Коллективно – индивидуальные формы обучения дирижированию в инновационном режиме в системе профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа
Размещено: Надежда Николаевна Никифорова - пт, 11/10/2013 - 17:20
Предмет «Дирижирование» занимает важное место в цикле музыкальных дисциплин учебного плана педагогического колледжа по специальности 050144 «преподавание в начальных классах». Подготовить студентов к самостоятельной деятельности учителя в школе, сформимровать необходимые профессиональные компетенции - главная цель педагога.
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
научить основным приёмам техники дирижирования , развивать дирижёрско – исполнительские навыки, позволяющие управлять хором;
формировать на основе слухового опыта студента его вокально-хоровое мышление;
развивать способность к музыкально – слуховым представлениям, дающим возможность «слышать» хор, понимать содержание изучаемого хорового произведения;
воспитывать умение практически использовать в самостоятельной работе вне занятия навыки, приобретаемые в процессе изучения специальных и музыкально – теоретических дисциплин.
Помня, что в основе творческого процесса дирижёра лежит коммуникативный принцип обучения, цель которого - воздействие человека на человека, становится важной задача развития психофизической природы будущего педагога – дирижёра.
Решая вышеперечисленные задачи, многие педагоги испытывают дефицит времени, т.к. учебный план предусматривает 1 час занятий в неделю с одним учащимся в течение семестра. Такая организация занятий показала существенные недостатки в подготовке дирижёров: это слабое владение репетиционным жестом, неумение быстро реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в процессе хоровой практики, неуверенное общение с хором и т. д. Поэтому возникла необходимость строить занятия так, чтобы на урок дирижирования студенты ходили 2 раза в неделю на 1 час вдвоём.
Подобную систему занятий целесообразно применять в течение первых двух семестров, пока учебный материал невелик и несложен по объёму, а дирижирование одного произведения от начала до конца не занимает много времени.
Опыт показал, что формирование групп из 2х, 3х человек следует проводить по принципу сходства характеров, темпераментов и музыкальной подготовленности, т.к. в противоположном случае слабые по подготовке студенты будут замедлять развитие более сильных
Для того, чтобы сформировать мини – группы, на первые 2 – 3 занятия приглашаю всех студентов нового набора для диагностирования, для выявления степени мышечной и психологической свободы, наличия или отсутствия музыкальности, сильной воли, быстроты реакции и координации движения.
Следующим этапом работы является пластическое интонирование.
«Интонацию нужно пережить всем телом», говорит композитор и педагог М. Медушевский, и, следуя сформулированной выше задаче, используя методику М.Коэн, студенты пластически интонируют несложную образную музыку.
В простых и естественных движениях рук, головы и корпуса студенты стараются передать эмоциональный и целостный интонационный характер музыки.
Примерный репертуар, используемый на уроках пластического интонирования:
«Танец с кубками» П. И. Чайковского.;
«Медведь» Н. Ребикова.;
«Весёлая. Грустная» Л.В. Бетховена.;
«Вечер» Салманова и другие.
Для успешного проведения уроков пластического интонирования необходимо заранее создать обстановку непринуждённости, эмоционального подъёма, уважения и терпимости к тому, что икак делают студенты, в том случае, если пластическое интонирование получается неуклюжим.
Выявив уровень подготовленности студентов и сформировав мини – группы, переходим к следующему виду деятельности – тактированию или свободному дирижированию.
Необходимость введения этого вида деятельности обусловлена типичным для многих студентов недостатком в работе с хором – психологической зажатостью, зависимостью от техники дирижирования, от установок педагога и малым опытом дирижированием произведений с начала до конца. Сущность этого вида деятельности - в тактировании на интуитивном уровне знакомых песен, маршей, полек из школьной программы вне рамок , правил и законов дирижирования. Выразительное дирижирование и обязательное пение, (в том случае, если дирижируем песню), - вот два условия свободного дирижирования.
Студенты тактируют одновременно и по очереди, наблюдая друг за другом, глядя на себя в зеркало. Использование мультимедийных средств (фото и видеоизображение) даёт студентам возможность посмотреть на себя со стороны и в дальнейшем сравнить с новым уровнем дирижирования. (Используя метод возвращения к пройденному, в конце семестра обязательно возвращаемся к уже протактированным произведениям).
Важным моментом тактирования является и то, что я обращаю внимание на ощущения, испытываемые студентами во время свободного дирижирования: « устали руки…», «не знаю, как начать и как закончить песню…», « не попадаю в такт…», «дирижирую сама себе…»и тому подобные обобщения приводят нас к совместному выводу о необходимости знаний объективных закономерностей дирижёрского языка жестов, и наша задача – овладеть этим языком.
С помощью создания проблемно – поисковой ситуации студенты выясняют, что первым условием любой исполнительской техники, в том числе и дирижерской, является мышечная свобода и непринуждённость движений. Полное владение своими движениями предполагает правильное и точное чередование напряжения и расслабления, создающие в мышцах свободно льющуюся энергию.
Говоря о технике дирижирования, известный дирижёр Н.А. Малько говорил: « задача педагога состоит в том, чтобы сообщить ученику не новые навыки, а прежде всего, чтобы отучить его от уже имеющихся других привычек».
Действительно, в процессе уроков свободного дирижирования, выявились такие «дурные привычки», как зажатые пальцы, тугая окоченевшая кисть, или наоборот, расслабленная, отсутствие самостоятельности и свободы в необходимых движениях, взаимная зависимость рук, подгибание колен и т. д. Поэтому, начиная с пятого урока, ввожу в структуру урока упражнения, направленные на развитие технических навыков. Используя методику Л.И. Шелепиной и Н.А.Малько, делю их на две категории:
Общегимнастические, с элементами дирижёрской техники (на освобождение мышц, суставов: поднимание, опускание и перенос рук, развитие кистевых движений и т. п.).
Упражнения, непосредственно связанные с дирижёрской техникой (показы вступлений, снятий, изучение сеток и координацию рук).
Стараюсь подбирать образные, шутливые упражнения, требующие и индивидуального и группового выполнения. Такие упражнения, как «Энергичное рукопожатие» - (напряжение мышц), «Взвешивание рук», - (полное расслабление мышц), «Прощание» - (свободные кистевые движения), «Клоун» - (движения от локтя при свободном состоянии кисти), «Маляр», «Мельница» и многие другие с удовольствием выполняются студентами. Некоторые упражнения, как первые три, требуют только группового участия.
Наблюдая, сравнивая и анализируя выполнение упражнений педагогом и одним из учащихся, другой быстрее усваивает, осознаёт и запоминает их, т.к. видит недостатки выполнения со стороны. Выполняя упражнения 2 – й категории (дирижёрские схемы и тактирование), 2 – ой учащийся может помогать первому в освоении плоскости или уровня тактирования, подставляя ладони и заменяя реальную плоскость, а педагог корректирует расширение или сужение амплитуды жеста, или смену уровня плоскости.
В связи с освоением начального ауфтакта рассуждаем о наличии или отсутствии одного из специфических дирижёрских данных – воли, владения вниманием. Каждый жест дирижёра является носителем волевого начала.
Волевое начало – это активность, решительность, и убеждённость действий (даже если выражается кантилена или слабая динамика). Но может быть волевым, уверенным жест дирижёра, если техника его бедна и несовершенна? При освоении техники начального ауфтакта 2 – ой учащийся играет роль солиста, который должен ощутить волевой посыл дирижёра, меру выдержки в положении «внимание» и, сделав вдох по руке, начать петь знакомую песню, хоровое произведение или специальное упражнение на выполнение начальных ауфтактов к различным долям такта в разных размерах (по методике Л.И. Шелепиной).
Освоение схем дирижирования проходит по следующему принципу:
Изучение элементов, составляющих схему;
Выполнение упражнений на начальные ауфтакты к различным долям.
Этот принцип и коллективная форма работы позволяют освоить дирижирование схемы в предельно сжатые сроки (2 – 3 недели).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Краснощёков В.И. Вопросы хороведения. М., 1969. С.82.
Мюнш Ш. Я – дирижёр. М., Музыка, 1965.
Ольхов К.А. Вопросы теории дирижёрской техники и обучения хоровых дирижёров. Л.; Музыка, 1978.
Петелина Е.А. Процесс формирования профессионально-творческой активности студентов-хормейстеров: Монография. Воронеж: ВГПУ, 2005.
Сластенин В.А. Технология развития творческого стиля педагогической деятельности. М.: МПГУ, 2000. С. 449-460.