Вы не зарегистрированы

Авторизация



Л.Н.Толстой "Война и мир"

Submitted by Елизавета Дмитреевна Суровая on Tue, 27/08/2013 - 16:16

«Война  и мир» - одно из высших достижений художественного гения Толстого», - признает в комментариях к произведению Н.М.Фортунатов. На создание этого романа потребовалось не только большое количество времени, около семи лет, но и огромные усилия писателя. Постепенно в процессе работы, многочисленных правок, вырисовывался сюжет, менялись и усложнялись характеры. В результате перед нами – полная панорама жизни в сложный, переломный для России период начала девятнадцатого века.

Идея романа родилась вместе с работой над первыми главами произведения «Декабристы», вследствие необходимости объяснить, почему появился именно такой тип человека, как сложились декабристские убеждения. Затем это вылилось в создание широкоформатной картины жизни, выражение своих взглядов на Отечественную войну 1812 года. Оценка Толстым событий различается не только с принятыми в то время взглядами историков, но и с современным мнением об этом.  Сам Лев Николаевич отмечает, что «…историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета…историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события».  В чем же заключаются, по  мнению писателя, причины войны и победы русской армии?Пушкин в «Евгении Онегине» задает риторический вопрос о том, кто помог этой победе: «…Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог…», а Толстой постепенно и критично разбирает каждую из этих причин. Генералы? Но многие диспозиции, может, и были умны и точны стратегически, но не исполнялись ни французами, ни русскими. Зима,  мороз? Но почему тогда Наполеон, показавший себя в предыдущих войнах гением военного дела, отступает по разоренной Смоленской дороге вместо того, чтобы идти на Петербург, почти не защищенный русской армией? Почему не останавливает мародерство в Москве, разлагающее армию, не приказывает делать запасы? Яростное желание народа освободить свою страну? Оно сыграла немаловажную роль, Толстой это подчеркивает, описывая рвение войск вступить в бой. Но почему тогда началась эта война? В многочисленных лирических отступлениях рассуждая о сложной цепочке причин и последствий исторических событий, включающих в себя волю миллионов людей, Л.Н.Толстой выводит и окончательно формирует в эпилоге мысль о том, что не желания Наполеона или Александра есть причина войны, но воля многих людей, подчиняющихся «неощущаемой ими зависимости» от законов истории, неисследованных и непонятых, но существующих.

Необычен и образ Кутузова. Автор подчеркивает его старость, плохое физическое состояние. Во время сражения под Аустерлицем мы видим лишь дряхлого старика, не интересующегося военными операциями, но лишь потом, в разговорах с Андреем уже в России мы видим дальновидность Кутузова, его интуитивного и одновременно логичного видения способов победы. Он знал, что армия союзников потерпит поражение под Аустерлицем, но ничего не предпринимает, ведь это чужая земля и русским нет необходимости сражаться за нее. Во время наступления Наполеона он старается воздержаться от сражений, но не может препятствовать общему мнению, поэтому принимает Бородинское сражение, имеющее такой результат из-за многих случайностей, произошедших на поле. Кутузов понимает, что нужно оставить Москву, хоть и не хочет этого делать. Также он понимает и то, что давать сражения при отступлении Наполеона бессмысленно, что французская армия тает, и нет смысла пускать на смерть русских солдат. Но вот война выиграна, французы бегут, и на место освободившего Россию Кутузова становиться молодой и деятельный Александр, утвердивший славу русской армии Заграничным походом. Оба имени остались  в истории, запомнившей также имена Наполеона и его генералов.

Но среди реальных исторических фактов и размышлений о жизни, истории и войне развивается основной сюжет романа, показывающий людей того времени. Главным, наиболее тщательно выписанным характером является Петр Безухов. Во временной промежуток, охваченный «Войной и миром» происходит формирование его личности, и, скорее всего, именно он впоследствии станет декабристом. Петр описывается как «массивный, толстый молодой человек», только что приехавший «из-за границы, где он воспитывался», незнакомый с нормами жизни в русском обществе. Мы видим его на вечере Анны Шерер, приближенной императрицы, где он неповоротлив как внешне, так и внутренне.  Затем, внезапно из всеми осуждаемого внебрачного сына графа Безухова Пьер становится в глазах света наследником крупнейшего наследства и богатым женихом, как будто случайно женится, не зная почти своей супруги.  В его жизни нет цели и смысла, но Безухов пытается найти их: поссорившись  с женой, на пути в Петербург он встречается с масоном Осипом Баздеевым, который убеждает Пьера вступить в масонство. Заботы по делам масонских лож надолго увлекают Пьера, он даже пытается облегчить жизнь своим крестьянам, не замечая, что эти попытки реформ так и не принесли положительного результата. Но самый яркий, самый воспитательный для души Пьера момент – это захват французами Москвы. Оставшись в Москве со странной, заранее не осуществимой целью – убийством Наполеона, Пьер узнает жизнь в страданиях, со стороны простых людей. После спасения его из французского плена в нем появляется «новая черта»: «признание  возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему». Он стал способен «вызывать в людях лучшие стороны их души и любоваться ими». Теперь и его любовь к Наташе получает свое лучшее развитие, выражается в самых чистых чувствах и находит отклик в ее душе, так долго не отзывающейся на чувства Пьера.

Наташа тоже сильно меняется, растет морально на протяжении романа. Сначала ей «все смешно», она еще ребенок, но она взрослеет: мы видим ее первый бал, ее сорвавшуюся свадьбу с князем Андреем, сложное положение ее семьи во время отъезда из Москвы. Наташа и сама не замечает, как Пьер помогает ей, почти незримо принимая участие в ее судьбе. В ее характере главной чертой остается живость, ненадолго исчезающая во времена горя и особенно заметная в сравнении с Соней, словно запертой в рамках правильного поведения. Точную психологическую характеристику Сони дает сама Наташа, называя ее «пустоцветом», «неимущей» - вся ее жизнь была принесена в жертву, но эта жертва была бессмысленна, никому не принесла пользы.

Одновременно с развитием революционного склада ума Пьера мы наблюдаем превращение пылкого, желающего воинской славы юноши Николая в Дворянина, главное занятие которого – ведение хозяйства. Оставив все мечты юности в прошлом, он спокойно и размеренно ведет свою жизнь.В этом отношении резко противоположен образу Николая образ Андрея Болконского, не прекращающего искать смысл в жизни скептика, внешне сухого и раздражительного человека,  но благородного и способного на любовь. Его ранение в Аустерлице, затем смерть жены, трагическая любовь к Наташе, вторая и смертельная рана от гранаты на Бородинском поле и, наконец, медленная смерть рядом с Наташей – все это произошло во время поисков себя. Умирая, Андрей сначала погибает духовно, поняв, что «смерть – пробуждение».

Это горе сблизило Наташу с княжной Марьей. Их души  были переполнены общим чувством «благоговейного умиления… перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, свершившегося перед ними». Вообще, черты княжны Марьи, такие обобщенные и строгие вначале, постепенно становятся более человечными, она тоже может злиться на кого-то, но чаще «из больших глаз её светились лучи доброго и робкого света».

Тысячи судеб в общих чертах отражаются в «Войне и мире». Это произведение не только позволяет нам понять суть войны 1812 года, но и почувствовать себя ее участником, осознать, что во время военных действий не прекращалась обычная жизнь и что люди тогда также радовались и страдали, как и сейчас!

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Людмила Михайловна Белякова

На: Л.Н.Толстой "Война и мир"


Я очень рада за тебя, Лиза, за твоё глубокое понимание литературы, причём, классики! Рада, что работа отфильтрована Яндексом и размещена на широких просторах Интернета. Теперь она доступна всем, а  не только  участникам ОК.