Вы не зарегистрированы

Авторизация



А.И.Гончаров "Обломов"

Submitted by Елизавета Дмитреевна Суровая on Tue, 27/08/2013 - 16:14

Многие герои литературы не устаревают  со временем и не исчезают из нашей жизни до сих пор. И мы часто встречаем их, а иногда – узнаем их черты в самом себе. Таковы персонажи романа «Обломов». Иван Александрович Гончаров создает не только отражающих время и характеризующих русский быт героев, но и сложные, реалистично-противоречивые характеры, объединяющие в себе и положительные, и отрицательные качества.

И первый образ, с которого начинается книга,  - образ Ильи Ильича Обломова. Его портрет необыкновенно ярок и художественно выразителен: «…с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль…пряталась в складках лба, потом совсем пропадала. С лица беспечность переходила…даже в складки шлафрока». Следующая важная деталь – халат «из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу…без талии, весьма поместительный». Такая одежда абсолютно подходит ему как человеку, считавшему «лежанье…нормальным состоянием». При этом халат словно становиться признаком вечного сна: Обломов медленно умирает, когда носит его, затем некоторое время поддерживает настоящую, деятельную жизнь, но возвратившись к халату, он умирает окончательно. С первого взгляда образ Ильи Ильича сочетает в себе отрицательное качество – леность, и положительное – доброту. Его мягкость особо заметна в сравнении с Штольцем, ведь несмотря на то что деятельный и активный Андрей Иваныч заботится о друге детства, пытаясь не дать ему заснуть окончательно, Штольц олицетворяет собой дельца, для которого «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни».

Почему же писатель придает Штольцу такие черты? Он вечно в действии, ездит по всей Европе, но в нем мы также не видим идеала человека, хотя он близок к нему. Он пробует разбудить Обломова, позвав с собой, напомнив детские мечты, пристыдив, но у него ничего не выходит. Возможно, Гончаров и сам еще ищет способы встряхнуть человека, выбить из его души сонливость, ищет настоящую цель жизни. Но Штольц также кажется слишком прямолинейным, иногда даже жестоким в соблюдении своей цели жизни, своих догматов, порой навязывая их другим, не раздумывая о их справедливости. При этом Андрея можно назвать добрым, но, в отличии от Обломова, Штольц деятельно добр, потому что, например, помогает Захару, предлагая ехать с ним в деревню после смерти Ильи Ильича. Обломов же свою доброту почти не проявляет, она скорее видна в  отсутствии какой-либо злобы, в мягкости характера.

Совсем другого Илью Ильича мы видим в отношениях с Захаром, где Обломов «барин». Захар – привычное окружение Обломова с раннего детства, поэтому в разлуке с родной Обломовкой слуга заменяет ему все: к нему Илья Ильич обращается с любой просьбой, на нем отводит душу, даже читает ему наставления, обидевшись на невинное сравнение с «другими». Захар несет во всем своем существе связь с милой сердцу Обломова мечтой, идеалом жизни. Илья Ильич часто сердиться на Захара, ведь и слуга несет в себе отпечаток «обломовщины». Поэтому в комнате Обломова грязно, пыль и паутина по всем углам, а на обивке дивана множество пятен.В то же время, Захар необыкновенно предан «барину». Он часто ворчит, но понимает, что ему нравиться служить у Обломова. Захар пытается защитить его добро от ненадежных товарищей «барина», но сам немного у него крадет. Посмеявшись над каким-нибудь качеством Обломова с дворовыми людьми, он почти сразу начинает его защищать, противореча себе. Ежедневные занятия Захара мало отличаются от занятий Обломова – он тоже почти весь день лежит, иногда отвлекаясь от сна, услышав барское: «Захар! Захар!».

Но вдруг в этой размеренной идиллии появляется сначала Штольц, а затем и Ольга Ильинская, изменившая Обломова до неузнаваемости. Появляется надежда, что душа Обломова способна возродиться, ведь она способна на такое высокое чувство, любовь, которую он испытывал к Ольге, на «голубиную нежность», даже поэзию, вылившуюся в письме. Но и сам Илья понимает, что Ольга достойна большего, что его душе уже не догнать её  душу, что его «обломовщина» настолько прочно вжилась в его разум с детства, когда его деятельность, любое движение останавливали «триста Захаров», что Ольга недолго сможет находиться рядом с ним. Описание времени беззаботной влюбленности очень романтично, но в него постепенно врывается реальность: гости Ильинских, новые обязательства по отношению друг к другу, дела Обломова по имению. Поняв всю сложность приготовлений перед свадьбой, осознав, какие усилия от него потребуются, чтобы все устроить, Обломов прячется от всех забот на своем диване.  Теперь нет никакой надежды на возрождение Обломова, и он, не увлекаемый больше никем в жизнь, возвращается в халат.

Обломов прекращает борьбу, и когда мы видим, что его идеал жизни достигнут – есть  и уютный дом, и вкусная еда, и покой, и хозяйка, Агафья Матвеевна, и тот человек, который будет за него делать всю работу по имению, понятно и то, что внутренне Илья Ильич умер. Остались в прошлом все волнения, Штольц помог решить все проблемы с Тарантьевым и «братцем» Агафьи Матвеевны. Но от смерти духовной до смерти телесной проходит совсем немного времени. Когда Андрей с Ольгой приезжает проведать Обломова, он видит его в халате, на диване, с женой и сыном, погрузившегося в свою «обломовскую» мечту, заснувшего в своем крохотном мирке, и понимает, что между ним и Обломовым «…вдруг «отверзлась бездна», воздвиглась «каменная стена».

Осознав гибель Ильи, Штольц восклицает: «Прощай, старая Обломовка!...Ты отжила свой век!». И действительно, со смертью Обломова постепенно исчезают старые порядки в доме на Выборгской, в Обломовке скоро появятся дороги, школы, даже сын Ильи Ильича будет воспитан Штольцем, который сможет не дать «обломовщине» проявиться в нем. Но исчезла ли «обломовщина» совсем? Разве не осталась она и сейчас в наших душах, губя иногда лучшие стремления и надежды человека? Сколько Обломовых сегодня умирают на уютных диванах, не требуя от жизни ничего, кроме вкусной еды? Мы забываем мечты детства, ведь многие из них требуют больших усилий, и, привыкнув к условному комфорту, медленно умираем духовно, не задумываясь об этом. И это произведение – напоминание о том, что нужно бороться с ленью, с «обломовщиной» внутри себя, что нельзя забывать о душе и услаждать лишь тело и что труд, может быть, и не цель жизни, но обязательная ее составляющая!


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Людмила Михайловна Белякова

На: А.И.Гончаров "Обломов"


Лиза, спасибо! Критически отнеслась к этому отзыву, но вопросов к концу чтения не осталось. Вдумчиво, логично. Чётко провела тезис, открывающий отзыв: положительное и отрицательное в героях. Думаю, одноклассникам есть что сказать на этот ресурс.