Вы не зарегистрированы

Авторизация



Русский язык как неродной для учащихся 3 класса, слабо владеющих русским языком

Фото пользователя Елена Анатольевна Баранова
Submitted by Елена Анатольевна Баранова on Fri, 13/12/2013 - 14:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Баранова Елена Анатольевна
Место работы, должность: 

МАОУ Лицей №1 имени А.С. Пушкина г. Томска, учитель русского языка и литературы.

Регион: 
Томская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Основное затруднение для детей мигрантов (для которых русский язык является неродным, приезжающих в нашу страну на постоянное жительство - это невозможность грамматически правильно оформить своё высказывание. Это может привести к психологической подавленности и дискомфорту этих детей в общеобразовательном учреждении. Сталкиваясь сданным контингентом, педагоги должны показать этим детям, что строй русского языка сильно отличается от их родного, что им необходимы специальные занятия

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА, СЛАБО ВЛАДЕЮЩИХ РУССКИМ ЯЗЫКОМ (Первый концентр, 2 часа в неделю, всего 60 часов) Составитель: учитель русского языка Баранова Е.А. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА, СЛАБО ВЛАДЕЮЩИХ РУССКИМ ЯЗЫКОМ (Первый концентр 2 часа в неделю, всего 60 часов) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность темы состоит в том, что в ее основе лежат требования ФГОС нового поколения; теория межкультурной коммуникации, диалога культур, активно разрабатываемых в последние годы методикой преподавания русского языка как неродного; использование в качестве средств обучения электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих, с одной стороны, интеграцию учащихся полиэтнических классов общеобразовательной школы, а с другой, – индивидуализацию учебного процесса Программа составлена на основе «Программы по русскому языку как иностранному для детей 8 – 12 лет, не владеющих или слабо владеющих русским языком» к.ф.н. Т.В. Савченко, к.ф.н. Е.В. Какориной (см. список литературы п.1). Составитель выражает глубокую признательность и благодарность к.ф.н. Т.В. Савченко за оказанную методическую помощь в предоставлении базовой программы. Базовая программа распределяется по трем этапам (концентрам) и рассчитана на детей мигрантов, овладевшими навыками чтения и письма и имеющих запас слов не менее 500 - 700 лексических единиц. Настоящая программа ограничена одним (первым) концентром базовой программы. I. Цели и задачи обучения 1. Корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи. 2. Развитие навыков чтения, говорения, слушания и письма. 3. Освоение грамматической базы русского языка в пределах программы ФГОС по русскому языку для учащихся 3 класса. 4. Освоение лексики, обеспечивающее общение в рамках обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения. 5. Освоение культурно - страноведческой информации, необходимой для адаптации ребёнка к новым условиям жизни (формирование фоновых знаний). II. Организация учебного процесса Материал программы первого концентра рассчитан на освоение его в течение учебного года. Концентр разбит на уроки, строящиеся на коммуникативной основе. В конце концентра даётся тестовая работа для оценки уровня усвоения материала. III. Содержание обучения и особенности методики Первый концентр прежде всего предполагает изучение и систематизацию лексики, необходимой ребёнку для повседневного общения, ориентации в городе, городских учреждениях, транспорте, знакомство с этикетом. Поэтому уроки этого этапа организуются на основе лексических тем. Коммуникативная направленность обучения обуславливается тем, что освоение материала с первых же шагов ведется на базе речевых моделей (предложения). Причем, предпочтение отдаётся синтаксическим моделям, позволяющим избегать употребления разнообразных падежных форм (Мне нравится. У меня есть и др.) Это даёт возможность самым активным образом формировать у учащихся навыки продуцирования и восприятия речи. Особое внимание при построении каждого урока уделяется способам выражения логического и грамматического субъекта и предиката, их согласованию и распространению (в пределах, возможных для данного этапа обучения). Так как работа на уровне предложения невозможна без изучения глагола, в первом концентре учащиеся получают представление о глаголах 1 и 2 спряжения, знакомятся с классами и группами глаголов (в практическом аспекте), употребляют глаголы в форме настоящего и прошедшего времени. Параллельно с изучением глагола вводятся личные местоимения, наречия (места, времени, образа действия, меры и степени, предикативные, вопросительные), количественные числительные. Одной из наиболее трудных для иностранных учащихся грамматических тем в русском языке является категория рода. Так как это явление историческое и не может быть объяснено логически, его усвоение происходит постепенно с освоением новой лексики. Причем без усвоения рода невозможно продвижение в изучении русской грамматики. Поэтому в первом концентре центральной темой, проходящей через весь этап обучения, является работа над усвоением рода имени существительного (в Им. падеже), а также согласование существительного с прилагательным (в форме Им. падежа ед. числа). Большое место в программе первого концентра отводится работе над произношением, интонацией, техникой чтения. Наиболее типичными упражнениями на этом этапе являются упражнения чисто грамматического характера, языковые игры, составление небольших текстов на основе изучаемой конструкции и лексической темы, заучивание небольших стихотворных фрагментов, построенных на изучаемом грамматическом явлении, фонетических стишков, скороговорок, «чистоговорок», считалок, поговорок и пословиц. Для того, чтобы установить связь между изучаемым материалом и школьной программой, целесообразно со второй половины первого концентра вводить в качестве дополнительных упражнений разбор предложения, используя терминологию школьных учебников. IV. Требования к коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Особенности работы с детьми, слабо владеющими русским языком. Динамика формирования речевых умений и навыков в процессе обучения. Как показывает опыт работы, дети мигрантов, приезжающие в нашу страну на постоянное жительство и для которых русский язык является неродным, попадая в русскую языковую среду, быстро осваивают достаточно широкий круг бытовой лексики (500 -700 лексических единиц), обрывки этикетных фраз и пытаются активно общаться. Основное затруднение для них - это невозможность правильно грамматически оформить своё высказывание. Проблема состоит в том, что многие из них считают, что они хорошо говорят по-русски и не связывают свои неуспехи в изучении школьных предметов с незнанием русского языка. Это может привести к психологической подавленности и дискомфорту этих детей в общеобразовательном учреждении. Сталкиваясь с данным контингентом, педагоги должны в первую очередь показать этим детям, что строй русского языка сильно отличается от их родного, что им необходимы специальные занятия, и что причина их неуспеваемости в школе кроется в незнании русского языка. Другими словами, они должны сформировать у них понятие речевой ошибки, психологически переориентировать их на сознательное отношение к изучению русского языка, создать мотивацию. С первых же шагов акцент в работе должен быть сделан на введении наиболее трудных для детей грамматических явлений русского языка (в данном случае это категория рода и согласование существительного с прилагательным) и адекватном их воспроизведении сначала в устной, а затем в письменной речи. Работа ведется, как это принято в методике РКИ, не на базе слова или словосочетания, а на базе речевой модели, т.е. предложения. Таким образом, учитель находит и исправляет уже стихийно сформировавшиеся ошибки в речи учащихся, связанные с интерференцией родного языка, убеждает их в необходимости освоения новой логики языкового поведения. Таким образом, на первом этапе обучения (в первом концентре) ведущим видом речевой деятельности, который осваивают дети, является говорение и слушание, а затем уже письмо, закрепляющее полученные навыки. Чтению отводится здесь второстепенная роль, так как на этом этапе работы оно выполняет вспомогательную роль (чтение стихотворений совместно с преподавателем, упражнений из 5 - 10 предложений, учебных текстов, состоящих из 5 - 10 фраз). Помимо изучения грамматики, не менее важную роль на этом этапе работы играет освоение артикуляционной базы русского языка. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА, СЛАБО ВЛАДЕЮЩИХ РУССКИМ ЯЗЫКОМ (Первый концентр 2 часа в неделю, всего 60 часов) Тема Кол-во часов Содержание обучения Входное тестирование 1 ФОНЕТИКА. ГРАФИКА Алфавит 1 Соотношение звуков и букв. Различение согласных по глухости – звонкости: 1 Различение согласных по глухости – звонкости: перед гласными (боль – поле), перед сонорными (глаз – класс), перед В (две - ответ). Оглушение согласных на конце слова (круг, дуб). Оглушение звонких согласных перед глухими: внутри слова (жидкость), на стыке предлога и слова (в комнате). Озвончение глухих согласных перед звонкими: внутри слова (отдел), на стыке предлога и слова ( от дома). Различение твёрдых и мягких согласных 1 Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными (пытаться – питаться). Произношение мягких согласных перед И (лист, кислый), перед Е (вес, белый), перед А (мягкий, опять), перед О (тёмный ), перед У (рюмка). Произношение сочетаний типа та-тя-тья (итак – хотя – статья). Произношение мягких согласных перед согласными (сильно, сколько). Различение твёрдых и мягких согласных перед согласными (ярко – горько). Произношение мягких согласных на конце слова ( медь, роль). Сочетания согласных 1 Сочетания согласных. Произношение сочетаний двух, трёх, четырёх согласных в начале, в середине и на конце слова (правило, строгий, встречать; черта, отверстие, собственный; метр, пункт). Произношение слов со сложной консонантной структурой (область, пространство, плоскость). Произношение двойных согласных на стыке морфем (вверх, отдавать). Двойные согласные в словах (группа, масса, сумма). Правила чтения некоторых сочетаний согласных 1 Правила чтения некоторых сочетаний согласных. Произношение [Ц ] на месте сочетаний тс, дс (присутствие, вследствие). Произношение [ЦЦ ] на месте сочетаний тс, тьс и дц ( разумеется, называться, двенадцать). Произношение [сн] , [зн] , [ ств] , [рц] , [нц] на месте сочетаний стн, здн, вств, рдц, лнц (известно, позднее, сердце, солнце и др.) Произношение [ Ш` Ш`] на месте сочетания сч (счёт, расчёт). Чередования согласных г –ж, д – ж- жд, з – ж, к – ч, т – ч, т – щ, ст – щ, с – ш, х – ш, ц – ч (двигаться – движение, близкий - ближе, наука – научный, воздух – воздушный, конец – конечный и т.д.) Особенности артикуляции русских гласных под ударением 1 Особенности артикуляции русских гласных под ударением: а – э, а – о, о – у, ы – и . Произношение букв е, ё, ю, я в начале слова (если, ёж, юг, яма), после гласных (строение, приём, откроют, влияние), после букв ь и ъ, ( барьер, подъём, полностью, статья ), после мягких согласных (все, всё, всюду, понятно). Безударные гласные 1 Безударные гласные (Редукция гласных). Произношение безударных гласных на месте буквы а, о: в первом предударном слоге после твердых согласных произносятся как [^] (сама, потом), в абсолютном начале слова произносятся как [^] (арбуз, окно), во втором предударном слоге и других предударных и заударных слогах произносятся как [ъ ] (рассказал, молоко, комната, облако). Произношение безударных гласных на месте букв е, я: в первом предударном слоге произносятся как [и] (взяла, дела), во втором предударных, других предударных слогах, и в заударных слогах произносятся как [ь ] (месяц, телефон, берег). Произношение безударных гласных на месте буквы е после твердых согласных ж,ш, ц: в первом предударном слоге произносится как короткий и ненапряженный [ ы ] (жена, шестой, цена), во втором предударном слоге, в заударных слогах и в открытом конечном слоге произносится как [ъ] (пишет, может, тоже, солнце). Ритмика слова 1 Односложные модели ( та, ат, тат), двусложные модели (тат`а, т`ата), трехсложные модели (татат`а, тат`ата, т`атата), черырехсложные модели (тататат`а, татат`ата, тат`атата, т`ататата). Типы интонационных конструкций 2 ИК-1: законченное высказывание. перечисление (Анна дома), ИК-2: специальный вопрос, просьба, требование, перечисление (Кто дома?), ИК-3: общий вопрос, неконечная синтагма, просьба, перечисление (Вы идете домой?), ИК-4: сопоставительный вопрос с союзом «а», перечисление, неоконченная синтагма, в повествовательных вопросах при выражении незавершенности (Я иду в кино. А Марина? Ваше имя?), ИК-5: выражение оценки (Сколько цветов! Какие деревья!). МОРФОЛОГИЯ Имя существительное Одушевленные и неодушевленные существительные. 1 Одушевленные и неодушевленные существительные. Что это? Это класс. Это азбука. Это окно. Кто это? Это ученик. Это учительница. Собственные и нарицательные существительные. 1 Собственные и нарицательные существительные. Это собака. Это Жучка. Это мой друг. Это Иванов Максим. Это город. Это Москва. Это метро «Комсомольская». Единственное и множественное число имени существительного 1 Единственное и множественное число имени существительного (основы на твердый и мягкий согласный, на г-, к-, х-). гриб – грибЫ лампа – лампЫ окно - окнА мяч - мячИ девочка – девочкИ море – морЯ Род имени существительного 1 Род имени существительного (существительные 1, 2 склонения). портфель (он, мой) сумка (она, моя) полотенце (оно, моё) Категория падежа. Значение и употребление падежей. 1 Именительный падеж Субъектное значение именительного падежа. Падеж называет субъект конкретного действия, речи, мысли, воленаправленного акта, отношения, субъект обладающий: - лицо активного действия Бабушка читает сказку. - название предмета или лица Это учитель. Это доска. Станция называется «Рынок». - предмет обладания У меня есть ручка. - идентификация лица - Меня зовут Андрей - идентификация и квалификация предмета (отнесение к классу, группе) Картофель, капуста и свекла-это овощи. Медведь, пингвин, заяц – это животные. - квалификация лица Мой брат – студент. (предикативный признак) Мой папа – бизнесмен. Моя мама – домохозяйка. - число месяца, день недели, время года Сегодня первое сентября. Сегодня среда. Сейчас лето. - факты, события Завтра каникулы. У нас перемена. - местонахождение Остановка находится здесь, рядом. - объект оценки Мне нравится футбол. Словообразовательные модели существительных. 2 Существительные с суффиксами (-онок, -ёнок) , называющие детёнышей животных: кошка - котЁНОК утка – утЁНОК медведь – медвежОНОК Существительные с суффиксами (-тель/ниц(а), -ник/ ниц(а), -чик/чиц(а), -щик/щиц(а), -ист, -ор /-ёр, /-ер), называющие лиц мужского/женского пола по профессии, роду занятий: учитель - учительница художник - художница писатель- писательница дворник строитель садовник водитель крановщик продавец - продавщица часовщик лётчик шахматист-шахматистка контролёр хоккеист режиссёр программист инструктор тренер Существительные с суффиксами (-тель –льник), называющие механизмы, бытовые предметы, орудия, приспособления: выключатель, холодильник, умывальник, будильник Местоимение Значение, формы изменения и употребление личных (я, ты, он, она, оно, они), вопросительных (кто, что, чей, какой) и притяжательных (мой, твой…) местоимений. 1 1. Личные и притяжательные местоимения в единственном и множественном числе. я - мой мы - наш ты - твой вы - ваш он - его они - их она - её 2. Согласование притяжательных местоимений с существительными в единственном и множественном числе. Категория рода у притяжательных местоимений в единственном числе. мой брат моя сестра моё животное мои родители 3. Вопросительные местоимения (чей, чья, чьё, чьи). Чей это фломастер? Чья это фотография? Чьё это пальто? Чьи это книги? Имя прилагательное Полные прилагательные. Согласование прилагательных с существительными 2 Полные прилагательные. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (в форме Им. пад. ед.ч.): У него новАЯ машинА. У нее новЫЙ велосипед_. У нас новОЕ упражнениЕ. У них новЫЕ книгИ. Глагол Инфинитив 1 Инфинитив (начальная форма глагола) что делать? Настоящее время глагола. Глаголы 1 и 2 спряжения. 2 Личные окончания глагола (делать, читать, говорить, любить, петь, танцевать, играть; находиться) читать 1 я читаЮ мы читаЕМ ты читаЕШЬ вы читаЕТЕ он читаЕТ они читаЮТ она говорить 2 я говорЮ мы говорИМ ты говорИШЬ вы говорИТЕ он (а,о) говорИТ они говорЯТ Служебные части речи Соединительные и противительные союзы 1 Соединительные и противительные союзы в простом и сложном предложениях. Это учебник и ручка. Это карандаш, а это ручка. Здесь столовая, а там умывальник. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ Состав слова. Понятие об основе и окончании 1 Окончания существительных в ед. и мн. числе Им.пад. стол _, партА, окнО, столЫ, партЫ, окнА). Окончания прилагательных в ед. и мн. числе Им. пад. (новЫЙ дом, новАЯ квартира, новОЕ здание, новЫЕ улицы). Понятие о частях слова 1 Корень, суффикс и приставка. Однокоренные слова (общее понятие). Сложные слова. хлебозавод снегопад листопад Словообразовательные модели существительных 1 Существительные с суффиксами (-онок, -ёнок) , называющие детёнышей животных. Существительные с суффиксами (-тель/ниц(а), -ник/ниц(а), -чик/чиц(а), -щик/щиц(а), -ист, -ор /-ёр, /-ер, -ец), называющие лиц мужского / женского пола по профессии, роду занятий. Существительные с суффиксами (-тель –льник), называющие механизмы, бытовые предметы, орудия, приспособления Прилагательные с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -енн-, -анн- 1 Прилагательные с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -енн-, -анн- : зимний, московский, городской, соломенный, стеклянный. СИНТАКСИС Однородные члены предложения. 1 Однородные члены предложения. Это парта и стул. Обращения 1 Обращения. Маша, покажи, пожалуйста, тетрадь. Виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. 1 Повествовательные: Золотая осень наступила. Наступила золотая осень. Вопросительные: Что это? Чей это дом? Побудительные: Слушайте! Повторяйте! Читайте! Дай (те) мне, пожалуйста, ручку! Покажи(те), пожалуйста! Утвердительные и вопросительные предложения 1 Утвердительные и вопросительные предложения Да, это мальчик. Нет, это не конфета. Это не виноград, а изюм. Способы выражения грамматического и логического субъекта в предложении. 2 Имя существительное и местоимение в формах именительного падежа: Ахмед читает рассказ. Он читает громко. Конструкция «У меня есть…»: У меня есть сестра. У неё есть брат. Способы выражения предиката: 4 Глагол в изъявительном наклонении: Мы читаем и играем. Мы рисуем и поём. Глагол в изъявительном наклонении в сочетании с инфинитивом (люблю + инфинитив) Я люблю петь. Предикативное наречие Холодно. Мне холодно. Предикативное наречие с модальным значением в сочетании с инфинитивом (надо + инфинитив) Нужно хорошо учиться. Нельзя громко говорить. Существительное в именительном падеже (предложения идентификации или квалификации субъекта: отнесение к классу однородных предметов или характеристика) Москва – это город. Волга – это река. Физика – это наука. Лена и Оля – мои друзья. ТЕКСТ Понятие о связном тексте 2 Смысловое единство темы, порядок следования частей, формально-логические средства связи: Это мальчик. У него есть машина. Это его игрушка. Это девочка. У неё есть кукла. Это ее игрушка. ЛЕКСИКА Лексические темы. 16 Школа (Я в школе. Я на уроке. Я после уроков.). Город (Я на улице. Транспорт. Москва.) Мой дом (Моя семья, родственники. Где я живу. Моя квартира.). Мой день (Мой распорядок дня. Мои любимые занятия. Помогаю маме и папе. Я жду гостей. Угощение.). Человек (Внешность. Характер. Профессии). Человек. (Части тела. Здоровье. Культура.). Время года (Погода. Что мы носим. Как мы играем). Животный мир (Домашние животные и их детёныши. Дикие животные. Кто где живёт?). Растительный мир (Дикие и культурные растения. Что где растет? Мы на природе.). Питание (Я за столом. Что и когда мы едим. В магазине «Продукты».). Магазин (Я в магазине. Универмаг. Одежда.). Праздники (Календарь. Гости. Школьный праздник.). Итоговое тестирование 1 Подведение итогов курса 2 ВСЕГО часов 60 ЛИТЕРАТУРА 1. Е.В. Какорина, Л.В. Костылева, Т.В. Савченко "Русский язык: от ступени к ступени", Комплект учебных пособий для детей младшего и среднего школьного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком (в трех частях). Часть 3. М.: "Этносфера", ОАО "Московские учебники" , 2007. С. 202-234. 2. В.Э.Морозов. Современная методика урока русского как иностранного. М.: ИКАР, 2012. 3. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / Сост. Л.В. Московкин, А.Н. Щукин. М.: Русский язык, 2010. 4. Капитонова Т.И., Москвин Л.В., Щукин А.Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2009. 5. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2008. 6. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. 7. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.–352 с. Электронные ресурсы 8. school-collection.edu.ru 9. window.edu.ru 10. school.edu.ru 11. catalog.iot.ru 12. www.edu.com.ru

Прикрепленный файлSize
Моя РП РКИ 1концентр.pdf343.73 KB