Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-дискуссия на тему: " «Безопасность дорожного движения"

Фото пользователя Надежда Геннадьевна Туркина
Submitted by Надежда Геннадьевна Туркина on пн, 02/12/2013 - 20:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Туркина Надежда Геннадьевна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ р.п. Шемышейка, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Пензенская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

 

развитие речи;

развитие навыков ведения дискуссии;

научиться аргументировано отстаивать

 собственную точку зрения.

Основная цель данного урока  не только развитие  навыков ведения дискуссии, но и, безусловно,  информированность обучающихся в области безопасности дорожного движения.

Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебн.для 10-11кл./А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова

Используемое оборудование: 

мультимедиа

Краткое описание: 
Для обсуждения были предложены следующие вопросы: 1. Чем можно объяснить происходящие дорожно-транспортные происшествия? 2. Каковы основные причины ДТП, происходящих по вине пешехода? 3. Согласны ли вы с высказываниями Ильфа и Петрова («Пешеходов нужно любить…» «Кротких и умных пешеходов стали давить») 4. Кто – мужчина или женщина – водит автомобиль лучше? 5. Какие новые правила безопасности дорожного движения введены? Стало ли более безопасным дорожное движение с вступлением этих правил в законную силу?

Цель урока:развитие речи;

                      развитие навыков ведения дискуссии;

                      научиться аргументировано отстаивать

                      собственную точку зрения.

 

Оборудование:мультимедиа для презентации; анкета; доска; мел;

                       схемы; иллюстрация (дорожная ситуация).

 

Цитата(на доске):

                «Предстоит не только предметно разобраться, почему не срабатывают  правовые механизмы, включая ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения, нужны и техническая модернизация структур ГИБДД, и совершенствование методов их работы, повышение правовой культуры участников дорожного движения».

Содержание:

  1. Словарная работа.
  2. Правила дискуссии.
  3. Вопросы для обсуждения.
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

 

Ход урока:

 

 

Учитель

Ученик

- Здравствуйте, ребята, гости!

  Сегодня у нас необычный урок, урок-дискуссия на тему «Безопасность дорожного движения».

  Проблема «Безопасность дорожного  движения» - проблема государственного масштаба. Владимир Путин в ходе расширенного заседания коллегии МВД России по итогам 2007 года заявил: «Предстоит не только предметно разобраться, почему не срабатывают  правовые механизмы, включая ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения, нужны и техническая модернизация структур ГИБДД, и совершенствование методов их работы, повышение правовой культуры участников дорожного движения».

  Необходимо взаимодействие всех структур для создания безопасности дорожного движения.

  Дискуссия является одной из форм устного выступления. Поэтому цели нашего урока… (перечень целей  урока).

- Начнем наш урок со словарной работы. Необходимо правильно записать под диктовку слова и дать (устно) лексическое толкование им.

 

  1. Словарная работа.

 

Дискуссия, пропонент, оппонент, полемика, диспут, безопасность, движение.

 

- Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого её решения.

Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.

Оппонент– это тот, кто оспаривает тезис.

Полемика – спор при обсуждении, выяснении каких-нибудь проблем, вопросов.

Диспут– публичный спор на научную или общественно важную тему.

Безопасность– состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.

Движение – езда, ходьба в разных направлениях.

  1. Правила дискуссии.  (Ученик.)

 

- 1) Я предлагаю выбрать двух человек, которые будут  вести протокол дискуссии.

Давайте это будут … Ваша задача – кратко записывать вопросы и ключевые мысли выступающих, чтобы в конце урока подвести итоги дискуссии.

- 2) Ребята, какие правила дискуссии важно знать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А сейчас, ребята, давайте посмотрим перечень вопросов, которые нам сегодня надо обсудить.

  1. Старайтесь полемизировать, возражать аргументировано, с научным, экономическим обоснованием доказывать истину, убеждать не силой голоса, а фактами.
  2. Защиту взглядов (своих или выступающего, если вы его поддерживаете) превращайте в наступление.
  3. Не ввязывайтесь в пустую полемику и не давайте повода другим для такой полемики.
  4. Старайтесь не прибегать к средствам, которыми пользуется недобросовестный оппонент (искажение фактов, высказываний, уход от главного).
  5. Находите в себе мужество признавать верное у противника вашей идеи.
  6. Чтобы опровергнуть неверную, с вашей точки зрения, позицию оппонента, есть немало приемов, возможностей доказать ее несостоятельность. Вот некоторые из них:

а) ложный (как вам кажется) тезис опровергается другими фактами, о которых выступающий умолчал;

б) критикуется система доказательств: покажите, что выдвинутый тезис не вытекает из приведенных аргументов, фактов;

в) критикуются аргументы, сами факты, которые можно рассматривать по-другому (докажите это);

г) ложный (по вашему мнению) тезис развивается дальше, до логического конца и сводится к абсурду.

А самое главное правило, я считаю, корректно и аргументировано отстаивать свое мнение.

  1. Вопросы для обсуждения.

 

  1. Чем можно объяснить происходящие дорожно-транспортные происшествия?
  2. Каковы основные причины ДТП, происходящих по вине пешехода?
  3. Согласны ли вы с высказываниями Ильфа и Петрова («Пешеходов нужно любить…» «Кротких и умных пешеходов стали давить»)
  4. Кто – мужчина или женщина – водит автомобиль лучше?
  5. Какие правила безопасности дорожного движения введены с 1 января 2008 года? Стало ли более безопасным дорожное движение с вступлением этих правил в законную силу?

 

  1. – Каждый день газеты, радио, телевидение приносят сообщения об очередном дорожно-транспортном происшествии: сталкиваются автомобили, пешеходы попадают под колеса транспорта.

  Мы привыкли к обилию машин на дорогах. А ведь ещё наши прабабушки пугались медленно ползущих по шпалам поездов и громоздких автомобилей. Мы же считаем их частью нашей жизни и иногда забываем об опасностях, которые с ними связаны.

   Так, если в 2000 году в нашей стране произошло 165000 ДТП, то в 2007 году – почти 234000 ДТП.

  1. Чем можно объяснить происхождение дорожно-транспортных происшествий?

 

 

Ученик.

- Это можно объяснить сложными климатическими условиями, неудовлетворительным состоянием дорог, невысокой квалификацией водителей.

Ученик

- Конечно, этим можно объяснить происхождение дорожно-транспортных происшествий. Но нельзя снимать вину и с пешеходов, я считаю. Ведь статистика показывает, что, примерно в половине случаев виноваты пешеходы, которые не соблюдали правила дорожного движения.

  1. – Каковы основные причины ДТП, происходящие по вине пешехода?

 

 

Вертяшкина Д.

- Основными причинами ДТП являются переход перед близко идущим транспортом - 45%;

при запрещающем сигнале светофора- 14%;

неожиданный выходиз-за транспорта – 20% и невнимательность пешехода.

   Нередко наезды на пешеходов в городе возникают, когда пешеходы идут вдоль дороги по проезжей части или из-за того, что пешеходному потоку не хватает тротуара.

Ученик

- А я считаю, что ДТП происходят из-за спешки пешеходов. Чем  уже тротуар и выше интенсивность движения пешеходов, тем труднее заметить спешащего пешехода. Часто это школьники. Ведь каждое утро они спешат в школу.

  Я, думаю, что нужно с вечера приготовить портфель, а утром не спеша  выйти из дома и спокойно идти по знакомой дороге: тогда никаких ДТП не будет.

Ученик

- Нельзя не согласиться с товарищами, что пешеход часто является причиной ДТП. Например, однажды в Санкт-Петербурге отец и сын-первоклассник вышли на прогулку. На подходе к переулку отец встретил знакомого и остановился с ним поговорить. Сын перебежал на другую сторону улицы и, постояв там, решил вернуться обратно.

  Мальчик не смог соразмерить скорость своего бега со скоростью автомашины и был сбит. Пешеход, перебегающий улицу, особенно перед близко идущим транспортом, дезориентирует водителя.

- В 20-е годы сатирики И. Ильф и Е. Петров в книге «Золотой теленок» выступили в защиту пешеходов.

  «Пешеходов нужно любить, - писали они. – Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Они построили города… И когда все было готово, когда  родная планета приняла благоустроенный вид, появились автомобилисты. Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходом. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить.»

  1. Согласны ли вы с высказываниями Ильфа и Петрова («Пешеходов нужно любить». «Кротких и умных пешеходов стали давить»)?

 

 

Ученик

- Разумеется, пешеходов нужно любить. Но сегодня, к сожалению, есть недобросовестные водители, которые нарушают правила дорожного движения, в результате чего происходят ДТП.

К большому огорчению, встречаются на дорогах водители, которые находятся в наркотическом и алкогольном состоянии. Именно из-за них и происходят ДТП. Например, за 12 месяцев 2007 года работниками Шемышейского РОВД выявлено и пресечено 1529 нарушений правил дорожного движения, при этом за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения задержано – 35 водителей, за уклонение от прохождения медосвидетельствования – 40, за  управление транспортам без прав управления – 34, превышение установленной скорости движения – 735, нарушение правил обгона – 38.

Ученик

- Но нельзя обвинять всех водителей. Ведь многие из них добросовестно относятся к своим обязанностям, следят за исправностью транспортного средства, наблюдают внимательно за пешеходами, хорошо владеют ситуацией на дороге. Пешеход Л., находясь в нетрезвом состоянии, внезапно выбежал навстречу двигающемуся автомобилю. Водитель С, увидев появившегося пешехода, смог все - таки остановить автомашину, что помогло избежать ДТП.

- В современном мире много водителей – женщин.

4) Кто – мужчина или женщина – лучше водит машину?

 

 

Ученик

- Проведенные исследования показали, что в отличие от мужчин, женщины не так легко выходят из трудного положения и пытаются обязательно выполнить предписание правил дорожного движения, даже если это сопряжено с опасностью.

   Женщины быстрее утомляются, острее и болезненнее реагируют на конфликты, неприятности дома, они более продолжительное время находятся в возбужденном состоянии. А это, как известно, никогда не было союзником водителя. В силу этих причин женщинам лучше не делать замечаний, когда они за рулем. Поэтому, я считаю, что лучше водит машину мужчина.

Ученица

- У любого человека есть свои сильные и слабые стороны, поэтому разрешите мне не согласиться с Артемом в том, что лучше водит машину мужчина.

   Ведь отсутствие у большинства женщин вредной привычки садиться за руль в нетрезвом состоянии почти полностью исключает аварии по этой причине. Они держатся ближе к правовой стороне дороги, без причины не замечают левый ряд и реже злоупотребляют педалью газа.

   Как правило, женщины в жизни более старательны, аккуратны, осторожны и ответственны и такими остаются за рулем. Девушки 18-24 лет считаются самыми дисциплинированными участниками движения, что нельзя сказать о юношах того же возраста.

   Женщины реже страдают дальтонизмом.

   Сказать однозначно, кто же мужчина – или женщина – лучше водит автомобиль, нельзя. И те, и другие имеют свои сильные и слабые стороны.

Ученик

- Мы провели анкетирование о безопасности дорожного движения, в котором приняли участие 65  человек (одиннадцатиклассники и их родители).

(на экране высвечены результаты анкетирования)

Анкета:

  1. Кто чаще всего виноват в ДТП?
  2. водитель 2. пешеход
    1. Какой водитель чаще попадает в ДТП?
  3. женщина 2. мужчина
    1. Знаете ли вы правила дорожного движения?
  4. да 2. нет 3. немного
    1. С какого возраста   можно водить:

 автомобиль?      мопед?           велосипед?

  1. 16 лет               1. 18 лет        1. 18 лет
  2. 14 лет               2. 14 лет       2. 16 лет
  3. 18 лет              3. 16 лет        3. 14 лет
    1. Кто ответственнее относится к вождению автомобиля?
  4. мужчина  2. женщина
    1. Кто познакомил Вас с правилами дорожного движения?
  5. родители  2. учителя (воспитатели) 3. знакомые
    1. Получали ли Вы помощь от сотрудников ГИБДД?
  6. да  2. нет
    1. Нарушали ли Вы правила дорожного движения?
  7. да  2. Нет

- Результаты анкетирования показывают, что, к большому сожалению, уровень правовой культуры нашего населения не так высок, как хотелось бы.

   Значит, надо повышать правовую культуру не только учащихся, но и взрослых, тогда и не будет ДТП.

 

Ученик

- С 1 января 2008 года вступили в свою законную силу следующие правила дорожного движения:

  • увеличился штраф за нарушение ПДД;
  • необходимо иметь специальное сиденье (кресло) для маленького ребенка;
  • весь транспорт, прицепы при прохождении техосмотра подлежат диагностированию, которое проходит на территории ГИБДД;
  • усиление повышения правовой культуры участников дорожного движения.

- Я считаю, что данные правила положительно сказываются на безопасности дорожного движения.

  Сегодня вы редко увидите не пристегнутого ремнем водителя или пассажира;

   в нетрезвом состоянии стало меньше водителей ездить;

  на уроках, классных часах, на внеклассных мероприятиях ученики повышают уровень правовой культуры участников дорожного движения. А взрослые это делают на различных семинарах, лекциях.

 

- Я согласен с товарищем, что новые правила несут положительный результат. Но нельзя отрицать и то, что для города (такого большого, как Москва) и для села штраф за нарушение ПДД должен быть различным. Ведь заработная плата в больших городах существенно отличается от сельских планок. Поэтому, заплатив за не пристегнутый ремень штраф 500 рублей, в Москве для водителя, я думаю, это не ощутимо. А вот сельский водитель задумается над тем, платить ему штраф или соблюдать правила дорожного движения.

- Ежегодно во всем мире в дорожно-транспортных происшествиях гибнет людей больше, чем в результате военных действий. А происходит это из-за невнимательности участников дорожного движения, из-за того, что мы не думаем о своей жизни и жизни ближнего.

  Давайте же ответственно относиться к безопасности дорожного движения, а для этого нужно, прежде всего, чтобы все участники дорожного движения уважали друг друга.

- Наша дискуссия подходит к концу, надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога.

  Послушайте в заключении стихотворение Петра Суханова «Я не преследовал удачу». Читает Киселев Александр.

 

 

Ученик

Я не преследовал удачу,

Когда, вгоняя в тот мотор,

Шел на четвертой передаче

На свой

Последний светофор…

Мелькали знаки, перекрестки,

Листвой

И ужасом пыля…

И удивительно и просто

Раскручивалась

Земля! ...

Я не искал себе покоя

Не разделял добро и зло…

Лишь небо билось

В лобовое

Незащищенное

Стекло.

Слепили нервы, словно фары.

Трещала трасса от грозы…

Я не почувствовал  удара

Он

Был

Не более слезы!..

Я помню –

Осень. Ветер свежий,

И речку

С лодкой вдалеке…

Я помню только дикий скрежет! ...

И мать, заснувшую в тоске…

Родная!

Я в обычном рейсе.

Хранишь, обиды заглуша! …

Ведь чем болезненнее сердце,

Тем благороднее душа.

Храни себя!

А  если будет

Невыносимо ждать – прости! …

Ведь жизнь –

Единственное чудо,

Где все соединяются пути.

- Через несколько минут Лариса и Саша подведут итоги нашей дискуссии, а мы попробуем решить пока одну задачу.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

- Представьте, что вы водитель.

  Как вы поступите в данной ситуации

      (билет №3, в-с 14, варианты ответа;)

 

 

Ученик

- При повороте направо я должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, вариант ответа – 3.

Так на любых перекрестках Вы должны  уступить дорогу как пешеходам, так и велосипедистам, которые движутся по обозначенной знаком 4.5 (велосипедная дорожка) и выделенной разметкой дорожке.

- А сейчас слово предоставляется Ларисе и Саше для подведения итогов нашей дискуссии.

 

 

Ученики

  1. ДТП происходят не только из-за плохих погодных условий, дорог, но, прежде всего, из-за безответного отношения к ПДД самих участников дорожного движения, то есть пешеходов и водителей. Пешеходы и водители слишком спешат, невнимательно относятся друг к другу, без уважения. Это и является основными причинами ДТП.

    Для того, чтобы предотвратить ДТП необходимо взаимодействие всех структур, связанных подготовкой будущих  сознательных  участников дорожного движения.

  1. Сегодня мы дискуссировали на одну из актуальных тем «Безопасность дорожного движения». Мы слышали размышления противников и оппонентов. Хочется заметить, что многие оппоненты аргументировано оспаривали разные тезисы. Это оспаривание не превращалось в буйный крик. Вы корректно высказывали свое мнение, учитывали разные позиции и сумели найти точки соприкосновения между ними.

- Наша дискуссия подошла к концу. Я думаю, что вы сегодня развили навыки ведения дискуссии; поняли, что главное в дискуссии – аргументировано отстаивать свою точку зрения, взаимное уважение друг к другу, умение прислушиваться к оппонентам.

   Главное – учитывать противоположные позиции и находить точки соприкосновения между ними.

Домашнее задание.

- В качестве домашнего задания, чтобы Вы закрепили навыки ведения дискуссии, я предлагаю Вам составить план дискуссии для 6-го класса на тему «Безопасность дорожного движения»;

в-с №10 (на стр. 284 по Власенкову, Рыбченковой)

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн