Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Семинар "Формирование коммуникативной культуры в системе образования"

Фото пользователя Ольга Александровна Курбатова
Submitted by Ольга Александровна Курбатова on Fri, 17/01/2014 - 16:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Курбатова Ольга Александровна
Место работы, должность: 
МБОУ ДОД ЦДОД, педагог дополнительного образования
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Краткое описание: 
Актуальность данной темы обус¬ловлена социокультурной потребностью. С одной сто¬роны, в повышении комму¬никативной компетентности подрастающего поколения, в профилактике экстремиз-ма. С другой - в последова¬тельном усложнении требо¬ваний к профессионализму работающих в образовании, разнонаправленных специ-алистов и, в частности, к их психолого-педагогической компетентности, профессио¬нальному имиджу и культу¬ре педагогического общения. От которых, как известно, во многом зависит результа¬тивность образовательного процесса, психологический климат в образовательном учреждении, престиж про¬фессии педагога и образова¬тельного учреждения, в кото¬ром он работает, и, наконец, процесс модернизации обра¬зования в целом. Главная цель нашей беседы - повышение профессиональной квалификации педагогов посредством обновления теоретических знаний и практических навыков в области психологии и педагогики, этики и теории коммуникации, методики нравственного воспитания и формирования коммуникативной компетенции школьников.

Тема:  Формирование коммуникативной культуры в системе образования.

            Актуальность данной темы обус­ловлена  социокультурной потребностью. С одной сто­роны, в повышении комму­никативной компетентности подрастающего поколения, в профилактике экстремиз­ма.  С другой - в последова­тельном усложнении требо­ваний к профессионализму работающих в образовании,  разнонаправленных специ­алистов и, в частности, к их психолого-педагогической компетентности, профессио­нальному имиджу и культу­ре педагогического общения. От которых, как известно, во многом зависит результа­тивность    образовательного процесса, психологический климат в образовательном учреждении, престиж про­фессии педагога и образова­тельного учреждения, в кото­ром он работает, и, наконец, процесс модернизации обра­зования в целом.

          Главная цель  нашей беседы  - повышение профес­сиональной квалификации  педагогов  посредством обновления теоретических знаний и практических на­выков в области психологии и педагогики, этики и теории коммуникации, методики нравственного воспитания и формирования коммуника­тивной компетенции школь­ников.

 

1.                    Современное образование как фактор формирования коммуникативной культуры

 

  Россия вступает в новую образовательную эру, пополняя единое международное образовательное пространство в соответствии с мировыми тенденциями глобализации. В связи с этим к отечественному образованию  предъявляются высокие требования. Они касаются как воспитательно-образовательного процесса, так и личности самого воспитателя.

     Обществу необходим педагог, обладающий высоким профессиональным уровнем педагогической и коммуникативной культуры.

     Образование — это способ вхождения человека в мир науки и культуры. В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Овладевая культурой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активной деятельности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную  субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

      Образование является необходимым и важным фактором развития, как экономики, политики, культуры, так и всего общества.

В свою очередь образование развивается под влиянием потребностей общества, т.к. оно всегда выполняет важнейшие общественные функции. От образования зависит действенность всех социально-экономических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны. Культура и образование выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации

       Понятие «культура» трактуется широко. На обыденном уровне «культура» понимается как образец, на который должны равняться люди. Культуру также отождествляют с образованностью и интеллигентностью, квалифицируют как определенное качество личности.

       На теоретическом уровне  — «культура» рассматривается как специфическая характеристика общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу.

  Достижение целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом педагога, его общей, профессиональной и личностной культурой.

      Изучением вопроса, связанного с понятием «личность», занимаются многие науки, такие как, философия, педагогика, социология, криминология и,  безусловно, психология.

  По утверждению психолога А. А. Реана, практически нет такой области, где бы ни присутствовал (явно или неявно) «личностный взгляд» на проблему. Процессы восприятия, памяти, мышления, речи и так далее существуют не сами по себе, а воспринимает, запоминает и мыслит — личность.

В зависимости от личностных установок человек по-разному воспринимает окружающую действительность, в том числе и окружающих его людей. Личностное отношение к той или иной информации влияет на процесс ее запоминания (и забывания) человеком. Личностные особенности, установки, субъективное отношение к конкретным людям прямо влияют на поведение человека, его взаимодействие и общение с другими людьми.

     Под термином «личность» (от слова «лик», «лицо»  понимают человека, способного к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию.

Одним из важнейших качеств личности,  является и коммуникативная культура.  Коммуникативная культура личности реализуется в коммуникативных знаниях, умениях и навыках. Понятие «коммуникативная культура» трактуется как определенный уровень развития навыков общения, при котором человек правильно использует средства языка и умело ими оперирует в процессе взаимодействия с другими людьми.

Выделяют три группы правил, составляющих коммуникативную культуру.

Первая группа — это правила коммуникативного этикета. Они определяют порядок обращения и представления, выбор обращения и многое другое. Этикетные правила не имеют прямой связи с эффективностью общения, но их частичное или полное игнорирование отстраняет человека от участия в общении.

Вторая группа — правила согласования коммуникативного взаимодействия. Они задают тип общения: светское, деловое, ритуальное, интимноличностное и т. д.

Третья группа — это правила самоподачи (самопрезентации). Они не определяют тип общения и не влияют на общую для всех эффективность, но определяют индивидуальный успех отдельных участников общения. Правила самоподачи предназначены для создания у окружающих определенного впечатления о себе.

 Итак, коммуникативная культура занимает ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности, являясь одной из приоритетных задач профессионального образования.

 В связи с этим возрастают требования к профессиональному мастерству педагога.

 

2.    Коммуникативная культура в развитии профессионального мастерства педагога

 

Коммуникативная деятельность педагога, направленная на установление педагогически целесообразных отношений педагога с учеником, приобретает большую значимость, и является существенным показателем профессиональной компетентности и мастерства  педагога.

   Педагогическое мастерство  определяют как искусство обучения и воспитания, требующего постоянного совершенствования.

      Педагогическое мастерство как профессиональное умение включает в себя следующие составляющие:

·        педагогическую культуру;

·        профессиональную компетентность педагога;

·        педагогические умения и способности;

·        речевую культуру преподавателя;

·        педагогическое взаимодействие,

·        умение управлять собой;

·        педагогическое общение и этику;

·        психолого-педагогические знания .

     Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессиональной культуры. Необходимость ее развития обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учащимися, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Коммуникативная культура, есть система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовать их в деловом и эмоциональном общении.

Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».

Общительность, как свойство личности, включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как

üкоммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения,

üсоциальное родство — желание находится в обществе,

üальтруистические тенденции — эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию

üидентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

Общительность предполагает умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и сменить тему, познакомиться и найти правильную форму обращения к другому человеку. Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Общительный человек владеет своей жестикуляцией, обладает богатством мимики, выразительностью интонаций.

    Под коммуникативным поведением подразумевается  не просто процесс говорения, передачи информации, а организацию речи, влияющую на характер взаимоотношений, создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учащихся, стиль их работы.

Критериями мастерства педагога выступают:

üцелесообразность (направленность);

üпродуктивность (результат: уровень знаний, воспитанности обучающихся);

üоптимальность (выбор средств);

üтворчество (содержание деятельности).

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Высокая техника педагогического общения — не только один из компонентов, но и ведущая составляющая профессионального мастерства.

Содержательный компонент коммуникативной культуры педагога включает следующие знания:

·        возрастные и индивидуально-психологические особенности  личности;

·         психологические приемы  привлечения и удержания внимания;

·        атрибуты общения (внешний вид, средства, формы, время, пространство);

·        стандарты коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т. п.);

·        особенности монологической и диалогической форм общения; соблюдение норм современного литературного языка;

·        учет функциональных стилей общения;

·        знания в области межкультурного общения и др.

Эффективности процесса развития коммуникативной культуры во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и внеучебном взаимодействии.

Анализ развития коммуникативной культуры позволяет сделать следующие выводы, что педагог с низким уровнем общительности, с отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения, не способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личность обучающегося, его полноценное развитие.

Таким образом, коммуникативная культура педагога — это качественная характеристика субъекта педагогической деятельности, включающя систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию личности в коммуникативной деятельности, и коммуникативная культура педагога является основой профессионального мастерства и определяет его успешность.

 

Трудно найти 1 сентября ребенка, который не хотел бы идти в школу. Но вот проходит первая неделя занятий, и мы находим множество таких. В чем дело? Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят угнетают не столько трудности познания, сколько трудности общения - с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации взаимоотношений.

 Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками.

 

3.Стили педагогического общения

 

Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.

Стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная.  

Выделяют следующие стили:

 1) на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого самого плодотворного стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношение к педагогической деятельности в целом.

 

 2) на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно - воспитательной деятельности. В известной мере он как бы подготавливает выделенный выше стиль общения. Дружественность и увлеченность совместным делом – стили общения, тесно связанные между собой.   Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

 3) общение - дистанция.Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений.

Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. В классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника.

Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности.

 4)общение - устрашение.Этот стиль общения, к которому  иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение - устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

 В творческом отношении общение - устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя.

 5) общение – заигрывание. Опять - таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

 Таким образом, стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений.

 

Основное средство педагогического общения — речь. Высокая языковая культура, богатый словарный запас, четкая дикция, экспрессивность и выразительность речи создают атмосферу обучения, задают состояние, в котором проходит совместная работа учителя и ученика. Громкий, сердитый голос учителя может повергнуть ученика в уныние, посеять сомнения; мягкий и одобряющий — вдохновить. Ребенку трудно и неприятно слушать пронзительный и высокий, глуховатый и однообразный голос, голос с металлическими оттенками. Если темп речи учителя слишком быстрый, то ребенок не успевает уловить смысл сказанного, а если сбивчивый и неровный, то нарушается целостность восприятия.

 

 

4.Коммуникативные качества речи

 

 Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко ранимого ученика.

 Устная речь учителя, как правило, речь импровизированная. В этом тоже заключается ее особенность. Учитель-профессионал говорит всегда без непосредственной опоры на текст учебника или конспект урока. Ученики, слушая его, как бы присутствуют в момент сиюминутного рождения слов, выражений. Создается впечатление, что учитель публично мыслит, впервые для себя вместе с учениками открывает истину.

 Импровизированная речь - понятие неоднозначное. В одних случаях это речь, заранее подготовленная, придуманная, но умело преподнесенная учителем как «сиюминутная». Это не дословный пересказ, а действительно свободное изложение, создаваемое в момент произношения, но с учетом предварительной подготовки.

 В других случаях речь учителя – импровизация в прямом смысле этого слова, речь неподготовленная, рождающаяся, когда условия требуют немедленной реакции учителя. Именно здесь проявляется общая и педагогическая культура учителя, его опыт взаимоотношений с учениками.

Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь вызывает скуку.

 Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, который позволяет учителю донести до учеников все богатство своего слова. Рассмотрим, что надо учитывать педагогу при общении.

·    Дыхание.

 В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.

В чем же отличие речевого дыхания от обычного? Вдох и выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по времени. Речь и чтение требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы.

·        Что бы речь учителя была более выразительной он должен умело владеть голосом, дикцией, ритмикой.

 Каковы же особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата.

 Важное условие слышимости голоса – полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

 Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон – объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет.

 Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр - окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса.

 Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.

 Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога.

·        Дикция - ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.

 Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.

 Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для правильной отработки каждого звука.

·        Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а так же пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи составляют ее темпоритм.

 Это очень важный элемент речи, так как интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя.

 Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод – определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения: чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.

 Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз - речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса.

 

Однако информацию несет не только речь. Более выразительными и действенными могут подчас оказаться не слова, а взгляд, жест, мимика. Неадекватное употребление невербального языка может дать эффект прямо противоположный ожидаемому.

Искусству жестикуляции обучали еще до нашей эры. Сейчас появились данные о том, что при знакомстве в первые четырнадцать секунд на долю невербальных сигналов приходится девяносто процентов объема всей принимаемой информации и в дальнейшем более половины приходится на жесты, мимику и интонацию. Жесты могут многое рассказать о человеке: об эмоциональном состоянии, об отношении к собеседнику, о его характере и личности и т. д. Иногда значение слов или смысл сказанного может быть понятен только при наличии подкрепляющих слова жестов. 

 

5.Невербальная коммуникация в педагогическом процессе.

 

           Эффективное взаимодействие и взаимопонимание между учителем и учеником возможно только в том случае, когда учитель и ученик адекватно воспринимают друг друга. Ребенок пытается “читать” поведение учителя, его настроение, отношение. Поэтому учителю нужно грамотно подать себя, чтобы быть понятым.

Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством делать тайное явным, о чем учитель всегда должен помнить. Движения учителя — своеобразная “увертюра” к уроку. Своей жестикуляцией он с первых минут создает определенный настрой в классе. Если движения нервные, порывистые, “срывается злость” на предметах, то дети готовятся к тому, что “достанется” и им. Вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Чтобы добиться сосредоточения внимания детей, необходимы эмоционально насыщенные жесты. Это жесты имитации, указания, подчеркивания и др.

Для активизации познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления, воображения детей) необходимы жесты наглядности, которые иллюстрируют рассказ педагога. Это жесты, дающие представление о форме и размере предмета, его пространственном расположении и т.д., имитационные и изобразительные жесты. Например:  “Вот такая большая ягода!” — говорим мы ребенку об арбузе и широко разводим руки. И ребенок сразу представляет себе размеры арбуза.

В общении ребенка и педагога обязательно наличие обратной связи. Вопросительным кивком головы, приглашающим жестом учитель может “включить” обратную связь, жестами одобрения, оценки повысить ее интенсивность, определенным жестом завершить контакт. Не менее важно для обратной связи и понимание учителем жестов ребенка, которые могут многое сказать о его состоянии, отношении к предмету, к самому педагогу и другим учащимся.

 Невербальные средства общения очень важны для любой беседы и знание их, умение правильно ими пользоваться, понимать их предопределяет успех беседы. “Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первому.

Неречевое поведение лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому мы часто совершенно неосознанно больше доверяет интонации, мимике, жестикуляции, чем буквальному содержанию сообщения. Лишь 1/3 информации воспринимается по вербальным каналам, а на 2/3 мы доверяем тому, как человек передает информацию, и что он при этом думает. В общении старайтесь избегать несоответствия между передаваемой информацией и теми неречевыми реакциями, которые ее сопровождают.

Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика и т.д.

 Рассмотрим их более подробно.

üМускульная мобилизованность - обязательное условие начала всякого общения.

 Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры тела, в частности - в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизованность несколько опережает речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих детей на предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.

üПантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.

 Красивая, выразительная осанка педагога  выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе

 Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.

Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция.

 Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя.

 Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

 Позы отражают состояние человека и его отношение к происходящему. Существуют лишь самые общие правила, распространяющиеся на большинство людей.

 1) Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу, как правило “открытую”. “Открытая” поза определяется:

 - поворотом корпуса и головы к собеседнику;

 - раскрытостью ладоней;

 - не скрещенным положением ног;

 - расслабленностью мышц;

 - прямым взглядом в лицо

 2) Скрещенные руки или ноги обычно отражают защитную реакцию и нежелание общаться.

 - Руки заведенные за голову, выражают превосходство над другими.

 Под движениями понимают перемещения в пространстве всего тела, а под жестами - движения различных частей тела. Доказано, что основное значение имеют движения головы, плеч и рук.

 

 В таблице переведены значения некоторых жестов и поз отражающие эмоциональные состояния.

Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица.

Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

 Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно соответствовать характеру речи, отношений, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в десятках вариантов.

Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека.

Выразительные детали мимики - брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении – восторг.

 Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.

Важным фактором педагогического воздействия является пространственная организация общения. Если два человека размещаются рядом, то это способствует совместной работе или сотрудничеству, если позиция лицом к лицу через стол (особенно длинный), то усиливается напряженность, если по диагонали через угол стола, то это способствует непринужденности беседы.

Существует также четыре категории пространственной коммуникации:

— публичная, когда расстояние между двумя людьми равно 3—7 метрам;

— социальная, когда расстояние между двумя людьми равно 2 метрам;

— личная, когда расстояние между двумя людьми равно 75 сантиметрам;

— интимная, когда расстояние между двумя людьми равно 15—45 сантиметрам.

Увеличение или уменьшении дистанции между общающимися должно быть всегда мотивировано. Пространственную близость можно использовать для установления более доверительных отношений с ребенком. Но пользоваться этим нужно крайне осторожно, чтобы это не воспринималось ребенком как фамильярность или посягательство на личность.

Давно замечено, что дети, желающие поменьше общаться с учителем, предпочитают садиться на последние парты. Почему? Оказывается, зона наиболее эффективного контакта учителя с учениками — это первые три парты, которые попадают в личную и интимную (если учитель стоит вплотную к парте) зону на протяжении всего урока.

Чтобы достигнуть равенства в общении с каждым учеником, учителю нужно непринужденно перемещаться по классу, меняя дистанцию.

В общении с детьми очень важно использовать прикосновения (тактильная коммуникация). Прикосновением можно установить контакт, привлечь внимание, выразить свое отношение к ребенку. Передвигаясь по классу, учитель может коснуться руки или плеча отвлекшегося ученика и тем самым привлечь его к работе, может прикосновением отметить удачный ответ, успокоить возбужденного. Особенно важно использовать прикосновения к ребенку родителям, ведь такие прикосновения не вызывают настороженности, не создают неудобства, как иногда в общении с чужими людьми.

Учителю нельзя злоупотреблять прикосновениями — ребенок находится в зависимой ситуации и не может позволить себе уклониться в случае, если прикосновения ему неприятны. Способствуют контакту мягкие и спокойные, как бы случайные, прикосновения. Прикосновения, несущие оттенок силы, давления, могут оттолкнуть ребенка.

 

Не менее важны в общении помимо прикосновений, жестов, и движения тела (пантомимика), облик и манеры человека (одежда, косметика, прическа и др.).

 

 

 

 

 

6.Слагаемые профессионального имиджа педагога

 

Есть мнение, что дети любят красивых учителей. Только вот кого они считают таковыми? Всегда ли тех, кто модно, с иголочки одет, обладает правильными чертами лица и безупречной фигурой?

Отнюдь. Красивыми им кажутся умные учителя, талантливые, добрые, справедливые, интересные в своих проявлениях.

 Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем.

 В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

Профессиональный имидж - облик человека, отражающий его профессиональную деятельность, важное условие профессиональной самореализации и достижения профессиональных успехов.

  В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

 В структуре имиджа профессионала, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

·        Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

 Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

·        Профессиональная деятельность раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

·        «Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях и его личность в целом.

Что такое хороший учитель?

 Исследование  показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.

 Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.

 Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому то, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо прежде всего быть образованным и воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор учителя не ограничивался школьной программой. Индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу.

Личность учителя – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот учитель, который сам имеет интересы и увлечения.

Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.

 Слагаемые имиджа. К ним относятся:

 - визуальная привлекательность;

 - вербальное поведение;

 - невербальное поведение;

 - манеры, этикет;

 - соответствие необходимому образу;

 - обаяние.

 Рассмотрим модель имиджа учителя.

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.

 Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность- это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность- это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.

 Основной стиль учителя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

  Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные – дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, задумайтесь – какое воздействие вам надо оказать на детей?

 Одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. Аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.

 Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

 Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что- то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

 Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.

 Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж.

 Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Говоря о вербальном и невербальном поведении стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.

 Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п.

 Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.

 Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными.

Обаяние –это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психо-терапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.

И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности.

 Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым.

Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель. Если вы интересны людям, и они тянутся к вам, то смело идите в учителя.

 

 

7.Средства повышения  коммуникативности педагога.

 

 Для учителя важны следующие коммуникативные умения:

 Владеть «чтением по лицу»

 Понимать личность ученика, его психическое состояние.

 «Подавать себя» в общении с учащимися.

 Оптимально строить свою речь в психологическом плане.

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее:

·        Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.

·  Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.

·  Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

·  Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

·  Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно, истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.

·  Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.

·  Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

  Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.

Прикрепленный файл Size
буклет.docx 69.8 KB
Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx 98.89 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн