Официальный сайт forexnw 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Анализ лирического произведения

Фото пользователя Елена Анатольевна Баранова
Submitted by Елена Анатольевна Баранова on Fri, 13/12/2013 - 16:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Баранова Елена Анатольевна
Место работы, должность: 

МАОУ Лицей №1 имени А.С. Пушкина г. Томска, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Томская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
Сложность приобщения школьников к поэтическим текстам, их равнодушие к поэтическому образу стиха, его музыке являются главной проблемой полноценного читательского восприятия при изучении лирики. Однако при систематической работе по воспитанию внимательного читателя лирики восьмиклассники уже способны понять, что любой опыт человечества, в том числе и эмоциональный, закреплен в языковых единицах, в результате сочетания и воздействия которых речь приобретает экспрессию, то есть способность выражения психического состояния говорящего.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ» для учащихся VIII класса (1 час в неделю, всего 31 час) Автор-составитель: Е.А. Баранова, учитель русского языка и литературы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сложность приобщения школьников к поэтическим текстам, их равнодушие к поэтическому образу стиха, его музыке являются главной проблемой полноценного читательского восприятия при изучении лирики. Однако при систематической работе по воспитанию внимательного читателя лирики восьмиклассники уже способны понять, что любой опыт человечества, в том числе и эмоциональный, закреплен в языковых единицах, в результате сочетания и воздействия которых речь приобретает экспрессию, то есть способность выражения психического состояния говорящего. Специфические знания и умения восприятия поэтических текстов становятся у старших подростков коммуникативно-значимыми, определяющими их филологическую и стиховедческую подготовку, уровень владения родным языком. Поэтому в этом возрасте совершенно необходимо обучение школьников адекватному восприятию языка поэзии, формированию грамотного восприятия лирики, языковому сознанию и эмоциональной отзывчивости. Ее можно увидеть через демонстрацию эмоций в речи, она отражена в языковой форме, сопровождаемая внутренним и внешним переживанием. Особенностью восприятия лирики старшими подростками становится их психическое и эстетическое развитие. В VIII классе наступает пора нравственного самоуглубления личности. Отношение к лирическому тексту тоже делается личностным и субъективным. Порой даже авторский замысел заслоняется собственными переживаниями, пробужденными искусством, обостренным вниманием к нравственным категориям В школьной программе по литературе в VIII классе чистой лирики почти нет, а если она и включается, то на уровне обсуждения, а не изучения, где глубина работы с текстом ограничивается выявлением читательских впечатлений. Стиховедческие знания, значимые для формирования познавательных эмоциональных реакций, в отличие от знаний о языке, формируются не только с помощью готовых правил, а более сложным образом: через интерпретацию, способность видеть в слове образ, то есть в результате целенаправленного комплексного обучения. Безусловно, что эмоциональные реакции учащихся могут стать ответными только при эмоциональной, заинтересованной позиции учителя. По мере приобретения навыков слушать и слышать, думать и вдумываться в ткань стихотворения, развивается образность памяти, ассоциативность мышления. Кроме того, спецкурс способствует развитию интереса к литературному творчеству, а у некоторых учащихся - развитию их литературно-творческих способностей, так как программа предусматривает знакомство школьников с тем, как поэты работают над своими произведениями, с элементами теории и техникой сочинительства. Отсюда усиленное внимание в программе к вопросам теории. Каждое такое занятие должно развивать чувства. Так как именно через чувство подростку легче всего овладеть глубиной философского видения мира. И в этом ему поможет преображающая сила поэзии. Цели и задачи курса: • Формирование интереса к произведениям лирики; • Формирование исследовательских навыков; • Формирование навыков содержательного, смыслового и стилевого анализа лирического текста; • Формирование коммуникативной направленности личности; • Развитие читательских навыков; • Раскрытие творческих возможностей личности; • Развитие речи учащихся. Программа курса рассчитана на 31 учебный час. Тематическое планирование Коли-чество часов Тема 1 Вводный урок. Знакомство с предметом. Лирика - выразительный род литературы. Цель, предмет, содержание, функции языка Из истории стихосложения 1 Античное стихосложение. Метрическая система 1 Устный народный стих. Тонический принцип. 1 Силлабическая система стихосложения. Кантемир. Силлабо-тоническая система стихосложения 2 Основные размеры стиха. Пиррихии и спондей . Вспомогательные ритмические элементы стиха (клаузулы, ритмический словораздел, перенос). 1 Рифма и ритм. Способы рифмовки. 1 Строфика. Структурно-композиционный уровень анализа стихотворения. 2 Основные изобразительные средства. Роль изобразительно-выразительных средств в понимании темы и идеи произведения. 1 Интонационно-синтаксические фигуры. Звукопись. 1 Разные виды искусства в художественном синтезе. 1 Анализ стихотворения в аспекте творческого метода. Основные виды (жанры) лирики 3 Ода. Стихотворение. Элегия. Песня. Дума. Послание. Эпиграмма. Жанры смешанной формы: (межродовые формы) 2 Лиро-эпические жанры: Баллада. Поэма. Роман в стихах. 1 Лиро-драматические жанры: Драматические поэмы (драмы для чтения) Целостный анализ лирического произведения. Шедевры русской лирики 1 В. Жуковский. «Вечер», «Невыразимое». 1 Н. Языков. «Пловец» 2 А.Пушкин. «Мадонна», «Ночь», «Вновь я посетил тот уголок земли…», «Поэту». 1 М. Лермонтов. «Отчего», «Русалка». 1 Ф.Тютчев. «Фонтан», «Ещё майская ночь», «Какая грусть!». 1 А. Толстой. «У приказных ворот собирался народ», «Острою секирой ранена береза». 1 И. Тургенев. «Когда так радостно, так нежно…», «В дороге». 1 И. Бунин. «В гостиную, сквозь сад и пыльные гардины…», «Забытый фонтан». ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КУРСА 1 Итоговая работа –самостоятельный комплексный анализ любимого стихотворения 2 Поэтическая гостиная. Презентация сборника стихов учащихся 31 ИТОГО Список рекомендуемой литературы для учителей 1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение- 7-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. 2. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Поспелова.—М.: Высшая школа, 1976. 3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного про¬изведения: Учебное пособие.— М.: Флинта— Наука, 1999. 4. Квятковский А. Поэтический словарь. — М.: Сов. энцикло¬педия, 1966. 5. Лейдерман Н.Л., Борковская Н.В. Введение в литературо¬ведение. — Екатеринбург, 1991. 6. Основные понятия теории литературы / Составитель А. Есин. —М.: Изд-во МГПИ, 1986. 7. Словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвеще¬ние, 1974. 8. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. — М.: Просве¬щение, 1975. 9. Томашевский Б. Поэтика.— М., 1996. 10. Хализев В. Е. Теория литературы,— М.: Высшая школа, 1999. 11. Хоруженко К. М. Культурология: Энциклопедический сло¬варь. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 12 Эткинд Е. Разговор о стихах. — М., 1970. 13. Н.В. Беляева. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференциро- ванного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. М.: Вербум-М, 2004. 238 с. 14. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – С.-Пб.,-1996 15. Мещерякова М.И., Темиз Я.В., Литература в таблицах и схемах. –М., 1999. Список рекомендуемой литературы для учащихся 1. В. Жуковский. «Вечер», «Невыразимое». 2. Н. Языков. «Пловец» 3. А.Пушкин. «Мадонна», «Ночь», «Вновь я посетил тот уголок земли…», «Поэту». 4. М. Лермонтов. «Отчего», «Русалка». 5. Ф.Тютчев. «Фонтан», «Ещё майская ночь», «Какая грусть!». 6. А. Толстой. «У приказных ворот собирался народ», «Острою секирой ранена береза». 7. И. Тургенев. «Когда так радостно, так нежно…», «В дороге». 8. И. Бунин. «В гостиную, сквозь сад и пыльные гардины…», «Забытый фонтан». 9. Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М.:Педагогика, 1988. 10. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987.
Прикрепленный файл Size
СК АнализЛиричПроизвед. 8 кл.pdf 180.28 KB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн