Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Музыка"4 класс

 

Пояснительная записка

 

  1. Роль и место дисциплины

     Программа учебного предмета «Музыка» в 4 классе направлена на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в 1-3 классах в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального  мышления, формирование представлений о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

  1. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего об­разования, Концепции духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования

  1. Ценностные ориентиры учебной дисциплины

Ценность жизни–  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности — любви.

Ценность природыосновывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины– это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность трудаи творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству

  1. Цели и задачи

Целью уроков музыки в 4 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи музыкального образования:

  • привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
  • привить основы художественного вкуса;
  • научить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства;
  • обучить основам музыкальной грамоты;
  • сформировать потребность общения с музыкой.

 

  1. Специфика программы

Образовательные и воспитательные задачи обучения  решаются комплексно. Имеется возможность выбора методических путей и приёмов их решения. Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Главная тема 4 класса – «Музыкальное путешествие» - обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. В результате у школьников формируется духовно-нравственные основания, в том числе воспитывать любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Содержание программы по музыке позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает целесообразное включение их в учебную деятельность, своеобразную корректировку трудностей и успешное продвижение в общем развитии.

 

  1. Основные содержательные линии

       В программе выделены  содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения:  «Наша Родина. Героическая и патриотическая тема», «Великие композиторы. Великие произведения», «Жанры музыки», «Музыкальные инструменты. Виды оркестров», «Музыкальное путешествие».

       «Музыка», как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, математику, изобразительное искусство, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков музыки, их связь с жизнью.

  1. Структура программы

1. Слушание музыки.

Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии её видов, жанров и форм.

2.Хоровое, ансамблевое и сольное пение.

Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений.

 3.Инструментальное музицирование.

Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструмента. Участие в исполнении музыкальных произведений.

4.Музыкально-пластическое движение.

Общее представление о пластических средствах выразительности. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций.

5.Драматизация музыкальных произведений.

Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации.

 

  1. Требования к результатам

Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Музыка»:

  • чувство гордости за музыкальную культуру Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к музыкальному наследию других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли музыки в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
  • овладение навыками коллективной и сольной вокально-хоровой деятельности;
  • умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной вокально-хоровой деятельности;
  • умение высказывать свои размышления о музыке(определять её характер, основные интонации, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями).
  •      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного  материала;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание изобразительных возможностей музыки;
  • умение определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений;
  • исполнение вокальных произведений с настроением, подходящим к содержанию текста;
  • понимание значений понятий вариации, вариационный цикл;
  • эстетическая оценка творческого наследия В.А.Моцарта и великих русских композиторов М.И.Глинки, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева;
  • знание основ музыкальной грамоты;
  • способность слышать и определять разные музыкальные интонации в изучаемых произведениях;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать изученные музыкальные произведения из наследия русского и мирового искусства;
  • знание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий знаменитых концертных залов России, Франции, Англии и Италии;
  • способность передавать заданный ритмический рисунок в исполняемых вокальных произведениях; 
  • освоение умения определения  голосов изученных музыкальных инструментов на слух;
  • овладение  вокально-хоровыми навыками;
  • умение рассуждать и высказывать свои размышления о музыке;
  • умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

 

  1. Формы организации учебного процесса

  Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся. Основная форма организации учебной деятельности - урок.  Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются фронтальная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-игры, уроки-концерты.В основе методики преподавания курса лежат, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии,  обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (кружковая работа).

  1. Итоговый контроль

Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирование.

Программой предусмотрено использование в качестве форм контроля творческие задания,  музыкальные викторины, уроки-концерты.

  1. Объём и сроки обучения

Рабочая программа рассчитана  на 1 час в неделю  (34 учебные недели).  Всего 34 часа.

Количество часов в триместре :

-  Iтриместр -  10 часов;

- IIтриместр -  11 часов;

- IIIтриместр – 13 часов.

 

 

Содержание программы (34 ч)

 

Наша Родина. Героическая и патриотическая тема.(3 часа)

Тема Родины, героического прошлого страны в произведениях великих русских композиторов П.И.Чайковского и С.Рахманинова.

Москва – столица Отечества. Творчество русских, советских и современных российских композиторов, посвященное столице нашей Родины. Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа. Гимн России – торжественная песня, восхваляющая и прославляющая Родину.

