В процессе исторической игры учащиеся закрепляют свои знания о героях войны 1812 года, событиях Отечественной войны 1812 года. Они вспоминают интересные факты, выдающихся личностей этого времени. Условия игры объявляются заранее, у участников есть возможность подготовиться заранее.
Цели и задачи
- В увлекательной форме представить учащимся интересную и познавательную информацию, по истории России и Всеобщей истории выходящую за рамки школьного учебника.
- Оказать помощь в раскрытии интеллектуальных способностей ребят, расширении их кругозора.
- Развить у учащихся умение мыслить, рассуждать логически, основываясь на полученных ранеезнаниях.
- Прививать уважение к прошлому.
Ведущий: Отечественная война 1812 года была для России одним из важнейших событий XIX столетия. Нашествие и изгнание Наполеона из пределов Российской империи вызвало невиданный подъём патриотических чувств в пробуждавшемся от долгой спячки российском обществе. Представители всех сословий оказались объединены одним порывом, который был чеканно выражен Александром I в «Манифесте о начале войны» 25 июня 1812 г.: «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве Моём». Император Александр и его армия эту клятву сдержали, не посрамив воинской чести и вписав величественные страницы в военную историю России.
Сегодня нашим командам предстоит вспомнить важнейшие события войны 1812 года, военных деятелей, и многое другое.
Перед нами три команды, которые готовы вступить в борьбу за право называться «ЭРУДИТЫ РОССИИ» в командном конкурсе «война 1812 года».
Правила игры очень простые, за каждый конкурс будетначисляется определенное количество баллов. Та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, будет объявлена победительницей.
Представление команд и капитанов:
1.
2.
3.
Представляем строгое, но справедливое жюри:
1.
2.
Конкурс разминка.
За 1 минуту, команда должна дать большее количество правильных ответов на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 Интеллект. Максимум вам будет задано 5 вопросов.
Какова была численность армии Наполеона к моменту вторжения её на территорию России? (640 тыс. человек).
В начале войны 1812 г. французская армия численно превосходила русскую, которую предстояло срочно пополнить. Как Александр I разрешил эту проблему? ( царь издал манифест с призывом создать народное ополчение)
Какой генерал командовал армией, при штабе, которой в начале войны 1812 г. находился царь Александр I? ( М.Б.Барклай -де- Толли)
Почему Александр I назначил главнокомандующим русской армии М.И.Кутузова, несмотря на своё негативное отношение к нему? ( в связи с разногласиями в верхах армии возникла необходимость назначить человека, пользовавшегося общепризнанным авторитетом).
Какой генерал возглавлял русскую кавалерию во время Бородинского сражения? ( Ф.П.Уваров)
Когда состоялось Бородинское сражение? ( 26 августа 1812 г.)
Какой генерал командовал русской артиллерией во время Отечественной войны и геройски погиб на Бородинском поле? (Кутайсов)
1 сентября 1812 г. в деревне Фили М.И.Кутузов проводил военный совет. Какой главный вопрос решался на нём? (оставить Москву без боя или сражаться за неё до последней капли крови).
В чём заключался основной замысел М.И.Кутузова, когда он решил оставить Москву?(сохранить русскую армию)
Когда Наполеон вступил в оставленную русской армией Москву? (2 сентября 1812г.).
Где находилась русская армия во главе с М.И.Кутузовым во время оккупации Москвы французами? (у Тарутина).
Каковы были планы Наполеона осенью 1812 г.? (совершить отступление от Москвы через Калугу и Тулу)
Где произошло сражение русской и французской армий в октябре 1812 г.? (под Малоярославцем)
Где Наполеон бросил свою армию после поражения на реке Березине? (в Вильно)
Когда Александр I издал манифест об окончании Отечественной войны? (25 декабря 1812 г.)
Слово жюри – выдача Интеллектов.
Соотнеси портреты и описания.
Каждой команде выдаются карточки, необходимо соотнести 4 портрета и описания людей за 2 минуты, правильно расставив стрелочки. За каждый правильный ответ команда получает 1 Интеллект
Команда сдает ответы, пока жюри проверяет, ведущий озвучивает правильные ответы по слайдам
Слово жюри – выдача Интеллектов.
3. Конкурс пословиц.
Каждая команда получает по 2 пословицы и поговорки. Нужно объяснить значение представленных выражений. За правильно поясненное выражение можно получить 1 интеллект, итого команда может заработать 2 интеллекта.
«Московский пожар»
Сегодня это выражение используется для характеристики событий, произошедших в Москве в сентябре 1812 г. сразу после вступления в город войск Наполеона. В середине XIX в. эта поговорка имела несколько другой смысл: «московский пожар» — это все события лета 1812 г., произошедшие в Москве и вокруг неё. Это и тревожное ожидание наполеоновской армии, и подготовка к обороне, и уход жителей из города, и Бородинское сражение, и бесчинства французов в Москве, и пожары, и возвращение русских войск, и восстановление города. Для Москвы эпоха «пожара» стала исторической вехой и новой точкой отсчёта. В 1820-м вошли во всеобщее употребление понятия: «допожарная Москва» и «послепожарная Москва».
«Приехал Кутузов бить французов»
8 августа 1812 г. император Александр I назначил на должность главнокомандующего всеми русскими армиями и ополчениями М.И.Кутузова. Ученик и соратник А.В.Суворова, он был способен, помнению русского общества и армии, остановить наступление французов и добиться перелома в войне. Поэтому назначение Кутузова встретили с восторгом. Так, артиллерийский офицер И.Радожицкий был свидетелем первой встречи Кутузова с армией в Царево-Займище. «Все ждали решительного боя… как вдруг электрически пробежало по армии известие о прибытии нового главнокомандующего, князя Кутузова. Минута радости была неизъяснима: имя этого полководца произвело всеобщее воскресение духа в войсках, от солдата до генерала. Все, кто мог, полетели навстречу почтенному вождю, принять от него надежду на спасение России. Офицеры весело поздравляли друг друга с счастливою переменою обстоятельств; даже солдаты, шедшие с котлами за водою, по обыкновению вяло и лениво, услышав о приезде любимого полководца, с криком «ура!» побежали к речке, воображая, что уже гонят неприятеля. Тотчас у них появилась поговорка: «Приехал Кутузов бить французов!»
«Француз вступил в Москву в гости да оставил там свои кости»
После ухода русской армии из Москвы в городе развернулась настоящая партизанская война. Современник рассказывал: «Когда город был превращён в пепел пожаром, и следовательно, по утушении его не освещён фонарями, то в осенние, глубокие и тёмные ночи жители Москвы убивали французов великое множество… Французов били наши по ночам; а днём либо прятались в подземелья, либо были убиваемы в свою очередь французами. Только говорят, что Бонапарт не досчитался в Москве более 20 тысяч человек».
«Голодный француз и вороне рад»
Выражение свидетельствует о бедственном положении наполеоновской армии после захвата Москвы. По воспоминаниям очевидцев, которым удалось выбраться из занятого города, французы «ежедневно ходили на охоту — стрелять ворон — и не могли нахвалиться своим «супом из ворон». Эта история послужила художнику И.И.Теребеневу сюжетом для карикатуры «Французский вороний суп». На ней изображены четыре оборванных, имеющих жалкий вид французских солдата; один жадно раздирает ворону, другой с мольбой смотрит на него с протянутой рукой, третий обсасывает воронью косточку, а четвёртый вылизывает котел, в котором варился суп. Художник снабдил карикатуру стихами:
Беда нам с великим нашим Наполеоном:
Кормит нас в походе из костей бульоном,
В Москве попировать свистел у нас зуб;
Не тут-то! Похлебаем же наш вороний суп!
«Сам себя сжёг француз, сам себя и поморозил: отогрелся в Москве да замёрз на Берёзине»
В пословице отражены события последних дней Отечественной войны. В октябре 1812 г. французская армия начала уход из Москвы, Наполеон отдал приказ жечь древний город. Он планировал идти по новой, не разорённой дороге. Однако благодаря действиям Кутузова наполеоновская армия вынуждена была возвращаться по Смоленской дороге, и поход этот продолжался до начала морозов. 14 ноября преследуемые русскими войсками французы подошли к реке Берёзине. При переправе многие из солдат «непобедимой армии» замёрзли или утонули.
«Придётся батюшке Парижу расплатиться с матушкой Москвой»
Когда команды выступают, используя приведенный материал можно отслеживать правильность ответов, если нужно, то дополнять или исправлять.
Пословица подчеркивает естественное желание всего русского народа — рассчитаться с французами за все их преступления, совершённые на территории России.
Слово жюри – выдача Интеллектов.
4.Конкурс «Угадай дату».
Конкурс состоит из двух частей. В первой части, командам необходимо решить примеры, ответом которых будут известные даты Отечественной войны 1812 года. Во второй части команды должны угадать событие связанное с этими датами. За каждый решенный пример команда получает по 0,5 интеллекта. И за каждую угаданную дату по 0,5 интеллекта. Итого каждая команда может получить 5 интеллектов. В презентации при нажатии на пример высвечивается правильный ответ.
На конкурс отводиться 7 минут. Пока жюри проверяет ответы, происходит общая проверка на экране.
Слово жюри – выдача Интеллектов.
5.Конкурс «Да или Нет».
Каждой команде дается по четыре вопроса. (Возможно по жеребьевке). На обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд. За правильный ответ команда получает 1 интеллект. Отвечать должны «да» или «нет». Если ,вы отвечаете «нет», то должны дать правильный ответ.
Вопросы со слайда по очереди каждой команде.
Ответьте на вопрос: «Верите ли вы, что в русской армии…»
…правом ношения усов с 1812 г. обладали только гусары и уланы? (Да)
…гусарский мундир, расшитый шнурами называли «епанча»? (Нет, доломан)
…флешь — это полевое укрепление в форме тупого угла, обращённого вершиной к противнику? (Да) …кремневое оружие называли «флинта»? (Да)
…для обозначения чина военная форма украшалась галуном — специальной тесьмой из золотой или серебряной нити? (Да.)
…канонир был рядовым артиллерии? (Да)
…бушлат — это плащ, служивший зимней одеждой? (Нет, зимний плащ назывался «епанча»)
…чин генералиссимуса был высшим по «Табели о рангах»? (Нет, высший офицерский чин≪генерал-фельдмаршал≫)
…в XIX в. нарезную винтовку называли «штуцер»? (Да)
…на вооружении тяжёлой конницы была и шпага? (Нет, палаш)
…специальная гусарская куртка, отороченная мехом, которая не надевалась в рукава, а носилась накинутой на левое плечо, называлась «ментик»? (Да)
…«кивером» считали высокую меховую шапку солдат и офицеров? (Нет, такой шапкой была папаха)
…галун — это плетёное из шнуров в виде двух петель и двух концов с заострёнными металлическими наконечниками, носимое на правом плече украшение? (Нет, это аксельбант)
Слово жюри – выдача Интеллектов.
6.Литературная страничка
От каждой команды участвуют по два художника. Их задача нарисовать фрагмент из стихотворения, которое прочитает команда. На конкурс отводиться 6 минут. Команда может заработать до 5 интеллектов, 3 интеллекта за прочтение стихотворения и 2 за нарисованный фрагмент.
Картинная галерея. (конкурс проходит во время того, как представители команды рисуют.