Человек – создатель культурных ценностей. Образ матери в произведениях искусства
Интегрированный урок окружающего мира и музыки.
Тема урока. Человек – создатель культурных ценностей. Образ матери в произведениях искусства
Цель урока: Знакомство с понятиями, раскрывающими содержание культуры России. Показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.
Задачи урока:
Обучающая: узнать связь представлений о Родине с понятием «культура» . Показать как музыка изображает душевный мир.
Развивающая: усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры. Развивать умения сопоставлять различные виды искусства на одну тему, развивать монологическую речь, умение видеть основное и формировать собственное отношение.
Воспитывающая: сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни . Воспитывать любовь к Родине. Воспитывать уважительное отношение к материнству; обогащение образа матери через знакомство с шедеврами искусства, посвящёнными женщине, матери.
Ключевые понятия урока:
Родина, культура, мать.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт “Аве Мария” (в исп. Р. Лоретти); С. Рахманинов “Богородице Дево, Радуйся”; песня «Песня о маме»
Дополнительный материал: репродукции картин - С. Рафаэль “Сикстинская мадонна”, В. Васнецов “Богоматерь с младенцем”, иконы - Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская.
Ход урока.
Мотивация к познанию нового предмета. Слайд № 1
Стихотворение о Родине + клип. Слайд № 2
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(З. Александрова)
- О чём это стихотворение? Какова его тема? (Родина)
На доске появляется табличка со словом «Родина»
Слайд № 3 - С какими воспоминаниями у каждого из вас связаны слово «родина»? (ответы детей фиксируются на доске под словом «Родина»)
родина
Мама
Дом
Гимн
Любовь
- Итак, это большие понятия связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными составляющими. Представление это можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся.
2. Исследовательская работа с текстом
Опережающее задание
- Будем внимательны к каждому слову изучаемого текста, чтобы прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые знания.
Слайд №4 Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.
– Почему с такого явного отрицания начинается наш разговор о Родине?
(В результате беседы, осмысления можно прийти к пониманию того, что не все человек может выбирать, есть что-то, что дается человеку изначально. И это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное, что призваны хранить и беречь).
- С первых дней вашей жизни вас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды к вам приходит понимание, что кроме вашего дома, вашего двора, вашей улицы, вашего города, есть еще Ваша Страна – Россия. Слайд № 5 (Во время рассказа выстраивается цепочка Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа** улица** город ** Россия)
- Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.
– Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в большом государстве – отечестве?
– А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим? (Дети читают текст на листочках)
Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.
Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура.
– Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники).
– Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» – это синонимы? (Безусловно)
– Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы, живущие в нашей стране? (Безусловно, да).
– Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь? Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень достойные.
– А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести примеры?
Итак, на доске появляются таблички:
РОДИНА – это
земля история законы общей жизни культура
3. – Объясните, как вы понимаете, что такое «культура»?(высказывания детей)
- А как трактуют это понятие толковые словари (работа со словарями)
Культура – сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир. Одним из следствий таких поступков становятся прекрасные произведения искусства, различные культурные ценности.
- Что такое культурные ценности? (работа с учебником с.56-57)
- Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.
– Почему именно культура отвечает за это?
(Культура как передача накопленных ценностей, постоянное усвоение и развитие).
Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.
Как надо отмечать государственный, народный или религиозный провести праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека, ухаживать за могилами предков? Это тоже вопросы культуры.
Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.
- Какие составляющие, входящие в понятие «культура», вас удивили?
- А как вы объясните утверждение о том, что свою культуру человек не выбирает? Мы уже встречались с подобным утверждением сегодня на уроке? А как человек может «расти» в культуре? (Усвоение опыта, правил, норм, обмен впечатлениями, получение образования).
4. Итак, как вы поняли, что мы относим к культуре?
(Создается коллаж «Культура это…». Дети выходят, выбирают вырезанную иллюстрацию и продолжают предложение)
5.
Слайд № 6. В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений.
Слайд №7. Россия когда-то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители граждане могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались. Слайд № 8
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
6. Соберите пословицы. (Работа в парах.)
Одна у человека мать, одна у него и родина.
(При солнце тепло, а при матери добро
Сердце матери лучше солнца греет.
Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.
Родную мать никем не заменишь.
Нет лучше дружка, чем родимая матушка.
Птица радуется весне, а мать деткам.)
- Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Слайд № 9
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках! (С.Островой)
7. Как вы думаете, насколько часто обращались композиторы, поэты и художники к созданию образа матери в своих произведениях и почему? Вы правы, очень часто. Эта тема близка каждому человеку.
В произведениях русских и зарубежных художников, поэтов и композиторов разных времён и народов создан вечный, чистый и благородный образ совершенной красоты – образ девы Марии с младенцем Иисусом Христом - как возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
8. Работа по теме урока.
Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина итальянского художника Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1517-1519), в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери.
Слайд № 10. “Сикстинская мадонна”
В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Лёгкая, просветленная грусть окрашивает её божественные черты. Младенец прижимается к матери, он немного удивленно и испуганно смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что ждет его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда – предчувствие грядущих страданий. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария.
Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.
Давайте послушаем “Аве Марию” австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.
(На фоне слайда “Сикстинская мадонна” звучит “Аве Мария”, после этого учитель читает):
Аве, Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
А. Фет
- Что сближает художественные образы этого музыкального произведения с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля?
Слайд №11. И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.
- Давайте послушаем эту молитву “Богородице Дево, радуйся”.
С. Рахманинов “Богородице Дево, радуйся” из всенощного бдения -слушание.
(На фоне музыки идут слайды)
Слайд № 11 В. Васнецов “Богоматерь с младенцем”
Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…
А.С.Пушкин
Слайд № 12. Богоматерь Казанская и Тихвинская
Слайд № 13 Богоматерь Владимирская
Слайд № 14 икона Богоматери Владимирской, 16 век
(Остановиться на слайде № 15 )
- Где мы можем услышать эту музыку и почему?
(В церкви, звучит аккапельно, величественно, благородно, с достоинством, с гордостью, светло, спокойно).
- Какое произведение отличается от других? Чем?
- Ребята, что вы увидели в музыке? (картины, иконы)
- Правильно. Икона - Одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа, изображение лиц или событий священной или церковной истории.
- А вы знаете, как получается икона? Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).
Слайд № 16. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.
- Эта икона - величайшая святыня Руси. Недаром на Руси она была в каждом доме. Богоматерь оберегает мать и детей, помогает поддерживать очаг, не даёт уйти семейному теплу. Эту икону называют «древнейшей песнью материнства».
Не на троне – на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке…
Нет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты.
М.Волошин.
9. - Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?
- Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём исток всего. Ему конца нет.
Встаньте, я произношу его:
Мама!
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто
Жизни существо.
В нём – исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его:
Мама!
(Р. Гамзатов.)
- Давайте споём песню о маме (звучит песня « Мама» на фоне презентации «Наши мамы» Слайд №17-64)
10. Итог урока.
Кроссворд. Слайд № 65-73
Синоним слову «Родина».
Какая любовь считается самой бескорыстной и самозабвенной.
Так называют все достижения науки и искусства (все материальные и духовные ценности), созданные человеческим обществом.
Одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа, изображение лиц или событий священной или церковной истории.
Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.
Самая известная мать во всём мире, земная мать Иисуса Христа.
Искусство, средством воплощения художественных образов для которого является звук, особым образом организованный во времени.
В результате кроссворда получается ключевое слово – Человек.
-Кто же является создателем культурных ценностей?
Слайд №74
Человек - Создатель культурных ценностей. Трудом людей создаются различные ценности. Многие из них сохраняются веками, а лучшие – вызывают гордость и восхищение.