Здоровьесберегающее образование как общенациональные ценности.
Размещено: Людмила Анатольевна Зеленкина - ср, 15/01/2014 - 13:45
Современный подход к медицинскому обеспечению подрастающего поколения основан на концепции активного формирования здоровья, подразумевающей не только лечение и предупреждение заболевания, но и действия , направленные на его укрепление. Непрерывное наблюдение за физическим, психологическим и социальным развитием ребенка , проведение комплексных психолого-педагогических и медицинских мероприятий ,обеспечивающих гармоничное развитие, оздоровления, формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, требуют интеграции деятельности медицинской, психологической и педагогической служб. Школа, в которой учащиеся проводят не менее 1/3 суток, может стать оптимальной базой для такого межведомственного взаимодействия и выступить в роли центра активного формирования и поддержания здоровья.
К сожалению, в настоящее время школьная среда в немалой мере способствует снижению уровня здоровья и развитию хронических заболеваний. К окончанию школы количество здоровых детей снижается в 4-5 раз. По данным НИИ гигиены и профилактики заболевании детей, подростков и молодежи на 2009 год, абсолютно здоровыми могут быть признаны 11-17% школьников. У половины учащихся отмечаются хронические заболевания. Поэтому в настоящее время перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся т.е. разработка мер по здоровье сбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Цель здоровье сберегающего образования в школе - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В педагогической деятельности в качестве одного из перспективных воспитательных методов успешно используется музыкотерапия.
Современный уровень развития музыкальной терапии включает в себя два основных направления: активную и пассивную форму работы. Пассивная музыкальная терапия предполагает прослушивание классического репертуара для улучшения настроения учащихся.
Активная форма предполагает непосредственное участие учащихся в музицировании (пение, игра на шумовых музыкальных инструментах).
Целями этих занятий является образование межличностных связей, раскрытие творческих возможностей учащихся, гармонизирующие их отношения с окружающим миром. Для более активного участия детей в музыкотерапевтических сеансах используется песенная терапия. Исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационного, дыхательно-дикционного, образно- визуального, двигательного. На ряду с основными формами музыкальной работы с детьми используются логоритмика, ритмотерапия, психогимнастика, релаксация.
Лого ритмическая гимнастка - кратковременные физические упражнения под музыку. Они вызывают возбуждение отделов головного мозга, создают благоприятные условия отдыха для других отделов мозга.
Ритмотерапия помогает добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку, утомление.
Психогимнастика проводится с келью восстановления и сохранение эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств.
Опыт показывает, что достаточно длительное и универсальное музыкальное воздействие, без эффектов «пресыщения»,оказывают лишь классические произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, И.С.Баха, Ф.Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена .
Каждому типу музыкального произведения и темпу его исполнения соответствует определённые, субьективные ассоциации или переживания. В процессе психологической разгрузки обычно используют музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе, которые в зависимости от эмоциональной окраски и формы художественного выражения могут ассоциироваться с грустью, и обладают спокойно-повествовательным или умиротворяющим воздействием.
Чтобы вывести человека из того или иного эмоционального состояния, необходимо сначала дать ему прослушать мелодию, соответствующую тому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желаемой переменой.
Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения:
-при переутомлении и нервном истощении-«Утро» Э.Грига, «Полонез» Н.К.Огиньского;
Здоровье - это награда, которую получает человек за усердие и терпение при необходимости действовать в соответствии с предусмотренными нормами поведения. Поэтому здоровый человек - это, как правило, образованный человек, усвоивший одну простую истину: « Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым». Таким образом, музыкальные занятия помогают
получить не только психическое , но и физическое здоровье. Его должны охранять общество и государство, но самым массовым и авторитетным представителем сохранения здоровья является школа. Именно поэтому информация о здоровье , исходящая из школы , будет самой эффективной.