Вы не зарегистрированы

Авторизация



Подготовка педагогов к реализации направления "Педагогическое просвещение родителей в ДОУ"

Фото пользователя Ольга Александровна Жбанникова
Submitted by Ольга Александровна Жбанникова on чт, 04/06/2009 - 10:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Корсикова Елена Николаевна
Место работы, должность: 
МДОУ № 26, педагог-психолог
Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Управление образованием
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
Предлагается алгоритм деятельности по подготовке воспитателей к реализации просветительской деятельности с родителями в ДОУ. Данные рекомендации помогут старшим воспитателям, педагогам-психологам и заведующим ДОУ качественно провести данную работу.

Подготовка педагогов к реализации направления «Педагогическое просвещение родителей в ДОУ»

 
Важным этапом в реализации направления «Педагогическое просвещение» является подготовка педагогов к реализации просветительской деятельности в ДОУ.
Она может осуществляться по следующему алгоритму:
  1. Развитие общей и профессиональной культуры педагогов. При этом важное внимание должно уделяться повышению культуры речевого общения – устной и письменной речи. Формирование навыков активного слушания и понимания проблемы другого. Периодически следует знакомить педагогов с правилами подачи наглядной информации.
Развитию общей культуры и повышению квалификации педагогических работников могут способствовать курсы повышения квалификации и так называемое внутрифирменное обучение, которое проводится внутри дошкольного учреждения с участием собственных кадров или приглашенных извне специалистов. Важная роль также отводится обзору научно-методической литературы и самообразованию. К молодым специалистам целесообразно прикреплять более опытных, организуя наставничество. Опытные педагоги могут поделиться собственным опытом, дать ценные советы и рекомендации. В то же время молодые педагоги способны по-новому отнестись к вопросам просвещения родителей и использовать новейшие достижения техники
  1. Формирование и развитие мотивации у педагогов к реализации педагогического просвещения с родителями.
Необходимость реализации педагогического просвещения родителей может вызывать внешнее и внутреннее сопротивление педагогов и тормозить реализацию этого направления. Барьерами могут служить нежелание «заниматься бумажной работой», ссылки на занятость повседневными делами, неумение эффективно подать информационный материал, некомпетентность в некоторых специализированных вопроса. Поэтому на данном этапе работа с педагогами может вестись по двум направлениям:
1)                             снятие страхов, повышение уверенности в успешной реализации педагогического просвещения. К этой работе целесообразно привлекать педагогов-психологов. Важно показать педагогическому персоналу, что страх ограничивает наши возможности взаимодействия с родителями. Известный американский психолог Луиза Хей писала: «Я действительно верю, что страх вовсе не обязателен. Нас научили бояться. Чувство страха запрограммировано в нас. Это только привычный образ мышления, и его можно изменить… Крайне важно не забывать о том, что все наши мысли и слова становятся нашим жизненным реальным опытом. Исходя из этого, будем внимательно относиться к своим мыслям и привычным высказываниям, чтобы создавать себе ту жизнь, о которой мы мечтаем»[i].
2)                             мотивирование педагогов к реализации педагогического просвещения. При этом необходимо показать то, что наглядная информация является своеобразным помощником педагога, поскольку отпадает необходимость многократного транслирования одной и той же информации в устной форме. На них можно указывать при возникновении определенных вопросов. Созданию положительной мотивации к осуществлению педагогического просвещения могут способствовать смотры-конкурсы на лучшее оформление информационных стендов. Конкурсы могут быть тематическими. При подведении итогов могут быть выделены определенные номинации. Участники и победители данных конкурсов поощряются администрацией учреждения.
  1. Выявление потребностей родителей в информации по основным направлениям просвещения. Поскольку в настоящее время в Российской Федерации принята субъект-субъектная парадигма взаимодействия, то важно учитывать потребности родителей при отборе содержания образования в педагогическом просвещении. Оно может проводиться как в устной форме, так и посредством заочного запроса - анкетирования. Вашему вниманию представлены некоторые анкеты, которые могут быть использованы для выявления индивидуальных особенностей детей и запросов на информацию, касающуюся вопросов обучения и воспитания детей.  
В настоящее время в научно-методической литературе по вопросам работы с семьей представлено значительное количество различных анкет. Однако не все они составлены правильным образом. Некоторые анкеты нуждаются в серьезной доработке и доведению до соответствия требованиям, предъявляемым к анкетам.
  1. Создание стендовой информации с привлечением специалистов.
И выявление потребностей родителей в той или иной информации и непосредственная деятельность по их удовлетворению должны строиться с гуманистических позиций. «Гуманистическая педагогика – педагогика приоритета личности обучающегося, а не обучающего»[ii]. Он предполагает учет того, что все люди разные; каждая личность неповторима и уникальна; каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях; жизнь создается любовью; любить человека значит утверждать его неповторимое существование; необходимо отделять поведение от сущности человека[iii].
Информационные стенды могут оформляться воспитателями, специалистами ДОУ или готовиться совместными усилиями. Так, например, при создании газеты в нашем детском саду выпуски готовят воспитатели, которые работают вместе на группе и специалисты, а общую редакционную правку осуществляет педагог-психолог. В случае, когда потребности родителей выявлены в конце учебного года, возникает возможность внести в планы специалистов просвещение родителей по определенной тематике и определить примерную дату и местоположение размещения информации. Однако реализация педагогического просвещения не всегда может быть четко спланирована, так как могут возникать актуальные запросы в течение учебного года. В этом случае педагогический коллектив по возможности должен своевременно и гибко реагировать и предоставлять информацию.
  1. Размещение информационных стендов в помещениях ДОУ. Для того, чтобы информация была востребована родителями, она должны быть грамотно размещена на бумажных и иных носителях и в помещениях. Выявление результативности просветительской деятельности. Может осуществляться в устной и письменной формах. Обратная связь с родителями по вопросам педагогического просвещения приводит к корректировке имеющейся и планируемой информации. Анализ деятельности по этому направлению приводит к постановке новых целей и подбору соответствующего содержания, методов и средства изложения.
  2. Обновление информационных стендов с учетом полученной обратной связи.
Таким образом, подготовка педагогов к реализации просветительской деятельности с родителями является важной и сложной задачей грамотно решить которую можно посредством конструктивного взаимодействия внутри педагогического коллектива.
 
Педагог-психолог МДОУ детский сад № 26,
кандидат педагогических наук
Е.Н.Корсикова.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


[i]               Хей Луиза Исцели свою жизнь. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС. – 2007. – С.189.
[ii]               Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, конусльтации, мониторинг./ А.В.Козлова, Р.В. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера. – 2004. – С.19.
[iii]              Там же, С. 18.