Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Образ природы в сказке-были.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Фадеева Т. Г.
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы 

Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цель урока: показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М. М. Пришвина как писателя.

        Задачи:

      1) Черезанализ и обобщение эпизодов текста дать целостное     представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.

2)    Формировать чувства Родины и воспитания любви к природе как ее  части.

3)    Уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их; уметь выразительно читать наизусть прозаический текст;

                                                                                                                                                                           

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

В. Я. Коровин Литература 6 класс

Используемое оборудование: 

1)портрет писателя М. М. Пришвина;

 2) иллюстрации к произведению уч-ся ( «Ель и сосна»);

3) иллюстрации известных художников о природе (К. Васильев «Лесная сказка»,     Н.  Ромадин «Затопленный лес»);

4) компьютер, проектор.

Краткое описание: 
<p> Урок обобщения по сказке-были М. М. Пришвина &quot;Кладовая солнца&quot;. &nbsp;Урок с использованием проектной и исследовательской деятельности.</p>

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Образ природы в сказке-были.

 

      Цель урока: показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М. М. Пришвина как писателя.

        Задачи:

      1) Черезанализ и обобщение эпизодов текста дать целостное     представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.

2)    Формировать чувства Родины и воспитания любви к природе как ее  части.

3)    Уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их; уметь выразительно читать наизусть прозаический текст;

                                                                                                                                                                           

Оборудование:                                                                                                                                                                             

  1)портрет писателя М. М. Пришвина;

 2) иллюстрации к произведению уч-ся ( «Ель и сосна»);

3) иллюстрации известных художников о природе (К. Васильев «Лесная сказка»,     Н.  Ромадин «Затопленный лес»);

4) компьютер, проектор.

Теория литературы: пейзаж, эпитет, сравнение, олицетворение.  

Индивидуальное задание:

1)    выучить наизусть отрывки из сказки-были «Кладовая солнца» («Ель и сосна», «Тетерев-косач», «Слепая Елань»);

2)    рисунки к произведению:

1.      Главные герои - Настя и Митраша.

2.      Ель и сосна у Блудова болота.

3.      Две тропинки, идущие от Лежачего камня.

4.      Митраша в Слепой елани.

5.      Настя на палестинке.

6.      Спасение Митраши.

3)    Сообщения-проекты о клюкве, о болоте как богатстве природы.

Эпиграф:… Если бы природа могла чувствовать благодарность

человеку за то, что он проник в    её тайную жизнь

и воспел её красоту, то прежде всего эта

благодарность выпала бы на долю Пришвина.

      К. Г. Паустовский

Структура урока

1

Эмоциональный настрой

1 мин

2

сообщение темы и цели урока

2 мин

3

Мотивация учебной деятельности учащихся

3 мин

4

Воспроизведение и коррекция опорных знаний

7 мин

5

Повторение и анализ основных фактов, явлений.

1)    беседа

2)    выразительное чтение наизусть отрывка «Ель и сосна»

3)    отрывок « Восход солнца. Тетерев-косач»

4)    Инсценировка

5)    Работа в группах

6)     Чтение отрывка «Слепая Елань». 

7)    Проект о болоте

8)    Проект о клюкве

9)    Беседа

 

 

 

3 мин

 

3 мин

 

 

3 мин

 

 

3 мин

3 мин

3 мин

 

3 мин

3 мин

3 мин

6

Проверка системы знаний, ведущих идей и основных теорий

3 мин

7

Итог урока

1 мин

8

Рефлексия

2 мин

9

Домашнее задание

2 мин

 

 

1.     Эмоциональный настрой.  Слайд 1

           Получи пятерку

Пусть тебе повезет

Удиви друзей своими ответами

Ты имеешь право на собственное мнение

Хорошего настроения на уроке

Стремись вперед к чему-то новому

 

 

2. Сообщение темы и цели урока.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца". За эти несколько уроков все мы, как и автор, подружились с Настей и Митрашей, полюбили их. Теперь пришла пора прощаться с ними. Сделаем же это прощание радостным, пусть у каждого в душе останется что-то доброе, хорошее от этого знакомства, пусть каждый откроет для себя новость, получит радость от общения с замечательным писателем и его героями.

Слайд 2"Основная тема творчества Пришвина - Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы", - пишет В. А. Солоухин. Давайте проследим эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца". Эта работа поможет нам сделать вывод, какой предстает перед нами природа в произведении   М. М. Пришвина. Для начала давайте вспомним содержание сказки-были.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Литературный диктант. Слайд 3.

1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)

2. Кто такой Антипыч? (Лесник)

3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)

4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу.

(Палестинка)

5. Топкое место в болоте , все равно, что прорубь на льду. (Елань)

6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)

7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)

8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)

9. От чьего имени ведѐтся повествование «Кладовой солнца»?

(Разведчики болотных богатств)

10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

 

4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Краткий пересказ по иллюстрациям.

(Иллюстрации рассыпаныученики выходят к доске, находят нужную иллюстрацию, дают описание в двух-трёх предложениях).

- Вспомним, ребята, сюжет сказки-были. Для этого нам помогут ваши иллюстрации.

1.     Главные герои - Настя и Митраша.

Характеристика героев.

2.     Ель и сосна у Блудова болота.

3.     Две тропинки, идущие от Лежачего камня.

4.     Митраша в Слепой елани.

5.     Настя на палестинке.

6.     Спасение Митраши.

Молодцы, вы прекрасно знаете содержание сказки-были.

5.     Повторение и анализ основных фактов, явлений.

- Давайте проследим, какой предстает  природа в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца".

Комментарий учителя:

- С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши? Найдите это описание. (стр. 48)

(Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота.

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой).

- Какую роль в развитии событий играет природа?

(Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”).

- Каких героев еще вы можете назвать, кроме людей?  (Волк Серый помещик, Травка, ель и сосна, Тетерев-Косач, елочки-старушки) Слайды 4-5

-А как всё это мы назовём? (Природа. Они относятся к миру природы)

- Ну, а теперь  посмотрим, как изображает природу в своём произведении М. М. Пришвин. Отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором. Здесь живут разные животные, много растений, все они имеют свои особенности.

- Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес? (С  описания ели и сосны, растущих вместе, с описания восхода солнца)

-Давайте послушаем этот отрывок. После того, как вы прослушаете выразительное чтение наизусть отрывка, ответите на вопрос: «Какое впечатление производит на вас эта картина природы?»

Выразительное чтение наизусть отрывка «Ель и сосна».

Какие выразительные средства использует автор в этом отрывке?

 А теперь рассмотрите  пейзажи К. Васильева  «Лесная сказка» и  Н. Ромадина « Затопленный лес».  Какой из них, на ваш взгляд, ближе всего к произведению М. М. Пришвина? Почему вы так считаете? ( К.  Васильев « Лесная сказка».) Слайды 6-7

Давайте сейчас послушаем отрывок « Восход солнца. Тетерев-косач». После прослушивания вы ответите на вопрос: «Как автор показывает красоту природы?»  (Стр. 41)

- Ответ на предварительный вопрос.  (Автор показывает удивительную красоту природы. Под лучами солнца «могучие стволы соснового бора стали, как зажжённые свечи великого храма природы». «Тетерев-косач тоже стал расцветать»)

- Красиво звучит, тонко описано. Какие художественные средства языка использует автор?         ( эпитеты, сравнения)

- Что такое сравнения и эпитеты? ( Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Эпитет – художественное   определение предмета или явления)

 - Найдите их в этом эпизоде. (стр. 42)

- Какую роль в тексте играют сравнения и эпитеты? ( Они помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь)

- Как ведут себя дети в лесу? (Могучая  природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни)

- Ну, а сейчас посмотри, что же произошло дальше? ( Дети поссорились)

Инсценировка:

 

Митраша:

 

Нам надо по этой тропе, на север

 

Настя:

 

Это не тропа

 

Митраша:

 

Вот еще, люди шли, - значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше

 

Настя:

 

Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?

 

Митраша:

 

Пусть ходят все люди. Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

 

Настя:

 

Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

 

Митраша:

 

Я с тобой спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

 

 

 

- А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте. ( стр. 43 «Тогда серая хмарь плотно надвинулась.. . завыли,  застонали, ворон-самец долбанул косача)

- Как, по-вашему, автор относится к происходящему?  ( Автор к происходящему относится с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)

- Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой.

-  Ребята, кто прав? Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

(Я думаю, что прав Митраша, потому что у него есть компас, с ним не заблудишься!   Митраша – мужчина и считает себя главным в семье,                      и об этом месте говорил им отец. Мне кажется, что права Настя, ведь она выбрала тропинку, по которой ходят люди.                                                                          Настя старше, поэтому она права).                                                    

 

Работа в группах

- Я послушала ваши ответы и попрошу вас разделиться на две группы: одна группа идет за Митрашей, вторая группа идет за Настей. М. М. Пришвин был не только известным писателем, но и знатоком природы. Поэтому во многих его произведениях природа является непосредственным участником. И в этой сказке–были природа выступает в роли соучастника. А сейчас, ребята, мы пойдем вслед за Настей и Митрашей группами.

                                      Вопрос обеим группам:

         (Вопросы проецируются на экран и дается время на обдумывание) Слайд

- Как ведет себя природа? (учащиеся находят эпизоды из текста и выразительно читают )                                                                         

 «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла                         

 ……………..    деревья  застонали. завыли, застонали».                

   Вопрос группе Митраши:  Слайд 8

- Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории? Ваши предположения подтвердите словами автора.    

1-ое мнение.

Митраша живет своим умом. Мало кто ходит по тойтропинке, еле заметной, которую он выбрал. А топь никто до него вообще поперек не пересекал. И вот он в Слепой  елани. Он принебрег опыт старших, выбрал более короткий,                

но «легкий», по его мнению, путь.                                                      

2-ое мнение.                                                                                              

 

Митраша проявил характер первопроходца, исследователя,                    текста

Когда, вспоминая указания отца, пощел по тонкой тропинке.

Но он пока еще был только мальчиком, и ему не хватило жиз-

ненного опыта, чтобы поверить траве белоус.

3-е мнение.

В этот момент автор жалеет Митрашу, глубоко сочувствует ему. Он пишет о сороках, которые увидели мальчика и стали трещать на весь лес: «И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка».

Сочувствие и желание помочь мальчику вызывают такие слова автора: «маленький человек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы».

    Вопросы группе Насти:

- Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Что осуждает автор в поведении Насти?

1-е мнение.

Настя в отличие от Митраши пошла по «людской тропе», но потом все же незаметно для себя свернула с нее. Оставшись одна, она нагребает ягоду в корзину. Ее охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.

     Вопросы обеим группам:                                             

- А теперь, ребята, поработаем над эпизодом, где говорится о Слепой елани.

                      

И вот мы подошли к Слепой Елани. Давайте послушаем, как автор описывает Блудово  болото. После того, как вы прослушаете отрывок, вы ответите на вопрос: « Какой смысл он вкладывает в слова «кладовая солнца»?

- Чтение отрывка «Слепая Елань».  ( стр. 48)

- Что же это такое  «кладовая солнца»?

( Кладовая – потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, «которые достаются  человеку в наследство, а солнца – потому что рождены эти запасы солнцем.- Это торф, который достается человеку в наследие.

- Это вся природа, которая тоже переходит как наследство от одного поколения к другому.

- Это правда жизни, которую от поколения к поколению передают люди, животные, птицы) .

Слайд 9.  Торф - плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, употребляется как топливо.

1.     Кладовая----клад----торф(природное богатство)

2.     Образ солнца.

“Сборы”

Проект о болоте .

Проект о клюкве.

 

- Только ли торфом и клюквой богаты эти места? Назовите эти богатства.

( Природа здесь добрая, она тоже помогает людям, переживает  за них. Природа: клюква, деревья, травы, животные и птицы)

- Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам? (Высказывание мнений. Пришвин учит видеть, знать и понимать природу, беречь её и любить. Природа и человек взаимосвязаны, едины. Главная идея в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества)

- Можем ли мы теперь, ребята, объяснить, какой смысл  вкладывает писатель в название "Кладовая солнца"?

 - Значит самая главная кладовая солнца - это понимание того, что человек и природа - это единое целое. Давайте ещё раз вспомним, что говорил об этом сам М. М. Пришвин: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».  Слайд 10

Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу.

Каким же содержимым наполнена эта "кладовая"?

- Можно ли считать эту "кладовую" бездонной? (Нет.)

На сколько лет хватит торфа? (100) 

А леса? Ягодников? Зверей, птиц, если не беречь и не восполнять?

Для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа - друг, союзник. Если же человек только берет, он погубит сначала природу, а потом и себя.

 - Для кого открыта "кладовая солнца"?

Воспользоваться богатством, кладами природы может тот, кто ее знает и любит, кто по - настоящему умеет трудиться, кто разумно и мудро не только берет, но умеет и отдать, и восполнить, кто бескорыстен в своих действиях.

 

6. Проверка системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

   Кроссворд 1.

1. Птицы, чей голос назван стрёкотом или треском. (сорока)

2. Какая птица озвучена «дрон-тон»? (ворон)

3.Первое слово в названии произведения. (кладовая)

4.Имя главной героини. (Настя)

5.Что солили в кадушечках, которые делал Митраша? (огурцы)

6.Как звали козу в хозяйстве детей? (Дереза)

 

Какое отношение к тексту имеет ключевое слово, которое у вас получилось?( Солнце)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд 2.

1.     Один из трёх продуктов, которые Настя взяла с собой? (хлеб)

2.     За какой ягодой пошли дети? (клюква)

3.     Как называется место, где росла  ягода? (Болото)

4.     Название инструмента, которым пользовался Митраша для изготовления посуды. (ладило)

5.     Кто первый из птиц заметил Митрашу на болоте? (ворон)

6.     Самое большое животное в произведении. (Лось)

 

 Какое отношение к тексту имеет ключевое слово, которое у вас получилось? (любовь)

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

- Какой предстает перед нами природа в произведении   М. М. Пришвина?

Рефлексия

- Что особенно вам понравилось на уроке?

 –Что запомнилось?

Д/З

1.     Задание: написать сочинение-миниатюру на тему «О чём меня заставила задуматься  сказка-быль М.М.Пришвина?», «Какой предстает перед нами природа в произведении   М. М. Пришвина».

 

Сочинение-миниатюра.

     Произведение М.М.Пришвина заставило меня задуматься над тем, как хрупка наша жизнь. Мы мало ценим то, что имеем: родной дом, где нам тепло и уютно, родителей, которые о нас заботятся и нас любят.

    До чтения этого произведения меня не волновал вопрос: что такое детство? Я думала, оно для всех детей одинаково: беспечная пора, ласка и забота со стороны близких и знакомых людей, смешные игрушки…А оказалось, есть и другое детство, где всё это отсутствует. Таким безрадостным и горьким увидела я в повести детство Насти и Митраши…

Прикрепленный файл Size
Кладовая солнца Презентация к уроку.pptx 1.33 MB
Болото как.pptx 546.55 KB
Клюква - самая полезная ягода 6 класс.pptx 356.24 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн