Submitted by Лариса Викторовна Андреева on чт, 22/08/2013 - 19:44
Рассмотрено наМО учителей «Утверждаю»
«Естествознание» Директор МБОУ СОШ №1
Руководитель _______________Гомонишина Л.Т.
_____________Ровнова Е.Н. Приказ № ___от «___»____2013 г.
Протокол ШМО № ___ от
«____»___________ 2013 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №1
Аксайского района Ростовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу « биология»
5 «А» и «Б» класс
2013 - 2014 учебный год
Учителя Андреевой Ларисы Викторовны
«Согласовано» на методсовете Принято на Педагогическом
Заместитель директора школы совете школы протокол №
по УР МБОУ СОШ №1 от «__»_______2013 г.
_____________ Полева Л.Г.
«____»____________2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по биологии , 5 класс.
Данная рабочая программа составлена на основании:
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
· примерной программы для основного общего образования по биологии - Примерные программы по учебным предметам,( стандарты второго поколения). БИОЛОГИЯ. Москва, «Просвещение», 2011 г.
· на основе программы для общеобразовательных учреждений. Биология. МО РФ, 2010г. Автор В.В.Пасечник
Закона РФ «Об образовании»
· Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
· Учебник - Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013г.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Биология», из расчета 1 учебный час в неделю. По ШУП –34 часа - 1 час в неделю.
В данной программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:
· освоение знанийо живой природе и присущих ей закономерностях
· овладение умениямиприменять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
· развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
· воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
· использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Рабочая программа для 5 класса включает сведения о строении и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении.
Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества.
Настоящая программа по биологии для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и составляет вместе с другими предметами (физической географией, химией, физикой) непрерывный школьный курс естествознания. Перечисленные ниже основные идеи курса находят свой фундамент в курсе «Окружающего мира».
В 5-м классе ученики знакомятся с общими свойствами растений, их отличительными чертами и разнообразием, повторяя сведения, изученные в начальной школе.
Особенность проведения Лабораторных работ в 5 в классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые биологические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому лабораторная работа, – это не одна, а несколько лабораторных работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. Оценочные лабораторные работы выделены в календарно-тематическом планировании курсивом и жирным шрифтом
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатамиизучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметнымирезультатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности .
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-Вычитывать все уровни текстовой информации.
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатамиизучения предмета «Биология» являются следующие умения:
–объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
–определять основные органы растений (части клетки);
–объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
–понимать смысл биологических терминов;
–проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
–использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УМК
1. Учебник - Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013г.
2. Рабочая тетрадь . - Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012013 гг.
3. Электронное приложение к учебнику на www.drofa. Ru
4. Т.С.Сухова . Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.- 160 с.: ил.
5. Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
К техническим средствам обучения, которые используются на уроках биологии компьютер, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска и др.
Они могут использоваться для:
– поиска дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;
– создание текста сообщения;
– фотографирование географических объектов и явлений;
– обработка данных проведённых наблюдений и географических исследований;
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
Содержание учебного предмета «БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ: ДОЯДЕРНЫЕ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ, ЛИШАЙНИКИ»
5-й КЛАСС (34ч., 1 ч. в неделю)
Часть 1. Наука о жизни (6 ч.)
Биология – наука о живом. Причины многообразия организмов: различная роль в круговороте веществ, различия среды обитания и образа жизни, многообразие планов строения организмов, стратегий их размножения.
Систематика – наука о многообразии живых организмов. Царства живых организмов.
Среда обитания организмов. Наземно воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Часть 2. Клеточное строение организмов. (6 ч.)
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль. Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений. Органические и неорганические вещества.
Безъядерные и ядерные организмы. Тип питания: автотрофы и гетеротрофы.
Ткани. Основные группы тканей. Органы растения.
Роль живых организмов и биологии в жизни человека. Создание окружающей среды для жизни людей. Обеспечение пищей человечества. Здоровый образ жизни и роль биологии в его обосновании. Методы науки. Наблюдение . Эксперимент . Приборы и инструменты и их роль в науке.
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов».
№2«Знакомство с клетками растений».
Часть 3. Бактерии (2ч.)
Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Размножение микроорганизмов. Роль бактерий в нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах.)
Часть 4. Грибы (4 ч.)
Строение клетки ядерных организмов. Эукариоты.
Грибы – гетеротрофы (сапротрофы). Строение и жизнедеятельность грибов. Размножение грибов. Грибы одноклеточные и многоклеточные.
Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы Ростовской области.
Лабораторные работы: №2 Изучение строения плодовых тел грибов. №4 Изучение внешнего строения дрожжей .
Часть 5. Царство растения (14 ч.)
Разнообразие растений.
Водоросли. Среда водорослей – вода. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли и их строение: слоевище. Планктонные и бентосные водоросли. Многообразие водорослей: зеленые, бурые и красные водоросли.
Регенерация и размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое. Жизненный цикл водорослей. Значение водорослей.
Лишайники. Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников.
.
Высшие споровые растения . Выход растений на сушу.Мхи – «земноводные растения». Зависимость размножения мхов от воды. Многообразие мхов.Зеленые и сфагновые мхи. Роль мхов в биосфере и жизни человека.
Плауны, хвощи и папоротники. Строение и жизненный цикл плауна, хвоща и папоротника. Роль в биосфере и в жизни человека.
Голосеменные растения . Освоение засушливых территорий. Размножение и жизненный цикл на примере хвойных .Опыление, созревание семян, прорастание.
Голосеменные. Корень, стебель и листья (хвоя). Строение и рост стебля. Древесина хвойных. Роль хвойных в биосфере и хозяйстве человека. Хвойные растения Ростовской области.
Распространение голосеменных и их роль на планете.
Цветковые растения. Происхождение растений. Эволюция растительного мира.
Лабораторные работы:
№3Изучение строения водорослей. Изучение размножения водорослей.
№4 Изучение строения лишайников.
№5 Изучение внешнего строения мхов.
№6. Изучения внешнего строения и цикла развития папоротников.
№7 Изучение строения шишек и семян хвойных.
Повторение : 2 ч.
Содержание программы БИОЛОГИЯ, 5 класс (34ч,) 2013-1014 у.г.
Андреевой Л.В.
Раздел
Характеристика содержательной
линии
Планируемые результаты
На базовом уровне
На повышенном уровне
Часть 1. Наука о жизни
6 ч.
Биология – наука о живом. Методы исследования в биологии. Методы науки. Наблюдение . Эксперимент . Приборы и инструменты и их роль в науке.
Систематика – наука о многообразии живых организмов. Основные царства живой природы: безъядерные, растения, грибы, животные.
Среда обитания организмов. Наземно воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника.
Выделятьсущественные свойства живого организма
Характеризоватьнаучные методы для решения биологических задач.
Применятьполученные знания и умения на уроках
.
объяснять взаимосвязь и значение живых организмов.
Характеризоватьпричины многообразия живых организмов
Выделятьсущественные признаки жизнедеятельности основных царств живой природы.
Применятьполученные знания и умения в жизни .
Часть 2. Клеточное строение организмов6 ч.
Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком.
Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Основные органоиды клетки.
Ткани. Основные группы тканей. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.
Познакомиться с работой лупы и светового микроскопа, распознает части светового микроскопа, знакомится с микропрепаратами
Анализировать знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний;
Объяснять назначение увеличительных приборов. Находить части микроскопа и называть их. Изучать и запоминать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
Описывать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа.
Понимание важности открытия увеличительных приборов
Осознание единства строения клеток
Часть 3. Бактерии
2 ч.
Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Размножение микроорганизмов. Роль бактерий в нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах.)
Выделятьсущественные признаки строения
Объяснятьроль бактерий в природе и жизни человека
Использоватьзнания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены
Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы Ростовской области.
Объяснятьроль грибов в природе и жизни человека
Различатьна живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы
Использоватьзнания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены
Аргументироватьнеобходимость соблюдения мер профилактики отравлений грибами осваивать приёмы оказания первой помощи при отравлениях
Определятьосновные части клетки грибов
Даватьсравнительную характеристику бактерий и грибов
Часть 5. Низшие растения
14ч.
Разнообразие растений . Растения-производители. Экологическая роль автотрофов.
Водоросли . Среда водорослей – вода.
Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли и их строение: слоевище. Планктонные и бентосные водоросли. Многообразие водорослей: зеленые, бурые и красные водоросли.
Регенерация и размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое. Жизненный цикл водорослей.
Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников.
Выход растений на сушу.Мхи – «земноводные растения». Лист и стебель. Сосуды и их значение в наземных условиях. Зависимость размножения мхов от воды. Многообразие мхов. Зеленые и сфагновые мхи. Роль мхов в биосфере и жизни человека.
Плауны, хвощи и папоротники. Появление покровных и проводящих тканей. Строение и жизненный цикл плауна, хвоща и папоротника. Роль в биосфере и в жизни человека.
Голосеменные растения. Освоение засушливых территорий. Корень, стебель и листья (хвоя). Строение и рост стебля. Размножение и жизненный цикл на примере хвойных .Опыление, созревание семян, прорастание.
Роль хвойных в биосфере и хозяйстве человека. Хвойные растения Ростовской области..
Строение и основные органы цветкового растения. Распространение цветковых и их роль на планете.
Эволюция растительного мира.
Определятьосновные части клетки растений
Выделятьсущественные признаки строения и жизнедеятельности водорослей и лишайников
Сравниватьразличные способы размножения
Объяснятьроль водорослей и лишайников в природе и жизни человека
Пользоватьсяувеличительными приборами
Выделятьсущественные признаки строения и жизнедеятельности растений разных систематических групп (
Различать(по таблице) основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые
Определятьосновные органы растений Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками .
Сравниватьразличные способы размножения
.
объяснять биологический смысл размножения
- иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов
-давать эволюционное объяснение чертам усложнения живых организмов
объяснять биологический смысл размножения.
Объяснятьприспособления на разных стадиях жизненных циклов
Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете , анализировать и оценивать её .
Повторение
1.Повторение и обобщение основных вопросов курса.
2. Повторение и обобщение основных вопросов курса.
2.Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы.
3. Разнообразие живой природы.
4. Среды обитания организмов.
5. Экологические факторы.
6. Обобщение темы – «Биология -
наука о жизни».
Регулятивные – осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе;
Познавательные – логически сравнивает науки друг с другом, преобразует полученную информацию, ищет необходимую информацию;
Коммуникативные – выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения
Предметные: Давать определение науки «биологии.»
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей .
Сравнивать живые организмы и обнаруживать их сходство и отличия .
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности основных царств живой природыи сред обитания.
Часть 2. Клеточное строение организмов.
6 ч.
7
8
9
10
11
12
1 Устройство увеличительных приборов.
2 Строение клетки.
3. Ткани.
4.Лабораторная работа:Приготовление препарата кожицы чешуи лука,рассматривание его под микроскопом.
5.Процессы жизнедеятельности клетки
6. Контрольная работа по теме «Наука о жизни»
Р – ставит перед собой цель, научится делать микропрепарат;
П – моделирует работу с лупой и световым микроскопом, приготовление микропрепарата, преобразует полученную информацию;
К – разрешает конфликты, ставит вопросы
ПредметныеВыделять существенные свойства живого организма объяснять их взаимосвязь и значение .
Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение. Описывать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Находить части микроскопа и называть их. Изучать и запоминать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Часть 3. Бактерии
2 ч.
13
14
1.Строение бактерий
2.Жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в нашей жизни.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
Предметные:Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены.
Часть 4. Грибы
4 ч
15
16
17
18
1.Общая характеристика грибов.Шляпочные грибы.
2. Лабораторная работа« Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов.
3.Плесневые грибы. Дрожжи.
4 Контрольная работа по теме«Бактерии . Грибы»
Познавательные : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные : умение работать в составе творческих групп
Предметные Выделятьсущественные признаки строения и жизнедеятельности грибов . Объяснять роль грибов в природе и жизни человека .
Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы .
Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены
Аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики отравлений грибами , осваивать приёмы оказания первой помощи при отравлениях .
Часть 5. Царство растения
14 ч
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
1. Разнообразие растений.
2.Одноклеточные и многоклеточные водоросли.
3. Лабораторная работа: « Изучение строения водорослей.»
4. Лишайники
5. Мхи.
6. Лабораторная работа: « Изучение внешнего строения мхов»
7. Хвощи, плауны.
8 . Папоротники,
9 .Лабораторная работа « Изучения внешнего строения и цикла развития папоротников.»
10.Голосеменные, их строение
11.Многообразие голосеменных.
12. Эволюция растительного мира
13 Обобщение т. « Споровые и голосеменные растения
14, Контрольная работа по т. «Царство растения»
Познавательные : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Регулятивные : умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Коммуникативные : умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Умение работать в составе творческих групп
Предметные Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности водорослей и лишайников .
Сравнивать различные способы размножения и объяснять их биологический смысл .
Объяснять роль водорослей и лишайников в природе и жизни человека .
Различать (по таблице) основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые .
Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками , и давать им эволюционное объяснение .
Сравнивать различные способы размножения и объяснять их биологический смысл .
Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете , анализировать и оценивать её .
Повторение
2 ч.
33
34
1.Повторение и обобщение основных вопросов курса.
2. Повторение и обобщение основных вопросов курса.
Познавательные : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Регулятивные : умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Коммуникативные : умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Умение работать в составе творческих групп
Предметные - Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни .