Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья на тему "Нравственное воспитание младших школьников"

Submitted by Алевтина Валерьевна Давыдова on пн, 16/09/2013 - 15:43

         Нравственное воспитание ребёнка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.  Работая над проблемами нравственной воспитанности  младших школьников, надо учитывать их возрастные особенности.                            

        Дети младшего школьного возраста склонны к игре. В игре ребёнок осваивает нормативное поведение. Игра требует от её участников умения действовать по правилам. Так ребёнок учится играть в коллективе, учится считаться с другими, получает уроки справедливости. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А. С. Макаренко.                                                                                      

     Учитывая возраст детей и нормы поведения можно разбить на 3 уровня:

      Ребёнок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицания чего – либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т. д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребёнком.

      К 10-11 годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.    Бессмысленно говорить о втором уровне, если не освоен первый.

     К 14 – 15 годам осваивается принцип: «Помогай окружающим людям».

     Нужно вовремя привить этикет, правила хорошего тона, правила поведения в общественных местах. Так, обсуждая поездку в театр или в кино, напоминаем, как вести себя в транспорте, в общественных местах. Нужно научить вежливо общаться со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

     В младшем школьном возрасте мы перед детьми раскрываем общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

  1. Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим, тебе было хорошо.
  2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  3. Все блага радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  4. Будь добрым и чутким людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином,  человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

      Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчести. Справедливости и несправедливости.

Список литературы:

  1. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1975.
  2. Вклад в науку: от теории к практике. Материалы Российской (заочной) научно – практической конференции. – Чебоксары, 2012  (статья Григорьева Э. Г. «Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников»).
  3. Козлов Э. П. Воспитание нравственного сознания школьников. Из-во Ростовского ун-та, 1983.

 

  


»  Tags for document: