Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 4 класса
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования и на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классов»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4классов», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утверждённой Министерством Образования Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.
Согласно базисному плану и программе, тематический план рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные виды искусства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности – изобразительной, декоративной, конструктивной.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная/групповая, коллективная, индивидуальная. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный опрос (выполнение работы), в меньшей степени устный опрос.
Формы проведения занятий:
1 Творческая работа;
2 Беседа;
3 Рассказ;
4 Организация выставок детских работ.
Оборудование:
Классная доска, проектор, оборудование для просмотра фильмов и прослушивание музыкальных произведений.
Бумага формата А2, А3 и А4, гуашь/акварель, кисти - белка №2, 5, 7, 9, синтетика №5,7, черная ручка, ретушь, карандаши НВ,2НВ, В, тушь, черный маркер, журналы/ цветные газеты, ластик, ткань, клей ПВА, пластилин, цветной картон, ножницы, тонкая цветная бумага, гофрированная бумага, листья деревьев, картонные коробки.
Для реализации программного содержания используется следующая литература:
- Коротеева Е. И. «Искусство и ты»: учеб. Для 2 кл. четырехлет. нач. шк./ Е. И. Коротеева; Под ред. Б. М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
- Неменская Л. А. «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник». 4 класс: учеб. Бля общеобразов. Учреждений /Л. А. Неменская под ред. Б. М. Неменского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. «Изобразительное искусство» интегрированная программа 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Шпикалова Т.Я. «Творческая тетрадь 4 класс»пособ для уч. Общеобразоват. учрежд. – М.: издат. «Просвещение», 2008.
В результате изучения программы учащиеся:
- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
- развивают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
В результате изучения курса ученик 4 класса должен:
знать / понимать:
• основные виды и жанры изобразительных искусств;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• наиболее крупные художественные музеи России;
• известные центры народных художественных ремесел России;
· Оценки произведений искусства (выражения собственного мнения);
· Составлять композиции с учётом замысла;
· Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
· Составлять композиции с учётом замысла;
· Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
· Рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) растительные (листок, травка и т.д.)
уметь:
• Организовать своё рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, стеком;
• Конструировать различные сооружения и макеты;
• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
• Применять способы смешивания акварельных и гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
В процессе художественной деятельности проявлять:
· Эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного искусства, к окружающему миру;
· Нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народов мира: края, своей страны и других народов мира;
· Высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев;
· Положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей.