Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Масленица"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Брувер М.М.
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 31 учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Краткое описание: 
<p> внеклассное мероприятие для 5 классов &quot;Масленица&quot;</p> <p align="center" style="margin-left:74.05pt;"> <strong><em>План мероприятия.</em></strong></p> <p style="margin-left:92.05pt;"> 1.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Вступительное слово.</p> <p style="margin-left:92.05pt;"> 2.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Путешествие &laquo;В гостях у Масленицы&raquo;</p> <p style="margin-left:164.05pt;"> &uuml;Понедельник &laquo;Встреча&raquo;</p> <p style="margin-left:164.05pt;"> &uuml;Вторник &laquo;Заигрыш&raquo;</p> <p style="margin-left:164.05pt;"> &uuml;Среда &laquo;Лакомка&raquo;</p> <p style="margin-left:164.05pt;"> &uuml;Четверг &laquo;Разгул&raquo;</p> <p style="margin-left:164.05pt;"> &uuml;Пятница &laquo; Тёщины посиделки&raquo;</p> <p style="margin-left:164.05pt;"> &uuml;Суббота &laquo;Золовкины посиделки&raquo;</p> <p style="margin-left:164.05pt;"> &uuml;Воскресенье &laquo;Прощёное воскресенье&raquo;</p> <p style="margin-left:92.05pt;"> 3.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Подведение &nbsp;итогов (рефлексия)</p>

Цель:

Возродить интерес детей  к обрядовым русским праздникам, способствовать пробуждению национального чувства, развивать воображение, творческие способности детей, формировать у детей положительное отношение к традициям русского народа, побуждать детей к участию в праздниках, к изучению обычаев и традиций предков.

Форма: путешествие по масленичной неделе.

Оборудование:

üИзготовить таблички с названиями дней недели;

üВырезать из жёлтой бумаги солнце и прикрепить его над дверью класса;

üПодготовить колокольчики или бубенцы для звуковых перебивок;

üВ одежде детей по возможности использовать элементы  русского национального костюма  / платки, сарафаны, длинные юбки, косоворотки и т. п. /

 

Музыкальное оформление :  П. И. Чайковский « Масленица»

 

 Оформление класса:

üНад  доской прикрепить плакат « В ГОСТЯХ У МАСЛЕНИЦЫ»;

üНа доску прикрепить праздничные названия дней недели Масленицы.

 

 

 

План мероприятия.

1.     Вступительное слово.

2.     Путешествие «В гостях у Масленицы»

üПонедельник «Встреча»

üВторник «Заигрыш»

üСреда «Лакомка»

üЧетверг «Разгул»

üПятница « Тёщины посиделки»

üСуббота «Золовкины посиделки»

üВоскресенье «Прощёное воскресенье»

3.     Подведение  итогов (рефлексия)

 

 

Ход  мероприятия :

Звучит музыка ( П. И. Чайковский « Масленица»)

1.     Вступительное слово учителя.

 

Из далёких языческих времён пришла к нам русская Масленица. У древних славян этот праздник был посвящён проводам зимы. Народ любил этот праздник, называл Масленицу «честная», «сударыня», «весёлая».

Когда Русь приняла христианство , народ не отказался от любимого праздника и сохранил его до наших дней. Но значение праздника изменилось. Теперь Масленица – это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту.

 Великий пост перед Пасхой – это время очень строго воздержания в пище, зрелищах и развлечениях. Неделя перед Великим постом называется «мясопустной» или  «сырной». На этой неделе и проводится праздник Масленица. В течении этой недели нельзя было есть мяса, но разрешались молочные продукты. Но главным блюдом в эту неделю были блины. Есть даже такая поговорка: «Без блина – не Масленица».

На Масленицу нужно было не только есть блины , но и ходить в гости , веселиться , потому что впереди был долгий пост длиной в 7 недель – время  строго поведения. Недаром родилась пословица: «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост».

 

2. Путешествие «В гостях у Масленицы».

 

Каждый день недели имел своё название. Посмотрите на классную доску. Там записаны все дни масленичной недели. А теперь мы отправляемся в путешествие, в гости к Масленице. А вот и первая остановка – понедельник.

Звуковая перебивка ( звон колокольчика).

Понедельник «Встреча»

Ученик 1.  Понедельник на масленичной неделе назывался «Встреча». В этот день старались от души наиграться с последним снежком, лепили снеговиков, строили снежные крепости и играли в снежки. Так  они прощались с зимой, готовились встретить весну.

Ученик 2 . И все пели весёлые песни, приветствуя Масленицу.

Ученик 1. В этот день из соломы делали чучело Масленицы и с песней возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, и начиналось катание на санях.

Ученик 2. Мы тоже сделали Масленицу. Вот  она какая красивая у нас получилась!

Ученик 1.  Здравствуй, дорогая наша гостья Масленица!

Ученик 2. Лента алая, двухрублёвая,

Платок беленький, новомодненький.

Ученик 1. Бровки чёрные, наведённые,

Шубка синяя, губки красные!

Вот и закончился понедельник, первый день Масленицы. А  наше путешествие продолжается. Вот и второй день Масленицы - вторник.

Звуковая перебивка ( звон колокольчика).

Вторник «Заигрыш»

 Ученик 1. Второй день Масленицы называется   «Заигрыш».В этот день все играли и веселились от души.

Ученик 2. На площадях выступали скоморохи и Петрушка. По улицам разъезжали на санях ряженые, причём мужчины наряжались в женские платья, а женщины в мужское.

Ученик 1. Звери, пугала, негры и пираты – кого только не встретишь на масленичном маскараде!

Ученик 2. Катались на качелях , каруселях, съезжали с горки на санях, катались на лошадях.

Ученик 1. Кстати, во время масленичных гуляний парни невест себе выбирали. Смех, музыка, звон бубенцов, песни, хороводы – до глубокой ночи на улицах продолжалось веселье.

Ученик 2. К нам на Масленицу тоже заглянул Петрушка. Будет всех веселить, и смеяться,  и шутить!

На середину класса выходят Петрушка и Доктор.

Сцена  1

 Петрушка. Здравствуйте, господа! Вот пришёл я к  вам сюда. Ушёл я от хозяина, расплатился он со мной вчистую - дал мне мошну пустую, уплатил за сутки - день да ночь,  я и ушёл прочь.

Доктор.Я  доктор- лекарь, из-под каменного моста аптекарь; варю, парю, микстуры болтаю,  порошки толку, катаю пилюли,  что твои пули. Голову сниму и живо привинчу, руки вывихну, и живо вправлю, цикус - фикус, буки-аз, гоголь – моголь  пей за  раз! Я на тебя не погляжу – духом на час горчичник положу, а потом тебя потешу – на полчаса повешу! Ты, что ли, больной?

Петрушка.Ой, ой, ой!

Доктор.Где у тебя болит, мозжит, ломит, колет, поёт, по ночам беспокоит?  Где у тебя болит? Здесь?

Петрушка.Повыше!

Доктор.Здесь?

Петрушка. Пониже!

 Доктор.Здесь?

Петрушка.Повыше!

Доктор.Всё-то ты лжёшь, мне покою не даёшь!

 Петрушка. А ты с палочкой моей знаком?

 Доктор ( скороговоркой) . Я уж лучше зайду вечерком.

Петрушка.Благодарю покорно за угощенье, а это вам (гонит его палочкой)

 

Сцена 2

Старуха. Ты что ж тут командуешь, горбатый? Моего доктора убил - да ещё и дразнишься?

 Петрушка. Здравствуй, невеста моя ненаглядная, ишь  какая ты нарядная! Что ты мало постарела?  Или за сто лет пережить захотела?

Старуха.Ты  мне зубы – то не заговаривай…

 Вот возьму тебя да отсюда и брошу, а тои ещё лучше – укокошу.

Петрушка. А ты лучше поговори с моей сестрой.

Старуха.А кто она такая?

Петрушка.Девица молодая, а зовут её Скалочка Дракуловна  Колотушкина … Вот она тебя в плечики поцелует! (гонит её прочь)

Сцена 3

Петрушка.Ой, ой, ой! А ты кто такой?

 Цыганка. Не такой, а такая! Цыганочка молодая!

 Петрушка. Тебя только не хватало! Ну, что расскажешь? Что покажешь?

Цыганка.Ходила я по свету , много чудес повидала , многих людей погадала, а таких , как ты , болванов ,ещё не видала. Вот наворожу я сейчас – будешь  у меня, как шёлковый! Бац! Нац! Турунтац!

 Петрушка. Ой, цыганочка, не надо!

Не буду я людей пугать, обижать! Прости, пожалуйста!

Оба убегают.

 

Отшумел, отзвенел весёлый вторник – заигрыш.

 

Звуковая перебивка ( звон колокольчика)

 

 

Среда «Лакомка»

 

Ученик 1. Среда на масленичной неделе получила название «Лакомка». В каждом доме столы ломились от вкусной еды.

Ученик 2. На улицах было тесно от шатров и палаток, где продавались пряники, блины, орехи.

Ученик 1. Везде кипели самовары, можно было согреться горячим чайком.

Ученик 2. Покупали еду и приговаривали: «Масленица объедуха, деньгам приберуха».

Ученик 1. Всюду царило настоящее обжорство. Говорили : «Блин не клин – брюха не распорет».

Ученик 2. Все ели так, будто старались наесться на весь год! Денег на еду не жалели.

Ученик 1. Была даже такая пословица : « Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить».

Ученик 2. Было поверье, что, если хорошо отпразднуешь Масленицу, не будешь жить в нужде.

Ученик 1. А сколько пословиц сказано про Масленицу!

Ученик 2. Не житьё, а Масленица.

Ученик 1. Масленица 7 дней гуляет.

Ученик 2. Боится Масленица горькой редьки да пареной репки.

Ученик 1. Была у двора Масленица, да в избу не зашла.

Ученик 2. Первый блин – комом, второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвёртый – мне!

Ученик 1. В среду на Масленицу зятья приходили в гости к тёщам. Тогда и родилась поговорка: «Ездить к тёще на блины».

Ученик 2. В этот день не забудьте вместе с папой проведать свою бабушку, мамину маму. Ведь она для вашего папы теща.

Звуковая перебивка ( звон колокольчика).

 

Четверг «Разгул»

Ученик 1. В четверг начиналась широкая Масленица. Этот день на праздничной неделе называют «Разгулом» или «Переломом».

Ученик 2. В старину это был день самого шумного и отчаянного веселья.

Ученик 1.  В эти дни можно было есть – до икоты…

Ученик 2. Орать до хрипоты…

Ученик 1. Петь – до надсаду…

Ученик 2. Плясать – до упаду.

Ученик 1. Широкая Масленица – это самый разгар игр и развлечений.  А  для тех, кто хотел показать силу молодецкую, устраивались жаркие кулачные бои.

Ученик 2.  Но это были бои  по правилам: не бить лежачего…

Ученик 1. Не класть в  кулак тяжёлого…

Ученик 2. Ниже пояса не бить…

 Ученик 1. По затылку не колотить…

Ученик 2. Вдвоём на одного не нападать…

Ученик 1. И до смерти никого не забивать.

Ученик 2. Ну а кто всех побеждал кулаком, весь год был самым главным силачом!

Ученик 1. Внимание, внимание! вызываем и мы силачей на соревнование!

Мальчики устраивают соревнование в армрестлинг  / положить руку соперника согнутую в локте на стол/

Ученик  2.  Вот и первый силач. Получай блин и калач!

 Ну а наше путешествие продолжается.  Вот и пятница тихо катится.

Звуковая перебивка ( звон колокольчика).

 

Пятница «Тёщины посиделки»

Ученик 1. Если в среду зятья гостили у тёщ, то в пятницу тёщи приходили к зятьям на блины.

Ученик 2. Напомните своему папе, что в пятницу он должен пригласить вашу бабушку, мамину маму, в гости на блины. Ведь она для него тёща.

Ученик 1. А пятница на масленичной неделе получила название «Тёщины посиделки».

Ученик 2. Званая тёща должна была прислать с вечера всё необходимое для выпечки блинов: сковороду, половник, тарелку, вилку.

Ученик 1. А тесть / отец жены / посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.

Ученик 2. И если зять не приглашал тёщу и тестя, это считалось большой обидой.

Ученик 1. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение.

Ученик 2. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной крупы.

Ученик 1. Были блины с картошкой, с капустой, с мёдом и маслом, с кашей, тыквой, яблоками, вареньем, с рыбой и с икрою, с изюмом и курагою.

 Ученик 2. С пылу, с жару, прямо к горячему самовару!

 Звуковая перебивка (звон колокольчика).

 

Суббота «Золовкины посиделки»

Ученик 1. Шестой день Масленицы – суббота – называется «Золовкины посиделки». Золовка  – это сестра мужа. Молодые невестки принимали у себя родных мужа. И вновь угощали блинами…

Ученик 2. С мёдом, маслом, вареньем, грибами…

Ученик 1. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все,  же стали главным угощеньем и символом именно праздника Масленицы.

Ученик 2. Ведь круглый румяный блин так похож на жаркое солнце , которого ждали всю  долгую зиму!

Ученик 1. Нужно было помочь солнышку проснуться и забраться на небо, поэтому и задабривали его блинами, которые по форме напоминали солнечный круг.

Ученик 2. Блин – символ солнца, красных дней, добрых урожаев и здоровых детей.

Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Последний день Масленицы  – «Прощёное воскресенье».

Звуковая перебивка ( звон колокольчика).

 

 

Воскресенье  «Прощёное воскресенье».

Ученик 1. Этот день ещё назывался «Проводы», «Целовник», «Прощальный день». В этот день устраивали проводы Масленицы.

Ученик 2. С утра вновь начиналось веселье: строили снежные городки, катались на санях, пели песни под гармошку.

Ученик 1. Проводили разные соревнования: кулачные бои, бои петушиные, перетягивание  каната, взбирались на высокий столб, чтоб достать приз…

Ученик 2. Вот и мы проведём соревнования,

                   Проверим ваше физическое состояние!

                   Кто кого перетянет, тот и чемпионом станет!

 

2 мальчика выходят на середину класса, берутся за разные концы верёвки, перетягивают верёвку на себя.

 

Ученик 1.     Вот и первый чемпион-

                        Сильный, как индийский слон!

Ученик 2. Мускулы у него, как сталь

                   Получает в награду медаль!

 Ученик 1. Второе соревнование – петушиный бой,

                    В нём может участвовать любой.

Ученик 2 . Толкайте правым плечом друг друга,

                     Кто кого вытолкнет из круга!

 Рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать левую ногу, а правым плечом , без помощи рук вытолкнуть соперника из круга.

Ученик 1. Вот и второй чемпион – самый отважный

                     За это даём ему орден  бумажный!

Ученик 2 . Вот и пришла пора провожать  Масленицу.

Ученик 1. Сударыню- Масленицу  ставили на сани, рядом сажали красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей,

 которые везли Масленицу по зимним улицам.

Ученик 2 . Все съезжались за околицу. Там разводили большой костёр, давали Масленице блин и торжественно сжигали её под громкое пение.

Ученик 1.А когда горела Масленица, следили за дымом: если он поднимается столбом вверх, то урожай будет хорошим, а ежели дым стелется по земле, то год будет неурожайным.

Ученик 2 .Звонил колокол, и масленичное веселье заканчивалось.

Ученик 1. Все отправлялись на вечернюю службу. После вечерней службы все прощали друг другу обиды, просили прощения у родных соседей.

Ученик 2 .Последний день Масленицы ещё называют «Прощёное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения.

Ученик 1. В этот день люди при встрече целуются и говорят друг другу : « Прости меня, пожалуйста». В  ответ нужно говорить : «Бог тебя простит».

 

И вы, ребята, в это воскресенье постарайтесь попросить прощения  у родных, друзей. Тогда и на сердце станет легче и веселей.

 

Звуковая перебивка (звон колокольчика).

 Вот и закончилось наше путешествие. Будем встречать весну, ждать лета.   А вместе с зимой снова к нам придёт весёлая, широкая Масленица.

3 . Подведение итогов / рефлексия /

Понравилось ли вам, ребята, в гостях у Масленицы?

Что вы чувствовали, путешествуя по праздничным дням?

 

 

 САМОМУ СИЛЬНОМУ САМОМУ СИЛЬНОМУ САМОМУ СИЛЬНОМУ САМОМУ СИЛЬНОМУ

Прикрепленный файл Size
Масленица.doc 71 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн