Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.

Submitted by Елена Чиграй on Tue, 01/04/2014 - 21:13

Чиграй Елена Анатольевна,

 учитель биологии

                                                                      МБОУ СОШ №1 г. Шахты

На уроках биологии я использую рейтинговую систему для оценки знаний учащихся.   Применяю такую систему оценки деятельности и знаний учащихся, при которой каждый вид работы, каждое задание оценивается определенным чис­лом баллов в зависимости от качества выполнения. Рейтинг учащегося опреде­ляет число набранных им баллов.

Знакомство учащихся с рейтинговой системой произошло еще в начале сентября. В первой четверти я вводила элементы рейтинга на своих уроках. На­пример, за самостоятельную работу учащиеся получали не привычные для них «3», «4» или «5», а 12, 15 или 20 баллов. Подробно рассказала учащимся о своих тре­бованиях, об основных видах работы, о системе контроля и оценки знаний учащихся.

Новая оценка знаний заинтересовала учеников и активизировала их работу не только на уроках, но и после. Она исключила случайность в подходе к опре­делению степени их обученности, учитывала их индивидуальные возможности и давала четкое представление о критериях оценки их учебной деятельности.

Для начала я составила шкалу, куда включила основные виды деятельно­сти учащихся. Вот что у меня получилось:

Таблица 1

п/п

Виды работы

Баллы

1.

Посещение уроков

0,5

2.

Своевременная готовность

0,5

3.

Ведение тетради

До 10

4.

Работа на уроке

До 10

5.

Решение задач

3-10 .

6.

Сообщение

До 5

7.

Реферат

10-50

8.

Практическая работа



 



 

Присутствие

1



 

Выполнение без оформления

3



 

Выполнение и оформление

5

9.

Семинар

10-50

10.

Контрольная работа

До 50

11.

Зачет

До 30

12.

Тестирование

В зависимо­сти

от сложно­сти

13.

Урок

До 50

14.

Изготовление наглядных пособий

5-20

15.

Написание конспекта

15

16.

Сбор материала по теме

5

17.

Анализ статьи

10

18.

Творческая работа

10

19.

Исследовательская работа

10

20.

Работа в группах, парах

10

Шкалу составила с учетом требований к ЗУН, указанным в программе.

Оценки выставляю следующим образом:

85% от возможного количества баллов - оценка «5»,

75%  -  «4»,

50% -  «3».

Например, на лабораторных занятиях оценивается посещение, выполне­ние, оформление, отчет. На лекции – посещение, написание конспекта, состав­ление опорного конспекта и т.д. Оценке подлежит любая работа учащихся. Выполнение задания оценивается определенным числом баллов (в зависимо­сти от сложности, качества, своевременности выполнения). В качестве стиму­ла использую освобождение лучших учащихся от зачета.

Результаты работы учащихся по рейтинговой шкале заносятся в пеции­альный журнал, а затем переносятся в обычный классный журнал. Рейтинго­вый журнал выглядит примерно так:

Таблица 2

Список

Дата

Дата



 



 



 



 

При­сутст­вие

Готов­ность

Вы­полне­ние д/з

Работа

на уроке

Сообще­ние

Ит ог

Присут­ствие

Готов­ность

Выпол­не­ние д/з

Работа

на уроке

Л/ Р

Итог

1.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

2.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

3.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

Рейтинговая система подразумевает такую статью, как «самоза­дание». Если ученик заинтересовался чем-то всерьез, он вправе определить сам для себя задание. Учащимися школы выполняются самостоятельные исследовательские проекты, которые реализуются на разных уровнях, от городского до федерального. Графа «самозадание» даёт ученику возможность реализовать его индивидуальные способности и возможности более полно.

Для успешной работы по рейтинговой системе необходимо соблюдать ряд требований: система заданий для учащихся должна быть тщательно продумана, а число баллов за выполнение задания установлено обоснованно, нужно определить минимальное количество баллов, достаточное для получения  «автоматического зачета», учащиеся должны быть подробно ознакомлены с условиями проведения рейтинга, необходимо систематически осуществлять промежуточный контроль.

Преимуществом рейтинговой системы я считаю ее гибкость. Она позво­ляет создать дополнительный стимул для успешного обучения, усилить само­стоятельную работу учащихся, повысить их активность на занятиях. Все это способствует лучшему усвоению изучаемого материала, формированию необ­ходимых умений. Я сочетаю рейтинговую систему оцен­ки знаний учащихся и тестирование. На мой взгляд, это сочетание помогает оп­ределить достоверность результатов, даже в определенной степени судить об общей подготовке школьников. Кроме того, чувствительность и гибкость рей­тинговой шкалы позволяет использовать ее для принятия многих организаци­онных решений.

Научить школьника всему, что понадобится в жизни, нельзя. Можно и нужно научить добывать знания самостоятельно. Научить применять знания на практике, работать с книгой.