Вы не зарегистрированы

Авторизация



Материалы для изготовления рессор и пружин

Submitted by Нина Сергеевна Панькова on Wed, 16/10/2013 - 20:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Панькова Нина Сергеевна
Место работы, должность: 
ГБОУ НПО ПУ №23 КК
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Спецпредмет
Цель урока: 

Образовательная: рассмотреть свойства материалов и способы обозначения, используемых для изготовления автомобильных рессор и пружин.

Развивающая: развивать общие и профессиональные компетенции.

Воспитательная: умение работать в группе, высказать свою точку зрения, организовывать свое рабочее место; дисциплинированность.

 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
23
Используемое оборудование: 

Проектор, экран, компьютеры, интернет

Краткое описание: 
Название этапа Содержание Формы учебной работы Средства обучения Межпредметные связи 1.Организация начала урока (психологический настрой уч-ся). Приветствие 2.Сообщение темы урока и его задач. Найти состав свойств стали эксплуатационным требованием рессор и пружин, прием «Ассоциации» Групповая, фронтальная Карточки Слесарное дело 3.Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений. Этапы исследования выбора материала Групповая, фронтальная Слайд-презентация Физика, изученные темы по дисциплине «Материаловедение» 4.Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии. Работа с таблицами, поиск информации в разных источниках Индивидуальная, групповая Таблицы, документ-камера 5.Домашнее задание. Задается в течение урока специальными знаками Индивидуальная Таблицы 6.Итог урока с оценкой проделанной уч-ся работы. Прием «Шифровальщик» Индивидуальная Задание

Содержание урока


Преподаватель: Здравствуйте уважаемые коллеги. Я не оговорилась, сегодня вы выступаете в роли технологов   металлообработки. Сегодня на уроке работаете в трех микролабораториях.

 

Обучающиеся: встают, приветствуя преподавателя.


Преподаватель: Я предлагаю вам такое задание. В конверте под номером 1 предложен тест.  Подберите к инструменту слесарную операцию, в которой он используется. Смотреть приложение 

 

Обучающиеся: выполняют задание


Преподаватель: Теперь переверните карточки, не перемещая их.


Обучающиеся: переворачивают карточки


Преподаватель: Какое слово вы собрали?

Обучающиеся:

1 микрогруппа – углерод

2 микрогруппа – марганец

3 микрогруппа - кремний


Преподаватель: У всех ось слов, значит, вы, верно, выполнили задание. Каким одним понятием мы можем объединить полученные слова?

Обучающиеся: элементы, входящие в состав ж/у сплавов.


Преподаватель: Любой материал может подойти для изготовления инструментов?


Обучающиеся: Для разных деталей и инструментов необходим разный материал


Преподаватель: Попробуйте сформулировать тему урока

Обучающиеся: Материал для изготовления рессор и пружин


Преподаватель: Тема урока: «Материал для изучения рессор и пружин». Прошу вас взять листки с изображением наждачного диска и на искрах написать ручкой с синей пастой ваши ассоциации с темой урока.

Обучающиеся пишут ассоциации

Отложите листочки в сторону.


Преподаватель: Я заказчик, вы технологи, которые помогут мне подобрать материал для изготовление рессор пружин. Как вы думаете, какова цель нашего урока?


Обучающиеся: Выбор материала рессор и пружин.


Преподаватель: Цель урока: выбор материала для изготовления рессор и пружин. Для того чтобы подобрать материал нужно провести исследование. Для этого нам необходимо сформулировать гипотезу, которую мы докажем или опровергнем.  У вас на столах лежат листки, на которых изображена схема кластера «Свойства металлов». Прошу вас заполнить эту схему, можете совещаться между собой.


Об-ся: Заполняют схему


Преподаватель: Давайте сравним полученные результаты. Какой вывод можно сделать, глядя на этот кластер?


Обу-ся: Металлы имеют разные свойства


Преподаватель: Эти свойства влияют на качества деталей, изделий?


Обу-ся: Все перечисленные свойства влияют на деталей, изделий.


Преподаватель: Это утверждение может быть гипотезой нашего исследования? Гипотеза: Свойства металлов влияют на качество инструментовЛюбое исследование проходит в несколько этапов. Наше исследование будет проводиться в три этапа, я вам предлагаю рассмотреть их.


На экране появляется таблица, в первом столбце появляются названия этапов поочередно

Первый этап: выбор материала

Второй этап: определение марки материала

Третий этап: подбор легирующих элементов

Для подтверждения или опровержения гипотезы мы должны с вами привести доводы. Подумайте, пожалуйста, какой довод мы можем сформулировать, когда мы говорим о выборе металла для изготовления рессор и пружин?


Обу-ся: разные изделия и детали машин изготавливают из разных материалов.


Преподаватель: согласна, давайте сформулируем 1 довод так:  Вид деталей зависит от выбора материала.

На слайде появляется первый довод


Преподаватель: Посмотрите, пожалуйста, на слайд

На слайде появляются фотографии искры пробы стали.

Что изображено на снимках?

Обу-ся: Проба по искре.

Если студенты затрудняются с ответом, помогаю им.


Преподаватель: Есть ли отличие на снимках, и какое?


Обу-ся: Искра разного цвета.


Преподаватель: Можете ли вы сказать, почему она разного цвета?


Обу-ся: Это зависит от содержания углерода в стали и входящих в нее легирующих компонентов.


Преподаватель: Каким будет второй довод по вашему мнению?


Студенты: цвет искры зависит от содержания углерода


Преподаватель: я предлагаю записать довод так: 2 довод. Цвет искры металла зависит от содержания углерода.

На слайде появляется второй довод

Для чего выводят легирующие элементы?


Обу-ся: для получения необходимых свойств.


Преподаватель: сформулируйте третий довод


Обу-ся: для получения необходимых свойств нужно ввести в сплав легирующие элементы.


Преподаватель: я с вами согласна, принимаю ваш довод 3 довод. Для получения необходимых свойств нужно ввести в сплав легирующие элементы.

На слайде появляется третий довод

Доводы для доказательства гипотезы сформулированы, можно приступать к исследованию. Работаем над первым доводом. Для каждого я приготовила пакет документов, в который входит:  карта-задание,   опорный конспект.

В качестве дополнительного источника информации я предлагаю учебники «Слесарное дело» и «Материаловедение», интернет. Так же информацию можно узнать у меня. Я тоже сегодня на уроке являюсь источником информации. После каждого этапа делаем выводы, работая с документ-камерой, и заполняем таблицу на доске. На выполнение задания 7 – 10 минут.

Приступаем к исследованию. Доказываем первый довод - Вид деталей машин, изделий зависит от выбора металла. Внутри микролабораторий вы можете распределить обязанности для успешного выполнения задания. Кто-то ищет информацию в опорном конспекте, кто-то в литературе, кто-то в интернете. Полученные данные заносим в таблицу, делаем вывод.Обу-ся берут опорный конспект, распределяют обязанности, работают 7-10 минут. Преподаватель следит за ритмом работы, помогает распределить обязанности, найти информацию, напоминает за организацией рабочего места.


Преподаватель: работа над первым доводом закончена, прошу от каждой микролаборатории по одному сотруднику выйти к документ-камере с выводом (сводной таблицей, где заполнен первый столбик), а второго выбрать из предложенных мною, карточек с названиями свойств и прикрепить их напротив «легированная сталь».


Обу-сявыходят к доске и показывают результаты своей работы и  заполняют первый столбик таблицы свойств,


Преподаватель: Какие свойства легированной стали (рессорно –пружинной  стали) вы отметили, работая над первым доводом?


Обу-ся: высокое сопротивления, малым пластическим деформациям, переделом выносливости и релаксационной стойкостью при достаточной пластичности вязкости, высокая прокаливаемость.


Преподаватель: спасибо за работу, продолжаем исследование. Работаем над вторым доводом. Прошу обратить внимание, во втором и третьем заданиях есть столбцы в таблице, отмеченные треугольником. Необходимые данные в эти столбцы вы должны внести дома самостоятельно. Это ваше домашнее задание. Итак, довод - Цвет искры и свойства стали зависят от содержания углерода


Студенты работают над вторым доводом


Преподаватель: я вновь приглашаю сотрудников сделать выводы. Пожалуйста, скажите, какая марка стали мне необходима для изготовления рессор и пружин? Что вы можете сказать о качествах стали?

Обу-ся: выходят  и показывают результаты своей работы –углерод, марганец, кремний. На доске заполняют второй столбец таблицы «свойства стали» - с повышением содержания углерода, повышается прочность, понижается пластичность.


Преподаватель: Работа над третьим доводом - Улучшение качества материала зависит от легированная сталь

Во время работы наблюдаю за учащегося, при необходимости консультирую.


Преподаватель: прошу вас огласить результаты. Какая сталь необходима для изготовлении рессор и пружин? Какой вывод о свойствах металла вы сделали, работая над третьим доводом?

 

Обучающегося : сводную таблицу показывают. Подбирают карточки и прикрепляют с помощью магнитов к доске.

 

Обучающиеся: Необходимо введение в сплав легирующих элементов.


Преподаватель: Спасибо, садитесь на места. Вспомните сформулированную нами гипотезу в начале урока.


Обучающиеся: Свойства металлов влияют на качество деталей и механизмов.


Преподаватель: Мы доказали гипотезу?


Обучающиеся: да, гипотеза доказана, свойства металла влияют на качество.


Преподаватель: назовите мне тему нашего урока?

 

Обучающиеся: Материалы для изготовления рессор и пружин.


Преподаватель: Прошу вас вновь взять листки с изображением диска, и написать какие сейчас ассоциации у вас вызывает тема урока ручкой с красной пастой.

Обу-ся пишут ассоциации. Преподаватель комментирует.


Преподаватель: назовите цель урока?

 

Обучающиеся: Выбор материала для изготовления рессор и пружин


Преподаватель: Мы достигли поставленной цели?


Обучающиеся: Да, мы подобрали материал для изготовления инструментов.


Преподаватель: Я предлагаю вам тест с вариантами ответов. Ответ зашифрован. Ответив правильно, вы получите маркировку стали для изготовки автомобильных рессор (50 ХТА).

На слайдах выходят вопросы с вариантами ответов.


Преподаватель: Давайте сравним наши маркировки стали.

На слайде выходит изображение графика теоретической прямой охлаждения.


Преподаватель: У кого такая же пирамида получают пять; у кого совпало четыре сплава – 4; и т.д. прошу поставить себе оценку на листе. Скажите, пожалуйста, к какой группе металлов относится  легированная сталь?

 

Обучающиеся: к группе черных металлов


Преподаватель: золото, серебро, медь, алюминий в какую группу входят?

 

Обучающиеся: группу цветных металлов.


Преподаватель: О цветных металлах мы и продолжим разговор на следующем уроке. Большое спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.