 

Великие композиторы. Великие произведения (15часов)

Творческое наследие великих русских композиторов –членов творческого содружества «Могучая кучка». Музыка великих композиторов: Ф.Шопена, Дж.Верди, Ф.Шуберта, И.С.Баха. Разнообразие жанров, тем, мелодий – гармоничный сплав в гениальных произведениях. Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII– начала XIXвека.  Бурный драматизм и новизна музыкального языка Л.ван Бетховена. Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Музыкальные фантазии Оливье Мессиана. Образы огня в произведениях А. Скрябина.Р.Шуман – мастер музыкального портрета и его гениальный «Карнавал».

Жанры музыки (7часов)

Живописно-изобразительнаяпрограммность сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада». Жанр полонеза, получивший напряженный, драматический характер в музыке Ф. Шопена. Знаменитая «Сороковая» - наиболее популярное сочинение В.А.Моцарта.Сказочные образы в оперных произведениях Н.А.Римского-Корсакова. «Турангалила-симфония» О.Мессиана. Мюзикл – прекрасная сказка, подаренная ХХ веком.

Музыкальные инструменты. Виды оркестров(2 часа)

Группы музыкальных инструментов в составе классического симфонического оркестра. Лучшие симфонические оркестры мира. Джазовый оркестр – исполнитель новой формы музыкального искусства, возникшей в конце  XIX– начале ХХ века в США в результате синтеза африканской и европейских культур. Биг-бенд – классическая, сложившаяся форма джазового оркестра.

Музыкальное путешествие (6 часов)

Музыка народов Украины и Белоруссии; особенности народных мелодий. Использование народных песен и мотивов композиторами-классиками. Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира. Итальянские впечатления русских композиторов и живописцев. Музыкальная жизнь Парижа, Санкт-Петербурга и Москвы. Музыкальные впечатления композиторов-классиков и наших современников об этих городах.

 

Учебно-тематический план

 

Название раздела

Кол-во часов

Вид контроля

1

Наша Родина. Героическая и патриотическая тема.

3

Музыкальная викторина.Тематический. Текущий

опрос.

2

Великие композиторы. Великие произведения.

15

 

Текущий контроль. Урок-концерт.

3

Жанры музыки

7

Музыкальная викторина.Текущий

опрос.

4

Музыкальные инструменты. Виды оркестров.

3

Тестирование. ТематическийТекущий опрос.

5

Музыкальное путешествие

6

Тестирование, устный опросТекущий опрос.

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Наша Родина. Героическая и патриотическая тема.(3 часа)

 

Тема Родины, героического прошлого страны в произведениях великих русских композиторовП.И.Чайковского и С.Рахманинова.

Москва – столица Отечества. Творчество русских, советских и современных российских композиторов, посвященное столице нашей Родины. Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа. Гимн России – торжественная песня, восхваляющая и прославляющая Родину.

 

Планировать, контролировать и оцениватьучебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Выражатьсвоего отношения к патриотической теме в музыке в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении.

Участвоватьв обсуждении содержания и выразительных средств музыкальных произведений

 Осознаватьгероизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.

Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о её героях.

 

Великие композиторы. Великие произведения (15часов)

Творческое наследие великих русских композиторов –членов творческого содружества «Могучая кучка». Музыка великих композиторов: Ф.Шопена, Дж.Верди, Ф.Шуберта, И.С.Баха. Разнообразие жанров, тем, мелодий – гармоничный сплав в гениальных произведениях. Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII– начала XIXвека.  Бурный драматизм и новизна музыкального языка Л.ван Бетховена. Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Музыкальные фантазии Оливье Мессиана. Образы огня в произведениях А. Скрябина.Р.Шуман – мастер музыкального портрета и его гениальный «Карнавал».

 

Узнавать произведения великих композиторов.

Исследовать творческое наследие великих  композиторов разных стран.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении классических музыкальных произведений.

Сравниватьспецифические особенности произведений разных композиторов.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения у разных композиторов.

Анализироватьособенности музыкальной речи разных композиторов.

Воспринимать  творчество композиторов-классиков.

 

Жанры музыки ( 7 часов)

Живописно-изобразительнаяпрограммность сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада». Жанр полонеза, получивший напряженный, драматический характер в музыке Ф. Шопена. Знаменитая «Сороковая» - наиболее популярное сочинение В.А.Моцарта.Сказочные образы в оперных произведениях Н.А.Римского-Корсакова. «Турангалила-симфония» О.Мессиана. Мюзикл – прекрасная сказка, подаренная ХХ веком.

 

Узнаватьтемы из великих произведений композиторов Европы и России.

Выражатьсвоего отношения к классической музыке.

Размышлять и рассуждатьо музыкальных жанрах.

Пониматьсредства музыкальной изобразительности – интонацию, звукоизвлечение, звуковедение в вокальных и хоровых произведениях.

Сравниватьсоставы оркестров в произведениях разных музыкальных жанров.

Музыкальные инструменты. Виды оркестров( 3 часа)

Группы музыкальных инструментов в составе классического симфонического оркестра. Лучшие симфонические оркестры мира. Джазовый оркестр – исполнитель новой формы музыкального искусства, возникшей в конце  XIX– начале ХХ века в США в результате синтеза африканской и европейских культур. Биг-бенд – классическая, сложившаяся форма джазового оркестра.

 

Узнаватьвиды оркестров.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Сравниватьзвучание разных видов оркестров.

Размышлять и рассуждатьо причинах возникновения новых видов оркестров.

 

Музыкальное путешествие (6 часов)

 Музыка народов Украины и Белоруссии; особенности народных мелодий. Использование народных песен и мотивов композиторами-классиками. Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира. Итальянские впечатления русских композиторов и живописцев. Музыкальная жизнь Парижа, Санкт-Петербурга и Москвы. Музыкальные впечатления композиторов-классиков и наших современников об этих городах.

 

Воспринимать  творчество выдающихся композиторов-классиков.

Пониматьважность использования народных мелодий в классической и современной музыке.

Разучивать и исполнятьхоровые и сольные вокальные произведения разных народов.

Слушатьсобеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.

 

 

 

 

Программно-методическое обеспечение

 

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год.
  • Сборник программ УМК «Школа России» - изд-во «Просвещение», 2012.
  • Учебно-методический комплект: учебник «Музыка», автор Алеев В.В., Кичак Т.Н. » 4 класс – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия.

 

Литература и средства обучения

 

Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр, кроме специально оговоренных случаев)

К– полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

Ф– комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экземпляра на двух учащихся)

П– комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экземпляров)

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

 

1

2

3

                             4                            

 

1. Книгопечатная продукция

 

1.

  1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
  2. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2011.

 

Д

Стандарт, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства

 

2.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 400 с.

 

Д

 

3.

Авторские программы по «Музыке»

  • Программа «Музыка» под редакцией В.В.Алеева и Т.И.Науменко

Д

 

4.

 

Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

К

Используются учителем как часть методического обеспечения кабинета.

 

 

 

Учебники по изобразительному искусству

  • учебник «Музыка», автор Алеев В.В., Кичак Т.Н.  4 класс – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2010г.

К

 

 

5.

Рабочие тетради

 Алеев В.В., Кичак Т.Н .«Музыка».  Рабочая тетрадь.

4 класс.

 

К

 

 

6.

 

 

 

 

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков музыки)

  • Музыка.4 класс : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие. Авторы  Алеев В.В., Кичак Т.Н. - М.: Дрофа,2007г.
  • Музыка. 4 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 3 CD / В.В.Алеев – М. Дрофа, 2009.- 3 электрон.опт.диска (CD-Rom).
  • Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование/ авт.сост.Г.В.Стюхина.-Волгоград: Учитель,2010.
  • Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус,2008.

 

Д

Используются учителем как часть методического обеспечения кабинета.

 

7.

Методические журналы по искусству

Д

Федерального значения

 

8.

 Учебно-наглядные пособия

Ф

Д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф

 

9.

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

Д

 

 

10.

Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.

Д

по одной каждого наименования

 

2. Печатные пособия

 

11

Хрестоматии с нотным материалом.

Д

 

 

12.

 Сборники песен и хоров.

Д

 

 

Таблицы, схемы  представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

 

13.

Таблицы

Д

 

14.

Схемы

Д

 

15

Транспарант: нотный и поэтический  тексты гимна России

Д

 

16

Портреты композиторов

К

Комплекты портретов по основным разделам курса в печатном варианте   и на электронных носителях

 

  1. Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники:

 

 

17

  • CD-диск «Фонохрестоматия» (диск 1-3)

Д

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники  обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта.

 

18

Электронные библиотеки по искусству

  • DVD-диск «Шедевры мировой живописи: 11111 репродукций» (диск 1)
  • DVD-диск «Большая русская библиографическая энциклопедия» (диск 2)

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности.

 

 

 

 

4. Технические средства обучения (ТСО)

 

19

Музыкальный центр

 

Д

Аудио магнитофон и проигрыватель с возможностями использования компактдисков: CD-R, CDRW, MP3, а также магнитных записей

 

20

Компьютер с художественным программным обеспечением

Д

В классе информатики для индивидуальной работы учащихся

 

21

Слайд проектор

Д

Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон

 

22

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д

 

 

23

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25х 1,25

 

5. Экранно-звуковые пособия

 

24

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

 

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса  для каждого класса

 

25

Видеофильмы:

- по творчеству изучаемых композиторов

- по творчеству отдельных художников

- по  героико-патриотической теме

- по столицам Европы

 

Д

По одному каждого наименования

 

6. Учебно-практическое оборудование

 

26

Атласы музыкальных инструментов

Д

 

 

27

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии

с тематическими линиями учебной программы

Д

 

 

28

Карточки с признаками характера звучания

Д

 

 

29

Дидактический раздаточный материал

К

 

 

30

Музыкальные инструменты :фортепиано

 

Д

Два инструмента: для кабинета

 музыки и школьного зала

 

31

Народные инструменты : свистульки, деревянные ложки, трещотки.

П

 

 

32

Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки.

Д/К

Для оформления музыкально-

графических схем.

 

33

Театральные маски

П

Для театрализованных форм работы на

 уроках музыки и во внеклассной

 деятельности.

 

7.Специализированная учебная мебель

 

34

Столы

К

 

 

35

Стулья

К

 

 

36

Шкаф  для хранения таблиц и плакатов.

Д

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во час.

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Универсальные учебные действия

Дата проведения

план

факт

1

 «Россия — любимая наша страна...»

1

Урок изучениеянового

материала

Песни о Родине, о героическом прошлом страны. Понятие «национальный гимн». Гимн России – один из главных символов России, наряду с флагом и гербом.

Знать определение понятия гимн, слова и музыку Государственного Гимна РФ.

Уметьвыразительно (торжественно) исполнять государственный Гимн РФ.

Устный опрос. Хоровое пение.

Предметные умения:знатьрусских композиторов, членов «Могучей кучки».

Уметьопределять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.Знатьтворческое наследие великих европейских композиторов и основные события их творческой жизни. Уметь размышлять о любимых музыкальных произведениях. Знать значение национальной музыки для мирового культурного наследия. Уметь высказывать свои впечатления о понравившихся произведениях Знать определение понятия «гимн», слова и музыку Государственного Гимна РФ.Знатьопределение понятия «сюита»

Уметь узнавать музыкальные произведения, написанные на основе тематики и интонаций украинской и белорусской народной музыки.Понимать, о чем рассказывает музыка, какими средствами она раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека и композитора.

 

 Личностные:

Регулятивные:планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий..

Познавательные:формирование понятия рондо

Коммуникативные:освоение способов  взаимодействия в коллективе. Взаимопомощь.

 

Предметные умения:овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности.

 

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 

Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

Познавательные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 

 

 

 

Предметные умения:овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности.

 

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 

Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

Познавательные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 

 

2

Великое содружество русских ком­позиторов

1

Комбини-рованный

«Могучая кучка»- творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в середине XIXвека

Знать композиторов, входивших в состав «Могучей кучки», общность идейно-художественных взглядов объединения.

Уметь определять общий характер музыкальных произведений.

Устный опрос.

 

 

3

Могучая кучка

1

Урок изучениеянового

материала

Темати-ческий

 

 

4

Тема Востока в творчестве русских ком­позиторов

1

Комбини-рованный

«Шехерезада» - симфоническая сюита по мотивам сборника арабских сказок «1001 ночь», созданная Н.А.Римским-Корсаковым. Живописно-изобразительная программность сюиты

Знать определение понятия «сюита»; произведения Н.А.Римского-Корсакова на восточную тему.

Уметь:определять, какими чертами концертности отмечена партитура сюита «Шехерезада»; высказывать свое мнение о пластической красоте и рельефности тем, ритмическом богатстве и совершенстве формы сюиты.

Устный опрос.

 

 

5

Музыка Украины

1

Комбини-рованный

Украинская музыка – от истоков со времен Киевской Руси, до современной популярной. Украинский фольклор в музыкальном творчестве.

Знать образцы украинской и белорусской народной и профессиональной музыки, выдающихся авторов и исполнителей. 

 Уметь узнавать музыкальные произведения, написанные на основе тематики и интонаций украинской и белорусской народной музыки.

Устный опрос.

 

 

6

Музыка Белоруссии

1

Комбини-рованный

Особенности танцевальных белорусский мелодий. Использование народных песен и мотивов композиторами-классиками.

Темати-ческий

 

 

7

Музыкант из Желязовой Воли

1

Урок изучениеянового

материала

Желязова Воля – родина знаменитого польского композитора Ф.Шопена.

Творческое наследие великого пианиста. Основные жизненные этапы.

Знатьтворческое наследие Ф. Шопена.

Уметь:определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальном

произведении.

Устный опрос.

 

 

8

Блеск и мощь полонеза

1

Комбини-рованный

Жанр полонеза в народном творчестве и творчестве композиторов-классиков. Музыкальная интерпретация полонезов М. Огинским. Драматические полонезы Ф.Шопена. Блеск и величавость в полонезах М.Глинки.

Знать имя польского композитора М. Огинского и его полонез, о зарождении и музыкальных особенностях жанра полонеза.

Уметьвысказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях; объяснять, почему полонезы-пьесы «не для танца».

Тестирование

 

 

9

Музыкальное путешествие в Италию

1

Урок изучениеянового

материала

Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира. Итальянские впечатления русских композиторов и живописцев

Знать произведения М. Глинки об Италии.

Уметьразмышлять о любимых музыкальных произведениях.

Устный опрос.

 

 

10

 «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

1

Комбини-рованный

Дж. Верди – итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы.

Знать, что произведения Верди и сейчас остаются основой репертуара классических оперных театров.

Уметьвысказывать свои впечатления о понравившихся произведениях композитора Дж.Верди.

Устный опрос. Хоровое пение.

 

 

11

Музыкальная Австрия. Венские музы­кальные классики

1

Урок изучениеянового

материала

Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII– начала XIXвека. 

Знатьимена венских музыкальных классиков.

Уметь высказывать свои впечатления о понравившихся  венских композиторов.

Устный опрос.

 

 

12

Знаменитая Сороковая

1

Комбини-рованный

Знаменитая «Сороковая» - наиболее популярное сочинение В.А. Моцарта. Строение и состав оркестра симфонии.

Знатьсостав оркестра симфонии.

Уметьвысказывать свои впечатления от прослушанных произведений композиторов.

Тестирование

 

 

13

Героические образы JI. Бетховена

1

Комбини-рованный

Бурный драматизм и новизна музыкального языка Людвига ван Бетховена. Биография и творческий путь композитора.

Знать произведения и биографию композитора, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.

Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.

Устный опрос.

 

 

14

Песни и танцы   Ф. Шуберта

1

Комбини-рованный

Изучение развития музыки на примере произведений Ф. Шуберта. Ладовое развитие музыки.

Знатьпроизведения и биографию композитора.

 Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.

Темати-ческий

 

 

15

«Не ручей — море ему имя»

1

Комбини-рованный

Биография и творческий путь Иоганна Себастьяна Баха. Музыкальное наследие композитора состоит из более 1000 талантливых сочинений. Он был знаменит как импровизатор и виртуозный исполнитель органной музыки.

Знать произведения и биографию композитора, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.

Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.

 

Устный опрос.

 

 

16

Суровая красота Норвегии. Музыка Э Грига

1

Комбини-рованный

Биография и творческий путь Э.Грига. Одним из самых знаменитых его произведений считается вторая сюита «Пер Гюнт».

Знать произведения и биографию композитора, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.

Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.

 

Музыкальная викто-рина

 

 

17

«Так полюбил я древние дороги...»

1

Урок изучениеянового

материала

Взаимопроникновение  музыки, изобразительного искусства и литературы в колористическом и интонационном началах. Средства музыкальной выразительности – интонация  и звукоизвлечение, звуковедение в вокальных и хоровых произведениях.

Знать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Темати-ческий

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные умения: овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Регулятивные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Познавательные: сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.

 

 

 

Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

 

18

Ноктюрны Ф. Шопена

1

Комбини-рованный

Лирические интонации в произведениях Ф.Шопена.

Знать произведения и биографию композитора, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.

Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.

 

Устный опрос.

 

 

19

«Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»­

1

Комбини-рованный

Патриотическая музыка композитора. Драматические интонации; этюд до минор «Революционный». 

Устный опрос.

 

 

20

Арлекин и Пьеро

1

Комбини-рованный

Р.Шуман – мастер музыкального портрета и его гениальный «Карнавал». Каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах.

Понимать,о чем рассказывает музыка, какими средствами она раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека и композитора.

Устный опрос. Хоровое пение.

 

 

21

В подводном царстве

1

Комбини-рованный

Создание сказочного образа музыкальными средствами. Музыкальная характеристика действующих лиц в произведениях Н.А.Римского-Корсакова.

Знать названия  музыкальных произведений.

Уметьпонимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках; определять и описывать услышанный образ.

Темати-ческий

 

 

22

Цвет и звук: «музыка витража»

1

Урок изучениеянового

материала

Биография и творческий путь Оливье Мессиана – французского композитора, органиста, музыкального теоретика, педагога и орнитолога.

Знать произведения и биографию композитора, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.

Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.

 

Устный опрос.

 

 

23

Вознесение к звездам

1

Комбини-рованный

Музыкальные фантазии Оливье Мессиана. «Турангалила-симфония», написанная для Бостонского оркестра.

 Знать, о чем рассказывает музыка, какими средствами музыка раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека.

Устный опрос.

 

 

24

Симфонический оркестр

1

Комбини-рованный

Группы музыкальных инструментов в составе классического симфонического оркестра. Лучшие симфонические оркестры мира

Знатьсостав симфонического оркестра.

Уметьпеть легко, звонко, не форсируя звук.

Устный опрос.

 

 

25

Группы инструментов симфонического оркестра

1

Комбини-рованный

Тестирование

 

 

26

Поэма огня «Прометей»

1

Урок изучениеянового

материала

Биография и творческий путь А. Скрябина. Образы огня в произведениях А. Скрябина. Партия световой клавиатуры в партитуре симфонической поэме «Прометей».

Знать произведения и биографию композитора, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.

Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.

 

Устный опрос.

 

 

27

«Жизненные правила для музыкан­тов» Р. Шумана

1

Комбини-рованный

Ладовое развитие музыки. Музыка немецкого романтизма в творчестве Р. Шумана

Знать произведения и биографию композитора, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.

Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора.

 

Темати-ческий

 

 

28

Джазовый оркестр

1

Урок изучениеянового

материала

Джазовый оркестр – исполнитель новой формы музыкального искусства, возникшей в конце  XIX– начале ХХ века в США в результате синтеза африканской и европейских культур. Биг-бенд – классическая, сложившаяся форма джазового оркестра.

Знать характерные черты музыкального языка джаза.

Уметь узнавать богатые джазовые гармонии, передавать ритмический рисунок музыки.

.

Устный опрос.

Предметные умения: овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Регулятивные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Познавательные: сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.

Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

 

 

29

Что такое мюзикл?

1

Комбини-рованный

Мюзикл. Музыкально-сценическое произведение,  в которой используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусства.

Знать,какие музыкальные спектакли называются мюзиклом, об истории создания жанра; что представляет собой постановочная группа и актерский состав мюзикла.

Уметь слушать, воспринимать, анализировать, сравнивать музыкальные произведения.

Устный опрос.

 

 

30

Под небом Парижа

1

Комбини-рованный

Музыкальные впечатления о Париже композиторов. Биография и творчество великой французской певицы и актрисы  Э.Пиаф.

Знать основные этапы жизни и творчества Э.Пиаф.

Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; правильно дышать при пении, вести звук протяжно, легко, чисто интонировать, исполнять выразительно, воплощая задуманный автором музыкальный образ.

Тестирование

 

 

31

Петербург. Белые ночи

1

Комбини-рованный

Музыкальные впечатления о Петербурге русских и современных композиторов.

Знать произведения П.И.Чайковского, их музыкальную характеристику. Уметь определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку.

Устный опрос. Хоровое пение.

 

 

32

«Москва! Как много в этом звуке...»

1

Комбини-рованный

Музыкальные впечатления о Москве русских и современных композиторов.

Знать произведения П.И.Чайковского, их музыкальную характеристику. Уметь определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку.

Устный опрос.

 

 

33

Песни о Москве

1

Комбини-рованный

П.И.Чайковский; творчество композитора, посвященное Москве. Современные композиторы о Москве.

Знать произведения о Москве.

 Уметь определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку.

Устный опрос.

 

 

34

«Россия — любимая наша Родина»

1

Урок обобщ-ния и систематизации знаний, умений и навы-ков

 

Исполнение  полюбившихся произведений. Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России.

Знать произведения П.И.Чайковского, репертуар для исполнения и слушания за курс4 класса.

Уметь размышлять о музыке; применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки, петь легко, звонко, напевно.

 

Музыкальная викто-рина

 

 

 


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн