Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проект "Радуга слова" в МЭЛ им.Шнитке (эссе)

Фото пользователя Галина Сергеевна Зинченко
Submitted by Галина Сергеевна Зинченко on Sat, 09/05/2009 - 02:06

 90-е годы 20 века в отечественной педагогике были временем активного поиска новых форм и методов работы, временем возникновения учебных заведения нового типа. Именно в этот период был открыт МЭЛ имени А.Г.Шнитке – школа, основанная на симбиозе основного общего и музыкально-эстетического образования. В основе модели обучения МЭЛ заложен принцип интеграции, «работающий» на всех уровнях этой структуры.
Проектная технология является одной из ведущих в образовательной деятельности МЭЛ и может быть представлена как система: 
1 уровень: макропроект (единый общелицейский проект). В настоящее время в МЭЛ реализуется социально-образовательный проект «Творчество. Творение человека, цивилизации». Одно из его направлений – создание интегрированной образовательной среды, формирующей метазнания лицеистов1
2 уровень: проекты в предметных областях: гуманитарной, естественнонаучной и музыкально-эстетической. Так, под руководством педагогов гуманитарного цикла осуществляются (и уже не первый год) два масштабных проекта: 
 

  • Лицейский День (19 октября) – литературный праздник, в котором участвуют все ученики с 1 по 11 класс;
  • День Родного языка (21 февраля) – об этом празднике будет рассказано далее.

3 уровень: микропроекты, реализуемые на определенных этапах изучения предметной темы (они привязаны к конкретным урокам)
 
По определению проект – это «совокупность действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, теоретического продукта, предполагающий всегда творческую деятельность. 
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой - разработку проблемы целостно, с учётом различных факторов и условий её решения и реализации результатов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, способности критически мыслить».2
Остановлюсь подробнее на проекте «Радуга слова».
В 2005 году в МЭЛ зародилась новая традиция – ежегодного празднования международного дня родного языка (объявлен ЮНЕСКО 21 февраля).
В 2005, 2006 годах праздник проводился в форме школьной конференции «Энциклопедия одного слова». Учащиеся получали задание выбрать одно, любимое и, с их точки зрения, наиболее важное слово, поработать с различными словарями и представить на конференцию сочинения, лучшие из которых пропагандировались через школьную печать. 
С 2007 года проект получил статус районного, а в 2009 году мы пригласили к участию школьников других районов Саратовской области. Очень надеемся, что в следующем году наш проект еще расширит свои рамки. [#19754] 
По результатам «Радуги слова» ежегодно издаются сборники лучших сочинений о слове, представленных на наш конкурс.
Вот примерный круг тем:
Слово, которое меня удивило (поразило, окрылило и т.п.) – 4-5 класс.
Как мне открылась тайна слова (4-5 класс).
Слово и словари (6-7 класс).
Энциклопедия одного слова (6-7 класс).

Как в процессе подготовки и проведения конкурса «Радуга слова» были реализованы принципы проектной методики?
• Во-первых, участники, несомненно, смогли проявить свои творческие и способности;
• Во-вторых, каждый участник получил возможность проявить исследовательские качества (учитывая возраст детей, для многих это было первым опытом такого рода);
• В-третьих, вся проделанная работа имела для каждого участника реальный практический результат: возможность не только провести исследование, но и представить его другим участникам (как очно – на конференции, так и заочно – в электронном сборнике, который выдавался каждому участнику). 
В мае-июне этого учебного года мы планирует создание виртуального «Музея слова», материалы которого, возможно, будут размещены на страницах «Открытого класса».
ПРИМЕЧАНИЯ.
1.(См. о реализации этого проекта в коллективной монографии преподавателей МЭЛ «Эмпиризм и рационализм креативного образования»: Саратов, издательский центр "Наука", 2007).
2.Каменский А.М., Смирнова З.Ю..«Внеурочные технологии как альтернативные формы образования» М., "Сентябрь", 2006. (http://mlis.fobr.ru/metodika/prepod/diagnostika/ -другие работы автора)
См. также: Технология организация проектной и исследовательской деятельности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт- Петербург.
edu.of.ru/attach/17/12967.doc 



 

Прикрепленный файлSize
к докладу-оптимизир.ppt1.27 MB

»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!