Вы не зарегистрированы

Авторизация



Технологический подход в открытом образовании

Фото пользователя Кирилл Владимирович Сапегин
Submitted by Кирилл Владимирович Сапегин on Wed, 20/05/2009 - 17:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сапегин К.В.
Место работы, должность: 
ГОУ ЯО "Институт развития образования", руководитель регионального методического центра
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
дополнительное профессиональное образование
Уровень образования: 
послевузовское профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Управление образованием
Цель урока: 
Сформировать рефлексивную позицию педагога (тьютора), методиста, руководящего работника относительно технологий субъект-субъектного типа образовательного процесса (технологий Открытого образования).
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемая методическая литература: 

Рожков М.И. Концепция экзистенциональной педагогики. – Ярославский педагогический вестник . 2002. № 4 (33)

Сапегин К.В. Тьюторство в системе воспитательной деятельности педагога и классного руководителя: технологический аспект. — Ярославль, ОЦДЮ, 2006.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников. – Саратов, 1997.

Юдин В.В. Общепедагогические технологии : монография. - Ярославль : РИЦ МУБиНТ, 2007.

Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса : монография. - М. : Университетская книга, 2008.
 

 

Краткое описание: 
Традиционные процедуры обучения, обеспечивающие восприятие информации через канал «субъект — объекту», перестают удовлетворять современного человека, который хочет быть субъектом образовательного процесса, самостоятельно выбирать, что, когда и как ему учить с точки зрения полезности, трудоемкости усвоения, привлекательности знания. Образовательный маршрут разбивается на осознанно выбранные или сконструированные индивидуально для ребенка и с его деятельным участием траектории успеха и достижений, результируется в ключевых компетентностях, жизненно важных навыках, социальном опыте. Современный преподаватель должен не только подготовить и провести занятия, но и создавать особую образовательную среду, в которой возможна реализация активных и интерактивных методов обучения и воспитания. Теория и задания, предлагаемые для выполнения, позволят участникам урока погрузиться в среду открытого образования, обсудить с коллегами возможность применения активных методов обучения, описать свой опыт их использования.

 

 

Установка.

Цель, процесс и результат любой деятельности вырастают из ценностных мотивов, смыслов, связанных с «хочу» «могу», «выберу», «осмыслю», «попробую», «не хочу», «откажусь», а не только с изготовлением продуктов или зарабатыванием баллов, считыванием готовых и преподанных кем-то уроков добра или универсальных рецептов счастья. 

Свобода как коренная потребность личности, определяющая исходный кирпичик жизнестроительства, заняла ведущие позиции в субъектно-ориентированных образовательных и воспитательных концепциях современности. Выбор, альтернативное мышление, способность индивида независимо отбирать, интерпретировать, перерабатывать и создавать информацию стали ключевыми компетентностями, гарантирующими человеку социальный успех. Главное сегодня — не потерять человека, не запутаться в хитросплетениях технологических циклов в стране, которая не одно столетие специализируется на конструировании новых, гарантирующих стабильность, центральных линий модернизации всего и вся, а потом реконструирующей утраченное, сокрушаясь по поводу «перегибов на местах». Отсюда необходимость утверждения в качестве базового требования к общему принципу организации современного педагогического процесса «центрирования на обучаемом» (Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001. (Серия «Системные основания образовательной технологии»); с.12). 

Ключевой задачей программ обучения и воспитания видится предоставление учащемуся широкой возможности экзистенциального выбора и самоопределения. Возможность выбора не только создает условия для развития индивидуальности, но и учит самостоятельному решению жизненных задач, является условием формирования готовности индивида к самоопределению в производственной и социальной сферах, в личной жизни человека. 

Н.Е. Щуркова отмечает, что «школьник в процессе личностного развития должен стать стратегом собственной жизни, чтобы самостоятельно выстраивать свою жизнь и нести за нее ответственность. Быть стратегом собственной жизни удается при условии психологической оснащенности человека способностью быть субъектом жизни. (…) Субъекта же может воспитать только субъект» (Щуркова Н.Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект воспитания // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под редакцией В.А. Березиной, О.И. Волжаниной, И.А. Зимней. — М.: Вентана-Графф, 2002 , стр. 110 ).  По Б. Скиннеру, современный образовательный результат — это то, что «остается у человека, когда все выученное уже забыто». Речь идет о личности (базовых, надпредметных характеристиках) как итоге направленного, но непредсказуемого, экзистенциального по сути, процесса жизнестроительства. 

Разумеется, такую деятельность можно выстроить и на основе следования определенным образцам и алгоритмам, но в этом случае их выбор должен осознанно определяться учащимся. И задача педагога в этом случае заключается в создании необходимых условий для становления учащегося как достаточно свободного и самостоятельного субъекта деятельности. Другими словами, он должен организовать такое взаимодействие в системе «учитель – ученик», в котором школьник осуществлял бы самоуправление учением. 

Препятствием для манипуляций личностным развитием становится, по мнению Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко, рефлексивная культура, основным показателем которой является способность индивида работать в условиях неопределенности. Наличие рефлексивной культуры обеспечивает решение проблемы творческого долгожительства личности, формирования мотивации школьников к саморазвитию. Если личностно-деятельностный подход, по словам исследователей, «задаёт новую содержательную ориентацию образовательного процесса, то рефлексивный подход указывает на механизм его реализации» (Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001; С.41-42). 

Определяющим понятием (и показателем) саморазвития личности выступает во многих педагогических концепциях именно рефлексия. Л.В. Байбородова, М.И. Рожков считают, что рефлексия — не только познание человеком самого себя в определенной ситуации и в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработка представлений об изменениях, которые могут произойти. В процессе рефлексии и осуществляется важный акт самовоспитания — создается программа саморазвития. Под программой саморазвития понимается волевой акт человека, который позволяет ему добиваться наибольших успехов в самосовершенствовании (Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – М., 1998). 

За идеологическое основание современных концепций образования («выращивания» свободной от штампов и стереотипов личности) можно принять следующее: творческим процессом жизни управляет свободная личность, раскрывающая свой потенциал в самодеятельности, имеющая активную гражданскую позицию, стремящаяся выполнить некую сверхзадачу: ответить на «вызов социума». «Ответить на вызов» — значит выбрать жизненную стратегию «успеха», овладеть как приемами эффективного использования информации и способами творческого мышления (в технологическом формате поиска, обработки, интерпретации, хранения, актуализации знания), так и компетенциями личностного роста и самообразования. 

Критически мыслящий, умеющий работать в команде, способный к самопрезентации индивид вооружен (в диалектике вечной схватки автономии голодного и честолюбивого Я и адаптации к голодному и равнодушному миру): 

  • готовностью к самостоятельному выявлению и усвоению необходимых для определенной деятельности знаний, умением генерировать недостающее знание на основе исходных данных; 
  • потребностью в интеллектуальной активности, в публичности, в социально значимой деятельности (декартово «я мыслю, следовательно, существую» разворачивается в «я существую настолько, насколько я социально значим»); 
  • личной ответственностью за результаты своей деятельности; чувством причастности ко всем моментам своей жизни, авторством жизнестроительства; 
  • способностью рисковать, проявлять личную инициативу, нестандартное мышление, стремлением к самосовершенствованию и раскрытию творческого потенциала.

 

Познакомьтесь с теоретическим материалом (приложенные к уроку файлы) и выполните задания.

 

Задание 1.

Напишите эссе по любой из предложенных тем (1 тема на выбор):

  • СОТх и традиционная педагогика: сходства и отличия» 
  • «Почему образование должно быть открытым…?» 
  • «Как педагоги социальные сервисы приручали…» 
  • «Эффективных образовательных технологий не существует…» 
  • «Библиотека – центр образовательного процесса» 

Требования к выполнению: 
Эссе должно содержать личное отношение к проблеме, полно раскрывать позицию автора.

Примеры выполнения задания

1) Библиотека – центр образовательного процесса. Высокий уровень образования обеспечен прежде всего тому, кто умеет самостоятельно найти интересующую информацию, владея базовыми знаниями. Поэтому центром образовательного процесса является библиотека, которая понимается теперь не просто как «хранилище книг» в буквальном смысле слова. Современная библиотека, используя новые технологии, наполняется разнообразными цифровыми ресурсами и делает знание еще более доступным и открытым. Библиотека должна не только обеспечивать образовательный процесс, но и формировать у ученика навыки по поиску, отбору и критической оценке информации. Соответственно более значимой становится роль библиотекаря: он помогает ориентироваться в информационных потоках и обучает основам информационной культуры. Может быть, библиотека должна стать в прямом смысле слова центром образовательного процесса, когда при изучении какого-либо предмета или проблемы педагог и ученики встречаются именно в ней. Педагог объясняет ученикам возможности, которые предоставляет библиотека, направляет их работу в ней. Здесь ученики, получая доступ к имеющимся образовательным ресурсам, выполняют самостоятельную работу, обмениваются опытом друг с другом и получают консультации. Учебный процесс, построенный таким образом, позволит изменить роль ученика с получающего информацию на добывающего ее, откроет перед ним новые возможности самореализации в учебе (Скачкова Т.Ю.).

2) «Эффективных образовательных технологий не существует». Эффективны те технологии, которые приносят результат, а в настоящее время результат заставляет призадуматься. Девятиклассники 6 на 7 умножают на калькуляторе, десятиклассники - свое отчество "Иванович" - пишут с каким-нибудь знаком на конце - твердым или мягким, у кого что. Одиннадцатиклассники не умеют вычислять проценты, но зато "изучают"основы высшей математики - интегральные и диффиринциальные исчисления. При этом из класса решают задачи только 2-3 человека, а остальные - статисты. О чем вообще можно говорить? На мой взгляд, прежде чем говорить об "эффективности", внедрения СОТх - необходимо пересмотреть школьную программу, и рассчитывать ее не на "звездочек", а на среднего ученика, оставив для "звездочек" профильный класс. 10-11 классы - перегружены: 36 уроков в неделю + репетиторы (24часа в неделю) + подготовительные курсы (4-6 часов) + домашние задания (1-2 часа в день - желательно больше) = ? Явно ТК не соответствует. Как находится резерв? - за счет домашних заданий по предметам, которые не здавать! Отсюда и результат: плачевный. А ведь это те, кто придет нам на смену (Зубкова Г.Н.).

3) Почему образование должно быть открытым? Школьное сообщество не может быть изолировано от социального окружения, даже если оно расценивается как негативное. Такая позиция помогает формировать у школьников установку на созидательные действия и инициативность Идея открытости заключается в том, что школа не только учит, а сохраняет традиции и формирует среду общения, таким образом объединяются учебные, развивающие и воспитательные задачи. Такая среда необходима для успешного образования, как в традиционной, так и в инновационной школе. Открытое образование позволяет выйти за рамки классно-урочной системы, сделать учебные занятия содержательно связанными с творческой, свободной деятельностью школьников. Открытость образовательного учреждения формирует его «позитивный имидж». Например, интересна идея так называемого «открытого факультета», варианта открытой профильной школы. Это центр дополнительного образования для детей и взрослых. В рамках факультета старшеклассники могут по выбору посещать курсы, не вошедшие в стандартный учебный план, учителя и родители получают возможность оживить разговорный иностранный язык, пройти компьютерные курсы или стать участником психологического тренинга. Могут быть различные экспресс-циклы по заявкам, например, бизнес-курсы. По-моему, эти идеи реализованы в московской гимназии «Корифей».В гимназии №1 мы тоже предприняли некоторые шаги открытости. Стали приглашать родителей пятиклассников на уроки. Хотелось, чтобы родители своими глазами видели учебный процесс и помогали педагогам учитывать особенности каждого ребенка. Родители стали активно пользоваться этой возможностью, писали нам о своих впечатления, но некоторым педагогам эта ситуация не очень понравилась.Другая попытка - это создание Совета социальных партнеров. На мой взгляд, эта структура в нашей гимназии получалась абсолютно формальной. Самое привлекательное в идеи открытого образования – это идея сотрудничества детей и взрослых, потому что это всегда первично по отношению к методикам и программам.Но очень трудно создать такой уклад школьной жизни, где сочетаются гармоничность отношений и эффективность познавательной мотивации,где отношения родителей, детей и педагогов не испорчены взаимными претензиями (Трифонова Н.И.).

 

Задание 2. Примите участие в электронном коллоквиуме по теме "Организация исследовательской деятельности школьников". Регламент участия: не менее одного содержательного суждения от каждого слушателя, 2-3 комментариев к суждениям коллег.

С материалами коллоквиума можно познакомиться здесь.

 

Задание 3. Познакомьтесь со статьей "Кто такой тьютор?". Составьте коллективную wiki-страницу "СОТх: Тьюторство в современной школе". В составлении должен принять участие каждый слушатель.
Вопросы для обсуждения коллективной wiki-страницы: 

  • Кто такой тьютор? Чем отличается его деятельность от деятельности учителя-предметника? 
  • Какими методами обучения должен владеть тьютор? 
  • Возможности и риски тьюторской позиции? 
  • Примеры тьюторской активности... 

Пример материалов wiki-страницы:

В широком смысле, тьютор определяется Т.М. Ковалёвой как тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности. Поэтому тьютором возможно быть не только применительно к обучающимся в образовательном учреждении, но и вообще к любым людям, осваивающим новую деятельность в любой сфере.

В определении Н.В. Рыбалкиной тьютор – это позиция взрослого, который помогает учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию. «Идея тьюторства, утверждает Н.В. Рыбалкина, - это идея педагогического поиска, осуществляемого совместно с подопечным. Тьютор не тот, кто заменит усилия по собственному поиску подопечного, но тот, кто наравне с ним совершает усилия по поиску способа передачи культурного содержания тому, кто ищет его (содержание) как опору в овладении собой. У тьютора, в отличие от учителя, нет знания, которое он должен передать, нет заданного пути формирования образа подопечного». У тьютора другие цели, другой стиль и повод для общения.

В открытом дистанционном профессиональном образовании, по определению Л.В. Бендовой, тьютора, одного из ключевых субъектов, обеспечивающих эффективность системы обучения, определяют как преподавателя особого типа, играющего роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию и саморазвитию.

По определению Хатькова Н.Д., Павличенко Ю.А. (Томский университет систем управления и радиоэлектроники), тьютор – человек, в функции которого входит организация учебного процесса на периферии. Он не обязательно является преподавателем. Основные его функции – организационные, консультационные (как использовать программы, как разрешить нештатных ситуаций и др.) и контролирующие. Тьютор появляется в месте проживания учащихся изредка, чаще всего это время совпадает с экзаменационной сессией. Это человек, который непосредственно контактирует с центром. 

С.И. Змеев считает, что «тьютор это – наставник, член контингента обучающих взрослых людей, осуществляющий постоянную помощь одному или нескольким взрослым обучающимся в решении вопросов организации обучения». 
 В словаре «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» значение термина «тьютор» определяется следующим образом: «тьютор (в переводе с англ. – преподаватель-консультант) – лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль – быть знающим партнером своих слушателей».

В монографии С.А. Щенникова понятие «тьютор» определяется как преподаватель-консультант, т.е. «специалист в области организации образования и самообразования». На тьютора возлагается ответственность за ведение целостного образовательного модуля, организацию групповой и индивидуальной работы с обучающимися. В задачи тьютора входят: методическая подготовка и проведение групповых занятий-практикумов (тьюториалов); помощь в выполнении аттестационных работ (ТМА), их проверка и оценка; консультации и другие формы психологической и педагогической поддержки обучающихся; индивидуальная помощь обучающимся в решении академических или личных проблем, связанных с обучением; профессиональная ориентация и консультирование по вопросам карьеры. Актуальные роли тьютора – дидактические, организационные, маркетинговые, консультационные, лидерские.

В работе А.П. Зинченко выделяются такие роли тьютора, как менеджер, маркетолог, продавец. Показано, что эти роли не входят в состав его педагогической деятельности, однако их реализация является необходимым условием для успешного осуществления тьютором педагогической деятельности.

«Тьютор, - в понимании авторского коллектива Красноярского краевого института повышения квалификации, - это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. Это означает, что он, с одной стороны, является организатором сетей профессионального развития, с другой – инициирующим и поддерживающим образовательный процесс другого». Как организатор сетей профессионального развития субъектов, тьютор работает с образовательными ресурсами, квалифицируя их, оформляя их и управляя движением ресурса (накоплением, соорганизацией, мониторингом и употреблением). Как сопровождающий профессиональное развитие, тьютор организует ситуации самоопределения, самоосуществления, самореализации человека в профессии, помогая им разрабатывать индивидуальные образовательные программы, обеспечивая их профессиональные пробы, создавая места для профессионального позиционирования.

В настоящее время в теории и практике образования существует еще несколько подходов к определению понятия «тьютор» и соответствующих этим определениям образовательных систем. Наиболее заметны исследования, проводимые в системе Школа «Эврика-развитие» (Ковалева Т.М., Рыбалкина Н.В., Щедровицкий П.Г. и др.). Тьютор, по мнению авторов, выполняет роль посредника между учителем и ребенком, организатора деятельности и программ индивидуального развития. Основными составляющими тьюторской технологии, с точки зрения авторов, являются «организация условий для становления индивидуальной образовательной программы учащихся и ее сопровождение». Авторы так поясняют свое понимание роли тьютора: «Если под образованием понимать складывание своей индивидуальной образовательной траектории (построение своего образа), то появляется специальная позиция взрослого, который помогает учащемуся осуществлять эту работу… Позицию такого взрослого мы стали обозначать термином «тьютор» (в переводе с английского – наставник)». Под образовательной траекторией авторы понимают последовательность образовательных проектов, которые замысливает и реализует воспитанник вместе с педагогом. Тьютор осуществляет поддержку действий учителя, организуя ситуации, где можно было бы сформировать «заказ» ученика на знания.

На методологическом языке тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ.

Таким образом, тьютор – это тот же обучающийся, но который знает, чему, как и зачем учиться. Частица «СЯ» в этом контексте меняет все. Тьютор – не тот, кто умеет учить учиться - он умеет учиться и передавать свой опыт САМОобразования тому, кто тоже находится в процессе самообразования. Тьютор – не тот, кто передает знание, пусть даже добытое в результате самообразования, но тот, кто передает опыт Учения.

 

Задание 4. Познакомьтесь с кейсом команды утверждения (образовательная технология "Дебаты") по теме «Качество современного образования не зависит от мастерства педагога». Составьте коллективную wiki-страницу «Качество современного образования зависит от мастерства педагога» (т.е. кейс команды отрицания).

Кейс команды утверждения:

Актуальность 
Выбор, альтернативное мышление, способность индивида независимо интерпретировать, перерабатывать и создавать информацию стали ключевыми компетенциями, гарантирующими человеку социальный успех. Процессом современной жизни управляет свободная личность, познающая мир и себя в этом мире, раскрывающая свой потенциал в самодеятельности, имеющая активную гражданскую позицию. Достижение именно этих компетенций должна гарантировать учащемуся школа. Речь идет о способности ученика независимо от педагога овладеть приемами эффективного использования информации, способами творческого мышления, компетенциями личностного роста и самообразования. 

Определения ключевых понятий 
Качество современного образования — соответствие сформировавшихся компетенций ученика требованиям общества, достижениям науки. 
Мастерство педагога — индивидуальная совокупность качеств, позволяющих ему применять в образовательном процессе лучшие образцы профессиональной деятельности. 
Выдвижение критериев 

  • Учение и обучение обеспечивается технологией. 
  • Влияние педагога на ученика в современной школе ослабевает. 

Представление кейса утверждающей стороны

Учение и обучение обеспечивается технологией: 
Современные образовательные технологии (Портфолио, Развитие критического мышления через чтение и письмо, Проектная деятельность, Дебаты), гарантирующие достижение учащимся ключевых компетенций в качестве результата обучения, обеспечивают четкую последовательность шагов ученика к успеху, не требуя специальных профессиональных умений педагога. Таким образом, качество образования определяется технологией, а не мастерством педагога.

Педагог — одна из ярко выраженных массовых профессий. При этом образование — это система, нацеленная на получение качественного знания каждым учеником. Поддержание системы не может определяться профессиональной деятельностью педагогов-мастеров, ее стабильность поддерживается многими факторами, позволяющими снять последствия педагогических ошибок начинающих учителей, преодолеть эффекты профессионального выгорания. Таким образом, качество образования определяется стабильностью системы, а не мастерством педагога. 
Влияние педагога на ученика в современной школе ослабевает: 
Современный ученик — субъект процесса обучения, он хочет самостоятельно выбирать, что, когда и как ему учить с точки зрения полезности, трудоемкости усвоения, привлекательности знания. Качество процесса определяется в этом контексте проектированием самим учеником индивидуальных образовательных маршрутов. Таким образом, качество образования определяется траекториями образовательного успеха ученика, а не мастерством педагога.

Альтернативные по отношению к школе информационные среды (Интернет, СМИ) определяют формирование ключевых компетенций ученика, таких как лидерство, толерантность, рефлексивность, мобильность, креативность. Таким образом, качество образования определяется вызовом современного общества, а не мастерством педагога.

Во многих сферах современного знания (информационные технологии, экономика) учащиеся компетентны настолько, что их развитие не связано с выраженным педагогическим влиянием. Таким образом, качество образования определяется возможностями и способностями современной молодежи, а не мастерством педагога. 

Заключение 
Представленные уважаемой аудитории аргументы позволяют убедительно доказать, что качество современного образования не зависит от мастерства педагога.
 

Пример кейса команды отрицания:

«Качество современного образования зависит от мастерства педагога»
Педагогическая деятельность спокон веков воспринималась российским менталитетом не столько в качестве ремесла, которому можно надежно выучить и выучиться, сколько как творчество – особый и редкий дар. И «вразумление книжному искусству» проходило по ведомству самых высших сфер. Чтобы выпускник стал успешным и его трудовой потенциал был востребован, при проектировании качества результата важно учитывать не только требования государственных образовательных стандартов, но и сбалансированные требования других заинтерессованных сторон, особенно рынка труда. Чтобы педагогический процесс приводил к проектированному результату (ожидаемым изменениям в компетентности учащихся) важно, чтобы педагоги владели современными педагогическими технологиями и могли обоснованно их выбирать. 
Использование СОТх в учебном процессе подразумевает способность учащегося самостоятельно овладевать ЗУН, роль педагога в этом случае сводится к координации деятельности учащегося. Но для самостоятельной работы педагог должен подготовить учащегося к данному виду деятельности. Преподаватель должен: 

  • знать различные образовательные роли и уметь их использовать в соответствии с ситуацией (лектор, консультант, источник информации, судья и т.д.) 
  • знать шаги, необходимые для того, чтобы содействовать изучению основных проблем, решению проблем и развитию критического мышления 
  • знать и понимать их целесообразность и отдельные техники самообразования 
  • понимать механизм групповой динамики и механизм обратной связи 

Учителю следует демонстрировать принятие: 

  • Проблемного метода как эффективного отбора информации и для развития способности мыслить критично. 
  • Ситуаций, когда ученик проявляет ответственность за свое образование. 
  • Малых групп как форму для интеграции, направленности и обратной связи. 

Уметь: 
а) Облегчать процесс обучения: 

  • задавать стимулирующие вопросы, побуждающие учеников к размышлению; 
  • представлять выводам учеников противоположные точки зрения; 
  • выявлять случаи, когда требуется дополнительная информация; 
  • направлять учеников к накоплению ресурсов знаний; 

б) Поддерживать групповое решение проблем и критически мыслить, помогая ученикам: 

  • оценивать критически события, обосновывающие гипотезы; 
  • разграничивать вопросы и синтезировать информацию; 
  • проверять цепочку феноменов, от микро- до макроуровня. 

в) Поддержать рациональную групповую функцию: 

  • помогать группе установить первоначальные цели и план обучения, которые могут меняться позднее; 
  • показывать ученикам необходимость контроля группового процесса; 
  • оказывать пример продуктивной обратной связи. 

г) Поддержать индивидуальное обучение: 

  • помочь ученикам разработать план обучения, рассмотреть и сопоставить их индивидуальные цели и цели программы; 
  • помочь ученикам усовершенствовать методы обучения, включая собрание соответствующих образовательных ресурсов. 

д) Оценить учеников и координировать их оценку: 

  • помогать учащимся применять различные методы самооценки; 
  • помочь выявить собственные цели; 
  • рассматривать достижения в обучении и гарантировать, что ученики получат обратную связь; 
  • подготовить отчет-оценку о процессе каждого ученика, включая комментарии: почему этот ученик достиг целей программы.

Организаторские способности обеспечивают эффективную организацию учебной и внеудиторной деятельности учащихся, управление их взаимодействием в педагогическом процессе. Данные способности тесно связаны со всеми другими способностями, прежде всего - с коомуникативными, и проявляются в следующих способностях педагога: 

  • Организаторское чутье, способность учитывать психологические способности учащихся, видеть организаторские возможности других; 
  • Способность вести за собой, создавать мотивацию к деятельности, увлекать ее перспективами; 
  • Способность "заражать" и заряжать других своей энергией; 
  • Склонность, готовность к организаторской деятельности, зависящая от внутренней активности педагога. 

Все общие педагогические способности взаимосвязаны и образуют единую совокупность способностей. Отсюда следует, что реализовать все это может только тот педагог, который является мастером своего дела. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (А. Дистервег).

 

Задание 5. Познакомьтесь со сценарным ходом урока с использованием техник РКМЧП (приложенный файл к данному уроку "Пример урока с использованием СОТх") «Коронованный Гамлет»: исторический портрет Александра I и первые годы его правления (история, 10 класс). Подготовьте комментарии к представленному материалу:

  • Можно ли оценить данный урок как подготовленный с использованием современных образовательных технологий? Да, почему; нет, почему? 
  • Что бы вы изменили в его структуре, содержании? Почему?

 

Задание 6. Познакомьтесь с проектом "Блогомания" как вариантом оформления передового педагогического опыта. Зафиксируйте ответы на вопросы:

  • Является ли представленный материал проектом? Да, почему? Нет, почему?
  • Соответствуют ли его цель, задачи, ход реализации, результаты идеологии открытого образования?
  • Насколько полно представлен проект? 
  • Что в структуре представления проекта можно изменить, добавить? Предложите ваш вариант структуры представления (описания) проекта.

 

Рефлексия. (Задание 7). Познакомьтесь с кейсом "Школа Открытого образования"(приложенный файл к уроку) , ответьте на вопросы кейса.

Прикрепленный файлSize
Пример урока с использованием СОТх.doc124.5 KB
СОТх.doc102 KB
Портфолио педагога.doc207.5 KB
Портфолио_литература.doc77 KB
Личный ежедневник.doc404 KB
Кейс школа ОО.doc486 KB
Понятие Открытого образования.ppt2.41 MB

»  Размещено в сообществах: