Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



особенности имени числительного. игз. подготовка к олимпиадам

Submitted by наталья ивановна суханова on пн, 24/02/2014 - 20:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Суханова Наталья Ивановна
Место работы, должность: 

МАОУ ЛИЦЕЙ 97, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Тема: Особенности имени числительного • Цель: углубить знания по теме, • развивать творческие способности, • ассоциативность мышления учащихся, • поддерживать их стремление к исследовательской деятельности.
Тема: Особенности имени числительного • Цель: углубить знания по теме, • развивать творческие способности, • ассоциативность мышления учащихся, • поддерживать их стремление к исследовательской деятельности. План: 1.Оргмомент сегодня мы поговорим с вами об особенностях имени числительного -Что мы знаем о числительном, вспомните синквейн, который вы сочиняли (Синквейн о числительном) - Найдите числительное среди данных слов. Объясните свой выбор: Двойной, тройка, удвоить, второй пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, пятиэтажный, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, сто. - Определить морфологическую принадлежность слова раз: Один раз (сущ) Раз, два, три (числит) Раз морозною зимой (нар) 1)Особенности морфемики числительных Числительные образуются от числительных следующими способами: 1. суффиксальный: два  дв-адцать, пять  пят-надцать, Дцать –это префиксоид, те занимающий промежуточное положение между корнем и суффиксом по Баранову Григоряну Ладыженской , морфемы -надцать и -дцать — суффиксы: четыр-надцать — четыр-надцат-и, три-дцать — три-дцат-и. 2. два  дв-оj-е, ; 3. у числительных может быть два окончания пятидесяти 2)Особенности склонения числительных – Что вы знаете о склонении числительных 40, 90, 100? Сколько падежных окончаний имеют эти числительные?(Подготовленные учащиеся рассказывают историю чисел 40, 90, 100) Перед вами предложения с этими числительными, ваша задача раскрыть скобки и поставить числительное и существительное в нужную форму • Бидон с 90 литрами молока. • Он остановился в 100 метрах от гаража. • Из 40 бобров одну шубу шьют. Числительные 40,90,100, полтора, полтораста имеют только две падежные формы И. В. – полтора РДТП -полутора б.В каких предложениях допущены ошибки? Запишите исправленный вариант. 1) Поселок находится в полтора километрах от города. 2) Мы добрались за полтора часа. 3) Взбивайте смесь миксером не более полуторы минуты. 4) Космический экипаж проведет на орбите полтораста дней 5) Гроссмейстер провел сеанс одновременной игры на полтораста досках Подумайте! Почему нельзя сказать полтора суток, двадцать две сутки, три ножницы, но можно – двое суток, трое ножниц Скажите правильно 7)Склонение составных числительных – очень увлекательное занятие. Только надо помнить, что что каждая часть количественных числительных меняется по падежам, а у порядковых только последнее слово Укажите пример(ы) с ошибкой в образовании формы слова. 1. С пятьюстами шестьюдесятью семью. 2. Шестьсот семидесяти семи экземпляров. 3. Больше шестиста рублей. 4. До тысяча восемьсот двенадцатого года. 5. К пятистам семидесяти восьми. 6. У пятьсот восьмидесяти рабочих. Работаем в группах 1)После футбольного матча 8765 фанатов пожали руку своему любимому игроку Мячикову. Со сколькими фанатами обменялся рукопожатием Мячиков? (восьмью тысячами семьюстами шестьюдесятью пятью фанатами) 2) Все олимпийские объекты в Сочи могут вместить 41250 зрителей. Скольким болельщикам смогут показать свои достижения спортсмены? (сорока одной тысяче двухсот пятидесяти болельщикам) Важно! Числительные два, оба, полтора, три, четыре в И. и В. пп. сочетаются с формой Рп. единственного числа существительного, остальные – с формой Рп. множественного числа. Двенадцать месяцЕВ (Рп, мн. ч.) Двадцать четыре месяцА (Рп. ед. ч.) Выберите правильный ответ: Барон Мюнхаузен хвастался, что убил одним выстрелом… А)двадцать двух уток; Б) двадцать двоих уток; В)двадцать две утки; Г) двадцать две уток. Известно, что числительные два, три, четыре и оба, стоя в формах именительного и винительного падежей, управляют формой родительного падежа единственного числа зависимого существительного: два (три, четыре, оба) торта, но не два (три, четыре, оба) тортов. Однако это не всегда верно. Так, нужно сказать два пирожных, но не два пирожного. Какое свойство слова пирожное делает правильной только конструкцию с формой множественного числа? Приведите примеры слов, которые не отличаются от слова пирожное. Особенность слова пирожное, которая отличает его от слова торт, - это тип склонения, то есть набор окончаний, используемый при изменении этого слова. Ес¬ли слово торт относится ко второму склонению из тех трех, которые в школьной традиции принято выделять у существительных и которые в науке называются субстантивными (то есть склонениями, свойственны¬ми существительным, от латинского substantivum - имя существитель¬ное), то слово пирожное ни к одному их этих склонений не относится: оно имеет такой же набор окончаний, как у прилагательного среднего рода (склонение самих прилагательных, а также существительных, име¬ющих сходные с прилагательными окончания, называется адъектив-ным, от латинского adjectivum - имя прилагательное). В составе количественных сочетаний существительные адъективного склонения ведут себя абсолютно так же, как прилагательные: ср. оба участ¬ковых милиционера и оба участковых; три столовых ложки и три столовых, три столовые ложки и три столовые; два вторых блюда и два вторых (поряд¬ковое числительное второй склоняется так же, как прилагательное). В качестве примеров можно привести любые существительные, скло¬няющиеся по адъективному склонению и имеющие формы единственно¬го числа, ср. уже приведенные выше слова полицейский, участковый, дву¬гривенный, столовая, второе, заливное, а также военный, учащийся, учащая¬ся, булочная, закусочная, жаркое, вычитаемое, земноводное и т. д. Синтаксическая роль числительных При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей). Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения: • подлежащим (три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба, третий лишний); • вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым); • быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила). Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения). Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми). Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок), но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний. Сочетание количественного числительного с существительным в именительном и винительном падежах является одним членом предложения: Пять учениц поступили в университет; Занятия начинаются в восемь часов; в остальных падежах — разные члены предложения: В группе не хватает трёх человек; Пожелаем удачи нашим двум командам. Порядковые числительные в сочетании с существительным — разные члены предложения: Засверкали первые звёзды; Говорю тебе в десятый раз. Отдыхаем с пользой Решите ребусы «Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку». (7я, о5, 100л, пре2рительно, вы3). Рефлексия Зачем выполняли эту работу? -Что понравилось в работе? Что было интересного (трудно, легко)? - Что нового для себя узнали? Чему научиться? Что нового про себя узнали? -Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары). По каким кри териям? Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)
Прикрепленный файл Size
Презентация Microsoft PowerPoint.pptx 426.74 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн