Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование психогимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с недостатками речи

Submitted by Марина Николаевна Варганова on Sat, 11/01/2014 - 01:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
М.Н. Варганова, Т.Б. Ермилова
Место работы, должность: 

МБДОУ ДС №40 «Русалочка», г. Тамбов

М.Н. Варганова, учитель-логопед

Т.Б. Ермилова, педагог-психолог

Т.И. Юшина, инструктор по физической культуре

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p>Психогимнастика &ndash; это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, т.е. на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения.</p> <p>Элементы психогимнастики используются в различных сферах педагогической деятельности, в том числе и в логопедии. Это необходимо потому, что дети с недостатками речи часто характеризуются чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью.</p>

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, т.е. на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения.

Элементы психогимнастики используются в различных сферах педагогической деятельности, в том числе и в логопедии. Это необходимо потому, что дети с недостатками речи часто характеризуются чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью.

Элементы психогимнастики включаются в физминутки и организационные моменты фронтальных занятий, используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Первый этап фронтального занятия – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение. Задача – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся по-разному, но всегда полезны мимические и имитирующие упражнения.

Примером мимического упражнения является изображение детьми веселого, грустного, злого гномов (по мотивам сказки «Белоснежка и семь гномов»). Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, входящих в состав артикуляционного аппарата.

Примером оргмомента, где используется имитация, является изображение детьми животных. В данном случае психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию двигательной ловкости, воображения.

Если необходимо настроить детей на процесс восприятия учебного материала, то используются упражнения, игры на развитие внимания. Примером такой игры является игра «Четыре стихии». В этой игре дети придают различные положения своим рукам в соответствии со словами логопеда.

Использование упражнений с элементами психогимнастики в физминутках помогает снять напряжение у детей и переключить их, при необходимости, на следующее учебное задание. Также для этого используются подвижные игры, которые пробуждают активность каждого ребенка, учат подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует, сплачивает играющих.

Если в группе есть дети с повышенной возбудимостью, или у детей необходимо снять повышенное мышечное напряжение, то здесь на помощь приходят этюды и игры, расслабляющие мышцы, способствующие успокоению возбужденных детей и их организации. Например, можно предложить детям представить, что наступило лето, протянуть руки к солнышку, подставить лицо, почувствовать, как тепло и приятно (расслабить мышцы).

На физминутках можно применять игры и этюды на выражение различных эмоций. Например, для выражения удовольствия, радости использую этюд-игру «Карлсон», в ходе которой, отгадав загадку о Карлсоне, один ребенок показывает какое лицо у Карлсона, а другой – довольное лицо мальчика, к которому прилетел Карлсон. Аналогичные упражнения с элементами психогимнастики используются на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Упражнения с элементами психогимнастики предупреждают переутомлениеу детей, служат средством эмоциональной разрядки, снимают статическую нагрузку, что позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.

Психокоррекционные игры для старших дошкольников [1]

Игра 1. « Слушай хлопки»

Цель игры: Развитие активного внимания.

Ход игры: Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу ( на 10-20 сек.).

 

Количество хлопков

Поза детей

1

Поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге, поджав другую).

2

Поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки между ногами на полу).

3

Дети возобновляют движение (ходьбу).

 

 

 

Игра 2. «Запомни свое место»

Цель игры: Развитие моторно-слуховой и пространственной памяти.

Ход игры: В зале каждый ребенок запоминает «свое место». Например, у одного ребенка это угол, у другого – стул, у третьего – центр зала и т.д. Затем все дети собираются в группу у ведущего и ждут команды. По команде ведущего «место» они разбегаются по своим местам.

Игра 3. «Возьми и передай»

Цель игры: Развитие воображения.

Ход игры: Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Саша передает Свете «тяжелый чемодан», она еле-еле его поднимает, демонстрируя какой он тяжелый.

Игра 4. «Придумай загадку»

Цель игры: Развитие речи и мышления.

Ход игры: Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т.д.

Литература

1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и программы. – М.: Новая школа, 1995.


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн