Вы не зарегистрированы

Авторизация



Аффиксы основы

Фото пользователя Татьяна Борисовна Собко
Submitted by Татьяна Борисовна Собко on чт, 22/08/2013 - 12:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Анисимова Лариса Владимировна
Место работы, должность: 
МАОУ "СОШ "Комплекс"Гармония", учитель начальных классов
Регион: 
Новгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Краткое описание: 
Цель: поставить задачу на поиск новых значимых частей слова (аффиксы основы: приставка, суффикс); сформировать у учащихся умение соотносить, сопоставлять, доказывать, рассуждать; учить настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды. Тип урока: постановка частной задачи.

Учитель: Анисимова Лариса Владимировна

ТЕМА: АФФИКСЫ ОСНОВЫ СЛОВА

Цель: поставить  задачу на поиск новых значимых частей слова (аффиксы основы: приставка, суффикс);

сформировать у учащихся умение соотносить, сопоставлять, доказывать, рассуждать;

учить настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды.

Тип урока: постановка частной задачи.

Ход урока

1.     Создание ситуации успеха.

На доске написаны слова: стол, столовая, столик, столица, столы, столом.

У.: Кто может сформулировать задания?

Д.: Можно найти родственные слова или изменения слова стол.

У.: Хорошо. Найдите среди данных слов родственные слова и выделите в них известные значимые части слова.

(Дети выполняют задание  и проводят  взаимопроверку).

У.: Поднимите руку те дети, чей сосед справился с заданием без ошибок. (Дети поднимают руки). Какие вопросы вы задавали  при взаимопроверке?

Д.: Как находил родственные слова  и значимые части слова ( окончание, основу, корень).

(В ходе  фронтальной  беседы учащиеся отвечают на эти вопросы одноклассников, полностью разворачивая способ нахождения родственных сов и известных значимых частей слов ( окончание, основа, корень). Учитель  дает сведения о происхождении слова столица.

У.: Поднимите руки те, кому это задание уже легко выполнять. 

(Практически все дети поднимают руки).

2.     Создание ситуации интеллектуального конфликта.

У.: А можете еще подобрать родственные слова к слову, которое я задумала?

Д.: Конечно.

У.: Отгадайте какое слово я задумала  ?   Ударный музыкальный инструмент в виде цилиндра, верх и низ которого обтянуты кожей.

Д.: Барабан.

У.: Назовите как можно больше родственных слов к слову барабан.

Д.: Барабанчик, барабанные, барабанщик, барабанить, забарабанить и др.

(Эти слова записываются на доске.)

Физкультминутка.

У.: Назовите слово обозначающее маленький барабан.

Д.: Барабанчик.

У.: А как вы догадались, что в слове барабанчик речь идет именно о маленьком барабане?

Д.: Подсказала часть – чик- . Это какая-то новая часть слова.

У.: Замените сочетание слов играть на барабане одним словом, называющим действие. Какое слово у вас получилось?

Д.: Барабанить.

У.: Хорошо. А теперь назовите слово-действие, которое имеет значение начать барабанить.

Д.: Забарабанить.

У.: Какая часть слова вам подсказала о начале действия?

Д.: Еще неизвестная нам часть слова за-.

3. Постановка частной задачи.

У.: С какой проблемой столкнулись?

Д.: Обнаружили новые части слова. А как они называются не знаем.

Проблема фиксируется на доске в виде модели:

4.Анализ условий.

            У.: Как будем действовать дальше?

            Д.: Необходимо узнать как называются новые части слова?

            У.: В основе слов кроме корня могут быть аффиксы. Посмотрите,  где они могут находиться  по отношению к корню?

            Д.: Они могут стоять перед корнем или после корня.

         У.: В зависимости от этого различают префиксы и суффиксы.

         5. Итоговая  рефлексия.

У.: Что новое узнали на уроке?

Д.: Узнали, что в основе слова кроме корня могут быть другие части слова. Это префикс и суффикс.

У.: Как вы думаете, что мы будем делать на следующем уроке?

Д.: Придумаем знаки для обозначения аффиксов.


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
"Непоседы"- сообщество учителей начальных классов