Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Иргашева Руза Габидулеевна
Место работы, должность: 

МБОУ "ООШ с.Мальбагуш" Азнакаевского района

учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

м1. Уточнить понятие о сказуемом, научить восьмиклассников разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом;

показать способы выражения этих значений в простых и составных сказуемых;

2.Развивать умения в определении простого глагольного сказуемого в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

3.Воспитывать у учащихся нравственные качества через тексты и высказывания известных писателей.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
2
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык / учебник для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы под ред.Л.З.Шакировой. Казань, Магариф,2007

Используемая методическая литература: 

Русский язык в 8 классе татарской школы/ Методические указания к учебнику. Р.Б.Гарифьянова, Г.А.Жданова. Казань, Магариф,1996

Используемое оборудование: 

 

 

 

таблица «Типы сказуемого», текст "Надежный человек", проектор.

Используемые ЦОР: 

Толковый словарь Ожегова, 

фразеологический словарь

Краткое описание: 
<p> Данный ресурс представляет собой умение определять в предложении простое глагольное сказуемое и его лексическое и грамматическое значения.</p>

Тема урока: Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Цель урока:1. Уточнить понятие о сказуемом, научить восьмиклассников разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом;

показать способы выражения этих значений в простых и составных сказуемых;

2.Развивать умения в определении простого глагольного сказуемого в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

3.Воспитывать у учащихся нравственные качества через тексты и высказывания известных писателей.

Тип урока:комбинированный.

Оборудование: таблица «Типы сказуемого», текст, проектор.

ЦОР: толковый слова Ожегова, фразеологический словарь

 

1.Актуализация изученного.

- Запишите число и тему урока «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое» (Слайд 1.) Цель урока :

1. Уточнить понятие о сказуемом, научить восьмиклассников разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом;

2.Развивать умения в определении простого глагольного сказуемого в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

3.Воспитывать у учащихся нравственные качества через тексты и высказывания известных писателей. (Слайд 2)

1) Работа с текстом (на партах лежат тексты).

 - Поработаем с текстом. Прочитай текст, ответьте на поставленные вопросы.

                                   Надёжный человек

На одной из встреч с молодёжью Ивана Ивановича Гудова спросили:

— Какому из человеческих качеств вы отдаёте предпоч­тение?

Не задумываясь, он ответил:

— Надёжности, обязательности.

И по глазам собеседников Иван Иванович понял, что от­вет его несколько озадачил их. То ли ждали чего-то иного, то ли не сразу уловили суть названного качества. В юности, возможно, ему не придаёшь особого значения — влекут, вол­нуют другие категории. В зрелости понимаешь: основа чело­века — его надёжность. Будь ты семи пядей во лбу, красив, умён и даже талантлив в работе, но если нельзя на тебя по­ложиться — цена тебе грош. Хуже нет иметь дело с человеком, в котором не уверен. Это ведь всегда риск, напряжение, всег­да угроза делу.

—  Купи, пожалуйста, хлеба,— наказывает сыну мать, ухо­дя на работу.

—  Будет сделано,— звучит бойкий ответ.

Заглянула вечером в хлебницу — пусто. И не столько до­сада, что усталой теперь самой идти в магазин, сколько жен­щину огорчила и насторожила необязательность парнишки. Ведь если в малом способен подвести, как доверить серьёзное.

Вспомним мудрость, вобравшую в себя опыт народный. «Бе­реги честь смолоду»,— учит она. Не выработаешь с малых лет привычку к обязательности, не надейся на людское уважение.

Очень легко потерять право на доверие. Один раз ока­жешься несостоятельным, в другой раз уж поостерегутся по­ручить тебе что-нибудь ответственное. (По Л. Грибовой.)

Словарная работа.

 -Объясните значение слов по толковому словарю:

Обязательность– (необходимость, безусловность исполнения чего-либо)

Озадачить– (поставить в недоумение, затруднить, смутить. Озадачить неожиданным вопросом).

Несостоятельный здесь: необязательный.

- Нравится ли вам заголовок?

- Отражает ли он тему текста?

- Выделите в тексте различные типы речи, укажите их признаки.

- Какого человека можно назвать надежным человеком?

- Найдите и объясните значение фразеологизмов.

- Найдите грамматическую основу в выделенных предложениях.Чем они выражены.

- Чем выражены сказуемые?

2) Вывод: - Что такое сказуемое? (читаем определение по учебнику)

2.Формирование новых понятий.

1)Работа над  таблицей «Типы сказуемого»

- Посмотрите на таблицу (Слайд 3)

- Прочитайте предложения и скажите, чему учат эти предложения.

- Чем выражено сказуемое в каждом столбике?

2)Вывод делает учитель:

- В любом знаменательном слове есть лексическое и грамматическое значения. Так лексическое значение слова книга – это его соотнесенность с предметом, а то, что это слово является именем существительным ж.р., ед.ч., им.п., является его грамматическим значением.

     В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом или устойчивым сочетанием.(1 столбик)(Слайд 4,5)

     В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в двух словах раздельно.(2-3 столбики)

3) – Прочитайте предложения : (Слайд 6,7)

Девочкачитает.

Девочка    читала.

Девочкабудет читать.

Девочкачитала бы.

Пустьдевочкачитает.

 -  Одинаково ли лексическое значение этих сказуемых? (Одинаково)

 - Чем же отличаются сказуемые в этих предложениях? (Временем и наклонением глаголов)

 - Прочитайте предложения, в которых действия реальны.(В 1,2,3 предложениях)

 - Назовите предложения, в которых действия представлены как возможные, желательные.(Это 4,5предложение)

4)Вывод (делает учитель):

 - Действительно, форма сказуемого показывает на наклонение, т.е. на то, реально ли действие или нереально, когда оно происходит по отношению к моменту речи. Это грамматическое значение сказуемого.

  Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительного, повелительного, условного), называется простым глагольным сказуемым.  (Слайд 8,9)

3.Закрепление изученного. (Слайд 10)

а) - Подчеркните  глаголы – сказуемые в предложениях. Определите их наклонение и время.

Честь ум рождает.

Добрый человек в добре проживает свой век.

Доброго не бойся, а худого не твори.

Добрая слава при дорожке лежит, а худая слава по дорожке бежит.

- Укажите общие грамматические признаки подлежащего и сказуемого.

( В настоящем и будущем  времени простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в лице и числе,  в прошедшем времени – в числе, а в единственном числе – и в роде).(Слайд 11)

б)  -  Посмотрите на экран и прочитайте текст, (Слайд 12,13)

 согласуя сказуемые с подлежащими, дописывая окончание. Укажите их общие грамматические значения.

     Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин.., как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным –огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

     И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

 - Подумайте и скажите, почему известный педагог В.Сухомлинский иногда с болью вспоминает о матери. Что надо сделать, чтобы таких воспоминаний не было? Какой вывод вы для себя сделали, прочитав этот текст?

 - Выпишите грамматическую основу предложений? Какой частью речи выражены подлежащие? (Слайд 14)

 - Определите вид выделенных глаголов, подберите к ним видовую пару.

4.Домашнее задание:

1 – упр. 101(задание 3) с.56,

2 - Упр.100 (задание 5)с.55-56.

5.Итог урока.

- Итак, какое сказуемое называется простым глагольным сказуемым?(Слайд 15)

Подведение итога урока и выставление оценок.

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Сказуемое.Простое глагольное сказуемое.pptx 214.6 KB
Сказуемое.Простое глагольное сказуемое.doc 43 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн