Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Салихова О.И. Формирование системы работы учителя по развитию проектной и исследовательской деятельности учащихся

Размещено: Наталия Брониславовна Гейнц - пт, 18/04/2014 - 13:24

Формирование системы работы учителя по развитию проектной и  исследовательской деятельности учащихся

 

   Проектно-исследовательская методика считается чрезвычайно перспективным направлением в методике преподавания иностранного языка,  особенно в тех случаях, когда тема проекта выходит на межпредметный уровень.

   Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать  и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике . Также он позволяет обратить внимание учащихся на актуальные вопросы и проблемы современной жизни, применить свои языковый материал превратить уроки  иностранного  языка  в  дискуссию,  исследование.

   Метод проектов – это такая организация обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий. В курсе иностранного языка данный метод может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика. Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи (“My School” – Моя школа, “My City” – Мой город, “My Country” – моя страна).

   Выполнение проектных работ на актуальные темы для настоящего времени наглядно демонстрирует учащимся важность английского языка  как средства, значительно расширяющего их доступ  к информации, следовательно, способствует повышению мотивации к его изучению.

  Я считаю, что с расширением возможностей получения  информации (через интернет, справочники, учебная литературу) приобретает наиболее важное значение развитие умения критически оценивать эту информацию. При изучении информации учащиеся стараются оценить ее с точки зрения достоверности содержания  убедительности приводимых аргументов, логичности вывода. Поэтому работа над проектами является эффективным способом формирования критического мышления.

   На уроках  при работе над проектами я чаще всего использую работу в паре или в группах (от 3 до 5 человек) в зависимости от темы. Это способствует развитию учебно-социальных навыков, которые крайне важны в современной жизни.  При работе в команде учащиеся учатся определять объем информации и последовательность работы с ней, распределять сферы ответственности, объединять результаты исследований  и делать общие выводы.

  Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа.  Во-первых, четкое определение темы и цели проекта, их значимости, актуальности.

 Во-вторых, четкое определение этапов работы над проектом.

 

Основными этапами работы над проектом являются:

  1. Определение проблемы (выполняется всем классом). Разделение на группы или пары. Чаще всего деление на группы происходит по общим интересам, но я стараюсь создавать группы с разным уровнем знаний и навыков (в группе учащиеся с разным уровнем подготовки). Это позволяет мотивировать учащихся с невысоким уровнем на работу.
  2.  Выдвижение гипотезы (работа в группе): обоснование, определение целей и задач.
  3.  Выбор методов исследования (работа в группе)
  4.  Проведения исследования: работа с литературой, источниками интернета, приведение фактов, подбор аргументов, анализ фактов, проведение опроса.
  5.  Оформление результатов исследования: работа учащихся в группах по составлению текста презентации, подбор и рисование плакатов, подбор музыкального и видео оформления.
  6.  Презентация результатов исследования: представление работ, создание экспертной группы, которая оценивает проделанную работу и выступление каждой группы.
  7. Обобщение выполненной работы: (работа во всем классе) подведение   

общего итога исследования.

   При выполнении проекта важно последовательно выполнять все предложенные задания. Моя задача заключается в том, чтобы при необходимости помочь при оформлении промежуточных результатов исследования, помочь подобрать необходимый материал, подвести к общему итогу исследования, скорректировать оценку, данную экспертной группой, работе каждой группы.

 

   Во время работы над проектом часто решаются следующие задачи:

  1. Развиваются творческие и интеллектуальные способности учащихся.
    2. Формируются социальные  и коммуникативные качества учащихся (умение строить общение) 
    3. Учитываются интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности учащихся. 
    4. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта.
    5. Учащиеся получают возможность применение своих языков знаний и умений на практике.

 

При оценки проекта я использую следующие критерии:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • соответствие используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • умение отвечать на вопросы экспертов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
  •  
  • 1.  Выберите тему  исследования, проговорите заинтересовавшую вас тему с преподавателем и определитесь в направлении работы. 
    2. Распределите фронт работы для каждого участника группы, выберите старшего в группе.
    2. Поработайте с систематическими каталогами школьной  и городской библиотек, интернет -источниками. 
    3. Выберите наиболее информативно-насыщенные источники из составленного списка . 
    4. Внимательно изучите оглавление выбранных книг для рациональной работы над материалом. 
    5. Прочитайте и законспектируйте содержание нужных глав. 
    6. На основе конспектов составьте свое мнение по изучаемому вопросу и начните компоновать имеющийся материал. 
    7. Обдумайте последовательность пунктов плана, следите за логикой развития содержания. 
    8. При составлении основного текста проекта обратите внимание на точность фактической информации. 
    9. Отредактируйте составленный текст. 
    10. Подберите необходимые иллюстрации, карты по вашей теме.
    11. Оформите печатный вариант вашей работы.
    12. Подготовьте защиту вашего проекта, исследования. 

  Метод проектов позволяет выявить взаимозависимость разных областей знаний. В основе проекта всегда лежит какая-то проблема. Чтобы её решить, обучающимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом информации по другим предметам. Экологический проект “We Live on Earth” непосредственно связан с уроками географии, истории, биологии. Проект “Englishspeaking Countries” (Англо-говорящие страны) предполагает знание таких предметных областей, как история, обществознание, биология, география, литература, поскольку является достаточно обширным и содержит сведения об истории государства, населении, климате, политике.

 

  Межпредметный проект “Достопримечательности Лондона” на уроках английского языка в 5-6 классах. Осуществление данного проекта учит вести “диалог культур”.

 ЦЕЛЬ: сформировать представление учащихся о красоте и величественности Лондона – столице Англии.

 Задачи:

 развивать креативные способности учащихся и умение проектировать;

 Активизировать изученный лексико-грамматический материал;

Совершенствовать коммуникативные навыки и навыки перевода;

Совершенствовать навыки монологической речи;

Учить находить необходимый материал в Интернете и правильно использовать его в работе;

 Воспитывать уважительное отношение к культуре других стран;

 

 

Этапы работы над проектом.

Этап

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.     организационный           

 Учитель предлагает учащимся создать книгу “Достопримечательности Лондона”. Делит группу на мини-группы 2-3 человека для создания страниц книги. Предлагает учащимся познакомиться с достопримечательностями Лондона (Big Ben, Tower of London, Westminster, London Bridge, Hyde Park, B Palace, Trafalgar Square) и выбрать одну для подробного изучения, поиска информации и разработки страницы.        

 Знакомятся с содержанием задания (проекта), объединяются для парной работы, самостоятельно решают, какую достопримечательность хотели бы описать.

2.     поисково-творческий   

 Наблюдает за продвижением работы учащихся над проектом, направляет их деятельность, косвенно руководит.    

 Собирают информацию по выбранным достопримечательностям, изучают литературу, книжные и интернет издания, рассматривают фотографии, отбирают информацию.

3.     подготовка к презентации проектов           

 Подсказывает в работе над презентацией.          

 Готовят и оформляют материалы (фото, тексты) для презентации и дальнейшего использования на страничке в книге.

4.     предъявление проектов  в виде презентаций Power Point           

 Слушает, задает вопросы, оценивает работу уч-ся, качество презентаций.           

 Представляют проект в виде презентации Power Point

5.     оформление книги “Достопримечательности Лондона”.     

 Оценивает активность учащихся в работе над книгой и содержательную часть материала.      

 Оформляют книгу в виде стендовых плакатов (формат А3).

 

   Используя в своей работе проектную методику, прихожу к выводу о её эффективности. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно и то, что в работе над проектом ребята учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идёт неразрывный процесс обучения и воспитания. Работа над проектами интересна для учащихся любого уровня владения английским языком, так как даёт возможность более способным детям показать, на что они способны, в то время как обучающиеся, имеющие определённые пробелы, могут взять полезную информацию от своих одноклассников. Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность, направленную на формирование и всестороннее развитие творческой, активной личности обучающегося, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, подготовку их к последующей трудовой и общественной деятельности. Практика показывает, что в результате такой работы постепенно возрастает интерес к предмету, что выражается в повышении качества знаний по английскому языку. Метод проектов, развивая познавательную активность обучающихся, формирует и совершенствует культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком, что и является основной задачей современной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

      1.  Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

      2.  Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного   

          образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

  1. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева.– // 

Иностранные языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21.

      4.  Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном  Учреждении. –  М.,  

           2005.

       5.   Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат.– // Иностр. языки

             в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.

        6.    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

        7.    www.metodist.ru

        8.     www.numi.ru

        9.     www.openclass.ru

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Муниципальные научные лаборатории Саратовской области

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн