Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Образно-эмоциональная основа преподавания как средство, мотивирующее личность ученика на результативную учебную деятельность»

Фото пользователя Марина Михайловна Брувер
Submitted by Марина Михайловна Брувер on Fri, 20/12/2013 - 14:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Брувер М. М.
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ № 31 учитель русский язык и литература
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

     Развитие  устойчивого, лично- значимого  интереса к предметам «Русский язык» и «Литература» путём  эмоционального воздействия  на учащихся в процессе  их  обучения, и воспитания.

Используемые учебники и учебные пособия: 

Осадченко Наталья Геннадьевна, Фоменко  Владимир Трофимович   "Модель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе"

Используемая методическая литература: 
žАбакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе.– Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ин-та, 1989. – 20,0 с.
žАсмолов А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности  // Вопросы психологии. – 1979. – №4. –  С. 35-46
žБожович Л.И. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. – 1972. –  №41 – С. 130-134
žЛеонтьев А.Н. Психология образа  // Вестник Моск. ун-та. – сер. 14. – Психология. – 1979. – № 2. – С. 3-13
žМоргун, В.Ф. Эмоциональные переживания в концепции многомерного развития личности //Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности: тезисы докладов первой Всесоюзной конференции. – Москва – Одесса, 1986. – С. 27.
žОсадченко Н.Г., Фоменко В.Т. Модель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. обл. ИПК и ПРО, 2009. – 154,0 с.
žПатяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 289-31
žСухомлинский, В.А. Письма к сыну. – М.: Просвещение, 1979. – 96,0  с.
žФоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. – Ростов н/Д: Изд-во  Рост. ун-та, 1985. – 222,0 с.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. – М.: Педагогика, 1988, - 203,0 с.

Используемое оборудование: 

 Электронная презентация, проектор, ноутбук

Используемые ЦОР: 

Электронная презентация

Краткое описание: 
Формирование устойчивого интереса к предметам русский язык и литература путём эмоционального воздействия на учащихся в процессе обучения, делая изучаемый материал личностно значимым для них и тем самым, мотивируя их на более качественный уровень учебной деятельности.

Добрый вечер, уважаемые коллеги!

 Рада представить вам мой педагогический опыт, и , надеюсь, вам будет  интересно.

Тема  моего педагогического опыта – «От эмоционального образа  -  к личностному смыслу»   / «Образно-эмоциональная основа преподавания  как средство, мотивирующее личность ученика на результативную учебную деятельность»/.

Цель  педагогического опыта: 

•         формирование устойчивого интереса к предметам русский язык и литература путём  эмоционального воздействия  на учащихся в процессе  обучения, делая изучаемый материал личностно значимым для них и  тем самым, мотивируя их на более качественный уровень учебной деятельности.

 

      Задачи педагогического опыта:

•         овладение  обучающимися  возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных   как в художественном тексте, так и влюбом другом речевом высказывании;

•         интерпретация  учащимся образа (художественного, литературного,       музыкального, когнитивного и других) посредством образно-эмоциональной   психолого-дидактической ситуации;

•         создание проблемной ситуации с использованием предъявленных образов;

•         организация исследовательской деятельности учащихся, направленной на анализ и взаимодействие этих образов;

Актуальностьвыбранной  мною темы   связываю прежде  с  социальным заказом общества, отражённом в Федеральном государственном  образовательном стандарте  по   развитию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота, человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого.

 В рамках  изучения и практического  применения   мой  опыт актуален тем, что, развивая  образно - эмоциональную сферу каждого школьника,  «погружая» его  в образный мир высоко - нравственного, духовного – совершенного классического искусства,  я способствую  расширению и обогащению личного опыта ученика, развитию его образной памяти, накоплению эмоциональных реакций, связанных с проживанием   эмоциональных образов, и, как результат, обретение смысла своей деятельности.Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Таким образом,  личностно-смысловое развитие школьника рассматривается  параллельно с овладением учащимися ключевыми компетенциями, универсальными учебными  действиями.

В рамках существующего учебного процесса  я наблюдаю  ряд

противоречий:

•         междупризнанием наукой и педагогическим опытом значимости построения учебного процесса на образно-эмоциональной основе и преобладанием в действующем реальном образовательном процессе  рационально-логической составляющей;

•        между природой ребенка познавать мир в эмоциональных образах и явной недостаточностью дидактических материалов, ориентирующих на образно-эмоциональное обучение и практически обеспечивающих его построение.

Разрешение  указанных  противоречий  возможно, на мой взгляд,  в  результате целенаправленного,  организованного внедрения в учебный процесс уроков на образно-эмоциональной основе.

 

Исходя из вышесказанного, ведущая педагогическая идея  моего опыта  звучит следующим образом:  Создание  на уроке   с помощью различных дидактических средств - художественных, музыкальных, литературных, когнитивных, цветовых, символических эмоционального образа, способствующего раскрытию личностных смыслов учащихся.

Проблема перевода знаний на личностно-смысловой уровень для преодоления отчужденности в учебном процессе была поднята в педагогической психологии Алексеем Николаевичем  Леонтьевым в 1979 году  и получила свое отражение в работах его последователей:    Абакумовой Ирины Владимировны  в  1989 году, Асмолова Александра Григорьевича в  1996 году, Патяевой  Екатерины Юрьевны  в 2005 году,  и  многих других учёных.

На тесную связь содержания  урока с переживаниями учеников  указывали многие исследователи. / Божович Лидия Ильинична, Моргун Владимир Фёдорович, Щукина Галина Ивановна/.  Анализируя  данную проблему, великий педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что «учение есть прежде всего человеческие отношения» и  подлинное обучение возможно в условиях «эмоционального пробуждения разума».  Наши донские учёные, Осадченко Наталья Геннадьевна,кандидат педагогических наук совместно  с Фоменко Владимиром Трофимовичем,доктором педагогических наукв 2009 году разработалимодель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе. В данной модели рассматриваются виды образно-эмоциональных связей в их единстве, а также во взаимодействии с когнитивными связями.

В рамках гуманистической парадигмы учение должно быть не только умственным, но и эмоциональным процессом. Поворот к ребенку, его внутреннему миру требует изменения и  дидактических критериев предметного содержания, и  методов и форм обучения, и включения целостных образно-эмоциональных методов познания в арсенал  учителя.   Как видим, существуют убедительные причины определенным образом преобразовать учебный процесс в сторону повышенного внимания к эмоциональному образу, обладающему значительным смыслообразующим потенциалом. В этом заключается новизна опыта.

    Как показали   экспериментальные исследования, эмоциональный образ может служить эффективным средством развития личности и индивидуальности учащихся. Его применение в процессе обучения, адаптируя учебный материал для понимания и усвоения школьников, делает изучаемый материал личностно значимым для них и тем самым, мотивирует их на более качественный уровень учебной деятельности.  Осознание  смысла своей учебной деятельности делает её более притягательной для ребёнка  и способствует  повышению  качества его  знаний   и, несомненно,   позволяет эффективно организовать процесс обучения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

   В связи с этим процесс обучения должен быть наполнен новым содержанием, дидактические принципы, формы и методы должны, по моему мнению,  оптимально соответствовать закономерностям индивидуального развития учащихся.

 Как  я в своей педагогической деятельности, развивая образно- эмоциональную сферу детей, добиваюсь, чтобы знания стали  личностно значимыми?

Постараюсь  сейчас как можно более лаконично и конкретно ответить на этот вопрос.

Представляя свой опыт, я обобщаю опыт своих коллег по данной  теме.             Во- первых, для создания на уроке образно-эмоциональной ситуации  я   разрабатываю   различные дидактические средства, например,

•         банк наглядных пособий «Вернисаж» (портреты, репродукции картин), погружающих ученика в атмосферу урока.

•         банк музыкальных произведений по темам, звуков  живой природы «Музыкальная шкатулка» 

•         банк литературных образов, персонажей «Литературная гостиная»  

•         банк мудрых изречений  «Золотые слова» (крылатые выражения, афоризмы)

•         банк образов – символов «Его величество Образ»

•         банк декораций, костюмов «Интерьер»  

•         банк  эмоциональных пауз «Остановись, мгновение»

•         банк эмоциональных образов на основе информационных технологий «Мультимедиа»

 

 Во-вторых,  продумываю на каком этапе урока  создание образно-эмоциональной ситуации   будет более результативным:

·         в начале урока, неся в себе ценностную установку.

·         в середине урока, являясь дидактическим центром.

·         в конце урока.

·         может пронизывать  всё содержание  урока.

Например, на учебном занятии, в рамках нашего конкурса я  использовала образно- эмоциональную обстановку на протяжении всего занятия, так предъявляемый образ - символ – факел должен был в течение  всего урока вызывать у детей образ победы, стремление к  успеху в своей деятельности.

Насыщениепрограммного материала разнообразными яркими животрепещущими образами, взятыми из литературы, искусства, истории, природы, повседневной жизни, пробуждающими субъективный эмоциональный отклик учащихся позволяет актуализировать персональные эмоциональные образы школьников, а создание психолого-дидактического механизма регулирования ими дает возможность открытия личностного смысла самими учениками.

Например, при изучении произведения «Васюткино озеро» Виктора Петровича Астафьева, я на электронной презентации предъявила образ паука, попавшего в  паутину, и попросила ребят подумать: какие ассоциации у вас возникли,   что обозначает этот образ. Ребята соотнесли паука, попавшего в паутину, с Васюткой, заблудившимся в тайге. Также часто использую  как на уроках русского языка, так и литературы,  высказывания поэтов, писателей  о природе. Василий Александрович  Сухомлинский  рассматривал общение с природой, как важнейшее условие развития образного мышления и яркой, выразительной речи.

Во внеклассной работе по предмету  образно-эмоциональная обстановка, без сомнения,  способствует развитию  индивидуальных творческих  способностей, задатков. Но здесь уже  и стилизация под определённую эпоху «Казачьи посиделки», инсценирование по изученным и полюбившимся  произведениям, и  различные творческие конкурсы.  В целом, учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, позитивную самооценку, проявляют интерес к учебному материалу.

 Своим коллегам  на открытых уроках, выступлениях на методическом объединении я продемонстрировала свои наработки по данной теме и нашла в их лице единомышленников.

Результатомреализации данного педагогического опыта  я считаю  определённый уровень  развития   образно – эмоциональной сферы, повышение мотивации обученности  учащихся через постижение личностного смысла.

Условие успешности, результативностиэтого  опыта   я  вижу в совместной   эмоционально- творческой  работе  учащихся и учителя.

  

Именно их можно считать   показателями наших достижений в  развитии творческой образно-эмоциональной личности. Данные, выведенные в таблицы результативности  - обобщение, итог  совместной  работы с психологом, включающей в себя психологические исследования и тестирование, письменные опросы  учащихся, отслеживание и фиксирование мыслительной работы на уроке, учёт количества и качества участия школьников во внеурочной  литературно-творческой деятельности.

Исходнымиданными нашего исследования стали результаты диагностики уровня развития   образно- эмоциональной сферы и мотивации к учению учащихся, проведённые в начале и в конце учебного года.

 

   Количество человек

 

   Время исследования

Уровень развития образно- эмоциональной сферы и мотивации к  учению

Высокий

%

Средний

%

Низкий

%

     54  учащихся

 

 Сентябрь 2012 г.

17 / 35

53  /30

30/25

     54  учащихся

 

Май 2013 г.

 20  /37

 

  54/  48

 

  26 /15

 

 

                                                

На  положительную динамику развития  образно- эмоциональной сферы личности учащегося и мотивации к учению    указывает   оптимальность и эффективность  используемой  технологии построения    процесса   обучения на образно- эмоциональной основе.

                                                                                                                                                              

Я считаю, что данный опыт может быть использован в педагогической

 практике  учителей начальных классов, учителей – словесников,

 истории, географии, всех педагогов,  заинтересовавшихся данным

опытом, ведь  любая педагогическая технология должна быть

 переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным

отношением к своему делу и искренней любовью к детям. Всё в руках

  учителя!

 Надо приложить все свои силы, проявить талант, творчество и  превратить

 каждый урок в урок жизни.Я желаю всем своим коллегам новых

творческихнаходок, открытий и побед в деле воспитания и образования

 подрастающего  поколения России!

Прикрепленный файл Size
Методический семинар.docx 36.4 KB
Методический семинар 2003.pptx 4.46 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн