Официальный сайт printclick 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа дополнительного образования "Создаем картину"

Фото пользователя Зульфия Акрамовна Исхакова
Размещено: Зульфия Акрамовна Исхакова - вт, 03/12/2013 - 11:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Исхакова Зульфия Акрамовна
Место работы, должность: 

МАОУ ДОД "Федоровский центр дополнительного образования", педагог дополнительного образования

Регион: 
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> <strong>Направленность</strong> дополнительной образовательной программы &laquo;Создаем картину&raquo; - общее художественное образование, которое направлено на духовно &ndash; нравственное, эстетическое и эмоциональное развитие младших школьников.</p> <p> <strong>Новизна.</strong> Для обеспечения органичного единства обучения и творчества младших школьников предусмотрены различные виды деятельности: интересное изложение учебного материала с игровыми моментами; разнообразные и красочные наглядные материалы; введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов; совместная с педагогом и самостоятельная практическая работа детей, обсуждение творческих работ детьми и педагогом. Все это способствует заинтересованности ребенка творческим процессом, делает занятие эмоциональным. В этом заключается отличительная особенность и новизна программы.</p> <p> <strong>Целью программы </strong>является овладение&nbsp; основами изобразительной грамоты. Кроме того, через развитие способности к зрительному анализу окружающего мира прийти к восприятию предметов изобразительного искусства, а также к умению абстрактно мыслить, понимать символы и таким образом помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и оформительской деятельности.</p>

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Известно, что духовное возрождение, обновление общества тесно связано с такими понятиями, как идеи, знания, представления, художественные ценности, с творческой деятельностью. Творческая деятельность, в свою очередь, тесно связана с преемственностью, поскольку лишь воспринимая наследие предыдущих поколений, заново оценивая его, люди обретают способность творить сами.

          Направленность дополнительной образовательной программы «Создаем картину» - общее художественное образование, которое направлено на духовно – нравственное, эстетическое и эмоциональное развитие младших школьников.

          Новизна.Для обеспечения органичного единства обучения и творчества младших школьников предусмотрены различные виды деятельности: интересное изложение учебного материала с игровыми моментами; разнообразные и красочные наглядные материалы; введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов; совместная с педагогом и самостоятельная практическая работа детей, обсуждение творческих работ детьми и педагогом. Все это способствует заинтересованности ребенка творческим процессом, делает занятие эмоциональным. В этом заключается отличительная особенность и новизна программы.

          Актуальность. Если ребенок в 2,5 года может «раскрепоститься» в рисунке, то уже в подготовительной к школе группе появляются нерешительность, боязнь не справиться с работой. А желание творить в младшем школьном возрасте может вообще пропасть из - за неумения, на взгляд ребенка, правильно нарисовать что – то.  Причины могут быть разными: ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы; отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности; исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии; педагоги не всегда способны предоставить детям для работы разнообразные изобразительные материалы; неумение педагогов развивать эстетическое и эмоциональное восприятие у детей. Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности, в частности, через эмоциональное образование. Особая ценность занятий по данному направлению заключается в том, что в творческой деятельности основной задачей является не столько получение знаний, сколько обеспечение основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Таким образом,  возникла необходимость введения в программу новых  разделов как

«Социальное проектирование»и «Социальное партнерство» – современных технологий социального воспитания учащихся. Социальный проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности ребенка. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Раздел «Социальное партнерство» предусматривает систему взаимоотношений между учащимисяи взрослыми, направленную на обеспечение согласования интересов по вопросам художественной деятельности.  

          Педагогическая целесообразность. Обучение основано на принципах личностно – ориентированного образования детей и педагогики развития,  в центре внимания которых – личность ребенка, реализующего свои возможности. Поэтому программа учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (черно-белая графика, искусство цвета), рисование на темы  (композиция); декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом следующего:

  • определенного ритма наблюдений природы в течение года;
  • показа и сменяемости различных видов искусства;
  • связи с профессиональным искусством;
  • методических приемов, обеспечивающих возрастающий интерес к встрече с произведением искусства

          Целью программы является овладение  основами изобразительной грамоты. Кроме того, через развитие способности к зрительному анализу окружающего мира прийти к восприятию предметов изобразительного искусства, а также к умению абстрактно мыслить, понимать символы и таким образом помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и оформительской деятельности.

          Задачи  программы:

 1 год обучения

  1. Познакомить с  деятельностью  художника: что может изобразить художник (предметы, людей, события), с помощью каких материалов изображает художник  (бумага, холст, картон, карандаш, кисти, краски и др.).
  2. Научить  правильно и выразительно передавать  в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее настроение и цвет предмета под руководством учителя. 
  3. Правильно сидеть, правильно держать лист бумаги, карандаш;  определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги.
  4. Развивать умение высказывать простейшие суждения о картинах, предметах декоративно – прикладного и оформительского искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства и переживания может предать художник?).
  5. Обеспечить развитие изобразительных умений и навыков.
  6. Воспитывать интерес к искусству.
  7.  

2 год обучения

  1. Сообщить сведения о роли искусства в жизни человека, о видах и жанрах изобразительного искусства,  об особенностях работы графическими, живописными  и другими материалами.
  2. Научить  работать с цветом, тоном, линией, пространством, формой при выполнении графических и живописных работ, а также заданий по оформительской работе.
  3. Привить навыки  работы с такими художественными материалами как гуашь, акварель, пастель, карандаш, кисть и др.
  4. Развивать  умение передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами.
  5. Воспитать творческую и познавательную активность учащихся, художественный вкус.

3 год обучения

  1. Сформировать понятие о необходимости изучения изобразительного искусства.
  2. Расширить сведения о композиции, цветоведении, основах декоративной росписи, способах исполнения различных оформительских работ; о свойствах  применяемых материалов и красителей, применении чертежных инструментов.
  3. Познакомить с творчеством некоторых выдающихся художников России и мира.
  4. Совершенствовать навыки рисунка, живописи, приемы декоративной росписи; умения рисования с натуры, по памяти и по представлению.
  5. Научить анализировать произведения изобразительного искусства и высказывать оценочные суждения о них, способствовать применению знаний из разных областей в творческой работе.
  6. Воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру и искусству.  

          Отличительная особенность данной программы заключается в том, что в изобразительной, декоративной, оформительской деятельности применяется большое разнообразие художественных материалов и техник, что позволяет активизировать процесс творчества учащихся.

          Срок реализации программы – 3 года.  Возраст воспитанников: первый год обучения  - 7 – 8 лет,  второй год обучения – 9 - 10 лет, третий год – 10 – 11 лет.

          Формы и режим занятий. Формы занятий зависят от сложности изучаемой темы, уровня подготовки обучающихся, их индивидуальных и возрастных особенностей. Это беседы, упражнения, самостоятельная работа, конкурсы, игры. Режим: 1 занятие в неделю по 3 академических часа.

          Ожидаемые результаты.

1 год обучения

Должны знать:

- о деятельности художника: что может изобразить художник (предметы, людей, события), с помощью каких материалов изображает художник  (бумага, холст, картон, карандаш, кисти, краски и др.);

-  о рисунке, живописи, искусстве оформления;

- о художественных материалах и инструментах.

Должны уметь:

- высказывать простейшие суждения о картинах, предметах декоративно – прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства и переживания может передать художник?);

- стремиться правильно и выразительно передавать  в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее настроение и цвет предмета под руководством учителя;

- правильно сидеть, правильно держать лист бумаги, карандаш;

- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги.

2 год обучения

Должны знать:

- о роли искусства в жизни человека;

- о видах и жанрах изобразительного искусства;

- об особенностях работы графическими, живописными и другими материалами.

Должны уметь:

- работать с цветом, тоном, линией, пространством, формой при выполнении графических и живописных работ, а также заданий по оформительской работе;

- работать с такими художественными материалами как гуашь, акварель, пастель, карандаш, кисть и др.;

- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами.

3 год обучения

Должны знать:

- о необходимости изучения изобразительного искусства;

- о творчестве некоторых выдающихся художников России и мира;

- анализировать произведения изобразительного искусства и высказывать оценочные суждения о них;

- основы рисунка, цветоведения, основы декоративной росписи, способы исполнения различных оформительских работ;

- свойства применяемых материалов и красителей.

Должны уметь:

- технику рисунка, технику живописи, приемы декоративной росписи, способы оформительского искусства;

- рисовать с натуры, по памяти и по представлению;

- использовать знания из разных областей в творческой работе.

            Форма подведения итогов.  Косвенным критерием служит заинтересованность младших школьников в выбранном виде деятельности.

            Результаты работы могут быть представлены в форме выставок, практических и творческих работ обучающихся, итоговых занятий в форме игр и конкурсных программ.

           

        Программа по дополнительному образованию «Создаем картину» разработана на  основе образовательной программы по декоративно – прикладному искусству для УДОД (приложение к журналу «Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей», выпуск № 1, Москва, 2007 г.).


 

 

 

 

 

 

 

ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
 
К  УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
 
КУРСА «СОЗДАЕМ КАРТИНУ»
 
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

НАПРАВЛЕНИЕ «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ»

 

 
 
 
 
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 324 часов.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Тема

Общее кол-во часов

в том числе

 

теория

практика

1

Черно-белая графика

108

18

90

2

Искусство цвета

108

18

90

3

Искусство оформления

81

9

72

4

Социальное проектирование

18

9

9

5

Социальное партнерство

9

 

9

 

Всего

324

54

270

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Черно-белая графика (108 ч.).

Теоретические сведения.

Линия, пятно и его организация.

Оттиски.

Силуэт.

Композиция.

Графические материалы и их изобразительные возможности.

Художественная идея – чередование крупных и мелких предметов.

Силуэт.

Заполнение контура по типу контрастов.  

Художественные приемы – формат и композиция.

Художественный прием – от общей формы к отдельным деталям.

Художественная идея – зрительный центр, заполнение контура по типу контраста. 

Художественная идея – использование декоративных средств художественной выразительности.

Передача пропорций фигуры человека: подготовка к тематической композиции.

Силуэт – форма – условность цвета.

Монотипия.

Линогравюра.

Звук – образ – движение.

Графика букв.

Практическая работа.

Художественная идея: лист – дерево, ветка – дерево, цветок - дерево.

Создание  декоративно – плоскостного рисунка способом оттиска с природных форм (окрашенных растений).

Осмысление случайных пятен, линий как основы изображения кота, дополнение деталями: «Мой любимый «зверь» - кот.

Декоративный натюрморт.

Творческая работа: «Приготовь поздравления к новому году».

Композиция из геометрических форм: «Озорник – солнечный лучик напугал холодные цвета».

Белая линия на черном фоне: «Лес – кружево».

Творческая работа: «Встречаем  весну».

Создание художественного образа весеннего цветка.

Композиция из геометрических фигур, цифр, пятен, точек, линий: «Веселый ритм». Декоративная композиция: «Бабочки и стрекозы».

Получение орнамента с помощью фигурок: «Набойка».

Теневой театр: «В царстве черного цвета».

Творческая работа: «Превращения».

Художественная идея – декоративное украшение предметов: тематическая композиция.

Художественные приемы – формат и композиция.

Изображение натюрморта.

Тематическая композиция: «Новогодний танец».

Линейные наброски фигуры человека.

Тематическая композиция: «Зимние забавы».

Тематическая композиция: « Мои любимые домашние животные».

Декоративная тематическая композиция: «В цирке».

Художественная идея – использование декоративных средств художественной выразительности. «Создаем куклы сами».

Художественная идея – использование декоративных средств художественной выразительности. Декоративная тематическая композиция: «Подводное царство».

Силуэт. «Мой любимый друг».

Рисунок человека с натуры, по наблюдению. Восковые мелки.

Изображение народных мастеров из разных стран мира по описанию. Акварель, восковые мелки.

Художественная идея: орнаментирование бытовых предметов.Композиция из форм, отвлеченных от изображения конкретного предмета.

Творческая работа: «Учимся у мастериц».

Графическое изображение пейзажа с 3-4 планами, перспективным сокращением предметов: «Зимний парк». Черная тушь.

Графическая работа с использованием линии, штриха в технике лубка по эскизу: «Котик – коток». Черная тушь.

Воссоздание образа орнаментированного изображения солнышка, животных, птиц, использование всех изученных приемов росписи: эскиз сувенира.

Формотворчество.Упражнения: ритмичность рядов одинаковых элементов усложняется применением контраста  большого и малого, темного и светлого.

Выполнение композиции: «Миры. Бесконечность».

Выполнение композиции в заданной гамме: Фриз «земля – Космос – Земля».

Композиция из форм, отвлеченных от изображения: передача музыкального ритма, покоя, движения.

Освоение простейших элементов растительного орнамента, составление из них композиций.

 

2. Искусство цвета (108 ч.).

Теоретические сведения.

Цель и задачи дополнительного образования «Создаем картину» 1 года обучения.  Режим и план занятий. Инструктаж по т/б и п/б. Основные цвета.

Дополнительные цвета.

Палитра теплых цветов.

Холодный цвет.

Палитра холодных  цветов.

Техника раздельного мазка.

Цель и задачи дополнительного образования «Создаем картину» 2 года обучения.  Режим и план занятий. Инструктаж по т/б и п/б. Новые возможности цвета.

Композиция из форм, отвлеченных от изображения конкретного предмета.

Выявление пространственных планов.

Цвет и символ.

Техника раздельного мазка.

Изображение весеннего пейзажа в технике заливки.

Цель и задачи дополнительного образования «Создаем картину» 3 года обучения.  Режим и план занятий. Инструктаж по т/б и п/б. Передача тональной и цветовой градации в пределах формы.

Композиция декоративного натюрморта, составленного на основе выявления декоративных качеств в предмете.

Живописное изображение пейзажа с передачей планов воздушной перспективы.

Форма – материал – образ: повтор выделяемого предмета.

Форма – материал – образ: приемы, способствующие необычности композиционного решения.

Силуэт – форма – условность цвета.

Практическая работа.

Экспериментирование с художественными материалами: «Хоровод красок».

Выполнение работы: «Цвета осени».

Упражнение на чередование теплых цветовых линий: роспись на ткани.

Наброски с натуры, изображение осеннего пейзажа по памяти: «Золотая осень».

Цвет и время года. Пейзаж в технике «гризайль».

Составление гаммы холодных цветов зимы: «Холодная палитра матушки Зимы». Упражнение на изображение воды (буря, море, скалы, гладь) в технике раздельного мазка. Упражнение «кадрирование»:  «Портрет весны».

Рисование первых весенних цветов с натуры и по представлению: «Весенние цветы».Передача выразительных особенностей формы и размера предметов. Тематическая композиция: «В зоопарке».

Упражнения на смешивание чистых цветов с белилами: «В царстве королевы Нежности – белой гуашевой краски».

 Передача тонального контраста: «Тихая осень» (спокойствие или напряженность композиции).

Упражнение на изобразительное предпочтение: «Осенняя краса».

Композиция из форм, отвлеченных от изображения конкретного предмета.

Художественная идея: орнаментирование бытовых предметов.

Выявление пространственных планов. Пейзаж: «Зимний колорит».

Создание  открытки: «Наряд для Зимушки – зимы».

Упражнение на изображение воды (буря, море, скалы, гладь) в технике раздельного мазка.

Цвет и символ. Создание красивой вазы с геометрическим орнаментом: «Подарок  маме». «Встреча весны». Творческая работа: «Звуки природы».

Композиция из форм, отвлеченных от изображения конкретного предмета. «Полет сказочной птицы».Создание выразительных образов, передача настроения. Тематическая композиция: «Аттракционы в детском парке».

Натюрморт «Летний».  Акварель, гуашь.

Декоративный натюрморт «Букет на память школе»: изображение в заданной гамме.

Пейзаж «Осенние звоны». Акварель, гуашь.

Декоративная  композиция «Осенний народный праздник – ярмарка».

Готовимся к Новому году. Бумага, картон, фольга, гуашь.

Декоративная тематическая композиция «Хоровод». Акварель, гуашь, черная тушь, восковые мелки.

Композиция декоративного натюрморта: «Новогодний букет».

Творческая работа: «Новогодний праздник».

Композиция из зооморфных и растительных мотивов в квадратном формате.  Акварель, гуашь.

Сочинение декоративного образа на основе переработки природного материала: «Готовим подарок  маме».

Декоративная композиция «Сувениры русского севера».  Гуашь.

Декоративная тематическая композиция «Народный праздник масленица»

Творческая работа: «Моделирование: « Готовимся к масленнице».  Материал свободный.

Достижение тональной и цветовой градации при передаче объема формы: Натюрморт «Весенний». Акварель, гуашь.

Композиция декоративного натюрморта «Народные мотивы»: разнообразие форм и фактуры орнаментированных предметов.

 

3. Искусство оформления (81 ч.).

Теоретические сведения.   

Аппликация.

Линейный орнамент. Городецкая роспись.

Хохломская роспись.

Полхов – Майданская игрушка. Филимоновская игрушка.

Гжельская роспись.

Мезенская роспись.

Северодвинская роспись.

Витраж - клеймо.

Цветочная роспись жостовских подносов.

Практическая работа.

Упражнение на передачу цветовой гаммы: «Осеннее дерево».

Творческая работа:  Конструирование форм из случайных пятен, вырезанных из бумаги - тематическая композиция «Любимые игрушки».

Лепка глиняного сосуда и украшение его насечками, палочками, точками: «В гончарной мастерской».

Создание простейшего орнамента с использованием различных приемов. Повтор главных элементов растительного орнамента.

Вариации главных элементов городецкого узора: «Сказочная ветка».

Линейный орнамент. Музыкальное настроение в конструкции «Нанизай бусинки». Логические игры: «Продолжи узор».

Создание декоративного образа на основе переработки натурального материала: «Сказочное дерево».

Аппликация. Новогодняя елка. Игрушки для елки.

Аппликация. Изготовление костюмов из бумаги: «Собираемся на праздник».

Изготовление масок - личин для народного праздника: «Встреча весны». Изготовление сказочных птиц для встречи весны: «Птицы на шестах».

Лепка, глина. Сочинение лепного образа: «Златокудрое солнышко».

Повтор главных отличительных элементов росписи.  Вариации элементов: «Чудесный узор».

Импровизация по мотивам хохломской травки: «Сказочная птица».

Повтор главных отличительных элементов росписи. Вариации элементов: «Яблочки на ветке». Импровизация по мотивам Полхов – Майданской росписи. Роспись фигурки матрешки: «Укрась матрешку». Сочинение декоративного образа на основе переработки природного материала: «Фантастические растения и животные». Повтор отличительных элементов росписи. Вариации элементов.

Импровизация по мотивам росписи филимоновских игрушек. Украшаем росписью коня, птицу.

Создание композиции из полосок бумаги, украшенных надрезами: «Морозные узоры».

Повтор главных отличительных элементов росписи.

Вариации главных элементов гжельской росписи. Роспись готовых изделий из белого материала: «Украсы для стаканчика и тарелочки».

Формотворчество. Сочинение форм фантастических цветов, веточек, рыбок, птиц: «Мы – волшебники». Освоение основных элементов мезенской росписи: «черногривый конь и красна утушка».

Вариации из главных отличительных элементов мезенской росписи. Роспись туеска: «Туесок с загадками». Композиция из шаров: «Украшаем класс».

Макетирование: изготовление елочки, лиственного дерева, стены дома из «бумажных» бревен.

Выполнение объемных фигурок в народных костюмах в технике бумагопластики. Белая и цветная бумага, кусочки ткани. Акварель, гуашь.

Орнаментация предметов быта:  изготовление сундучка из картона, декорирование.

Повтор главных отличительных элементов. Вариации из главных отличительных элементов росписи. Роспись изделия.

Импровизация по мотивам северодвинского орнамента.

Готовимся к Новому году. Бумага, картон, фольга, гуашь.

Лепка рельефного узора изразца:переведение эскиза в материал. Глина, пластилин.

Работа с витой веревкой: украшение коробочки или дощечки узорами из витой веревки по мотивам орнамента: «Сканые узоры».

Декоративная композиция из форм, организованных в пятно: «Подводный мир». Черный фон, цветная бумага, пленка.

«Сказочный город». Глина, пластилин.

 

4. Социальное проектирование (18 ч.).

Практическая работа.

Социальное проектирование.

 

5. Социальное партнерство (9 ч.).

Практическая работа.

Социальное партнерство.

 

 

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

п/п

Разделы

Общее кол – во часов

теория

практика

1

Черно – белая графика

 

6

30

2

Искусство цвета

 

6

30

3

Искусство оформления

 

3

24

4

Социальное проектирование

 

 

9

Итого

 

15

93

Всего

 

108

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

п/п

Разделы

Общее кол – во часов

теория

практика

1

Черно – белая графика

 

6

30

2

Искусство цвета

 

6

30

3

Искусство оформления

 

3

24

4

Социальное проектирование

 

 

9

Итого

 

15

93

Всего

 

108

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

п/п

Разделы

Общее кол – во часов

теория

практика

1

Черно – белая графика

 

6

30

2

Искусство цвета

 

6

30

3

Искусство оформления

 

3

24

4

Социальное партнерство

 

 

9

Итого

 

15

93

Всего

 

108

 

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ 15 Ч.

 

1. ЧЕРНО – БЕЛАЯ ГРАФИКА 6 Ч.

Линия, пятно и его организация.

Оттиски.

Силуэт.

Композиция.

Графические материалы и их изобразительные возможности.

Художественная идея – чередование крупных и мелких предметов.

 

2. ИСКУССТВО ЦВЕТА 6 Ч.

Цель и задачи дополнительного образования «Создаем картину» 1 года обучения.  Режим и план занятий. Инструктаж по т/б и п/б. Основные цвета.

Дополнительные цвета.

Палитра теплых цветов.

Холодный цвет.

Палитра холодных  цветов.

Техника раздельного мазка.

 

3. ИСКУССТВО ОФОРМЛЕНИЯ 3 Ч.

Аппликация.

Линейный орнамент. Городецкая роспись.

Хохломская роспись.

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ 93 Ч.

 

1. ЧЕРНО – БЕЛАЯ ГРАФИКА 30 Ч.

Художественная идея: лист – дерево, ветка – дерево, цветок - дерево.

Создание  декоративно – плоскостного рисунка способом оттиска с природных форм (окрашенных растений).

Осмысление случайных пятен, линий как основы изображения кота, дополнение деталями: «Мой любимый «зверь» - кот.

Декоративный натюрморт.

Творческая работа: «Приготовь поздравления к новому году».

Композиция из геометрических форм: «Озорник – солнечный лучик напугал холодные цвета».

Белая линия на черном фоне: «Лес – кружево».

Творческая работа: «Встречаем  весну».

Создание художественного образа весеннего цветка.

Композиция из геометрических фигур, цифр, пятен, точек, линий: «Веселый ритм». Декоративная композиция: «Бабочки и стрекозы».

Получение орнамента с помощью фигурок: «Набойка».

 

2. ИСКУССТВО ЦВЕТА 30 Ч.

Экспериментирование с художественными материалами: «Хоровод красок».

Выполнение работы: «Цвета осени».

Упражнение на чередование теплых цветовых линий: роспись на ткани.

Наброски с натуры, изображение осеннего пейзажа по памяти: «Золотая осень».

Цвет и время года. Пейзаж в технике «гризайль».

Составление гаммы холодных цветов зимы: «Холодная палитра матушки Зимы». Упражнение на изображение воды (буря, море, скалы, гладь) в технике раздельного мазка. Упражнение «кадрирование»:  «Портрет весны».

Рисование первых весенних цветов с натуры и по представлению: «Весенние цветы».Передача выразительных особенностей формы и размера предметов. Тематическая композиция: «В зоопарке».

 

3. ИСКУССТВО ОФОРМЛЕНИЯ 24 Ч.

Упражнение на передачу цветовой гаммы: «Осеннее дерево».

Творческая работа:  Конструирование форм из случайных пятен, вырезанных из бумаги - тематическая композиция «Любимые игрушки».

Лепка глиняного сосуда и украшение его насечками, палочками, точками: «В гончарной мастерской».

Создание простейшего орнамента с использованием различных приемов. Повтор главных элементов растительного орнамента.

Вариации главных элементов городецкого узора: «Сказочная ветка».

Линейный орнамент. Музыкальное настроение в конструкции «Нанизай бусинки». Логические игры: «Продолжи узор».

Создание декоративного образа на основе переработки натурального материала: «Сказочное дерево».

Аппликация. Новогодняя елка. Игрушки для елки.

Аппликация. Изготовление костюмов из бумаги: «Собираемся на праздник».

Изготовление масок - личин для народного праздника: «Встреча весны». Изготовление сказочных птиц для встречи весны: «Птицы на шестах».

Лепка, глина. Сочинение лепного образа: «Златокудрое солнышко».

Повтор главных отличительных элементов росписи.  Вариации элементов: «Чудесный узор».

Импровизация по мотивам хохломской травки: «Сказочная птица».

 

4. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 9 Ч.

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ 15 Ч.

 

1. ЧЕРНО – БЕЛАЯ ГРАФИКА 6 Ч.

Силуэт.

Заполнение контура по типу контрастов.  

Художественные приемы – формат и композиция.

Художественный прием – от общей формы к отдельным деталям.

Художественная идея – зрительный центр, заполнение контура по типу контраста.  

Художественная идея – использование декоративных средств художественной выразительности.

 

2. ИСКУССТВО ЦВЕТА 6 Ч.

Цель и задачи дополнительного образования «Создаем картину» 2 года обучения.  Режим и план занятий. Инструктаж по т/б и п/б. Новые возможности цвета.

Композиция из форм, отвлеченных от изображения конкретного предмета.

Выявление пространственных планов.

Цвет и символ.

Техника раздельного мазка.

Изображение весеннего пейзажа в технике заливки.

 

3. ИСКУССТВО ОФОРМЛЕНИЯ 3 Ч.

Полхов – Майданская игрушка. Филимоновская игрушка.

Гжельская роспись.

Мезенская роспись.

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ 93 Ч.

 

1. ЧЕРНО – БЕЛАЯ ГРАФИКА 30 Ч.

Теневой театр: «В царстве черного цвета».

Творческая работа: «Превращения».

Художественная идея – декоративное украшение предметов: тематическая композиция.

Художественные приемы – формат и композиция.

Изображение натюрморта.

Тематическая композиция: «Новогодний танец».

Линейные наброски фигуры человека.

Тематическая композиция: «Зимние забавы».

Тематическая композиция: « Мои любимые домашние животные».

Декоративная тематическая композиция: «В цирке».

Художественная идея – использование декоративных средств художественной выразительности. «Создаем куклы сами».

Художественная идея – использование декоративных средств художественной выразительности. Декоративная тематическая композиция: «Подводное царство».

Силуэт. «Мой любимый друг».

 

2. ИСКУССТВО ЦВЕТА 30 Ч.

Упражнения на смешивание чистых цветов с белилами: «В царстве королевы Нежности – белой гуашевой краски».

 Передача тонального контраста: «Тихая осень» (спокойствие или напряженность композиции).

Упражнение на изобразительное предпочтение: «Осенняя краса».

Композиция из форм, отвлеченных от изображения конкретного предмета.

Художественная идея: орнаментирование бытовых предметов.

Выявление пространственных планов. Пейзаж: «Зимний колорит».

Создание  открытки: «Наряд для Зимушки – зимы».

Упражнение на изображение воды (буря, море, скалы, гладь) в технике раздельного мазка.

Цвет и символ. Создание красивой вазы с геометрическим орнаментом: «Подарок  маме». «Встреча весны». Творческая работа: «Звуки природы».

Композиция из форм, отвлеченных от изображения конкретного предмета. «Полет сказочной птицы».Создание выразительных образов, передача настроения. Тематическая композиция: «Аттракционы в детском парке».

 

3. ИСКУССТВО ОФОРМЛЕНИЯ 24 Ч.

Повтор главных отличительных элементов росписи. Вариации элементов: «Яблочки на ветке». Импровизация по мотивам Полхов – Майданской росписи. Роспись фигурки матрешки: «Укрась матрешку». Сочинение декоративного образа на основе переработки природного материала: «Фантастические растения и животные». Повтор отличительных элементов росписи. Вариации элементов.

Импровизация по мотивам росписи филимоновских игрушек. Украшаем росписью коня, птицу.

Создание композиции из полосок бумаги, украшенных надрезами: «Морозные узоры».

Повтор главных отличительных элементов росписи.

Вариации главных элементов гжельской росписи. Роспись готовых изделий из белого материала: «Украсы для стаканчика и тарелочки».

Формотворчество. Сочинение форм фантастических цветов, веточек, рыбок, птиц: «Мы – волшебники». Освоение основных элементов мезенской росписи: «черногривый конь и красна утушка».

Вариации из главных отличительных элементов мезенской росписи. Роспись туеска: «Туесок с загадками». Композиция из шаров: «Украшаем класс».

 

4. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 9 Ч.

 

 

 


 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ 15 Ч.

 

1. ЧЕРНО – БЕЛАЯ ГРАФИКА 6 Ч.

Передача пропорций фигуры человека: подготовка к тематической композиции.

Силуэт – форма – условность цвета.

Монотипия.

Линогравюра.

Звук – образ – движение.

Графика букв.

 

2. ИСКУССТВО ЦВЕТА 6 Ч.

Цель и задачи дополнительного образования «Создаем картину» 3 года обучения.  Режим и план занятий. Инструктаж по т/б и п/б. Передача тональной и цветовой градации в пределах формы.

Композиция декоративного натюрморта, составленного на основе выявления декоративных качеств в предмете.

Живописное изображение пейзажа с передачей планов воздушной перспективы.

Форма – материал – образ: повтор выделяемого предмета.

Форма – материал – образ: приемы, способствующие необычности композиционного решения.

Силуэт – форма – условность цвета.

 

3. ИСКУССТВО ОФОРМЛЕНИЯ 3 Ч.

Северодвинская роспись.

Витраж - клеймо.

Цветочная роспись жостовских подносов.

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ 93 Ч.

 

1. ЧЕРНО – БЕЛАЯ ГРАФИКА 30 Ч.

Рисунок человека с натуры, по наблюдению. Восковые мелки.

Изображение народных мастеров из разных стран мира по описанию. Акварель, восковые мелки.

Художественная идея: орнаментирование бытовых предметов.Композиция из форм, отвлеченных от изображения конкретного предмета.

Творческая работа: «Учимся у мастериц».

Графическое изображение пейзажа с 3-4 планами, перспективным сокращением предметов: «Зимний парк». Черная тушь.

Графическая работа с использованием линии, штриха в технике лубка по эскизу: «Котик – коток». Черная тушь.

Воссоздание образа орнаментированного изображения солнышка, животных, птиц, использование всех изученных приемов росписи: эскиз сувенира.

Формотворчество. Упражнения: ритмичность рядов одинаковых элементов усложняется применением контраста  большого и малого, темного и светлого.

Выполнение композиции: «Миры. Бесконечность».

Выполнение композиции в заданной гамме: Фриз «земля – Космос – Земля».

Композиция из форм, отвлеченных от изображения: передача музыкального ритма, покоя, движения.

Освоение простейших элементов растительного орнамента, составление из них композиций.

 

2. ИСКУССТВО ЦВЕТА 30 Ч.

Натюрморт «Летний».  Акварель, гуашь.

Декоративный натюрморт «Букет на память школе»: изображение в заданной гамме.

Пейзаж «Осенние звоны». Акварель, гуашь.

Декоративная  композиция «Осенний народный праздник – ярмарка».

Готовимся к Новому году. Бумага, картон, фольга, гуашь.

Декоративная тематическая композиция «Хоровод». Акварель, гуашь, черная тушь, восковые мелки.

Композиция декоративного натюрморта: «Новогодний букет».

Творческая работа: «Новогодний праздник».

Композиция из зооморфных и растительных мотивов в квадратном формате.  Акварель, гуашь.

Сочинение декоративного образа на основе переработки природного материала: «Готовим подарок  маме».

Декоративная композиция «Сувениры русского севера».  Гуашь.

Декоративная тематическая композиция «Народный праздник масленица»

Творческая работа: «Моделирование: « Готовимся к масленнице».  Материал свободный.

Достижение тональной и цветовой градации при передаче объема формы: Натюрморт «Весенний». Акварель, гуашь.

Композиция декоративного натюрморта «Народные мотивы»: разнообразие форм и фактуры орнаментированных предметов.

 

3. ИСКУССТВО ОФОРМЛЕНИЯ 24 Ч.

Макетирование: изготовление елочки, лиственного дерева, стены дома из «бумажных» бревен.

Выполнение объемных фигурок в народных костюмах в технике бумагопластики. Белая и цветная бумага, кусочки ткани. Акварель, гуашь.

Орнаментация предметов быта:  изготовление сундучка из картона, декорирование.

Повтор главных отличительных элементов. Вариации из главных отличительных элементов росписи. Роспись изделия.

Импровизация по мотивам северодвинского орнамента.

Готовимся к Новому году. Бумага, картон, фольга, гуашь.

Лепка рельефного узора изразца:переведение эскиза в материал. Глина, пластилин.

Работа с витой веревкой: украшение коробочки или дощечки узорами из витой веревки по мотивам орнамента: «Сканые узоры».

Декоративная композиция из форм, организованных в пятно: «Подводный мир». Черный фон, цветная бумага, пленка.

«Сказочный город». Глина, пластилин.

 

4. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО  9 Ч.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

 

Разделы программы

Формы занятий планируем по разделу

Приемы и методы организации учебного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятия

Формы проведения итогов по каждому разделу

1. Черно – белая графика

 

2. Искусство цвета

 

3. Искусство оформления

 

4.Социальное проектирование

 

5.Социальное партнерство

- теория

( беседа, обсуждение, выставка, игра,

соревнование);

 

- практика (упражнения, повтор, самостоятельная работа, импровизация)

 

1.Объяснительно – иллюстративный беседа, рассказ,  демонстрация материала, просмотр видео - и

 диафильмов;

 

2. Репродуктивный – слово, средства наглядности, упражнения, практическая работа;

 

3. Исследовательская – проблемные задания.

 

 

1. Наглядные пособия (образцы изделий, репродукции картин, иллюстрации, методические таблицы, раздаточный материал);

 

2.Художественные материалы и инструменты;

 

3.Компьютерные технологии.

 

Опрос, выставка работ, анализ работ, подведение итогов, награждение.

 

 


ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И МАТЕРИАЛЫ

 

  1. Бумага (белая - формат А 4, А 3 и цветная).
  2. Картон.
  3. Карандаши (графитные и цветные).
  4. Акварель. Гуашь.
  5. Пастель. Восковые мелки.
  6. Тушь.
  7. Пластилин.
  8. Природные материалы (шишки, листья, солома, ракушки и другие).
  9. Художественные инструменты ( кисти -  беличьи, пони, щетинные; ручка с пером, палочки; масштабная линейка, ластик для карандаша (мягкий), инструмент для заточки карандаша, циркуль ).
  10. Тетрадь в клетку.
  11. Ножницы

 

 


ПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Т. Я. Шпикалова, М. А. Некрасова, Г. А. Поровская, Н. Д. Бордюг.

Возвращение  к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. – метод. Пособие/ Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 г.

 

2. А. Ф.Конев, Т. В. Угрина

«Рисуем открытку» - Мн.: Харвест, 2003 г.

 

3. Н. М. Сокольникова

«Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе»: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 г.

 

4. Н. В. Дубровская

Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002 г.

 

5. Лыкова И. А.

Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа – М.: «КАРАПУЗ –ДИДАКТИКА», 2008

 

6. Лыкова И. А.

Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы/ Составитель, научный редактор И. А. Лыкова - М.: Издательский дом «Карапуз», 2010

 

7. Иванова О.Л., Васильева И. И.

Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010

 

8. Дубровская Н.В.

Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Средняя группа: Наглядно – методическое пособие для практических работников ДОУ и родителей. – СПб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2011

 

9. А. Л. Гаптилл

Работа пером и тушью/ Пер. с англ. А.Ф. Зиновьев; Худ. Обл. М. В. Драко.- Мн.: ООО «Попурри», 2001.

 

10. Все о технике: иллюстрация/ пер. С. Д. Афанасьева; АРТ- РОДНИК, издание на русском языке, 2002

 

11. Вэнди  Тейт

Рисуем цветы акварелью/ Пер. с англ. С Кормашовой- М.: Издательство «Кристина- новый век», 2003.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ УЧАЩИМИСЯ

 

 

1.  Рэй Кэмпбелл Смит

Перспектива: пер. с англ.: Издательство «Кристина – новый век», 2002

 

2. Уильям Ф. Пауэлл

Пишем облака и небо. – Москва: АСТ, Астрель, 2004

 

3. Антон Гуткнехт

Пейзажи. – Москва: АСТ, Астрель, 2003

 

4. Фриц уиллис

Рисуем лица. – Москва: АСТ, Астрель, 2003

 

5. Джоан Хансен

Цветы в акварели. – Москва: АСТ, Астрель, 2004

 

6. Юный художник. – Москва: Акционерное общество «Молодая гвардия»                    

 

7. Художник. – Журнал Союза художников России  

 

8. Эскиз: Детский журнал об искусстве -  Москва: Издательский дом «Веселые картинки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн