Д
|
|
|
23
|
Экран (на штативе или навесной)
|
Д
|
Минимальные размеры 1,25х 1,25
|
|
5. Экранно-звуковые пособия
|
|
24
|
Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям
|
Д
|
Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса
|
|
25
|
Видеофильмы:
- по творчеству изучаемых композиторов
- по творчеству отдельных художников
- по героико-патриотической теме
- по столицам Европы
|
Д
|
По одному каждого наименования
|
|
6. Учебно-практическое оборудование
|
|
26
|
Атласы музыкальных инструментов
|
Д
|
|
|
27
|
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии
с тематическими линиями учебной программы
|
Д
|
|
|
28
|
Карточки с признаками характера звучания
|
Д
|
|
|
29
|
Дидактический раздаточный материал
|
К
|
|
|
30
|
Музыкальные инструменты :фортепиано
|
Д
|
Два инструмента: для кабинета
музыки и школьного зала
|
|
31
|
Народные инструменты : свистульки, деревянные ложки, трещотки.
|
П
|
|
|
32
|
Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки.
|
Д/К
|
Для оформления музыкально-
графических схем.
|
|
33
|
Театральные маски
|
П
|
Для театрализованных форм работы на
уроках музыки и во внеклассной
деятельности.
|
|
7.Специализированная учебная мебель
|
|
34
|
Столы
|
К
|
|
|
35
|
Стулья
|
К
|
|
|
36
|
Шкаф для хранения таблиц и плакатов.
|
Д
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Тема урока
|
Кол-во час.
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Вид контроля
|
Универсальные учебные действия
|
Дата проведения
|
план
|
факт
|
1
|
«Россия — любимая наша страна...»
|
1
|
Урок изучениеянового
материала
|
Песни о Родине, о героическом прошлом страны. Понятие «национальный гимн». Гимн России – один из главных символов России, наряду с флагом и гербом.
|
Знать определение понятия гимн, слова и музыку Государственного Гимна РФ.
Уметьвыразительно (торжественно) исполнять государственный Гимн РФ.
|
Устный опрос. Хоровое пение.
|
Предметные умения:знатьрусских композиторов, членов «Могучей кучки».
Уметьопределять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.Знатьтворческое наследие великих европейских композиторов и основные события их творческой жизни. Уметь размышлять о любимых музыкальных произведениях. Знать значение национальной музыки для мирового культурного наследия. Уметь высказывать свои впечатления о понравившихся произведениях Знать определение понятия «гимн», слова и музыку Государственного Гимна РФ.Знатьопределение понятия «сюита»
Уметь узнавать музыкальные произведения, написанные на основе тематики и интонаций украинской и белорусской народной музыки.Понимать, о чем рассказывает музыка, какими средствами она раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека и композитора.
Личностные:
Регулятивные:планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий..
Познавательные:формирование понятия рондо
Коммуникативные:освоение способов взаимодействия в коллективе. Взаимопомощь.
Предметные умения:овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные умения:овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
|
|
|
2
|
Великое содружество русских композиторов
|
1
|
Комбини-рованный
|
«Могучая кучка»- творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в середине XIXвека
|
Знать композиторов, входивших в состав «Могучей кучки», общность идейно-художественных взглядов объединения.
Уметь определять общий характер музыкальных произведений.
|
Устный опрос.
|
|
|
3
|
Могучая кучка
|
1
|
Урок изучениеянового
материала
|
Темати-ческий
|
|
|
4
|
Тема Востока в творчестве русских композиторов
|
1
|
Комбини-рованный
|
«Шехерезада» - симфоническая сюита по мотивам сборника арабских сказок «1001 ночь», созданная Н.А.Римским-Корсаковым. Живописно-изобразительная программность сюиты
|
Знать определение понятия «сюита»; произведения Н.А.Римского-Корсакова на восточную тему.
Уметь:определять, какими чертами концертности отмечена партитура сюита «Шехерезада»; высказывать свое мнение о пластической красоте и рельефности тем, ритмическом богатстве и совершенстве формы сюиты.
|
Устный опрос.
|
|
|
5
|
Музыка Украины
|
1
|
Комбини-рованный
|
Украинская музыка – от истоков со времен Киевской Руси, до современной популярной. Украинский фольклор в музыкальном творчестве.
|
Знать образцы украинской и белорусской народной и профессиональной музыки, выдающихся авторов и исполнителей.
Уметь узнавать музыкальные произведения, написанные на основе тематики и интонаций украинской и белорусской народной музыки.
|
Устный опрос.
|
|
|
6
|
Музыка Белоруссии
|
1
|
Комбини-рованный
|
Особенности танцевальных белорусский мелодий. Использование народных песен и мотивов композиторами-классиками.
|
Темати-ческий
|
|
|
7
|
Музыкант из Желязовой Воли
|
1
|
Урок изучениеянового
материала
|
Желязова Воля – родина знаменитого польского композитора Ф.Шопена.
Творческое наследие великого пианиста. Основные жизненные этапы.
|
Знатьтворческое наследие Ф. Шопена.
Уметь:определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальном
произведении.
|
Устный опрос.
|
|
|
8
|
Блеск и мощь полонеза
|
1
|
Комбини-рованный
|
Жанр полонеза в народном творчестве и творчестве композиторов-классиков. Музыкальная интерпретация полонезов М. Огинским. Драматические полонезы Ф.Шопена. Блеск и величавость в полонезах М.Глинки.
|
Знать имя польского композитора М. Огинского и его полонез, о зарождении и музыкальных особенностях жанра полонеза.
Уметьвысказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях; объяснять, почему полонезы-пьесы «не для танца».
|
Тестирование
|
|
|
9
|
Музыкальное путешествие в Италию
|
1
|
Урок изучениеянового
материала
|
Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира. Итальянские впечатления русских композиторов и живописцев
|
Знать произведения М. Глинки об Италии.
Уметьразмышлять о любимых музыкальных произведениях.
|
Устный опрос.
|
|
|
10
|
«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди
|
1
|
Комбини-рованный
|
Дж. Верди – итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы.
|
Знать, что произведения Верди и сейчас остаются основой репертуара классических оперных театров.
Уметьвысказывать свои впечатления о понравившихся произведениях композитора Дж.Верди.
|
Устный опрос. Хоровое пение.
|
|
|
11
|
Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики
|
1
|
Урок изучениеянового
материала
|
Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII– начала XIXвека.
|
Знатьимена венских музыкальных классиков.
Уметь высказывать свои впечатления о понравившихся венских композиторов.
|
Устный опрос.
|
|
|
12
|
Знаменитая Сороковая
|
1
|
Комбини-рованный
|
Знаменитая «Сороковая» - наиболее популярное сочинение В.А. Моцарта. Строение и состав оркестра симфонии.
|
Знатьсостав оркестра симфонии.
Уметьвысказывать свои впечатления от прослушанных произведений композиторов.
|
Тестирование
|
|
|
13
|
Героические образы JI. Бетховена
|
1
|
Комбини-рованный
|
Бурный драматизм и новизна музыкального языка Людвига ван Бетховена. Биография и творческий путь композитора.
|
Знать произведения и биографию композитора, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.
Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.
|
Устный опрос.
|
|
|
14
|
Песни и танцы Ф. Шуберта
|
1
|
Комбини-рованный
|
Изучение развития музыки на примере произведений Ф. Шуберта. Ладовое развитие музыки.
|
Знатьпроизведения и биографию композитора.
Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.
|
Темати-ческий
|
|
|
15
|
«Не ручей — море ему имя»
|
1
|
Комбини-рованный
|
Биография и творческий путь Иоганна Себастьяна Баха. Музыкальное наследие композитора состоит из более 1000 талантливых сочинений. Он был знаменит как импровизатор и виртуозный исполнитель органной музыки.
|
Знать произведения и биографию композитора, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.
Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.
|
Устный опрос.
|
|
|
16
|
Суровая красота Норвегии. Музыка Э Грига
|
1
|
Комбини-рованный
|
Биография и творческий путь Э.Грига. Одним из самых знаменитых его произведений считается вторая сюита «Пер Гюнт».
|
Знать произведения и биографию композитора, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.
Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.
|
Музыкальная викто-рина
|
|
|
17
|
«Так полюбил я древние дороги...»
|
1
|
Урок изучениеянового
материала
|
Взаимопроникновение музыки, изобразительного искусства и литературы в колористическом и интонационном началах. Средства музыкальной выразительности – интонация и звукоизвлечение, звуковедение в вокальных и хоровых произведениях.
|
Знать названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
|
Темати-ческий
|
Предметные умения: овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Регулятивные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Познавательные: сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
|
|
|
18
|
Ноктюрны Ф. Шопена
|
1
|
Комбини-рованный
|
Лирические интонации в произведениях Ф.Шопена.
|
Знать произведения и биографию композитора, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.
Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.
|
Устный опрос.
|
|
|
19
|
«Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»
|
1
|
Комбини-рованный
|
Патриотическая музыка композитора. Драматические интонации; этюд до минор «Революционный».
|
Устный опрос.
|
|
|
20
|
Арлекин и Пьеро
|
1
|
Комбини-рованный
|
Р.Шуман – мастер музыкального портрета и его гениальный «Карнавал». Каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах.
|
Понимать,о чем рассказывает музыка, какими средствами она раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека и композитора.
|
Устный опрос. Хоровое пение.
|
|
|
21
|
В подводном царстве
|
1
|
Комбини-рованный
|
Создание сказочного образа музыкальными средствами. Музыкальная характеристика действующих лиц в произведениях Н.А.Римского-Корсакова.
|
Знать названия музыкальных произведений.
Уметьпонимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках; определять и описывать услышанный образ.
|
Темати-ческий
|
|
|
22
|
Цвет и звук: «музыка витража»
|
1
|
Урок изучениеянового
материала
|
Биография и творческий путь Оливье Мессиана – французского композитора, органиста, музыкального теоретика, педагога и орнитолога.
|
Знать произведения и биографию композитора, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.
Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.
|
Устный опрос.
|
|
|
23
|
Вознесение к звездам
|
1
|
Комбини-рованный
|
Музыкальные фантазии Оливье Мессиана. «Турангалила-симфония», написанная для Бостонского оркестра.
|
Знать, о чем рассказывает музыка, какими средствами музыка раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека.
|
Устный опрос.
|
|
|
24
|
Симфонический оркестр
|
1
|
Комбини-рованный
|
Группы музыкальных инструментов в составе классического симфонического оркестра. Лучшие симфонические оркестры мира
|
Знатьсостав симфонического оркестра.
Уметьпеть легко, звонко, не форсируя звук.
|
Устный опрос.
|
|
|
25
|
Группы инструментов симфонического оркестра
|
1
|
Комбини-рованный
|
Тестирование
|
|
|
26
|
Поэма огня «Прометей»
|
1
|
Урок изучениеянового
материала
|
Биография и творческий путь А. Скрябина. Образы огня в произведениях А. Скрябина. Партия световой клавиатуры в партитуре симфонической поэме «Прометей».
|
Знать произведения и биографию композитора, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.
Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.
|
Устный опрос.
|
|
|
27
|
«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана
|
1
|
Комбини-рованный
|
Ладовое развитие музыки. Музыка немецкого романтизма в творчестве Р. Шумана
|
Знать произведения и биографию композитора, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.
Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.
|
Темати-ческий
|
|
|
28
|
Джазовый оркестр
|
1
|
Урок изучениеянового
материала
|
Джазовый оркестр – исполнитель новой формы музыкального искусства, возникшей в конце XIX– начале ХХ века в США в результате синтеза африканской и европейских культур. Биг-бенд – классическая, сложившаяся форма джазового оркестра.
|
Знать характерные черты музыкального языка джаза.
Уметь узнавать богатые джазовые гармонии, передавать ритмический рисунок музыки.
.
|
Устный опрос.
|
Предметные умения: овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Регулятивные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Познавательные: сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
|
|
|
29
|
Что такое мюзикл?
|
1
|
Комбини-рованный
|
Мюзикл. Музыкально-сценическое произведение, в которой используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусства.
|
Знать,какие музыкальные спектакли называются мюзиклом, об истории создания жанра; что представляет собой постановочная группа и актерский состав мюзикла.
Уметь слушать, воспринимать, анализировать, сравнивать музыкальные произведения.
|
Устный опрос.
|
|
|
30
|
Под небом Парижа
|
1
|
Комбини-рованный
|
Музыкальные впечатления о Париже композиторов. Биография и творчество великой французской певицы и актрисы Э.Пиаф.
|
Знать основные этапы жизни и творчества Э.Пиаф.
Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; правильно дышать при пении, вести звук протяжно, легко, чисто интонировать, исполнять выразительно, воплощая задуманный автором музыкальный образ.
|
Тестирование
|
|
|
31
|
Петербург. Белые ночи
|
1
|
Комбини-рованный
|
Музыкальные впечатления о Петербурге русских и современных композиторов.
|
Знать произведения П.И.Чайковского, их музыкальную характеристику. Уметь определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку.
|
Устный опрос. Хоровое пение.
|
|
|
32
|
«Москва! Как много в этом звуке...»
|
1
|
Комбини-рованный
|
Музыкальные впечатления о Москве русских и современных композиторов.
|
Знать произведения П.И.Чайковского, их музыкальную характеристику. Уметь определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку.
|
Устный опрос.
|
|
|
33
|
Песни о Москве
|
1
|
Комбини-рованный
|
П.И.Чайковский; творчество композитора, посвященное Москве. Современные композиторы о Москве.
|
Знать произведения о Москве.
Уметь определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку.
|
Устный опрос.
|
|
|
34
|
«Россия — любимая наша Родина»
|
1
|
Урок обобщ-ния и систематизации знаний, умений и навы-ков
|
Исполнение полюбившихся произведений. Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России.
|
Знать произведения П.И.Чайковского, репертуар для исполнения и слушания за курс4 класса.
Уметь размышлять о музыке; применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки, петь легко, звонко, напевно.
|
Музыкальная викто-рина
|
|
|
|